Едва ли вызовет споры утверждение, что каждая идеология, теория или учение имеет не только своих сторонников, но и противников, критиков и скептически настроенных оппонентов. Теория анархо-феминизма не стала исключением, напротив, она в какой-то мере является еще более уязвимой мишенью для критики, так как подвергается нападкам не только в качестве обособленного направления мысли, но и как направление анархизма и направление феминизма, слабые места которых иногда приписываются анархо-феминизму, причем куда с большей готовностью, чем успехи этих течений.
Чаще всего теорию анархо-феминизма критикуют за низкую степень разработанности. Под этим подразумевается отсутствие длительной теоретической традиции, четких программных установок, и едва ли в библиотеках в разделе «политико-правовые учения» можно встретить тома, посвященные анархо-феминизму.
Тем не менее, нельзя отрицать наличие в анархо-феминизме логико-теоретической и философской основы. Беря свои истоки в традициях анархизма, заимствуя оттуда отчасти понятийную основу и фундаментальные цели, анархо-феминизм привносит и оригинальные аспекты, используя категорию «патриархальные отношения» для описания деструктивных и деспотичных элементов в общественном устройстве.
Любой источник анархо-феминистской мысли содержит однозначный и содержательный ответ на вопрос о социальном назначении государства, права, традиционных общественных институтов, экономической системе, который заключается в категорическом неприятии любых иерархически организованных структур, осуществляющих властные полномочия либо добивающиеся к ним доступа, будь то государство, политическая партия или даже семья патриархального уклада.
Что касается нормативно-правового регулирования, то существует даже феминистская теория права, или феминистическая юриспруденция, которая, с одной стороны, объясняет, какую роль играл закон в историческом формировании подчиненного положения женщины, а с другой стороны, стремится с помощью различных правовых механизмов добиться изменений в законодательстве, наличие которых в исторической перспективе очевидно.
Более того, в данных целях показателен пример Кимберли Крэншоу, которая является профессором, адвокатом по гражданским делам и приверженецем теории интерсекциональности, то есть исследования форм дискриминации и доминирования в их пересечении.
Будучи чернокожей женщиной, Крэншоу особенно остро восприняла тот факт, что с помощью существующих правовых механизмов крайне сложно защитить нарушенное право, если лицо подвергается дискриминации по нескольким признакам сразу, например, по признаку гендера и расы. По словам Крэншоу, ее возмущал отказ помогать в тех случаях, когда нарушались права цветной женщины, потому что не было понятно – это расовая дискриминация или дискриминация по полу[136].
Справедливости ради, стоит отметить, что феминистская теория права более присуща либеральному феминизму, как направлению, стремящемуся договориться с государством, а не уничтожить его. Анархо-феминисты же более склонны к восприятию либертарной модели регулирования, то есть системы договоров, посредством которых можно наиболее оптимально развивать отношения в неиерархическом обществе.
Но пока данное общество не восстановилось повсеместно, анархо-феминистские группы используют и легальные механизмы для достижения своих целей (то же самое ирландское ДСТ, перманентно совместно с феминистками принимающее участие в референдумах по отмене восьмой поправки к Конституции Ирландии).
Вторым критическим замечанием, вытекающим из первого и адресованного уже в большей степени анархизму, является отсутствие «рекомендаций» для построения лучшего общества, а потому «анархизм не теория вообще»[137]. Такое замечание кажется вовсе неуместным, так как совокупность правил поведения не является определяющей характеристикой для политико-правовой теории.
М. Д. Рахманинова также видит слабые стороны анархо-феминизма. Так она отмечает, что «с концептуальной точки зрения, для западной модерности анархо-феминизм слишком узок, поскольку не выходит из всего того, что уже давно составляет его основы и, не будучи нацеленным обнаруживать в современности новые проблемы и опасности, продолжает возражать старым и уже хорошо известным»[138].
Кроме того, Рахманинова обвиняет анархо-феминисток в том, что последние, якобы, выводят все пороки капитализма из мужской природы и называет такую позицию «гротескным жестом аффекта», добавляя, что последовательность анархо-феминистки проявляют только в том, что, причисляя научную стройность и теоретичность мужской рациональности, сами ее пренебрегают[139].
Такие критические замечания стали возможными благодаря публикациям некоторых современных анархо-феминисток, например, автора Интернет-публикаций, Руби Флик, которая, действительно в каждом мужчине видит агрессора и потенциального нарушителя порядка, хотя открыто не говорит о том, что мужчинам не место в идеальном обществе. Руби Флик также критикует и Вольтарину де Клер за ее отказ от гендерной нейтральности языка в пользу ранее принятого словоупотребления (поводом для недовольства стало слово «men», активно используемое де Клер для обозначения человека в целом)[140].
Действительно, анархо-феминистки в некоторой мере отождествляют патриархальность и капитализм, хотя бы потому, что вдохновителями и реализаторами последних действительно были мужчины, но о пороках мужской природы для анархо-феминисток говорить не свойственно, напротив, как это подчеркивалось во второй части настоящей работы, анархо-феминизм настаивает на равенстве, основанном на едином общечеловеческом начале[141].
Историк Маргарет Марш, которая в 1978 году выпустила статью «Анархистско-феминистский ответ на «женский вопрос» в Америке конца ХХ века», в котором оценила анархо-феминистское движение как «маргинальную группу, не имевшую какого-либо влияния на большинство женских жизней, ни в прошлом, ни в настоящем»[142]. Давид Туркато и Мэтью Томас также утверждают, что анархизм не способен к массовому формированию движения, и описывают анархистские движения как «крайние, неэффективные, архаичные, обреченные»[143]. Кита Кьюрин же, приходит к совершенно противоположному выводу о том, что «анархизм, расширенный феминистским опытом - самое жизнеспособное революционное направление в течении 80-х годов»[144].
Представляется, что примеров успеха анархо-феминистских движений Испании и Боливии, представляется, уже достаточно, чтобы счесть замечание Кьюрин более справедливым.
Как правило, анархо-феминистские группы и движения и в теории и на практике представляют собой децентрализованную, гибкую и неформальную организацию в лучших традициях анархизма.
Тем не менее, даже, казалось бы, сильная сторона анархо-феминизма стала причиной для критики, идущей от традиционно настроенных историографов, которые в качестве критериев «серьезности» идеологического течения формализованную структуру и четко определенные идеологические границы[145].
Выступая защитником женского движения, Линдси Грейс Вебер, однако, заметила, что «история анархо-феминизма не может быть рассказана с использованием традиционного анархистского и феминистского подходов историографии. Появление их мысли, их сообществ с подчеркнутой местной автономией, открытостью и горизонтальной организаций и координацией, сделали неактуальными традиционные способы идеологической идентификации»[146].
Еще одним поводом для несогласия с анархо-феминистками послужила их позиция по воспитанию детей. Так, противники анархо-феминистского подхода считают, что традиционный вариант семьи с выраженными гендерными ролями помогают воспитать более здоровое и эмоционально устойчивое поколение.
Некоторые палеоконсерваторы, в том числе Джордж Гилдер и Пэт Бьюканан, полагают, что феминизм стремится создать фундаментально порочное общество, которое не имеет будущего[147].
К сожалению, многие радикальные феминистские организации не готовы к сотрудничеству даже с сочувствующими их целям мужчинами, что не может не бросить тень и на анархо-феминисток.
Так, во время одного из митингов, организованных радикальными феминистскими организациями Испании на Международный женский день, некоторые активистки проявили агрессию по отношению к мужчинам, пришедшим на митинг, с целью поддержать движение.
Это событие впоследствии повлияло на то, что мужчины-члены НКТ перестали участвовать в подобных мероприятиях, во избежание подобных ситуаций[148]. Подобные проявления бессмысленной враждебности лишь отодвигают цель анархистов к построению общества, построенного на началах свободы и солидарности. Пока одни считают, что мужчины и женщины должны вместе бороться против угнетения женщин, другие создают враждебную среду, превращая идеалы свободы Национальной конфедерации труда в повод для противостояния.
Рассмотрев критические замечания, которые, как правило, сопровождают анархо-феминистскую теорию, перейдем к вопросу, насколько данное явление жизнеспособно как учение и практическое движение.
Как отмечает в своей работе «Динамика представлений о женской самоидентификации: от модернизма к постмодернистскому феминизму» Е.Е. Агафонова: «Бинарная оппозиция «мужчина-женщина» явно или неявно пронизывает всю культуру и весь ее категориальный ряд, поскольку понятия «качество-количество», «разум-интуиция», «дух-плоть», «культурное-природное», а также «хорошее-плохое», «светлое-темное» сопрягаются с мужским и женским. Характерно при этом, что первая часть оппозиции наделяется более высоким статусом, выступает основанием, детерминантой по отношению ко второй части оппозиции»[149].
Несомненно, суфражистки, активистки женского движения, правозащитные организации сделали большой шаг вперед в улучшении положения женщин, причем сразу во все сферах: правовой (приведение национального законодательства в сфере семейного, трудового, гражданского и уголовного права большинства государств к международным стандартам, защищающим права и свободы каждого человека, независимо от социальных и физиологических характеристик; нормативное закрепление гарантий, направленных на поддержку женщин), экономической (работодатели государств, по крайней мере Западного полушария, готовы принять специалистов любого пола), политической (женщины активно влились в политическую деятельность, занимая даже высшие государственные должности) и культурной (женщине уже ни к чему брать мужской псевдоним для увеличения продаж книги, автором которой она является). Несмотря на данные достижения, миллионы женщин продолжают страдать в тех уголках Земли, куда правозащитные организации лишь изредка обращают свой обеспокоенный взор.
Приведем всего несколько примеров.
По данным новостного портала БиБиСи, в конце декабря 2016 года в Непале погибла 15-летняя девушка, пытаясь развести для согрева костер в амбаре, куда она была изгнана по причине менструации. Парламент Непала только в 2005 году законодательно запретил обычай, согласно которому женщина любого возраста изгоняется из дома, а иногда и из деревни на период месячных кровотечений, однако, некоторые деревни по-прежнему практикуют данный обычай, подвергая девушек и женщин не только моральному унижению, но и ставя под угрозу их жизнь и здоровье[150].
В Мавритании девушка без основательного запаса жира на теле не имеет права выйти замуж, девушки проходят обряды насильственного кормления, доводя свой вес до критического.
В Бирме некоторые племена по-прежнему практикуют обряд ношения медных колец, которые надевают на девочек в возрасте 5 лет и продолжают это делать, пока не прекращается фаза активного роста организма. В результате этой «процедуры красоты» скелет женщины деформируется, а шея уже не может самостоятельно удерживать голову.
У племени мурси в Эфиопии принято 12 –ти летним девочкам делать разрез в нижней губе, удалять передние нижние зубы и вставлять деревянную шайбу, чтобы обеспечить ей будущее, так как эта процедура является единственным способом обеспечить мужское внимание[151].
Если данные истории кажутся лишь иллюстрациями дикости далеких от цивилизованного мира народов, почему же в европейских странах средства массовой информации продолжают печатать статьи о неравном размере оплаты труда для специалистов одинаковой квалификации, но разного пола, и зачем к Международному женскому дню правительства государств демонстрируют свое стремление улучшить положение женщин, если оно было бы и так устойчивым и благоприятным?
Например, 8 марта 2017 года Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведев было подписано распоряжение об утверждении «Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы».
Согласно данному документу Стратегия основывается на том, что «права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации»[152].
Перечисляя ранее достигнутые успехи в данной сфере, связанные с реализацией государственных программ и в сферах образования, здравоохранения и социальной поддержки граждан, новая Стратегия ставит в качестве приоритетной цели «улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния», увеличения числа женщин, занятых в государственном секторе, а также улучшения качества медицинского обслуживания женщин.
Кажется, что подобные меры подтверждают действенность, скорее, движений либерального крыла феминисток, нежели тех, что ратуют за свержение любой, даже «заботящейся» о них власти. Но в таком случае вспоминаются слова Ульрихи Марии Майнхов о том, что «требование равенства полов более не ставит под сомнение общественные предпосылки неравенства между людьми, напротив, оно требует только последовательного проведения несправедливости и равенства в неравенстве»[153].
Современные анархо-феминистки продолжают развивать свое учения, встречаясь на международных анархо-феминистских фестивалях в рамках движения Анархо-Феминистское Действие (AnFEMA), который весной 2008 года, например, проходил в Загребе, Хорватия. Во время таких фестивалей, анархо-феминистки из разных стран делятся опытом организации протестных акцией, проходящих в разных городах: Салониках, Копенгагене, и других[154].
Анархо-феминистки также тесно сотрудничают с организациями, направленными на защиту экологии (экофеминисты, зеленые анархисты), так как и те и другие считают, что капиталистическое, иерархическое общество способно лишь потреблять, что ведет к гибели людей, истреблению животных и уничтожению всей окружающей среды.
Джуди Бари (1949-1997гг.) –американская активистка, которая боролась за права женщин, рабочих и сохранение калифорнийских лесов. Она также столкнулась с большой агрессией, направленной на нее только исключительно по той причине, что она женщина.
После того, как она присоединилась к природозащитной организации Earth First!, состоящей практически полностью из мужчин и занимающейся ненасильственными акциями по спасению калифорнийских лесов от вырубки, она единственная из участников получала записки с угрозами и цитатами из Библии, призывающими женщину к покорности и повиновению[155], но продолжала бороться с тем, что считала неправильным, приглашая к своей борьбе не только женщин, но и мужчин.
Колин Райт справедливо полагает, что экологический аспект может помочь в создании продуктивного диалога между мужчиной и женщиной, анархизмом и феминизмом[156].
Как отмечает анархо-феминистка Пеги Корнеггер, радикальный феминистский анализ общества также способствовал развитию либертарианской мысли[157].
Аккумулируя вышесказанное можно сделать следующие выводы о перспективах анархо-феминистского движения.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть положительные черты женского анархистского движения.
Во-первых, создание децентрализованного, лишенного иерархии движения, построенного строго по горизонтали, или, по выражению Роксанн Данбэр-Ортис и Колина Уорда, «идеальное анархистское сообщество»[158].
Во-вторых, анархо-феминизм не ставит единственной целью освобождение женщин. Напротив, свержение патриархата – один из элементов борьбы против авторитаризма, общества потребления и экологического загрязнения.
Совокупность данных целей приводит анархо-феминисток к сотрудничеству с другими движениями со схожей идеологией, так как в отличие от пролетарской партии, анархо-феминисткам не нужно опасаться конкуренции в отсутствии цели установления патриархата.
Таким образом, учитывая, что анархистская мысль настолько разрослась и обзавелась различными ответвлениями, что появилось даже такое направление, как «анархизм без прилагательных», то существование анархо-феминизма вполне органично вписывается в общую картину, не вступая в критические противоречия с основными направлениями анархизма. Напротив, по словам Пегги Корнеггер: «без элемента феминизма принципы, на которых базируется анархизм, становятся чрезвычайным лицемерием»[159].
С такой позицией соглашается и М.Д. Рахманинова, при всей ее критической настроенности по отношению к исследуемой в настоящей работе теории, и называет анархо-феминизм «частью теоретического корпуса анархизма» и «конкретизацией его обширного проблемного поля», добавляя, что «современный анархизм невозможен без концепции феминизма, равно как и без концепции экоанархизма, так как именно проблемы дискриминации и эксплуатации в наибольшей степени конкретизированы в этих направлениях»[160].
Заключение
В настоящей магистерской диссертации бала предпринята попытка провести политико-правовой анализ и исследование анархо-феминизма в его теоретическом и практическом проявлениях. В результате методологической обработки источников анархо-феминистской мысли и публикаций, так или иначе затрагивающих предмет настоящего исследования, были сделаны следующие выводы.
Анархо-феминизм как политико-правовую теорию характеризуют наличие логико-теоретической и философской основы, выраженной как в трудах теоретиков анархизма, так и в работах представительниц анархо-феминизма Э. Гольдман, В. де Клер, М. Саорнил, С.Браун и других. Своеобразие анархо-феминизма состоит в: акценте на уничтожении патриархальной власти, который опускался в большинстве работ анархистов ХХ века; выделении отдельной группы населения как наиболее уязвимой и требующей освобождения вне и внутри анархистского движения; организации отдельной фракции внутри анархистского течения, которая, помимо целей, провозглашаемых основной анархистской организацией, преследует свои цели, не противоречащие, но дополняющие требования анархистских групп.
Суть теории анархо-феминизма заключается в уничтожении любых форм иерархии и отношений власти-подчинения, в частности: ликвидация патриархата как инструмента угнетения женщин и как модели отношений построенных по принципу иерархии, в которой верхнюю позицию занимает мужчина, низшую – женщина, ликвидация государства как олицетворения патриархальной власти на глобальном уровне (государство – покровитель, правитель–отец народа). Согласно воззрениям анархо-феминисток, «женского государства» быть не может, потому что государство всегда будет институтом, осуществляющим властные функции над людьми.
В отличие от феминизма в его разного рода проявлениях, для анархо-феминизма освобождение женщин является не единственной задачей, для него не характерны попытки поставить женщину в привилегированное положение или делать акцент на биологическом или психофизическом отличии женщины от мужчины. Целью феминизма же в своих истоках было устранение дискриминации женщин, с дальнейшим установлением равенства в правах мужчин и женщин (либеральный феминизм) либо установлением матриархата – господства над мужчинами (радикальный феминизм). Если последнее вовсе не сообразуется с идеалами анархизма, которому чуждо всякое господство, то и первый вариант в форме либерального феминизма также не вяжется с анархистской программой в той части, что он не требует никаких коренных изменений в обществе, кроме уравнивания в правах мужчин и женщин. Такие движения едва ли выльются в противостояние государству (пример феминистского движения Китая), так как от него черпают поддержку в виде законодательного оформления своих требований.
В первой части настоящей работы была выделена такая характерная черта анархизма, как стремление создать неиерархическое общество, лишенное отношений власти-подчинения. Нетрудно заметить, что именно этот тезис проходит красной нитью во всех трудах анархо-феминисток. Безусловно, особое внимание уделяется борьбе с патриархатом, так как женщинам приходится сталкиваться не только с общим угнетением людей, но и сексистским угнетением и притеснением.
Таким образом, стоит отметить, что по своей сути анархизм включает и поглощает собой анархо-феминизм, но жизненные условия и противоречивость взглядов самих представителей анархизма породили собой анархо-феминизм. Если бы социалисты защищали интересы всех трудящихся, кроме рабочих консервных заводов, немудрено было бы, если бы эти рабочие создали особое движение, восполняющее этот абсурдный пробел. Так поступили и основоположники анархо-феминизма.
Тем не менее, и анархизм, и феминизм внесли свой вклад: «анархизм углубил либеральный критический анализ власти, в то время как феминизм расширил определение человека»[161], а анархо-феминизм показал себя, возможно, не слишком детально разработанной теорией, но эффективным и жизнеспособным движением.
При написании магистерской диссертации были исследованы работы представительниц анархо-феминизма, служащие основным источником анархо-феминистской теории.
Анализ анархо-феминистских движений Испании, Боливии, США и Китая показал, что развитие исследуемой теории спровоцировали такие факторы, как
- достижение суфражистскими движениями их основных целей по получению женщинами права голоса и доступа к образованию привело к естественному спаду либерального феминизма, хотя женщины по-прежнему принимали очень незначительное участие в политической жизни общества и имели затрудненный доступ к благам «общества изобилия»;
- увеличение популярности анархистских идей к началу ХХ века;
- в анархистских программах слишком незначительное внимание уделялось решению «женского вопроса», при том, что помощь со стороны женщин была необходима анархистскому движению;
- многие анархисты в частной жизни придерживались модели патриархального устройства семьи, что вызывало недовольство их товарищей-женщин.
В настоящем исследовании также была прослежена динамика развития анархо-феминизма, согласно которой, пик его приходится на 1960-1980-е годы. До этого периода анархо-феминистское движение и теория находились в стадии формирования, а после, анархистская теория во многом поглотила собой анархо-феминизм, уделив вопросу освобождения женщин достойное внимание.
Положение, выносимые на защиту, нашли в ходе работы свое полное подтверждение.
Кроме того, в работе была предпринята попытка развенчания предрассудков, связанных с феминистской и анархистской теориями и, как следствие, передавшимися анархо-феминизму. Эти предрассудки, с одной стороны, были вызваны отсутствием упорядоченности теории анархо-феминизма, с другой стороны, дискредитирующими действиями и публикациями лиц, также причисляющих себя к озвученным движениям, но фактически придерживающихся иных взглядов, а также тем, что наличие предрассудков, показывающих анархо-феминизм в невыгодном свете, потенциально выгодно официальным структурам, против существования которых, по сути, и направлен анархо-феминизм.
Суммируя сказанное, согласимся с ранее озвученной точкой зрения о том, что основные положения анархо-феминизма являются неотъемлемой частью теории анархизма, а анархо-феминизм как движение – пример успешной реализации анархистских принципов в организации децентрализованного, горизонтального и неиерархического сообщества.
Библиография
Нормативные акты :
1. Сonstitution Of Ireland October, 2015 Enacted by the People 1st July, 1937 in operation as from 29th December, 1937. Available from: http://www.irishstatutebook.ie
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.03.2017 № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2017.
Публикации на русском языке :
1. Агафонова Е.Е. Динамика представлений о женской самоидентификации: от модернизма к постмодернистскому феминизму // Вестник РУДН, № 3, 2009. С. 13-19.
2. Аксельберг М. «Самостоятельность и равенство»? Организация «Свободные женщины» и анархистские стратегии для женской эмансипации, 1985. Перевод: Махно М., Фёдоров А. 19 с.
3. Ахмедшина Ф., Шнырова О.,Школьников И. Основные направления феминистской теории //Введение в теорию и практику гендерных отношений Ташкент, 2007 С. 47-61.
4. Бакунин М.А. Революционный катехизис, 1866. Электронный ресурс:: http://ak-protest.narod.ru/revolytkatexiz.htm.
5. Белькович Р.Ю. Анархо-индивидуализм в США: парадоксы государственности в новое время// Российский юридический журнал, №4. Екатеринбург, 2010. С. 41-46.
6. Брайсон В. Политическая теория феминизма: введение. Перев. с англ. Липавекой О.Б Лиnавекой Т.Общ. ред. Гурко Т., Москва: Идея-Пресс, 2001. 304 с.
7. Валькова Е., Пещеров Г. Феминизация общества // Власть, № 10, 2011. С. 41-43.
8. Гольдман Э. Анархизм.1920. 45 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org
9. Гольдман Э. Патриархизм-угроза свободе/ Эмма Гольдман. Сборник статей, Планета Земля, 2011. С. 87-94.
10. Гольдман Торговля женщинами, 1911. 12 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org
11. Гольдман Э. Трагическое в эмансипации/ Эмма Гольдман. Сборник статей, Планета Земля, 2011. С. 77-87.
12. Гольдман Э. Что я думаю, 1908. 24 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org4
13. Гуж O. Де Декларация прав женщины и гражданки //Перевод Лучининой Е., Успенской В. Электронный ресурс: http://ravnopravka.ru/2011/03/олимпия-де-гуж-декларация-прав-женщин/
14. Дежак Ж. О человеке мужском и женском. Письмо П.-Ж. Прудону, новый Орлеан, май, 1857. Электронный ресурс: http://www.aitrus.info/node/4104ю
15. Джеймс А. Не-западный анархизм: переосмысливая глобальный контекст, 1990. Электронный ресурс: https://vk.com/anarcholibrary ru.theanarchistlibrary.org
16. Донченко А.Е. FARC-EP (Революционные Вооружённые силы Колумбии - Армия народа) и общественно - культурная ситуация в современной Колумбии // Актуальные проблемы современности. 2009.
17. Маркузе Г. Марксизм и феминизм. Москва, 2008. Пер. Медведева К. 17 с.
18. Морозов И. Л. Попытка адаптации леворадикальной идеологии к реалиям современного мира: опыт сапатизма // Полис. Политические исследования, № 5, 2006.
19. Рахманинова М. Д. Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма: от XIX к XXI веку: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Москва, 2010.- 215 с.
20. Самойлова А.С. Типология феминизма «третьей волны» // Вестник МГЛУ. Выпуск 2 (635)б, 2012. С. 98-107.
21. Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921 . Москва: Наука, 1983. 184 с.
22. Субкоманданте Маркос Между светом и тенью. Последние слова. Ла-Реалидад, планета Земля. Электронный ресурс: http://scepsis.net/library/id_3579.html (Дата обращения: 04.06.2016 г.).
Публикации на английском языке :
1. Ayguavives M. de Mujeres Libres: Reclaiming their predecessors, their feminism and the voice of women in the Spanish Civil War history. Budapest, 2014. 104 pp.
2. Bari J. The Feminization of Earth First!, 1992. Available from: http://theanarchistlibrary.org/library/judi-bari-the-feminization-of-earth-first
3. Brown S. L. The Politics of Individualism: Liberalism, Liberal Feminism and Anarchism, 2002.2012 pp.
4. Brownell, Susan, and Jeffrey N. Wasserstrom. Chinese Femininities / Chinese Masculinities. Berkeley: University of California Press, 2002. ISBN 0-520-22116-8. Available from: http://www.feminisminchina.com/chinese-feminists/
5. Cleyre V. de Anarchism and American Traditions. The Anarchist Library, 1932. 15 pp.
6. Crenshaw K. Intersectionality of Race and Gender. Available from: https://en.tiny.ted.org/talks/kimberle_crenshaw_the_urgency_of_intersectionality
7. Ehrlich С. Socialism, anarchism and feminism, 1977. Original Sourse: American feminist magazine Second Wave Vol. 5, № 1.Available from: http://theanarchistlibrary.org/library/carol-ehrlich-socialism-anarchism-and-feminism
8. Farrow L. Feminism As Anarchism, 1974. 10 pp. Available from: theanarchistlibrary.org
9. Flick R. Anarcha-Feminism, 2011. 10 pp. theanarchistlibrary.org
10. Graham R. Anarchism A Documentary History of Libertarian Ideas. Volume 1: From Anarchy to Anarchism (300 CE to 1939), Black Rose Books, Montreal, 2005. 519 pp.
11. Heredia M. I. de History and actuality of anarcha-feminism: lessons from Spain / A Feminist History Journal. 15 pp.
12. Hogan D. Anarcha-Feminism — Thinking about Anarchism / Workers Solidarity № 79, 2004. Available from: http://flag.blackened.net/revolt/worksol.html.
13. Kornegger P. Anarchism: The Feminist Connection/ American feminist magazine “The Second Wave”, 1975. 17 pp.
14. Kurin K. Anarcha-feminism Why the Hyphen? 1980, 7 pp. Available from: theanarchistlibrary.org
15. Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America, American Quarterly Vol. 30, №. 4, 1978. 533-547pp.
16. Mitchell J. Women’s Estate. Penguin 1971. 182 pp.
17. O'Carroll Anarchists and the right to choose / Workers Solidarity, № 61, 2000. Available from: http://flag.blackened.net/revolt/worksol.html
18. ,Paredes J. Disobedience Is Happiness: the art of Mujeres Creando From an interview with Mujeres Creando by Notes from Nowhere,2002ю Available from: http://artactivism.members.gn.apc.org/allpdfs/256-Disobedience%20Is%20Happiness.pdf
19. Saornil L.S. The Question of Feminism, 1935 / Robert Graham, ed., Anarchism: A Documentary History of Libertarian Ideas, Vol. 1: From Anarchy to Anarchism (300CE-1939), (Montreal: Black Rose Books, 2005.
20. Shone S.J. Voltairine De Cleyre: More Of An Anarchist Than A Feminist? / Libertarian Papers, Vol. 2, № 8, 2010. P. 1-30.
21. Solanas V. The Scum Manifesto.1967. Available from: https://en.wikipedia.org/wiki/Valerie_Solanas
22. Weber L.G. On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983. Middletown, Connecticut, 2009. 199 pp.
23. Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual, 1994 9 pp. Available from: www.socialanarchism.org
24. Wright A. Intersections of Anarcho-Feminism: Emma Goldman, Mujeres Libres, and the Spanish Civil War. 1-22pp. Available from: http://history.ou.edu/Websites/history/images/Wright.pdf.
25. Zarrow P. He Zhen and Anarcho-Feminism in China/ The Journal of Asian Studies, № 4,1988.796-813 pp.
Размещено на Allbest.ru
[1] Hanisch С. The Personal is Political, 1969.
Available from: http://www.carolhanisch.org/CHwritings/PIP.html.
[2] Дежак Ж. О человеке мужском и женском. Письмо П.-Ж. Прудону, новый Орлеан, май, 1857. Электронный ресурс: http://www.aitrus.info/node/4104.
[3] Большой Энциклопедический словарь. 2000. Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/306482/ФЕМИНИЗМ.
[4] Валькова Е., Пещеров Г. Феминизация общества // Власть, № 10, 2011. С. 41.
[5] Гуж O. Де Декларация прав женщины и гражданки //Перевод Лучининой Е., Успенской В. Электронный ресурс: http://ravnopravka.ru/2011/03/олимпия-де-гуж-декларация-прав-женщин.
[6] Там же.
[7] Манифест анархо-феминизма. Электронный ресурс:
https://yar.anarhist.org/library/manif/m_af.htm.
[8] Манифест анархо-феминизма. Электронный ресурс:
https://yar.anarhist.org/library/manif/m_af.htm
[9] Политика. Толковый словарь. М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир». Андерхилл Д., Барретт С, Бернелл П., Бернем П, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.,2001. Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/4258/СУФРАЖИСТКА.
[10] Белькович Р.Ю. Анархо-индивидуализм в США: парадоксы государственности в новое время// Российский юридический журнал, №4. Екатеринбург, 2010. С. 42..
[11] Там же.
[12] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America, American Quarterly Vol. 30, №. 4, 1978. 535 р.
[13] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America. 538 р.
[14] Ibid. 537 p.
[15] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America. С 544 p.
[16] Ibid. 543 p.
[17] Ibid.
[18] См. Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America.
[19] Шульман А. Предисловие к сборнику Red Emma Speaks («Говорит Красная Эмма», 1970). Перевод Михаила Цовмы.
[20] Гольдман Э. Торговля женщинами, 1911. 12 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org
[21] Гольдман Э. Что я думаю, 1908. 24 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org.
[22] Гольдман Э. Анархизм.1920. 45 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org
[23] Там же.
[24] Гольдман Э. Трагическое в эмансипации/ Эмма Гольдман. Сборник статей, Планета Земля, 2011. С. 83.
[25] Гольдман Э. Что я думаю, 1908. 24 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org.
[26] Гольдман Э.Торговля женщинами. С. 70
[27] Гольдман Э. Трагическое в эмансипации/ Эмма Гольдман. Сборник статей, Планета Земля, 2011. С. 72.
[28] Там же.
[29] Там же.
[30] Гольдман Э. Анархизм, 1920. С.25.
[31] Там же.
[32] Там же.
[33] Там же. С. 20.
[34] Гольдман Э. Анархизм, 1920. С. 29.
[35] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America. 540 р.
[36] Ibid. 542 p.
[37] Ibid.
[38] Ibid.
[39] Ibid.
[40] Shone S.J. Voltairine De Cleyre: More Of An Anarchist Than A Feminist? / Libertarian Papers, Vol. 2, № 8, 2010. P. 20.
[41] Cleyre V. de Anarchism and American Traditions. The Anarchist Library, 1932. 14 p.
[42] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America. 542 p.
[43] См. Brown S. L. The Politics of Individualism: Liberalism, Liberal Feminism and Anarchism, 2002.2012 pp.
[44] Zarrow P. He Zhen and Anarcho-Feminism in China/ The Journal of Asian Studies, № 4,1988.799 p.
[45] Ibid.
[46] Hunt K, CNN (28 December 2015). «China finally has a domestic violence law - CNN.com». CNN. Available from: http://edition.cnn.com/2015/12/27/asia/china-first-domestic-violence-law/
[47] Джеймс А. Не-западный анархизм: переосмысливая глобальный контекст, 1990. https://vk.com/anarcholibrary ru.theanarchistlibrary.org С. 5.
[48] Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921. Москва: Наука, 1983. С. 26.
[49] Там же. С. 25.
[50] Brownell, Susan, and Jeffrey N. Wasserstrom. Chinese Femininities / Chinese Masculinities. Berkeley: University of California Press, 2002. ISBN 0-520-22116-8.
[51] Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921. С. 34.
[52] Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921. С. 35
[53] Zarrow P. He Zhen and Anarcho-Feminism in China.1988.799 p.
[54] Ibid. 800 p.
[55] Ibid. 805 p.
[56] Ibid. 808 p.
[57] Ibid. 799 p.
[58] Электронный ресурс: http://www.feminisminchina.com/chinese-feminists/
[59] Zarrow P. He Zhen and Anarcho-Feminism in China. 800 р.
[60] Ibid.
[61] Ibid.
[62] Ibid. 809 p.
[63] Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921. С.180.
[64] Zarrow P. He Zhen and Anarcho-Feminism in China. 800 p.
[65] Ibid. 809 p.
[66] Ibid.
[67] Аксельберг М. «Самостоятельность и равенство»? Организация «Свободные женщины» и анархистские стратегии для женской эмансипации, 1985. Перевод: Махно М., Фёдоров А. C.13.
[68] Там же. С. 14 со ссылкой на Асусенья (Фернандес Сааведра) Барба, интервью, Перпиньян, Франция, 27 декабря 1981 года.
[69] Там же. С. 13. Со ссылкой на Илс, «Двойная борьба женщин», Свободные женщины, «8 месяцев революции», цит. по Нэш, «Дебаты по поводу феминизма в испанском анархистском движении», MS, UniversidaddeBarcelona, 1980.
[70] Там же.
[71] Там же.
[72] Saornil L.S. The Question of Feminism, 1935 / Robert Graham, ed., Anarchism: A Documentary History of Libertarian Ideas, Vol. 1: From Anarchy to Anarchism (300CE-1939), Montreal: Black Rose Books, 2005.
[73] Ibid.
[74] Paredes J. Disobedience Is Happiness: the art of Mujeres Creando From an interview with Mujeres Creando by Notes from Nowhere,2002ю Available from: http://artactivism.members.gn.apc.org/allpdfs/256-Disobedience%20Is%20Happiness.pdf
[75] Ibid.
[76] Ibid.
[77] Farrow L. Feminism As Anarchism, 1974. Available from: theanarchistlibrary.org 3 p.
[78] Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual, 1994. 9 pp. Available from:www.socialanarchism.org 4p.
[79] Farrow L. Feminism As Anarchism, 1974. 3 p.
[80] Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual, 1994. 7 p.
[81] Дежак Ж. О человеке мужском и женском. Письмо П.-Ж. Прудону,
[82] Heredia M. I. de History and actuality of anarcha-feminism: lessons from Spain / A Feminist History Journal. 6 p.
[83] Ibid.
[84] 18. Маркузе Г. Марксизм и феминизм. Москва, 2008. Пер. Медведева К. С. 2.
[85] Там же.
[86] Бакунин М.А. Революционный катехизис, 1866. Электронный ресурс:: http://ak-protest.narod.ru/revolytkatexiz.htm.
[87] Graham R. Anarchism A Documentary History of Libertarian Ideas. Volume 1: From Anarchy to Anarchism (300 CE to 1939), Black Rose Books, Montreal, 2005. 237 р.
[88] Flick R. Anarcha-Feminism, 2011. theanarchistlibrary.org
[89] Heredia M. I. de History and actuality of anarcha-feminism: lessons from Spain / A Feminist History Journal. 68 р.
[90] Wright C. Anarchism, Feminism and the Individual. 3 p.
[91] Ibid.
[92] Ibid, 4 p.
[93] Ibid.
[94] Hogan D. Anarcha-Feminism — Thinking about Anarchism / Workers Solidarity № 79, 2004. Available from: http://flag.blackened.net/revolt/worksol.html.
[95] Ibid.
[96] O'Carroll Anarchists and the right to choose / Workers Solidarity, № 61, 2000. Available from: http://flag.blackened.net/revolt/worksol.html
[97] Сonstitution Of Ireland October, 2015 Enacted by the People 1st July, 1937 in operation as from 29th December, 1937. Available from: http://www.irishstatutebook.ie Eighth Amendment of the Constitution Act, 1983 [Acknowledged the right to life of the unborn, with due regard to the equal right to life of the mother].
[98] Морозов И. Л. Попытка адаптации леворадикальной идеологии к реалиям современного мира: опыт сапатизма // Полис. Политические исследования, № 5.- 2006. С. 130
[99] Там же. С. 129
[100] Субкоманданте Маркос Между светом и тенью. Последние слова .Ла-Реалидад, планета Земля. Электронный ресурс: http://scepsis.net/library/id_3579.html (Дата обращения: 04.06.2016 г.).
[101] Там же.
[102] Здесь и далее будет использоваться аббревиатура ФАРК.
[103] Донченко А.Е. FARC-EP (Революционные Вооружённые силы Колумбии - Армия народа) и общественно- культурная ситуация в современной Колумбии // Актуальные проблемы современности. 2009. С.60.
[104] Там же.
[105] Там же со ссылкой на FARC-EP (2000–01) Resistencia, Issue 25 (November–February). P.29.
[106] Там же.
[107] Kurin K. Anarcha-feminism Why the Hyphen? 1980. Available from: theanarchistlibrary.org. 6 p.
[108] Crenshaw K. Intersectionality of Race and Gender. Available from: https://en.tiny.ted.org/talks/kimberle_crenshaw_the_urgency_of_intersectionality
[109] Самойлова А.С. Типология феминизма «третьей волны» // Вестник МГЛУ. Выпуск 2 (635)б, 2012. С. 98-107. С. 99.
[110] Рахманинова М. Д. Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма: от XIX к XXI веку : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Москва, 2010.С. 135.
[111] Там же. С. 99.
[112] Там же.
[113] Брайсон В. Политическая теория феминизма: введение. Перев. с англ. Липавекой О.Б Лиnавекой Т.Общ. ред. Гурко Т., Москва: Идея-Пресс, 2001. С. 50.
[114] Ахмедшина Ф., Шнырова О.,Школьников И. Основные направления феминистской теории //Введение в теорию и практику гендерных отношений Ташкент, 2007 С. 51.
[115] Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual. 5 р.
[116] Брайсон В. Политическая теория феминизма: введение. С. 173.
[117] Wright С.Anarchism, Feminism and the Individual. 4 р.
[118] Ахмедшина Ф., Шнырова О.,Школьников И. Основные направления феминистской теории. С. 52.
[119] Ehrlich С. Socialism, anarchism and feminism, 1977. Original Sourse: American feminist magazine Second Wave Vol. 5, № 1.Available from: http://theanarchistlibrary.org/library/carol-ehrlich-socialism-anarchism-and-feminism.
[120] Там же.
[121] Валькова Е., Пещеров Г. Феминизация общества. С. 42.
[122] Брайсон В.Политическая теория феминизма: введение. С. 188-189.
[123] Ehrlich С. Socialism, anarchism and feminism.
[124] Weber L.G. On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983.Со ссылкой на Howard Ehrlich, «Toward a General Theory of Anarchafeminism», Social Anarchism 19 (1994).
[125] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America. 534 р.
[126] Ibid. 535 p.
[127] Ситуационизм – леворадикальная теория, согласно которой субъектом революции становилась творческая молодежь, борющаяся с обществом потребления и «обществом Спектакля» (Ги Дебор), которые навязываются капиталистическим укладом, превращающим абсолютно все в товар и продаваемое зрелище.
[128] Ehrlich С. Socialism, anarchism and feminism.
[129] Ibid.
[130] Ibid.
[131] Ibid.
[132] Cм. Kornegger P. Anarchism: The Feminist Connection/ American feminist magazine «The Second Wave», 1975.
[133] Kurin K. Anarcha-feminism Why the Hyphen? 5 p.
[134] Kornegger P. Anarchism: The Feminist Connection. 12p.
[135] Рахманинова М. Д. Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма: от XIX к XXI веку : диссертация ... кандидата философских наук. С 137
[136] См. Crenshaw K. Intersectionality of Race and Gender.
[137] Ehrlich С. Socialism, anarchism and feminism.
[138] Рахманинова М.Д. Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма: от XIX к XXI веку : диссертация ... кандидата философских наук. С. 138.
[139] Там же. С. 140.
[140] Flick R. Anarcha-Feminism, 2011.
[141] Cм. С. 44.
[142] Weber L.G. On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983.26 p.
[143] Ibid. According to Davide Turcato, 2008, «Making Sense of Anarchism: Anarchists, Historians and Rationality»,Simon Fraser University, unpublished paper.
[144] Kurin K. Anarcha-feminism Why the Hyphen? 6 p.
[145] Weber L.G. On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983. 188 p.
[146] Ibid.
[147] Валькова Е., Пещеров Г. Феминизация общества. С. 43.
[148] Heredia M. I. de History and actuality of anarcha-feminism: lessons from Spain.8 p.
[149] Агафонова Е.Е. Динамика представлений о женской самоидентификации: от модернизма к постмодернистскому феминизму // Вестник РУДН, № 3, 2009. С. 14.
[150] Электронный ресурс: http://www.bbc.com/news/world-asia-38384889.
[151] Электронный ресурс: https://scisne.net/t-2398.
[152] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.03.2017 № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2017.
[153] Майнхоф У.А. Ложное сознание Сборник статей «Эмансипация и брак», Мюнхен, 1968. Перевод с немецкого А.Н. Поддубного под редакцией Тарасова А.Н.
[154] Weber L.On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983.20 р.
[155] Bari J. The Feminization of Earth First!, 1992. Available from: http://theanarchistlibrary.org/library/judi-bari-the-feminization-of-earth-first
[156] Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual. 4 p.
[157] Ibid.
[158] Weber L.G. On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983. 35 p.
[159] Kornegger P. Anarchism: The Feminist Connection/ American feminist magazine “The Second Wave”, 1975. 16 р.
[160] Рахманинова М.Д. Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма : от XIX к XXI веку: диссертация ... кандидата философских наук. С. 141.
[161] Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual. 7 р.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.