Заочное производство – порядок рассмотрения и разрешения конкретного гражданского дела в случае неявки ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, если против этого не возражает истец, с вынесением решения, именуемого заочным.
При этом необходимо отметить, что к порядку рассмотрения дела в заочном производстве неприменим термин «упрощенная процедура». Рассмотрение дела в порядке заочного производства по упрощенной схеме является характерной особенностью английского и американского гражданского процесса, где не ведется исследование каких-либо доказательств, а судебное разбирательство сводится лишь к объявлению решения против неявившейся стороны.
Закон устанавливает следующие условия для заочного производства:
неявка в судебное заседание ответчика;
ответчик должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания;
ответчик не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие;
согласие истца – если явившийся в судебное заседание истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.
Порядок рассмотрения и разрешения дела в заочном производстве в целом происходит по общим правилам судебного разбирательства, но с некоторыми особенностями:
суд исследует доказательства, представленные не только сторонами, но и другими лицами, участвующими в деле. Так, в случае участия в деле третьих лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, суд исследует также доказательства, представленные этими лицами, поскольку без этого вынесение законного и обоснованного решения невозможно;
если ответчик не представил письменных объяснений и доказательств, суд вправе вынести заочное решение на основе доказательств, представленных истцом и другими лицами, участвующими в деле;
рассмотрение дела в порядке заочного производства ограничивает пределы осуществления предоставленных истцу процессуальных прав. Истец не вправе изменить предмет или основание иска либо увеличить размер исковых требований.
Значение данного института:
институт заочного решения направлен, с одной стороны, на расширение судебной защиты субъективных прав граждан и организаций, их свободы, а с другой – на пресечение возможности злоупотребления ответчиком субъективными процессуальными правами и установление неблагоприятных последствий за злоупотребление ими;
является дополнительной реализацией принципа состязательности;
повышает уровень ответственности сторон за свои действия (бездействие);
ускоряет разрешение спора;
сокращает число дел, рассматриваемых в общем порядке.
53. Политическая система: понятие, структура (на примере Российской Федерации). Место государства в политической системе общества
Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами. Необходимо отметить, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп. Так после крушения коммунистического режима в странах Восточной Европы, произошла коренная смена политической системы в этих государствах.
Полное преобразование одной системы в другую называется трансформацией, а процесс реформирования охваченной кризисом системы с целью приспособления к новой политической ситуации называется системным изменением.
В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы.
В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы, которые еще называют подсистемами, обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля за их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим. Некоторые исследователи (Р.Т.Мухаев) выделяют его в качестве функциональной подсистемы или структуры.
В качестве основных функций политической системы Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделили следующие:
функция политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;
функция адаптации к внешней и внутренней среде;
функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;
экстракционная функция, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды;
дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;
регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.[1]
Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
Структуры политической системы – это совокупность составляющих ее содержание элементов и взаимоотношений между ними, посредством которых обеспечивается целостность политической системы и реализация стоящих перед ней функций и задач.
Так, в современной политологической литературе предлагаются следующим подходы к пониманию структуры политической системы общества: Исходя из ролевого понимания политической системы, при котором она рассматривается с точки зрения особенностей взаимодействия субъектов, выполняющих различные политические функции, и ориентированные, в этой связи, на конкретные образцы политически значимого поведения. Данный подход был сформулирован и предложен американским политологом Габриэлем Алмондом; Структура политической системы может дифференцироваться, следуя принципу политической стратификации, то есть порядку, согласно которому те или иные группы принимают участие в осуществлении власти. Так, политические элиты принимают политические решения, бюрократия призвана выполнять решения элиты, граждане формируют институты представительной власти. Институциональный подход, в рамках которого каждый институт политической системы обслуживает определенные группы потребностей, выполняя определенные политические функции.
Так, например, в рамках институционального подхода утверждается, что, государство, как ключевой элемент структуры политической системы выражает общие интересы, политические партии, в свою очередь, стремятся к представительству наиболее устойчивых групповых интересов и потребностей, и т. д. При этом наряду с обозначенными подходами, принято выделять системный способ структурирования политической системы, который в настоящее время получил наибольшее распространение в политологической литературе. В соответствии с данным подходом, структура политической системы представлена институциональной, нормативной и коммуникативной системами, подробный анализ содержания которых будет проведен ниже.
В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.
Роль государства в политической системе:
Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;
Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;
Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.