Проблема управления малыми группами. Лидерство и руководство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 6.

Проблема управления малыми группами. Лидерство и руководство.

План:

 

1. Социальный статус и социальная роль личности.

2. Лидерство и руководство в малой группе.

3.  Стили лидерства и руководства.

 

 

Социальный статус и социальная роль личности.

 

Основные положения ролевой теории личности были сформулированы в 30-х годах ХХ века американскими социологами Дж. Мидом и                              Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “.

Понятие социальный статус служит для обозначения места в системе социальных отношений, которое занимает индивид. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный статус – это социальный статус, который присваивается индивиду группой вне зависимости от его заслуг и личных усилий (например, руководитель, подчиненный). Он может обуславливаться этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый). Приобретенный социальный статус завоевывается индивидом посредством деятельного опосредования и с помощью фактов поведения в группе (например, «высоко квалифицированный специалист», «мастер – злотые руки»).

Лидерство и руководство в малой группе.

Слово "лидер" заимствовано из английского языка в 20-х г. XX в. Оно произошло от английского "leader" – ведущий, руководитель, суффиксальное производное от "to lead" – вести, возглавлять.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство , т. е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Типология Херси-Бланшара.

Американские исследователи Пол Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию руководства, которую назвали теорией жизненного цикла. В соответствии с этой моделью, применение стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, желания достичь поставленных целей. Херсли и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства по сочетанию 2-х векторов: «ориентация на людей» (для руководителя важен микроклимат в коллективе, насколько сотрудники заинтересованы заданием, поручают ли они удовольствие от порученной им работы.) и «ориентация на задачу» (руководитель лишь обозначает проблему или четко указывает, что, как и в какие сроки должно быть сделано).

Предписание - руководитель точно ставит задачу перед подчиненным, при этом ему не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями, строго контролируется руководителем; поощряется четкое следование инструкциям и четкое выполнение задания.

Убеждение - руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу.

Сотрудничество - руководитель на равных с подчиненными участвует в формировании задачи. Инициатива в определении тактики и ее реализации принадлежит группе, а задача руководителя - постоянно поддерживать инициативу и заинтересованность подчиненных, наравне с ними участвовать в работе и не слишком контролировать.

Делегирование - руководитель делегирует право принятия решения группе (или подчиненному), однако при необходимости готов оказать помощь. Группа самостоятельно определяет задачи, вырабатывает тактику и выполняет работу. Процесс обсуждения проблем может происходить и без руководителя. Руководитель лишь наблюдает за ходом выполнения работы (не всегда впрямую), но ответственность за конечный результат лежит на нем.

Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.

Эффективные лидеры-руководители создают позитивный климат, который мотивирует сотрудников, и используют широкий репертуар стилей руководства в соответствии с конкретной ситуацией.

Правильно определенный и успешно применяемый стиль управления позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. С помощью установленного стиля управления достигается удовлетворенность работой и производительность сотрудников.

      Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.

Для каждого руководителя важно знать свой ведущий стиль лидерства, а также знать другие стили. Владение разными стилями позволит улучшить модель своего поведения и повысить уровень эффективности.

Лекция 6.

Проблема управления малыми группами. Лидерство и руководство.

План:

 

1. Социальный статус и социальная роль личности.

2. Лидерство и руководство в малой группе.

3.  Стили лидерства и руководства.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 290.