Все функции лидера можно условно поделить на четыре блока: стратегические, административные, представительские и ролевые
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стратегические функции. Выступая в качестве инициатора и проводника идей, лидер в большинстве случаев служитисточником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение, в целом отражающее идеологию того общества, к которому принадлежит коллектив (группа). Одной из важнейших стратегических функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. Обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей, могут включать в себя как определение непосредственных действий (тактических шагов), так и разработку долгосрочных планов деятельности, т.е. определение идеологии и политики группы в целом. К стратегическим функциям относят и побуждение к определенному типу поведения членов группы или модификация их поведения.

Административные функции. Это организация совместной жизнедеятельности группы в различных ее сферах. Сущность администрирования заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы. В умении переложить часть ответственности и полномочий на других состоит искусство координации деятельности лидера и коллектива (группы) в целом.

Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля над деятельностью участников группы. Помимо административного регулирования деятельности членов и использования официальных мер поощрения, лидер может умело применять неформальные социальные санкции, которые обычно складываются в малых группах. Неформальные санкции — это приемы, с помощью которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недо­вольство теми, кто не оправдывает их надежд.

К административным функциям лидера относится также регулирование отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через комму­никативную сеть, которая может иметь различный вид. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда в группе существуют приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть, в то же время существует тип групп, где лидер являет­ся «одним из всех».

Представительские функции. Во-первых, лидер осуществляетвнешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами. Лидер является официальным лицом коллектива, выступающим во внешней среде от имени всех, он отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю, трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы. Во-вторых, лидер воспринимается как символ коллектива. Группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных групп и индивидуумов. Члены таких коллективов прибегают к различным знакам отличия в одежде и поведении (например, члены политических партий, клубов). Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно его участникам), в мире индустрии владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая свое дело как продолжение своей личности (так, религиозные течения и секты продолжают носить имена своих основателей и после окончания их деятельности).

Ролевые функции. Социальная роль — это модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Составляющие социальной роли: ролевые ожидания (то, чего ждут от той или иной роли) и ролевое поведение (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Под ролевыми донимаются такие функции, в которых человек старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго рабо­тать в режиме этой функции достаточно сложно. К ролевым функциям лидера можно отнести принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

 

В соответствии с выделением двух базовых сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два базовых вида лидерства:

- лидерство в деловой сфере (иногда его называют ʼʼинструментальное лидерствоʼʼ) − направлено на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана, и обеспечивает управления группой в процессе решения ее задач;

- лидерство в эмоциональной сфере (ʼʼэкспрессивное лидерствоʼʼ) − направлено на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение, обеспечивает позитивный внутренний климат группы, ее стабильность.

Эти два вида лидерства бывают персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. Учитывая зависимость от степени выраженности, направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности бывают выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т.д.

В зависимости от самооценки лидеров их можно разделить на три группы.

Лидер с низкой самооценкой оказывается более зависимым от мнения других людей. Он испытывает постоянное недовольство собой, это и может быть той силой, которая толкает его на преодоление все новых и новых барьеров. Он как бы все время доказывает самому себе, что он чего-то стоит, однако преодоленные барьеры его уже не радуют. И он стремится к новым, чтобы вновь удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка толкает лидера на "великие" завоевания, неожиданные для окружения экстравагантные решения. Стремление к власти такого лидера нередко и есть одна из возможных компенсаций его низкой самооценки.

 Лидер с высокой самооценкой менее зависим от внешних обстоятельств. Он имеет более стабильные внутренние стандарты, на которых и основывается его самооценка. Лидер с завышенной самооценкой переоценивает собственные качества, нередко не замечает внешней и внутренней реакции на свое поведение. Он "упивается" собственным успехом, как бы он ни был мал, и относится к критике как к нападкам на него его злобствующих завистников. У него явно нарушена обратная связь между ним самим и его деятельностью и поведением.

Лидер с адекватной самооценкой наилучший вариант для соответствующей социальной роли. Его деятельность и поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению. Обратная связь между последствиями его деятельности и поведения и им самим работает надежно. Такой лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Он не боится, что его унизят, обойдут. Он твердо знает собственную значимость, считает себя не хуже других, с кем ему приходится взаимодействовать. В совместной деятельности он выбирает стратегию, которая дает ему взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами. Отсутствие у него невротического компонента в самооценке приводит, как правило, к отсутствию такового и в его деятельности, и в поведении.

Сегодня имеются серьезные возражения представлениям о существовании универсального набора психологических качеств, ʼʼделающихʼʼ человека лидером. В частности, американский психолог Ральф Стогдилл в 1974 г., проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность. При этом, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный и характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анализа Р. Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.

Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические (или эмоциональные), умственные (или интеллектуальные), и личностные деловые.

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Это Инициативность, гибкость, бдительность, созидательство и творчество, честность, личностная целостность, смелость, самоуверенность, уравновешенность, независимость, самостоятельность, амбициозность, потребность в достижениях, настойчивость и упорство, энергичность, властность, работоспособность, агрессивность, стремление к превосходству, обязательность, участливость.

Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на черты характера личности при выявлении лидера в организации.

Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. Это такие качества, как ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевая развитость, любопытство и познавательность, интуитивность. Действительно, успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Это умения: заручаться поддержкой, кооперироваться, завоевывать популярность и престиж, брать на себя риск и ответственность, организовывать, убеждать, менять себя, быть надежным, шутить и понимать юмор, разбираться в людях, а также такт и дипломатичность. Значимость этих умений  для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

Большинство отечественных исследований лидерства феномен лидерства в малых группах рассматривает в контексте совместной групповой деятельности, т. е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р. Л. Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т. е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

Поведение лидера в группе проявляется в различных тактических приемах. К ним, в частности, относятся следующие:

Рациональное убеждение (лидер использует логические аргументы и факты, чтобы убедить последователей в выполнимости поставленных задач).

Вдохновляющий призыв (лидер выдвигает предложение, которое вызывает энтузиазм у последователей в силу того, что оно соответствует их ценностям, идеалам и ожиданиям или усиливает их веру в собственные силы).

Обращение за советом (лидер стремится привлечь последователей к планированию стратегии, активному проведению изменений и ждет от людей поддержки).

Обмен (лидер предлагает последователям обмен услугами или различные блага в ответ на их участие в выполнении задачи).

Личный призыв (лидер апеллирует к чувствам лояльности и дружбы людей как мотиву их участия в выполнении задачи).

Коалиционирование (лидер ищет помощи у других, чтобы убедить своих последователей принять участие в выполнении задачи).

Легитимизация (лидер оправдывает свое предложение ссылками на собственный авторитет или доказывает соответствие предложения практике, правилам, традициям, нормам).

Принуждение (лидер использует требования, жесткие напоминания или угрозы, чтобы заставить последователей выполнить задачу так, как он того требует).

Итак, лидерство – это психологическая характеристика поведения члена группы, пользующего наибольшим влиянием. Основу лидерства составляет процесс межличностного влияния.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 403.