Законы как нормативные акты высшей юридической силы. Виды законов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Закон – это нормативно—правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в предусмотренном порядке представительным органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принятие законодательным органом или путем народного голосования (на референдуме);

2) регулирование значимых общественных отношений в жизни общества, государства и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные);

3) принятие при строгом соблюдении специальной процедуры – законодательного процесса, который указан в Конституции РФ;

4) обладание высшей юридической силой (так как занимает второе после Конституции РФ место в пирамиде нормативно—правовых актов);

5) стабильность (порядок принятия закона, а также внесения в него изменений);

6) общеобязательность (его нормы должны исполняться всеми субъектами правоотношений).

Верховенство закона закреплено в Конституции РФ, предусматривающей, что:

 

 

 

1) закон не может противоречить Конституции Российской Федерации, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить закону, иначе они будут признаны недействительными;

2) закону подчинены в своей деятельности суды Российской Федерации, то есть в случае несоответствия какого—либо акта государственного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом;

3) обязательное соблюдение законов распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц.

Основными видами законов, в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются:

1) федеральные законы, которые подразделяются на федеральные законы и федеральные конституционные законы. Данный вид закона является основным видом, принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Для регулирования вопросов, указанных в Конституции, принимаются федеральные конституционные законы. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта федерации, о референдуме, о судебной системе и другие.

2) законы субъектов федерации. Они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросах совместного ведения субъектов РФ и федерации законодательными органами субъектов федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставах соответствующего субъекта.

 

Виды законов по их юридической силе:

 

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

 

3) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

 

- субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

- предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

- сроку действия (постоянные законы и временные);

- характеру (текущие и чрезвычайные);

- сферам действия (общефедеральные и региональные);

- содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

- степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

- значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

- объему регулирования (общие и специальные).

 

Общие положения об обязательствах вследствие причиненного вреда.

1. Определение. Обязательства вследствие причинения вреда (деликатные обязательства) заключаются в обязанности лица, причинившего вред личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица, возместить причиненный вред в полная объеме (ст. 1064 ГК РФ).

 

2. Сущность и значение. Обязательства вследствие причинения вреда (деликатные обязательства) являются внедоговорными обязательствами. Причинитель вреда в этом обязательстве выступает должником, а потерпевшее лицо - кредитором. Из существа обязательства очевидно, что его стороны не были связаны договорными отношениями либо причинение вреда не следовало из существующего договора. Содержанием деликтных обязательств выступает гражданско-правовая ответственность, т. е. претерпевание, несение известных тягот, дополнительного бремени, выступающее в качестве правового последствия за совершенное правонарушение. Сущность деликтного обязательства обусловлена и его основными функциями - компенсационной (восстановительной) и охранительной. http://stroi-expo.ru/ союз предприятий по производству металлоконструкций.

 

Основанием возникновения деликтного обязательства и одновременно юридическим фактом, порождающим соответствующее правоотношение, является вред, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица. Под вредом понимаются неблагоприятные для потерпевшего имущественные и неимущественные последствия.

 

Вместе с тем современное гражданское законодательство допускает возмещение не только реально наступившего вреда, но и защищает от опасности причинения вреда в будущем (ст. 1065 ГК РФ).

 

Основной принцип обязательства вследствие причинения вреда заключается в полном возмещении вреда лицом, его причинившим. В литературе этот принцип именуется генеральным деликтом, в соответствии с которым противоправность действия и виновность причинителя вреда презюмируются.

 

3.Субъекты. Сторонами в обязательствах вследствие причинения вреда по общему правилу могут выступать граждане, юридические лица. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Лицо, обязанное возместить причиненный вред, является в этом обязательстве должником. Лицо, имущественным или неимущественным правам которого причинен вред, является потерпевшим и - в деликтном обязательстве - кредитором.

 

4. Условия возникновения обязательства вследствие причинения вреда. Причинение вреда является основанием возникновения деликтного обязательства в совокупности следующих условий:

 

а) противоправность действия (бездействия);

 

б) причинная связь между действием (бездействием) и причинением вреда;

 

в) вина причинителя.

 

А. Противоправность действия (бездействия) как условие возникновения деликтной ответственности выражается в нарушении причинителем вреда и нормы права, и одновременно - субъективного права потерпевшего. Принцип генерального деликта исходит из правила - всякое причинение вреда противоправно, если законом не установлено иное. Например, правомерным и не подлежащим возмещению является вред, возникший при исполнении предусмотренных законом обязанностей по тушению пожара, спасению людей и имущества и т. д. В возмещении вреда также может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

 

Гражданский кодекс предусматривает два случая причинения вреда правомерными действиями:

 

- в состоянии необходимой обороны;

 

- в состоянии крайней необходимости.

 

Необходимая оборона - это действие, совершенное для защиты интересов государства, общественных интересов, личности или прав самого обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда. Такие действия не признаются противоправными, и вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, не подлежит возмещению. Вред, причиненный при превышении пределов необходимой обороны, возмещается на общих основаниях. Превышением пределов признается явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 181.