Древние восточные истоки философского мышления.
Древнейшие письменные памятники востока не представляют собой целостных философских систем с точным понятийным аппаратом. Восточная культура и жизнь представлена мифами.
Миф – одна из форм выражения человеком своего отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Это фантастический ответ на вопросы о возникновении мира, о смысле существующего порядка. В нем определяется также предназначение и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое изображение тесно связано с религиозными представлениями. Миф содержит много иррациональных моментов, оживляет и персонифицирует природу, а также отражает накопленный до его создания опыт.
Для этого периода характерна зависимость человека от мифологических представлений. Миф – это универсальное объяснение достигнутого уровня познания. Поэтому постепенно наряду с религиозной картиной мира отводилось место и для идей, которые способствовали развитию науки и философии. Это были так называемые космогонические мифы: где, с одной стороны, были представлены вещи познанные и освоенные, с другой стороны, неизвестный и враждебный мир природы, который зачастую объяснялся с помощью устойчивого космического порядка.
В мифах достаточно часто присутствовал идеологический момент: восславлялось проводимое упорядочивание общества, а существующую власть подкрепляли божественным авторитетом. Это имеет отношение к проблематике, касающейся места человека в обществе. Например,подчеркивание божественного происхождения королевской власти, значение сословий священнослужителей, обоснование перемещения политической власти.
Отражались и вопросы, касающиеся познания смысла человеческой жизни, а также этических норм. Существовали так называемыесвары– сборники пословиц, афоризмов, поучительных историй, где рассматривались жизненные ситуации и человеческие проблемы, а также давались советы, как их решать. Пример – «Эпос о Гильгамеше» - рассказ о судьбе и деятельности царя, подлинной исторической фигуры, который ищет бессмертия и задается вопросом о смысле жизни человеческой. Отражен традиционный пассивный подход человека к жизни и собственной судьбе. Однако, такой подход характерен далеко не для всего эпоса. Во многих доминирует мысль о временности человека на земле, которая подталкивает на реализацию своих стремлений и целей.Основной вывод: только собственными усилиями человек может достичь бессмертия.
Вопрос «как жить?» - центральный для древневосточного эпоса. Инна него пытаются дать ответ в поучениях, советах, которые имеют место быть в эпосе в самых различных формах.
В некоторых литературных памятниках поднимается вопрос относительно смысла религиозного культа.
Философия Древней Индии.
Для них характерна на протяжении многих тысячелетий наличиеведической литературы– литературы преимущественно религиозного содержания, отражающей также и духовную жизнь своего времени, экономический уклад, классовую структуру общества, степень познания окружающего мира. В более поздних ведических текстах – брахманах – встречаются высказывания о происхождении и возникновении мира. В том числе и положения о воде как первой субстанции. Или брахманы, указывающие на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия.
Учение буддизма.
Основатель учения – Сиддхартха, который, уйдя из семья, провел много лет аскезной жизни и достиг пробуждения. Впоследствии он был назван Буддой (Пробужденный) и его учение приняло большое количество людей, ставших монахами и монахинями. Канонические тексты были записаны лишь спустя несколько столетий. Будду окружили множеством легенд, что впоследствии позволило людям наделить его божественным характером.
Индуизм.
Он отражает своеобразный религиозный синтез, во многом связанный с древнейшими культурными сферами отдельных этнических групп. Самые известные божества, которых воспевают в песнях – Вишна и Шива. Прослеживается очень четкая идея преданности личному Богу. Они существуют и по сей день. Несмотря на их некоторое разночтение, всех их связывает стремление найти путь, на котором можно достичь искупления.
Философия древнего Китая.
Она также своими корнями уходит в мифологию, где обожествляется небо, земля и вся природа. Провозглашается наивысший принцип, который правит миром. Чаще всего он представляется словом «небо». Все явления имеют своих демонов. Также дело обстояло и с умершими. Поэтому было почитание душ умерших и образовался культ предков. Только духи могли приоткрыть завесу будущего, воздействовать на поведение и деятельность людей. Была развита гадательная практика с использованием общения с духами.
Конфуцианство.
Это своеобразная теория организации общества, где прописаны его социальные нормы, этические правила, способы управления.
Конфуций считается первым китайским философом. Его мысли сохранились в форме бесед с учениками. Основная идея сохранения здорового общества и государства: воспитание человека в духе уважения и почтительности к окружающим, к обществу. Прослеживается определенная связь с идеей социальной функции человека: индивид был функцией в социальном организме общества. Ключевая категория для отношений между людьми – порядок, где прописаны и правила внешнего поведения – этикет. Точное исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности. Были выделены следующие регуляторы человеческого поведения:
1. Помогай другому достичь того, чего бы ты сам достичь хотел.
2. Чего не желаешь себе, того не делай другим.
3. В семейных отношениях основным был принцип сыновней и братской добродетели. И вообще семейные отношения параллелились с общественными.
Даосизм.
В центре внимания – природа, космос, человек. Центральным является понятие пути – Дао. Цель мышления в Дао – слияние человека с природой, т.к. он его часть. Здесь нет разграничений «субъект – объект». Речь прежде всего идет о согласии с миром, на котором основывается душевное спокойствие человека. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий и овладевает миром.
Соблюдение меры вещей – главная жизненная задача.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 302.