Совершающиеся в процессе деятельности организаций хозяйственные операции разнообразны по своему содержанию. Этим обуславливается различие форм и содержания документов, которыми оформляются хозяйственные операции. Различия в документах вызываются также способами их оформления и последующей обработки в учетном процессе.
Правильному составлению и использованию документов в бухгалтерском учете способствует их классификация.
Под классификацией документов понимают их группировку по определенным признакам
Таблица 5.2 - Схема классификации бухгалтерских документов
Признак классификации | Вид документа | Характеристика | Примеры |
По назначению | Распорядительные | Содержат распоряжение на проведение хозяйственной операции, однако факт ее совершения не подтверждают и поэтому основанием для учетной записи не являются. | Доверенность на получение материальных ценностей, чек на получение денег с расчетного счета |
Оправдательные | Составляются в момент совершения хозяйственной операции, отражая ее исполнение лицом, предоставившим такой документ | Товарно-транспортная накладная, приходный кассовый ордер, авансовый отчет | |
Комбинированные | Сочетают разрешительный и оправдательный характер. Их использование позволяет сократить количество документов, упростить и ускорить процесс бухгалтерской обработки информации | Расходный кассовый ордер, лимитно-заборная карта, расчет заработной платы за время отпуска | |
По месту составления | Внутренние | Составляются и используются для оформления хозяйственных операций, совершаемых внутри организации | Кассовые ордера, платежные ведомости, товарные отчеты |
Внешние | Поступают от других организаций или направляются из данной организации в другие организации | Счет-фактура поставщика, платежное поручение | |
По степени обобщения информации | Первичные | Составляются в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания | Кассовые ордера, платежные требования, платежные поручения |
Сводные | Составляются для обобщения информации о хозяйственных операциях, оформленных ранее первичными документами | Кассовый отчет, авансовый отчет товарно-денежный отчет | |
По способу охвата операций | Разовые | Необходимы для отражения одной или нескольких однородных хозяйственных операций, совершаемых одновременно | Товарно-транспортная накладная, приходный кассовый ордер |
Накопительные | Служат для регистрации и накапливания данных по однородным хозяйственным операциям, совершаемым в разное время в течение определенного периода | Отчет о движении товаров по складу, заборный лист, лимитно-заборная карта |
Бухгалтерские документы классифицируются по следующим признакам:
1) по назначению;
2) месту составления;
3) степени обобщения информации;
4) способу охвата операций.
По назначению документы делятся на распорядительные, исполнительные (оправдательные), комбинированные, документы бухгалтерского оформления и нормативные.
К распорядительным документам относятся письменные распоряжения уполномоченных лиц на выполнение определенных хозяйственных операций: приказы, распоряжения, записки о приеме и увольнении с работы, об отпуске и др. Их основное назначение – передача указаний руководящих работников непосредственным исполнителям. Эти документы еще не содержат в себе подтверждения фактов совершения операций, поэтому сами по себе не могут служить основанием для отражения операций в учете.
Исполнительные (оправдательные) документы удостоверяют факт совершения операций, подтверждают их выполнение и составляются в момент совершения операции. К ним относятся различные ведомости по заработной плате, акты, накладные, приходные ордера на поступившие материалы, счета, платежные требования на отпущенную продукцию и др.
Чаще всего на практике применяются комбинированные документы, которые объединяют признаки распорядительных и оправдательных. Они содержат распоряжения на совершение хозяйственных операций и удостоверяют факт их выполнения. К таким документам относятся приходные и расходные кассовые ордера, требования и накладные на отпуск материалов, объявления о взносе наличных денежных средств на расчетный счет, наряды и др.
Так, например, требование на отпуск материалов содержит не только количество затребованного материала и подписи лиц по строке "Затребовал" и "Разрешил", но и фактическое количество отпущенного материала и подписи лиц по строкам "Отпустил" и "Получил". Аналогичным комбинированным документом является и наряд на сдельные работы, где указывается не только заданная работа и ее объем, но также и фактическое исполнение задания с соответствующими подписями и показателями.
К отдельной группе относятся документы бухгалтерского или учетного оформления (комбинированные).
Документами бухгалтерского оформления называются такие документы, которые создаются аппаратом бухгалтерии для подготовки учетных записей. Они составляются в бухгалтерии на основании ранее оформленных документов и предназначены для отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах с целью ускорения учетного процесса. В этих документах нет распоряжения на проведение хозяйственной операции и нет подтверждения факта ее совершения. Например, расчет суммы претензии по иску, расчет амортизации основных средств и нематериальных активов, расчеты товарных потерь и т.д.
К документам бухгалтерского оформления относятся также бухгалтерские справки. Они составляются в тех случаях, когда нужно перенести сумму с одного счета на другой, оформить закрытие счета, исправить ошибки, допущенные в учетных записях и т.п. Необходимость в этом возникает довольно часто, и поэтому справки такого рода в бухгалтерской практике весьма распространены.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 372.