Согласно наиболее распространенному определению, анархо-феминизм представляет собой социально-политическое движение и политико-правовую мысль, объединяющую в себе элементы анархистской и феминистской теорий. Обозначенный синтез выражается в том, что анархо-феминистки делают акцент на борьбе с патриархатом как составляющей частью системы принуждения и власти.
Принимая во внимание тот факт, что многие феминистки ратуют за гендерно-нейтральный язык (особенно, когда дело касается публичных выступлений, нормативных документов), становится понятнее, почему данный термин имеет несколько вариантов написания: «анархо-феминизм» и «анарха-феминизм» на русском языке («anarcho-feminism», «anarcha-feminism», «anarcha feminism», «anarchist-feminism» на английском языке). Некоторые авторы (Линдси Грэйс Вебер) даже используют знак «коммерческое эт», чтобы избежать выбора правильного варианта: анарх@-феминизм ( в оригинале - anarch@-feminism). В настоящей работе будет из эстетических предпочтений использован вариант «анархо-феминизм», за исключением фрагментов с прямым цитированием.
Согласно «Манифесту анархо-феминизма», составленному некой современной анархистской организацией «Мать Порядка» и размещенной в сети Интернет[7]:
«Во всем мире большинство женщин не имеют возможности принимать решения в важнейших вопросах, затрагивающих их жизнь. Женщины, в отличие от мужчин, страдают от угнетения двух видов:
1) общее социальное угнетение людей
2) от сексизма - дискриминации и притеснения из-за их пола»[8].
И угнетение это проявляется посредством экономического (более слабое положение на рынке труда), идеологического (роль и место женщины в традиционной картине мира), насильственного (физическое и психологическое, в том числе, внутри семьи), системного (сложившаяся повсеместно иерархическая система, в которой одни подавляются другими) факторов. «Манифест анархо-феминизма», из которого несколькими строками выше была приведена цитата, не является классическим источником анархо-феминистской мысли, он лишь в некоторой степени аккумулирует призывы и мысли, впервые обозначенные еще в самом начале XX века Эммой Гольден, Люси Парсонс, Вольтариной де Клер, стоящими у истоков анархо-феминизма.
Безусловно, анархо-феминизм зарождался и развивался в разных странах неодинаково и не в одно и то же время: экономическое и политическое состояние общества, мировоззрение, система религиозных и традиционных ценностей, уровень образования среди населения (в частности женского) и другие факторы влияли на скорость и глубину распространения анархо-феминистских идей. Как и в ситуации с анархизмом, для США, например, в отличие от Европы, были характерны индивидуалистские формы анархо-феминизма. Тем не менее, воспользуемся примером Соединенных штатов Америки для того, чтобы передать общую логику развития исследуемого течения.
Как и в Европе, в Америке середины XIX века также действовали суфражистки (участницы движения за равноправие женщин, особенно за предоставление им избирательных прав[9]), стараясь доказать, что имеют равное с мужчинами право на доступ к политическим, правовым и образовательным институтам. В то же время в Северной Америке набирало популярность движение анархо-индивидуалистов, идеи которых зрели на благодатной почве радикальных интеллектуальных течений, имеющих в своих истоках религиозный нонконформизм XVII века и аболиционистское движение[10]. Некоторые американки также прониклись мыслью о том, что каждый индивид имеет право на автономию и самоуправление, а «идея естественного права не может быть реализована в рамках государства»[11], присоединившись к анархистской мысли США. Тем не менее, несмотря на всю широту взглядов американских анархо-индивидуалистов, даже им трудно было осознать то, что женщина – это такой же индивид со всеми вытекающими правами и свободами, причем не только от государственной власти, но и от власти домохозяина. Таким образом, анархисткам уже в кругу своих товарищей пришлось бороться за свою независимость от мужчин, что приводило их к анархо-феминизму.
Американские анархисты полагали, что для обеспечения личной свободы необходимо ликвидировать не только принуждение, исходящее от правительства, но и все формы принудительной внешней власти[12]. Анархо-феминистки отразили это понимание в декларировании независимости от мужчин и структур, где доминируют мужчины, прежде всего, от брака. Такой тезис означал не только декларацию «свободной любви», хотя они и требовали предоставления равной сексуальной свободы, а не только «поднять моральные стандарты мужчин в отношении секса», как это делали феминистки, но и затрагивал сферу домашнего хозяйства, что означало превращение женщины в хозяйственно (финансово) самостоятельную структуру[13].
Остро стоял перед анархо-феминистками вопрос заботы о детях. Если традиционно основная роль в воспитании детей возлагалась на мать, то многие анархо-феминистки пришли к выводу, что забота о детях - сфера деятельности тех взрослых, которые выбрали это в качестве своей основной профессии. Но единодушия в данном вопросе не было. «Кто-то считал, что свобода взрослого индивида важнее благосостояния ребенка, другие считали родительскую любовь и заботу неотъемлемой частью человеческой природы»[14].
Представляется, что данный спор изначально исходит из неверных установок. Возможно, в период становления идеального общества взрослым тяжело и неэффективно отвлекаться от революционной борьбы. Но когда анархистские идеалы воплотятся в жизнь, что же мешает заняться воспитанием желанного ребенка? Свобода и отсутствие ответственности за свои поступки не могут сосуществовать.
Как бы там ни было, анархо-феминисткам было нелегко донести суть и справедливость своих требований до мужчин, хотя они продолжали это делать, в том числе, публикуя анонимные статьи в издания «Либерти» и «Люцифер». «Люцифер» – был единственным мужским изданием анархистского толка, освещавшим женский вопрос.
В статье 1890 года, опубликованной в «Люцифере» и посвященной освобождению женщин из сексуального рабства, ее автор, Мосес Харман писал следующее: «Можно оправдать аболиционистов, которые думали, прежде всего, о мужчинах-неграх, которых надо было освободить, ведь аболиционисты не критиковали социальную и политическую систему Америки в целом. Что до анархистов и социалистов, то им нечем оправдываться, в том, что они придают женскому вопросу, в лучшем случае, вторую степень важности»[15].
И действительно, в статье 1888 года, опубликованной уже в другом издании, «Либерти», Виктор Яррос писал, что «если женщина хочет быть лично независимой в будущем, она должна пожертвовать равенством в настоящем и <…> направить свои силы в помощь мужчине в ЕГО (выделено автором статьи) попытках установить приемлемые отношения между трудом и капиталом. А после построения нового общества можно будет уделить внимание и женскому вопросу»[16]. И не только в выступлениях, но и в семейных отношениях, большинство мужчин-анархистов, несмотря на поддержку «свободной любви», придерживались традиционных порядков, в которых вся забота о доме лежит на плечах женщины.
Какие же женщины были настолько стойки, что находили в себе силы бороться не только со внешней системой, но и с образом мыслей своих товарищей?
Как правило, среди анархо-индивидуалисток преобладали коренные американки из различных слоев общества. Даже девушки с более высоким уровнем образования не могли рассчитывать на высокий заработок, работая сельскими учительницами или репетиторами. К началу ХХ века среди активисток растет число эмигрантов, в особенности, еврейки из России и Восточной Европы, тяготевшие к анархо-коммунизму. Девочки, чьи отцы были рабочими или лавочниками, часто не могли закончить школу из-за проблем с финансами и были вынуждены работать на фабриках, официантками или домашней прислугой[17], что приводило их к естественному недовольству своим положением.
Как пишет Маргарет Марш, длительность участия женщин в движении не зависела от образования, статуса или расы, но от природы их интереса и вовлеченности. Долгосрочные анархистки – те, которые приняли теорию, осознавая необходимость изменений системы и всю ответственность, которая ляжет на них при наступлении этих изменений. Быстро разочаровывались и теряли интерес те из анархо-феминисток, для которых движение было попыткой выразить недовольство их личным положением в обществе, а следовательно, и самим обществом. Кто-то своей деятельностью выражал подростковый мятеж, а для кого-то анархо-феминизм становился видом философии и пищи для ума[18].
Таким образом, наличие образования вкупе с неудовлетворенностью политико-правовой и социально-экономической действительностью приводили наиболее энергичных девушек Соединенных Штатов Америки либо к феминизму с его выторговыванием у государства равенства с мужчинами, либо к анархизму и, как следствие, к анархо-феминизму, так как в данном случае женщинам, помимо внешней борьбы нужно было вести и внутреннюю борьбу со своими же товарищами-анархистами, чтобы те смогли увидеть в них нечто иное, кроме сестры, подруги или кухарки.
Разумеется, данная ситуация не универсальна, но в целом весьма типична для становления анархо-феминистских движений.
Обратимся к идеям и деятельности некоторых представительниц анархо-феминистской мысли.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 192.