Что делать?
Лучшим вариантом для тебя будет заказать написание работы у профессиональных авторов. Можешь узнать стоимость прямо сейчас, расчет и консультация бесплатно - https://nauchniestati.ru/stoimost-raboty/
Специалисты сделают всё за тебя: составят план работы для согласования с преподавателем, напишут работу по ГОСТу без плагиата с актуальными источниками (в том числе, зарубежными). В работе будет: анализ проблемы, новизна исследования, цель, задачи, методы, исследование (расчеты) , апробация, выводы – всё, что нужно для оценки “отлично”.
Какие плюсы?
Представь, ты можешь доверить нам целый арсенал работ: курсовую работу, реферат, диплом, отчет, диссертацию и др. Ты даже не представляешь, как же здорово живётся людям, которые уже заказали работу и ни о чем не переживают.
Нет ограничений по срокам, предметам и времени. Самую быструю работу делали за 30 минут.
Мы подготовим тебя к защите, к ответам на вопросы комиссии, поэтому ты гарантировано увеличишь шансы получить наивысший балл.
Развлекайся, живи на полную катушку, отдыхай в конце концов и… переходи на сайт, заказывай работу и наслаждайся результатом. Не пожалеешь, тебе точно понравится с нами сотрудничать.
Дальше начинается та работа, которую ты искал…
Оглавление
Введение
Глава 1. Анархо-феминизм как политико-правовая теория
1.1 История возникновения и основные теоретические положения анархо-феминизма
1.2 Основные представители анархо-феминизма
1.2.1 Эмма Гольдман и Вольтарина де Клер
1.2.2 Хи Чжен и анархо-феминизм в Китае
1.2.3 Анархо-феминистские движения Mujeres Libres, Mujeres Creando
Выводы по 1 главе
Глава 2. Политико-правовая природа анархо-феминизма: женский анархизм или подвид феминизма?
2.1 «Женский вопрос» в анархистском движении
2.2 Сравнительный анализ анархо-феминизма с некоторыми ветвями феминизма (либеральный феминизм, социалистический феминизм, радикальный феминизм)
Глава 3. Критика анархо-феминизма и перспективы его развития: взгляд из прошлого в будущее
Заключение
Библиография
Введение
Настоящая магистерская диссертация посвящена исследованию теории анархо-феминизма и проведению политико-правового анализа данной теории.
Актуальность исследования анархо-феминизма состоит в том, что, несмотря на отсутствие серьезных исследований, анархо-феминизм стал неотъемлемой частью теоретического корпуса анархизма, а анархо-феминистские группы продолжают активно действовать.
Благодаря современным коммуникационным средствам представителям различных теорий и идеологий легко донести информацию о себе и своих взглядах.
К сожалению, развитие информационных технологий имеет и обратную сторону медали. Использование возможности для каждого заявить о своих взглядах и назвать себя выразителем той или иной теории, что, к сожалению, зачастую воспринимается, как истинные утверждения, может создать негативный образ той или иной организации или содержания учения.
Так, в массовом сознании по-прежнему удерживается представление об анархизме как об идеологии, призывающей разрушить государство всеобщего благосостояния, а современные представители феминизма зачастую сами себя дискредитируют, снизводя содержание феминизма до заявлений о праве женщин не носить нижнего белья или не удалять волосы на теле.
Такой подход извращает выражение Кэрол Ханиш «личное - это политическое»[1], отсылая к дебатам по поводу тех сфер, которые не регулируются нормативно и давно несут в себе значение личного выбора.
Тем не менее, несмотря на неоднозначные мнения об анархо-феминизме, его приверженцы продолжают заниматься борьбой против политико-правовых институтов и социальных структур, построенных по иерархическому принципу и требующих для своего функционирования наличия властных отношений.
Исследование анархо-феминизма ценно не только в рамках истории политических и правовых учений как учебной дисциплины, но может помочь внести вклад в формирование более полного и точного представления о теоретических положениях анархизма, касающихся политико-правовых институтов.
Степень научной разработанности темы в отечественной истории политических и правовых учений невысока. Отдельных исследований, посвященных анархо-феминизму, на русском языке нет, поэтому в основном использовались иностранные, главным образом, англоязычные, публикации.
Необходимо отметить, что, по большей части, информация аналитического характера об анархо-феминизме содержится в написанных представительницами этого же движения статьях, в которых они исследуют вклад своих предшественниц в теорию женского анархизма и проводят разработку новых положений и усовершенствование имеющихся тезисов.
В основном, это статьи, опубликованные в изданиях современных анархистских движений, таких, как ирландское Движение солидарности трудящихся, а также работы феминисток Джульетт Митчелл, Сьюзан Браун, Руби Флик.
Среди отечественных работ по данной тематике стоит отметить диссертацию Марии Дмитриевны Рахманиновой «Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма: от XIX к XXI веку», в которой, наряду с анархо-капитализмом, анархо-индивидуализмом и анархопримитивизмом, уделяется внимание анархо-феминизму, но М.Д. Рахманинова проводит исследование в философском ключе, тогда как в настоящей работе акцент делается на политико-правовой аспект.
Объектом настоящего исследования является анархо-феминизм как совокупность политико-правовых идей и принципов и их практическая реализация.
Предмет исследования - характерные черты анархо-феминизма, которые позволяют отличить его от анархистской и феминистской теорий.
Цель исследования состоит в выявлении основных концепций анархо-феминизма и определении перспектив его дальнейшего развития в рамках политико-правовой мысли.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать политико-правовые идеи некоторых представителей анархо-феминизма;
- проанализировать предпосылки возникновения анархо-феминизма;
- определить, в чем состоит особенность анархо-феминизма в сравнении с анархизмом;
- сравнить анархо-феминизм с феминизмом в его других проявлениях;
- проследить динамику развития анархо-феминизма;
- сопоставить развитие анархо-феминистских идей в разных странах;
- спрогнозировать перспективы развития анархо-феминизма как теории и движения.
Анархо-феминизм представляет собой комплексное явление, что предполагает использование различных методов при его исследовании.
Так, при выявлении характерных черт анархо-феминизма и определении взглядов представительниц анархо-феминизма использовались историко-философский и биографический методы.
При анализе своеобразия анархо-феминизма в различных государствах и в различные периоды, при его сравнении с основными положениями анархизма и феминизма широко использовался компаративный метод. При обращении к нормативно-правовому регулированию «женского вопроса» и к понятийному аппарату, относящемуся к области теории государства и права, использовался формально-юридический метод.
Источниками при написании настоящей работы послужили посвященные вопросам государства, права и положения женщин труды Эммы Гольдман и Вольтарины де Клер, стоящих у истоков анархо-феминизма, а также китайской анархо-феминистки Хи Чжен. Кроме того, в работе активно использовались тексты выступлений, интервью и статьи представительниц анархо-феминистских движений Испании, Боливии и Ирландии: Марии Санчес Саорнил, Хульетты Паредес, Мерседес Компасада.
Для раскрытия темы также использованы аналитические публикации по анархизму, феминизму и анархо-феминизму, среди которых, работы Колина Райта «Анархизм, феминизм и человек», Эйлин О’Кэролл «Анархисты и право выбирать», Кароль Эйрлих «Социализм, анархизм и феминизм», Валери Брайсон «Политическая теория феминизма: введение», Марты Аксельберг «Самостоятельность и равенство» и другие.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анархо-феминизм возник как самостоятельное течение в начале ХХ века, в противовес набиравшему популярность в Западных странах анархизму, игнорирующему необходимость борьбы с мужским доминированием над женщиной.
2. Ключевыми тезисами анархо-феминизма, актуальными до сих пор являются:
- формальное равенство мужчин и женщин продиктовано не набором фемининных и маскулинных качеств, заложенных природой, а обусловлено единым общечеловеческим началом;
- каждый человек имеет право свободно и по своему усмотрению распоряжаться собой и своим телом;
- институт, построенный по иерархической модели, в том числе государство, является нелегитимным в любом случае, кем бы он ни возглавлялся, мужчинами, или женщинами;
- доминирование и принуждение является недопустимым не только в рамках публичных, но и в частных отношениях, поэтому институт брака в его патриархальном смысле полежит ликвидации как часть механизма, подавляющего индивидуальность и самостоятельность женщины;
- борьба против патриархальности должна происходить совместно с борьбой с другими проявлениями авторитаризма и властных отношений.
3) Теория анархо-феминизма по своей сути не противоречит анархистской теории, а лишь делает акцент на необходимость ликвидировать все формы угнетения.
4) Термины «анархо-феминизм» и «феминизм» не являются полными синонимами, так как основной целью первого является не достижения равенства или женского превосходства, а установление неиерархическоого, свободного общества либертарианского типа.
Выводы по 1 главе
В настоящей главе были переданы и проанализированы характерные черты анархо-феминизма, каким он был в своих истоках и уже как теория, обретшая имя. В качестве представителей анархо-феминизма были выбраны его родоначальницы Эмма Гольдман и Вольтарина де Клер, восточный вариант женского анархизма в лице китаянки Хи Чжен и образцы практического применения анархо-феминизма – Mujeres Libres и Mujeres Creando.
Выбор именно этих фигур был продиктован, во-первых, стремлением отразить развитие анархо-феминистской мысли в разных государствах, а во-вторых, тем, что все вышеописанные представители анархо-феминистского движения были своего рода первопроходцами.
В какой-то мере их трудно назвать создательницами качественно новой, революционной теории, но в то же время, именно их работы, выступления и действия привели к тому, что стало возможным говорить о таком явлении, как анархо-феминизм. Имена де Клер и Гольдман до сих пор не сходят уже с Интернет-страниц современных последовательниц теории анархо-феминизма, а опыт Mujeres Libres и Mujeres Creando анализируется исследователями анархизма и феминизма и определяется как «вдохновляющий».
Стремление создать общество, свободное и равное для всех, а также призывы к прямому и самостоятельному действию для воплощения данного стремления – черта, объединяющая женщин, борющихся с патриархальным укладом.
Заключение
В настоящей магистерской диссертации бала предпринята попытка провести политико-правовой анализ и исследование анархо-феминизма в его теоретическом и практическом проявлениях. В результате методологической обработки источников анархо-феминистской мысли и публикаций, так или иначе затрагивающих предмет настоящего исследования, были сделаны следующие выводы.
Анархо-феминизм как политико-правовую теорию характеризуют наличие логико-теоретической и философской основы, выраженной как в трудах теоретиков анархизма, так и в работах представительниц анархо-феминизма Э. Гольдман, В. де Клер, М. Саорнил, С.Браун и других. Своеобразие анархо-феминизма состоит в: акценте на уничтожении патриархальной власти, который опускался в большинстве работ анархистов ХХ века; выделении отдельной группы населения как наиболее уязвимой и требующей освобождения вне и внутри анархистского движения; организации отдельной фракции внутри анархистского течения, которая, помимо целей, провозглашаемых основной анархистской организацией, преследует свои цели, не противоречащие, но дополняющие требования анархистских групп.
Суть теории анархо-феминизма заключается в уничтожении любых форм иерархии и отношений власти-подчинения, в частности: ликвидация патриархата как инструмента угнетения женщин и как модели отношений построенных по принципу иерархии, в которой верхнюю позицию занимает мужчина, низшую – женщина, ликвидация государства как олицетворения патриархальной власти на глобальном уровне (государство – покровитель, правитель–отец народа). Согласно воззрениям анархо-феминисток, «женского государства» быть не может, потому что государство всегда будет институтом, осуществляющим властные функции над людьми.
В отличие от феминизма в его разного рода проявлениях, для анархо-феминизма освобождение женщин является не единственной задачей, для него не характерны попытки поставить женщину в привилегированное положение или делать акцент на биологическом или психофизическом отличии женщины от мужчины. Целью феминизма же в своих истоках было устранение дискриминации женщин, с дальнейшим установлением равенства в правах мужчин и женщин (либеральный феминизм) либо установлением матриархата – господства над мужчинами (радикальный феминизм). Если последнее вовсе не сообразуется с идеалами анархизма, которому чуждо всякое господство, то и первый вариант в форме либерального феминизма также не вяжется с анархистской программой в той части, что он не требует никаких коренных изменений в обществе, кроме уравнивания в правах мужчин и женщин. Такие движения едва ли выльются в противостояние государству (пример феминистского движения Китая), так как от него черпают поддержку в виде законодательного оформления своих требований.
В первой части настоящей работы была выделена такая характерная черта анархизма, как стремление создать неиерархическое общество, лишенное отношений власти-подчинения. Нетрудно заметить, что именно этот тезис проходит красной нитью во всех трудах анархо-феминисток. Безусловно, особое внимание уделяется борьбе с патриархатом, так как женщинам приходится сталкиваться не только с общим угнетением людей, но и сексистским угнетением и притеснением.
Таким образом, стоит отметить, что по своей сути анархизм включает и поглощает собой анархо-феминизм, но жизненные условия и противоречивость взглядов самих представителей анархизма породили собой анархо-феминизм. Если бы социалисты защищали интересы всех трудящихся, кроме рабочих консервных заводов, немудрено было бы, если бы эти рабочие создали особое движение, восполняющее этот абсурдный пробел. Так поступили и основоположники анархо-феминизма.
Тем не менее, и анархизм, и феминизм внесли свой вклад: «анархизм углубил либеральный критический анализ власти, в то время как феминизм расширил определение человека»[161], а анархо-феминизм показал себя, возможно, не слишком детально разработанной теорией, но эффективным и жизнеспособным движением.
При написании магистерской диссертации были исследованы работы представительниц анархо-феминизма, служащие основным источником анархо-феминистской теории.
Анализ анархо-феминистских движений Испании, Боливии, США и Китая показал, что развитие исследуемой теории спровоцировали такие факторы, как
- достижение суфражистскими движениями их основных целей по получению женщинами права голоса и доступа к образованию привело к естественному спаду либерального феминизма, хотя женщины по-прежнему принимали очень незначительное участие в политической жизни общества и имели затрудненный доступ к благам «общества изобилия»;
- увеличение популярности анархистских идей к началу ХХ века;
- в анархистских программах слишком незначительное внимание уделялось решению «женского вопроса», при том, что помощь со стороны женщин была необходима анархистскому движению;
- многие анархисты в частной жизни придерживались модели патриархального устройства семьи, что вызывало недовольство их товарищей-женщин.
В настоящем исследовании также была прослежена динамика развития анархо-феминизма, согласно которой, пик его приходится на 1960-1980-е годы. До этого периода анархо-феминистское движение и теория находились в стадии формирования, а после, анархистская теория во многом поглотила собой анархо-феминизм, уделив вопросу освобождения женщин достойное внимание.
Положение, выносимые на защиту, нашли в ходе работы свое полное подтверждение.
Кроме того, в работе была предпринята попытка развенчания предрассудков, связанных с феминистской и анархистской теориями и, как следствие, передавшимися анархо-феминизму. Эти предрассудки, с одной стороны, были вызваны отсутствием упорядоченности теории анархо-феминизма, с другой стороны, дискредитирующими действиями и публикациями лиц, также причисляющих себя к озвученным движениям, но фактически придерживающихся иных взглядов, а также тем, что наличие предрассудков, показывающих анархо-феминизм в невыгодном свете, потенциально выгодно официальным структурам, против существования которых, по сути, и направлен анархо-феминизм.
Суммируя сказанное, согласимся с ранее озвученной точкой зрения о том, что основные положения анархо-феминизма являются неотъемлемой частью теории анархизма, а анархо-феминизм как движение – пример успешной реализации анархистских принципов в организации децентрализованного, горизонтального и неиерархического сообщества.
Библиография
Нормативные акты :
1. Сonstitution Of Ireland October, 2015 Enacted by the People 1st July, 1937 in operation as from 29th December, 1937. Available from: http://www.irishstatutebook.ie
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.03.2017 № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2017.
Публикации на русском языке :
1. Агафонова Е.Е. Динамика представлений о женской самоидентификации: от модернизма к постмодернистскому феминизму // Вестник РУДН, № 3, 2009. С. 13-19.
2. Аксельберг М. «Самостоятельность и равенство»? Организация «Свободные женщины» и анархистские стратегии для женской эмансипации, 1985. Перевод: Махно М., Фёдоров А. 19 с.
3. Ахмедшина Ф., Шнырова О.,Школьников И. Основные направления феминистской теории //Введение в теорию и практику гендерных отношений Ташкент, 2007 С. 47-61.
4. Бакунин М.А. Революционный катехизис, 1866. Электронный ресурс:: http://ak-protest.narod.ru/revolytkatexiz.htm.
5. Белькович Р.Ю. Анархо-индивидуализм в США: парадоксы государственности в новое время// Российский юридический журнал, №4. Екатеринбург, 2010. С. 41-46.
6. Брайсон В. Политическая теория феминизма: введение. Перев. с англ. Липавекой О.Б Лиnавекой Т.Общ. ред. Гурко Т., Москва: Идея-Пресс, 2001. 304 с.
7. Валькова Е., Пещеров Г. Феминизация общества // Власть, № 10, 2011. С. 41-43.
8. Гольдман Э. Анархизм.1920. 45 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org
9. Гольдман Э. Патриархизм-угроза свободе/ Эмма Гольдман. Сборник статей, Планета Земля, 2011. С. 87-94.
10. Гольдман Торговля женщинами, 1911. 12 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org
11. Гольдман Э. Трагическое в эмансипации/ Эмма Гольдман. Сборник статей, Планета Земля, 2011. С. 77-87.
12. Гольдман Э. Что я думаю, 1908. 24 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org4
13. Гуж O. Де Декларация прав женщины и гражданки //Перевод Лучининой Е., Успенской В. Электронный ресурс: http://ravnopravka.ru/2011/03/олимпия-де-гуж-декларация-прав-женщин/
14. Дежак Ж. О человеке мужском и женском. Письмо П.-Ж. Прудону, новый Орлеан, май, 1857. Электронный ресурс: http://www.aitrus.info/node/4104ю
15. Джеймс А. Не-западный анархизм: переосмысливая глобальный контекст, 1990. Электронный ресурс: https://vk.com/anarcholibrary ru.theanarchistlibrary.org
16. Донченко А.Е. FARC-EP (Революционные Вооружённые силы Колумбии - Армия народа) и общественно - культурная ситуация в современной Колумбии // Актуальные проблемы современности. 2009.
17. Маркузе Г. Марксизм и феминизм. Москва, 2008. Пер. Медведева К. 17 с.
18. Морозов И. Л. Попытка адаптации леворадикальной идеологии к реалиям современного мира: опыт сапатизма // Полис. Политические исследования, № 5, 2006.
19. Рахманинова М. Д. Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма: от XIX к XXI веку: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Москва, 2010.- 215 с.
20. Самойлова А.С. Типология феминизма «третьей волны» // Вестник МГЛУ. Выпуск 2 (635)б, 2012. С. 98-107.
21. Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921 . Москва: Наука, 1983. 184 с.
22. Субкоманданте Маркос Между светом и тенью. Последние слова. Ла-Реалидад, планета Земля. Электронный ресурс: http://scepsis.net/library/id_3579.html (Дата обращения: 04.06.2016 г.).
Публикации на английском языке :
1. Ayguavives M. de Mujeres Libres: Reclaiming their predecessors, their feminism and the voice of women in the Spanish Civil War history. Budapest, 2014. 104 pp.
2. Bari J. The Feminization of Earth First!, 1992. Available from: http://theanarchistlibrary.org/library/judi-bari-the-feminization-of-earth-first
3. Brown S. L. The Politics of Individualism: Liberalism, Liberal Feminism and Anarchism, 2002.2012 pp.
4. Brownell, Susan, and Jeffrey N. Wasserstrom. Chinese Femininities / Chinese Masculinities. Berkeley: University of California Press, 2002. ISBN 0-520-22116-8. Available from: http://www.feminisminchina.com/chinese-feminists/
5. Cleyre V. de Anarchism and American Traditions. The Anarchist Library, 1932. 15 pp.
6. Crenshaw K. Intersectionality of Race and Gender. Available from: https://en.tiny.ted.org/talks/kimberle_crenshaw_the_urgency_of_intersectionality
7. Ehrlich С. Socialism, anarchism and feminism, 1977. Original Sourse: American feminist magazine Second Wave Vol. 5, № 1.Available from: http://theanarchistlibrary.org/library/carol-ehrlich-socialism-anarchism-and-feminism
8. Farrow L. Feminism As Anarchism, 1974. 10 pp. Available from: theanarchistlibrary.org
9. Flick R. Anarcha-Feminism, 2011. 10 pp. theanarchistlibrary.org
10. Graham R. Anarchism A Documentary History of Libertarian Ideas. Volume 1: From Anarchy to Anarchism (300 CE to 1939), Black Rose Books, Montreal, 2005. 519 pp.
11. Heredia M. I. de History and actuality of anarcha-feminism: lessons from Spain / A Feminist History Journal. 15 pp.
12. Hogan D. Anarcha-Feminism — Thinking about Anarchism / Workers Solidarity № 79, 2004. Available from: http://flag.blackened.net/revolt/worksol.html.
13. Kornegger P. Anarchism: The Feminist Connection/ American feminist magazine “The Second Wave”, 1975. 17 pp.
14. Kurin K. Anarcha-feminism Why the Hyphen? 1980, 7 pp. Available from: theanarchistlibrary.org
15. Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America, American Quarterly Vol. 30, №. 4, 1978. 533-547pp.
16. Mitchell J. Women’s Estate. Penguin 1971. 182 pp.
17. O'Carroll Anarchists and the right to choose / Workers Solidarity, № 61, 2000. Available from: http://flag.blackened.net/revolt/worksol.html
18. ,Paredes J. Disobedience Is Happiness: the art of Mujeres Creando From an interview with Mujeres Creando by Notes from Nowhere,2002ю Available from: http://artactivism.members.gn.apc.org/allpdfs/256-Disobedience%20Is%20Happiness.pdf
19. Saornil L.S. The Question of Feminism, 1935 / Robert Graham, ed., Anarchism: A Documentary History of Libertarian Ideas, Vol. 1: From Anarchy to Anarchism (300CE-1939), (Montreal: Black Rose Books, 2005.
20. Shone S.J. Voltairine De Cleyre: More Of An Anarchist Than A Feminist? / Libertarian Papers, Vol. 2, № 8, 2010. P. 1-30.
21. Solanas V. The Scum Manifesto.1967. Available from: https://en.wikipedia.org/wiki/Valerie_Solanas
22. Weber L.G. On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983. Middletown, Connecticut, 2009. 199 pp.
23. Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual, 1994 9 pp. Available from: www.socialanarchism.org
24. Wright A. Intersections of Anarcho-Feminism: Emma Goldman, Mujeres Libres, and the Spanish Civil War. 1-22pp. Available from: http://history.ou.edu/Websites/history/images/Wright.pdf.
25. Zarrow P. He Zhen and Anarcho-Feminism in China/ The Journal of Asian Studies, № 4,1988.796-813 pp.
Размещено на Allbest.ru
[1] Hanisch С. The Personal is Political, 1969.
Available from: http://www.carolhanisch.org/CHwritings/PIP.html.
[2] Дежак Ж. О человеке мужском и женском. Письмо П.-Ж. Прудону, новый Орлеан, май, 1857. Электронный ресурс: http://www.aitrus.info/node/4104.
[3] Большой Энциклопедический словарь. 2000. Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/306482/ФЕМИНИЗМ.
[4] Валькова Е., Пещеров Г. Феминизация общества // Власть, № 10, 2011. С. 41.
[5] Гуж O. Де Декларация прав женщины и гражданки //Перевод Лучининой Е., Успенской В. Электронный ресурс: http://ravnopravka.ru/2011/03/олимпия-де-гуж-декларация-прав-женщин.
[6] Там же.
[7] Манифест анархо-феминизма. Электронный ресурс:
https://yar.anarhist.org/library/manif/m_af.htm.
[8] Манифест анархо-феминизма. Электронный ресурс:
https://yar.anarhist.org/library/manif/m_af.htm
[9] Политика. Толковый словарь. М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир». Андерхилл Д., Барретт С, Бернелл П., Бернем П, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.,2001. Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/4258/СУФРАЖИСТКА.
[10] Белькович Р.Ю. Анархо-индивидуализм в США: парадоксы государственности в новое время// Российский юридический журнал, №4. Екатеринбург, 2010. С. 42..
[11] Там же.
[12] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America, American Quarterly Vol. 30, №. 4, 1978. 535 р.
[13] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America. 538 р.
[14] Ibid. 537 p.
[15] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America. С 544 p.
[16] Ibid. 543 p.
[17] Ibid.
[18] См. Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America.
[19] Шульман А. Предисловие к сборнику Red Emma Speaks («Говорит Красная Эмма», 1970). Перевод Михаила Цовмы.
[20] Гольдман Э. Торговля женщинами, 1911. 12 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org
[21] Гольдман Э. Что я думаю, 1908. 24 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org.
[22] Гольдман Э. Анархизм.1920. 45 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org
[23] Там же.
[24] Гольдман Э. Трагическое в эмансипации/ Эмма Гольдман. Сборник статей, Планета Земля, 2011. С. 83.
[25] Гольдман Э. Что я думаю, 1908. 24 с. Электронный ресурс: ru.theanarchistlibrary.org.
[26] Гольдман Э.Торговля женщинами. С. 70
[27] Гольдман Э. Трагическое в эмансипации/ Эмма Гольдман. Сборник статей, Планета Земля, 2011. С. 72.
[28] Там же.
[29] Там же.
[30] Гольдман Э. Анархизм, 1920. С.25.
[31] Там же.
[32] Там же.
[33] Там же. С. 20.
[34] Гольдман Э. Анархизм, 1920. С. 29.
[35] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America. 540 р.
[36] Ibid. 542 p.
[37] Ibid.
[38] Ibid.
[39] Ibid.
[40] Shone S.J. Voltairine De Cleyre: More Of An Anarchist Than A Feminist? / Libertarian Papers, Vol. 2, № 8, 2010. P. 20.
[41] Cleyre V. de Anarchism and American Traditions. The Anarchist Library, 1932. 14 p.
[42] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America. 542 p.
[43] См. Brown S. L. The Politics of Individualism: Liberalism, Liberal Feminism and Anarchism, 2002.2012 pp.
[44] Zarrow P. He Zhen and Anarcho-Feminism in China/ The Journal of Asian Studies, № 4,1988.799 p.
[45] Ibid.
[46] Hunt K, CNN (28 December 2015). «China finally has a domestic violence law - CNN.com». CNN. Available from: http://edition.cnn.com/2015/12/27/asia/china-first-domestic-violence-law/
[47] Джеймс А. Не-западный анархизм: переосмысливая глобальный контекст, 1990. https://vk.com/anarcholibrary ru.theanarchistlibrary.org С. 5.
[48] Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921. Москва: Наука, 1983. С. 26.
[49] Там же. С. 25.
[50] Brownell, Susan, and Jeffrey N. Wasserstrom. Chinese Femininities / Chinese Masculinities. Berkeley: University of California Press, 2002. ISBN 0-520-22116-8.
[51] Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921. С. 34.
[52] Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921. С. 35
[53] Zarrow P. He Zhen and Anarcho-Feminism in China.1988.799 p.
[54] Ibid. 800 p.
[55] Ibid. 805 p.
[56] Ibid. 808 p.
[57] Ibid. 799 p.
[58] Электронный ресурс: http://www.feminisminchina.com/chinese-feminists/
[59] Zarrow P. He Zhen and Anarcho-Feminism in China. 800 р.
[60] Ibid.
[61] Ibid.
[62] Ibid. 809 p.
[63] Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае 1900-1921. С.180.
[64] Zarrow P. He Zhen and Anarcho-Feminism in China. 800 p.
[65] Ibid. 809 p.
[66] Ibid.
[67] Аксельберг М. «Самостоятельность и равенство»? Организация «Свободные женщины» и анархистские стратегии для женской эмансипации, 1985. Перевод: Махно М., Фёдоров А. C.13.
[68] Там же. С. 14 со ссылкой на Асусенья (Фернандес Сааведра) Барба, интервью, Перпиньян, Франция, 27 декабря 1981 года.
[69] Там же. С. 13. Со ссылкой на Илс, «Двойная борьба женщин», Свободные женщины, «8 месяцев революции», цит. по Нэш, «Дебаты по поводу феминизма в испанском анархистском движении», MS, UniversidaddeBarcelona, 1980.
[70] Там же.
[71] Там же.
[72] Saornil L.S. The Question of Feminism, 1935 / Robert Graham, ed., Anarchism: A Documentary History of Libertarian Ideas, Vol. 1: From Anarchy to Anarchism (300CE-1939), Montreal: Black Rose Books, 2005.
[73] Ibid.
[74] Paredes J. Disobedience Is Happiness: the art of Mujeres Creando From an interview with Mujeres Creando by Notes from Nowhere,2002ю Available from: http://artactivism.members.gn.apc.org/allpdfs/256-Disobedience%20Is%20Happiness.pdf
[75] Ibid.
[76] Ibid.
[77] Farrow L. Feminism As Anarchism, 1974. Available from: theanarchistlibrary.org 3 p.
[78] Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual, 1994. 9 pp. Available from:www.socialanarchism.org 4p.
[79] Farrow L. Feminism As Anarchism, 1974. 3 p.
[80] Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual, 1994. 7 p.
[81] Дежак Ж. О человеке мужском и женском. Письмо П.-Ж. Прудону,
[82] Heredia M. I. de History and actuality of anarcha-feminism: lessons from Spain / A Feminist History Journal. 6 p.
[83] Ibid.
[84] 18. Маркузе Г. Марксизм и феминизм. Москва, 2008. Пер. Медведева К. С. 2.
[85] Там же.
[86] Бакунин М.А. Революционный катехизис, 1866. Электронный ресурс:: http://ak-protest.narod.ru/revolytkatexiz.htm.
[87] Graham R. Anarchism A Documentary History of Libertarian Ideas. Volume 1: From Anarchy to Anarchism (300 CE to 1939), Black Rose Books, Montreal, 2005. 237 р.
[88] Flick R. Anarcha-Feminism, 2011. theanarchistlibrary.org
[89] Heredia M. I. de History and actuality of anarcha-feminism: lessons from Spain / A Feminist History Journal. 68 р.
[90] Wright C. Anarchism, Feminism and the Individual. 3 p.
[91] Ibid.
[92] Ibid, 4 p.
[93] Ibid.
[94] Hogan D. Anarcha-Feminism — Thinking about Anarchism / Workers Solidarity № 79, 2004. Available from: http://flag.blackened.net/revolt/worksol.html.
[95] Ibid.
[96] O'Carroll Anarchists and the right to choose / Workers Solidarity, № 61, 2000. Available from: http://flag.blackened.net/revolt/worksol.html
[97] Сonstitution Of Ireland October, 2015 Enacted by the People 1st July, 1937 in operation as from 29th December, 1937. Available from: http://www.irishstatutebook.ie Eighth Amendment of the Constitution Act, 1983 [Acknowledged the right to life of the unborn, with due regard to the equal right to life of the mother].
[98] Морозов И. Л. Попытка адаптации леворадикальной идеологии к реалиям современного мира: опыт сапатизма // Полис. Политические исследования, № 5.- 2006. С. 130
[99] Там же. С. 129
[100] Субкоманданте Маркос Между светом и тенью. Последние слова .Ла-Реалидад, планета Земля. Электронный ресурс: http://scepsis.net/library/id_3579.html (Дата обращения: 04.06.2016 г.).
[101] Там же.
[102] Здесь и далее будет использоваться аббревиатура ФАРК.
[103] Донченко А.Е. FARC-EP (Революционные Вооружённые силы Колумбии - Армия народа) и общественно- культурная ситуация в современной Колумбии // Актуальные проблемы современности. 2009. С.60.
[104] Там же.
[105] Там же со ссылкой на FARC-EP (2000–01) Resistencia, Issue 25 (November–February). P.29.
[106] Там же.
[107] Kurin K. Anarcha-feminism Why the Hyphen? 1980. Available from: theanarchistlibrary.org. 6 p.
[108] Crenshaw K. Intersectionality of Race and Gender. Available from: https://en.tiny.ted.org/talks/kimberle_crenshaw_the_urgency_of_intersectionality
[109] Самойлова А.С. Типология феминизма «третьей волны» // Вестник МГЛУ. Выпуск 2 (635)б, 2012. С. 98-107. С. 99.
[110] Рахманинова М. Д. Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма: от XIX к XXI веку : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Москва, 2010.С. 135.
[111] Там же. С. 99.
[112] Там же.
[113] Брайсон В. Политическая теория феминизма: введение. Перев. с англ. Липавекой О.Б Лиnавекой Т.Общ. ред. Гурко Т., Москва: Идея-Пресс, 2001. С. 50.
[114] Ахмедшина Ф., Шнырова О.,Школьников И. Основные направления феминистской теории //Введение в теорию и практику гендерных отношений Ташкент, 2007 С. 51.
[115] Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual. 5 р.
[116] Брайсон В. Политическая теория феминизма: введение. С. 173.
[117] Wright С.Anarchism, Feminism and the Individual. 4 р.
[118] Ахмедшина Ф., Шнырова О.,Школьников И. Основные направления феминистской теории. С. 52.
[119] Ehrlich С. Socialism, anarchism and feminism, 1977. Original Sourse: American feminist magazine Second Wave Vol. 5, № 1.Available from: http://theanarchistlibrary.org/library/carol-ehrlich-socialism-anarchism-and-feminism.
[120] Там же.
[121] Валькова Е., Пещеров Г. Феминизация общества. С. 42.
[122] Брайсон В.Политическая теория феминизма: введение. С. 188-189.
[123] Ehrlich С. Socialism, anarchism and feminism.
[124] Weber L.G. On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983.Со ссылкой на Howard Ehrlich, «Toward a General Theory of Anarchafeminism», Social Anarchism 19 (1994).
[125] Marsh M. The Anarchist-Feminist Response to the «Woman Question» in Late Nineteenth Century America. 534 р.
[126] Ibid. 535 p.
[127] Ситуационизм – леворадикальная теория, согласно которой субъектом революции становилась творческая молодежь, борющаяся с обществом потребления и «обществом Спектакля» (Ги Дебор), которые навязываются капиталистическим укладом, превращающим абсолютно все в товар и продаваемое зрелище.
[128] Ehrlich С. Socialism, anarchism and feminism.
[129] Ibid.
[130] Ibid.
[131] Ibid.
[132] Cм. Kornegger P. Anarchism: The Feminist Connection/ American feminist magazine «The Second Wave», 1975.
[133] Kurin K. Anarcha-feminism Why the Hyphen? 5 p.
[134] Kornegger P. Anarchism: The Feminist Connection. 12p.
[135] Рахманинова М. Д. Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма: от XIX к XXI веку : диссертация ... кандидата философских наук. С 137
[136] См. Crenshaw K. Intersectionality of Race and Gender.
[137] Ehrlich С. Socialism, anarchism and feminism.
[138] Рахманинова М.Д. Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма: от XIX к XXI веку : диссертация ... кандидата философских наук. С. 138.
[139] Там же. С. 140.
[140] Flick R. Anarcha-Feminism, 2011.
[141] Cм. С. 44.
[142] Weber L.G. On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983.26 p.
[143] Ibid. According to Davide Turcato, 2008, «Making Sense of Anarchism: Anarchists, Historians and Rationality»,Simon Fraser University, unpublished paper.
[144] Kurin K. Anarcha-feminism Why the Hyphen? 6 p.
[145] Weber L.G. On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983. 188 p.
[146] Ibid.
[147] Валькова Е., Пещеров Г. Феминизация общества. С. 43.
[148] Heredia M. I. de History and actuality of anarcha-feminism: lessons from Spain.8 p.
[149] Агафонова Е.Е. Динамика представлений о женской самоидентификации: от модернизма к постмодернистскому феминизму // Вестник РУДН, № 3, 2009. С. 14.
[150] Электронный ресурс: http://www.bbc.com/news/world-asia-38384889.
[151] Электронный ресурс: https://scisne.net/t-2398.
[152] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.03.2017 № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.03.2017.
[153] Майнхоф У.А. Ложное сознание Сборник статей «Эмансипация и брак», Мюнхен, 1968. Перевод с немецкого А.Н. Поддубного под редакцией Тарасова А.Н.
[154] Weber L.On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983.20 р.
[155] Bari J. The Feminization of Earth First!, 1992. Available from: http://theanarchistlibrary.org/library/judi-bari-the-feminization-of-earth-first
[156] Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual. 4 p.
[157] Ibid.
[158] Weber L.G. On the Edge of All Dichotomies: Anarch@-Feminist Thought, Process and Action, 1970-1983. 35 p.
[159] Kornegger P. Anarchism: The Feminist Connection/ American feminist magazine “The Second Wave”, 1975. 16 р.
[160] Рахманинова М.Д. Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма : от XIX к XXI веку: диссертация ... кандидата философских наук. С. 141.
[161] Wright С. Anarchism, Feminism and the Individual. 7 р.
Что делать?
Лучшим вариантом для тебя будет заказать написание работы у профессиональных авторов. Можешь узнать стоимость прямо сейчас, расчет и консультация бесплатно - https://nauchniestati.ru/stoimost-raboty/
Специалисты сделают всё за тебя: составят план работы для согласования с преподавателем, напишут работу по ГОСТу без плагиата с актуальными источниками (в том числе, зарубежными). В работе будет: анализ проблемы, новизна исследования, цель, задачи, методы, исследование (расчеты) , апробация, выводы – всё, что нужно для оценки “отлично”.
Какие плюсы?
Представь, ты можешь доверить нам целый арсенал работ: курсовую работу, реферат, диплом, отчет, диссертацию и др. Ты даже не представляешь, как же здорово живётся людям, которые уже заказали работу и ни о чем не переживают.
Нет ограничений по срокам, предметам и времени. Самую быструю работу делали за 30 минут.
Мы подготовим тебя к защите, к ответам на вопросы комиссии, поэтому ты гарантировано увеличишь шансы получить наивысший балл.
Развлекайся, живи на полную катушку, отдыхай в конце концов и… переходи на сайт, заказывай работу и наслаждайся результатом. Не пожалеешь, тебе точно понравится с нами сотрудничать.
Дальше начинается та работа, которую ты искал…
Оглавление
Введение
Глава 1. Анархо-феминизм как политико-правовая теория
1.1 История возникновения и основные теоретические положения анархо-феминизма
1.2 Основные представители анархо-феминизма
1.2.1 Эмма Гольдман и Вольтарина де Клер
1.2.2 Хи Чжен и анархо-феминизм в Китае
1.2.3 Анархо-феминистские движения Mujeres Libres, Mujeres Creando
Выводы по 1 главе
Глава 2. Политико-правовая природа анархо-феминизма: женский анархизм или подвид феминизма?
2.1 «Женский вопрос» в анархистском движении
2.2 Сравнительный анализ анархо-феминизма с некоторыми ветвями феминизма (либеральный феминизм, социалистический феминизм, радикальный феминизм)
Глава 3. Критика анархо-феминизма и перспективы его развития: взгляд из прошлого в будущее
Заключение
Библиография
Введение
Настоящая магистерская диссертация посвящена исследованию теории анархо-феминизма и проведению политико-правового анализа данной теории.
Актуальность исследования анархо-феминизма состоит в том, что, несмотря на отсутствие серьезных исследований, анархо-феминизм стал неотъемлемой частью теоретического корпуса анархизма, а анархо-феминистские группы продолжают активно действовать.
Благодаря современным коммуникационным средствам представителям различных теорий и идеологий легко донести информацию о себе и своих взглядах.
К сожалению, развитие информационных технологий имеет и обратную сторону медали. Использование возможности для каждого заявить о своих взглядах и назвать себя выразителем той или иной теории, что, к сожалению, зачастую воспринимается, как истинные утверждения, может создать негативный образ той или иной организации или содержания учения.
Так, в массовом сознании по-прежнему удерживается представление об анархизме как об идеологии, призывающей разрушить государство всеобщего благосостояния, а современные представители феминизма зачастую сами себя дискредитируют, снизводя содержание феминизма до заявлений о праве женщин не носить нижнего белья или не удалять волосы на теле.
Такой подход извращает выражение Кэрол Ханиш «личное - это политическое»[1], отсылая к дебатам по поводу тех сфер, которые не регулируются нормативно и давно несут в себе значение личного выбора.
Тем не менее, несмотря на неоднозначные мнения об анархо-феминизме, его приверженцы продолжают заниматься борьбой против политико-правовых институтов и социальных структур, построенных по иерархическому принципу и требующих для своего функционирования наличия властных отношений.
Исследование анархо-феминизма ценно не только в рамках истории политических и правовых учений как учебной дисциплины, но может помочь внести вклад в формирование более полного и точного представления о теоретических положениях анархизма, касающихся политико-правовых институтов.
Степень научной разработанности темы в отечественной истории политических и правовых учений невысока. Отдельных исследований, посвященных анархо-феминизму, на русском языке нет, поэтому в основном использовались иностранные, главным образом, англоязычные, публикации.
Необходимо отметить, что, по большей части, информация аналитического характера об анархо-феминизме содержится в написанных представительницами этого же движения статьях, в которых они исследуют вклад своих предшественниц в теорию женского анархизма и проводят разработку новых положений и усовершенствование имеющихся тезисов.
В основном, это статьи, опубликованные в изданиях современных анархистских движений, таких, как ирландское Движение солидарности трудящихся, а также работы феминисток Джульетт Митчелл, Сьюзан Браун, Руби Флик.
Среди отечественных работ по данной тематике стоит отметить диссертацию Марии Дмитриевны Рахманиновой «Генеалогия и теоретические основания современных форм анархизма: от XIX к XXI веку», в которой, наряду с анархо-капитализмом, анархо-индивидуализмом и анархопримитивизмом, уделяется внимание анархо-феминизму, но М.Д. Рахманинова проводит исследование в философском ключе, тогда как в настоящей работе акцент делается на политико-правовой аспект.
Объектом настоящего исследования является анархо-феминизм как совокупность политико-правовых идей и принципов и их практическая реализация.
Предмет исследования - характерные черты анархо-феминизма, которые позволяют отличить его от анархистской и феминистской теорий.
Цель исследования состоит в выявлении основных концепций анархо-феминизма и определении перспектив его дальнейшего развития в рамках политико-правовой мысли.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать политико-правовые идеи некоторых представителей анархо-феминизма;
- проанализировать предпосылки возникновения анархо-феминизма;
- определить, в чем состоит особенность анархо-феминизма в сравнении с анархизмом;
- сравнить анархо-феминизм с феминизмом в его других проявлениях;
- проследить динамику развития анархо-феминизма;
- сопоставить развитие анархо-феминистских идей в разных странах;
- спрогнозировать перспективы развития анархо-феминизма как теории и движения.
Анархо-феминизм представляет собой комплексное явление, что предполагает использование различных методов при его исследовании.
Так, при выявлении характерных черт анархо-феминизма и определении взглядов представительниц анархо-феминизма использовались историко-философский и биографический методы.
При анализе своеобразия анархо-феминизма в различных государствах и в различные периоды, при его сравнении с основными положениями анархизма и феминизма широко использовался компаративный метод. При обращении к нормативно-правовому регулированию «женского вопроса» и к понятийному аппарату, относящемуся к области теории государства и права, использовался формально-юридический метод.
Источниками при написании настоящей работы послужили посвященные вопросам государства, права и положения женщин труды Эммы Гольдман и Вольтарины де Клер, стоящих у истоков анархо-феминизма, а также китайской анархо-феминистки Хи Чжен. Кроме того, в работе активно использовались тексты выступлений, интервью и статьи представительниц анархо-феминистских движений Испании, Боливии и Ирландии: Марии Санчес Саорнил, Хульетты Паредес, Мерседес Компасада.
Для раскрытия темы также использованы аналитические публикации по анархизму, феминизму и анархо-феминизму, среди которых, работы Колина Райта «Анархизм, феминизм и человек», Эйлин О’Кэролл «Анархисты и право выбирать», Кароль Эйрлих «Социализм, анархизм и феминизм», Валери Брайсон «Политическая теория феминизма: введение», Марты Аксельберг «Самостоятельность и равенство» и другие.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анархо-феминизм возник как самостоятельное течение в начале ХХ века, в противовес набиравшему популярность в Западных странах анархизму, игнорирующему необходимость борьбы с мужским доминированием над женщиной.
2. Ключевыми тезисами анархо-феминизма, актуальными до сих пор являются:
- формальное равенство мужчин и женщин продиктовано не набором фемининных и маскулинных качеств, заложенных природой, а обусловлено единым общечеловеческим началом;
- каждый человек имеет право свободно и по своему усмотрению распоряжаться собой и своим телом;
- институт, построенный по иерархической модели, в том числе государство, является нелегитимным в любом случае, кем бы он ни возглавлялся, мужчинами, или женщинами;
- доминирование и принуждение является недопустимым не только в рамках публичных, но и в частных отношениях, поэтому институт брака в его патриархальном смысле полежит ликвидации как часть механизма, подавляющего индивидуальность и самостоятельность женщины;
- борьба против патриархальности должна происходить совместно с борьбой с другими проявлениями авторитаризма и властных отношений.
3) Теория анархо-феминизма по своей сути не противоречит анархистской теории, а лишь делает акцент на необходимость ликвидировать все формы угнетения.
4) Термины «анархо-феминизм» и «феминизм» не являются полными синонимами, так как основной целью первого является не достижения равенства или женского превосходства, а установление неиерархическоого, свободного общества либертарианского типа.
Глава 1. Анархо-феминизм как политико-правовая теория
«Я – анархист! Поэтому я не стану
управлять, но не желаю и быть управляемым».
Джон Генри Макей.
Нет необходимости проводить серьезный филологический анализ термина «анархо-феминизм» для того, чтобы вычленить две составляющие: анархизм и феминизм.
Ввиду того, что «анархо-феминизм», очевидно, содержит в себе черты, характерные для анархистской мысли и для феминизма, представляется необходимым в общих чертах обрисовать и то, и другое направление политико-правовой мысли. Это важно уже по той причине, что, благодаря этому, в дальнейшем возможен ответ на вопрос – что представляет собой анархо-феминизм: анархизм, сфокусированный на «женском вопросе», подвид феминизма или, может, нечто иное? Вне всякого сомнения, и феминизм, и анархизм - слишком объемны по своему содержанию и интересны в исследовании, чтобы посвятить им раздел в данной работе с развернутым описанием, поэтому ограничимся лишь краткой характеристикой.
Так, анархизм, по-прежнему популярный среди определенных социальных групп в разных концах Света, включает в себя приверженцев, имеющих разные взгляды на природу собственности, капитализм и рыночные отношения. Тем не менее, всех анархистов объединяет уверенность в правильности основного положения анархизма: необходимо стремиться к такой организации жизни, в которой полностью ликвидированы отношения власти-подчинения, нет эксплуатации и принуждения, есть лишь свобода каждого индивида и союзы, основанные на личной заинтересованности и сотрудничестве. Анархо-феминист Джозеф Дежак, например, так определят анархистское сообщество: «такое состояние общества, где каждый будет свободен производить и потреблять по своему желанию и сообразно с собственной фантазией, не осуществляя никакого контроля и не подвергаясь никакому контролю, ни в отношении кого-либо, ни со стороны кого-либо еще; где равновесие между производством и потреблением устанавливается естественным образом, не посредством предварительного и произвольного удержания в чьих бы то ни было руках, но путем свободного движения сил и потребностей каждого»[2].
Таким образом, обращаясь к греческим составляющим данного термина, можно сказать, что анархизм есть не что иное, как человеческое общество, построенное на свободе каждого и добровольном взаимодействии, то есть состояние отсутствия власти, а значит, и отсутствия подчинения.
Согласно статье из Большого Энциклопедического словаря феминизм – это (в широком смысле) стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; а в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 веке. Особенно активизировалось с конца 60-х годов 20 века»[3]. Пещеров и Валькова дают такую дефиницию феминизму - «это общественно-политическое движение, возникшее в XVIII в., целью которого являлось предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. Истоком феминизма стало мнение о том, что женщина занимает угнетенное положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (патриархат)»[4].
Первым же документом, провозгласившем «посягательства» женщин на «мужские» права, стала Декларация прав женщины и гражданки, написанная в 1791 году французской революционеркой, феминисткой и писательницей Олимпией де Гуж как ответ на Декларацию прав человека и гражданина[5]. Де Гуж подчеркивала, что женщина равна мужчине не только в отношении прав, но также обязанностей. Так, «и мужчины, и женщины должны быть равны перед законом, иметь одинаковый доступ к государственным постам, почестям, общественной деятельности согласно их способностям и на основании их талантов и добродетелей» (статья 6), но в то же время «ее <женщину> могут обвинить, арестовать и содержать под стражей в случаях, оговоренных в законе. Женщины наравне с мужчинами подчиняются закону» (статья 7).
В послесловии Олимпия де Гуж обратилась к женщинам в призыве освободить самих себя, а к мужчинам – прозреть и принять идею о равенстве всех людей, независимо от пола «Я предлагаю надежный способ спасения женских душ. Женщинам нужно разрешить заниматься мужскими занятиями. Если мужчины будут упорствовать и продолжать считать такой путь неэффективным, то надо обязать их делить свою собственность с женщиной по закону»[6]…
Неудивительно, что с течением времени и практическим успехом женского движения в ряде стран менялось и содержание данной идеологии, появлялись новые лозунги, выдвигались новые требования. Исследователи даже условились о некой периодизации западного феминизма, выделяя три «волны», относящиеся к ХIX веку, середине ХХ века и с конца ХХ века по настоящее время соответственно. В связи с тем, что термин «феминизм» объединяет множество течений, объединенных под эгидой борьбы против угнетения женщин мужчинами и предоставления женщины полного спектра прав и свобод, на которые человек претендует по праву рождения (если толковать это в рамках теории естественного права), несообразно цели настоящей работы описывать и анализировать каждое из них в отдельности(на некоторые подвиды, близкие анархо-феминизму, будет обращено внимание во второй главе магистерского исследования),а потому обратимся непосредственно к анархо-феминизму.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 262.