Международные преступления как предмет регулирования межд-ого уголовного права следует отличать от межд-х преступлений, совершаемых Сами МП, за которые наступает международная ответственность.
Международное уголовное преступление – это виновное нарушение индивидом нормы межд-ого уголовного права.Эти преступления имеют особый объект – они направлены против общих интересов мира и безопасности, человечности и гуманизма. Третьим особым признаком таких преступлений является обязательное формулирование их составов в межд-х дог-рах. И, наконец, можно выделить и четвертый, но факультативный признак – осуждение за совершение этих преступлений возможно международными органами (Межд-й уголовный суд). Последние два признака не исключают возможность осуждения преступника в гос-ве национальными судебными органами на основе внутреннего закона (см., например, главу 34 Уголовного кодекса РФ).
В качестве основных составов этих преступлений выступают: начало и ведение агрессивной войны, использование оружия массового поражения, нарушение законов и обычаев войны (вероломство, убийство мирных жителей, неправомерное использование защитных эмблем и т.п.), геноцид, экоцид, наемничество, нападение на лиц и учреждения, пользующихся международной защитой (дипломатические представительства, Межд-й комитет Красного Креста и т.п.).
Однако проходившая в 1927 г. в Варшаве Международная конференция по унификации уголовного законодательства отнесла к международным преступлениям лишь те, что сейчас называются преступлениями межд-ого характера (фальшивомонетничество, наркоторговля и др.). Уже во время Второй мировой войны в Лондоне была организована Комиссия по расследованию преступлений, которая разделила международные преступления на 4 группы и они приобрели современное понимание:
1) подготовка и ведение агрессивной войны или любых других актов агрессии;
2) нарушение законов и обычаев войны;
3) все преступления, совершенные как в самой стране, так и за пределами этой страны, направленные к уничтожению расы, народа или политической партии;
4) преступления, совершенные после прекращения военных действий в целях предотвращения восстановления мира (терроризм и т.д.).
Иногда в качестве вида межд-х преступлений отдельно выделяют, так называемые, конвенционные, состав которых установлен международными конвенциями. В отличие от остальных, юрисдикцией в отношении этого вида межд-х преступлений обладают только участвующие в соответствующем международном дог-ре гос-ва. Кроме того, механизм реализации этих конвенций состоит в обязательной их имплементации во внутреннее уголовное право гос-в. Представляется, что выделение этого вида может привести к путанице, т.к. дать в этом случае однозначный ответ на вопрос, чем же эти преступления отличаются от преступлений межд-ого характера невозможно.
Преступления межд-ого характера в отличие от межд-х преступлений имеют свой особенный объект – они посягают на мирное сотрудничество в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т.д.), а также причиняют ущерб физическим и юридическим лицам различных гос-в. Ответственность за эти преступления может быть предусмотрена международными дог-рами, но они требуют обязательной имплементации во внутреннее право. Наказание за эти преступления осуществляется гос-вами в рамках своей юрисдикции. Чаще всего к преступлениям межд-ого характера относят угон самолетов, контрабанду, фальшивомонетничество, пиратство, производство и распространение наркотиков и т.п.
В последнее время появился еще один термин – «трансграничное преступление». Чаще всего трансграничным называют общеуголовное преступление, причинившее ущерб интересам физических и юридических лиц различных гос-в (распространение ущерба за пределы одного гос-ва) либо совершенное на территории нескольких гос-в. Трансграничный характер приобретает организованная преступность. Преступные организации и синдикаты могут совершать и преступления межд-ого характера, и трансграничные преступления.
Актуальным для гос-в является сотрудничество в области борьбы с коррупцией, поскольку это обеспечивает в том числе и развитие инвестиционных отношений, построение гражданского общества в развивающихся гос-вах.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.