Международное морское право – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанных с деятельностью по использованию Мирового океана.
Разграничение морских пространств является неотъемлемой частью территории государства, в пределах которого действует его суверенитет: внутреннее море и территориальное море. Исключительная экономическая зона, прилегающая зона, континентальный шельф – это не входящая в территорию данного государства, но подчиняющаяся его юрисдикции территория.
Субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.
Пространства морей и океанов с международно-правовой точки зрения подразделяются на:
1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;
2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.
Принадлежность части Мирового океана к одному из видов морских пространств определяет правовой статус этой части моря.
Правовой режим внутренних морских вод
в некоторых аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, т. е. имеют единообразный правовой статус. Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для международного судоходства.
Специфическим международно-правовым режимом обладают морские каналы. Морские каналы – это искусственные сооружения прибрежного государства и его внутренние воды.
Источниками международного морского права являются конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.
Основными принципами международного морского права являются:
1) принцип свободы открытого моря:
а) свобода судоходства;
б) свобода полетов;
в) свобода прокладывания трубопроводных кабелей;
г) свобода рыболовства;
д) свобода научных исследований;
2) принцип использования открытого моря в мирных целях;
3) принцип рационального использования морских ресурсов;
4) принцип предотвращения загрязнения морской среды;
5) принцип свободы научных исследований.
Правовой режим внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву — подписана вямайском городе Монтего-Бэй в декабре 1982 года. Вступила в действие 16 ноября 1994 года. Конвенция содержит 320 статей и 9 приложений. По состоянию на 1 марта 2010 г. конвенцию подписали и ратифицировали 159 стран и Европейский союз.
Конвенция устанавливает следующее разделение морского пространства:
Внутренние воды
Внутренними водами является часть моря, расположенная между побережьем и исходной линией.
Соответственно режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определённые стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определён Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее — Закон о морских водах). В Законе подчёркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.
Территориальное море
Территориальное море — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшегоотлива или от исходной линии.
Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства. Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.
Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции.
Прилежащая зона
Прилежащая зона — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий).
В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.
Быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определённом пространстве за пределами территориального моря. Это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 202.