Становление предмета психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С.Л.Рубинштейн сказал: «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем». И в этом уже есть кажущийся парадокс. Однако, он действительно только кажущийся, т.к. человека и тысячи лет назад занимало собственное поведение, и философы и теологи рассматривали многие вопросы, над которыми работают и психологи 21 столетия. Лидирующие позиции по развитию науки и по численности специалистов в психологическом мире удерживают американцы. Там работают более половины психологов всего мира. Американская психологическая ассоциация давно насчитывает более 100 тысяч членов. Сегодня психологическая наука одна из областей, характеризующаяся информационным перенапряжением: огромное количество исследований, специальной литературы, книг, статей, фильмов, компьютерных программ вообще в данной сфере. В настоящее время психологам, даже в рамках их узкой специализации, достаточно трудно уследить за развитием собственной науки.

Изучая труды многих древних мыслителей, мы увидим, что разница заключена лишь в тех методах, с помощью которых изучалась человеческая природа. Собственно методы исследования и позволили выделиться психологии в самостоятельную науку. Произошел существенный сдвиг в используемых методах: от интуиции и размышлений, умозаключений, опирающихся на собственный опыт, психология обратилась к средствам, которыми пользовались исследователи естественных наук. Они, соответственно, были более точными и объективными. Психологи (психодиагносты) и сегодня считают основной своей задачей – развиваться именно в этом направлении – оттачивании исследовательских методов с целью достижения большей объективности.

Оформление как самостоятельной науки произошло в середине XIXвека. Методологической предпосылкой выступили идеи европейского рационализма Нового времени – философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей. Основная идея: естественный порядок, цепь причинно-следственных связей. Эталон научного познания – математика и естествознание.

В свою историю психология вступила как естественно-научная дисциплина. Заимствован был экспериментальный метод. Объектом психологии стали «психика», «психические явления и свойства», а не «дух», «душа».

В 1879 году В.Вундт создает при Лейпцигском университете первую экспериментальную психологическую лабораторию. Через два года – Институт экспериментальной психологии со своим журналом, первым в истории психологии.

Предмет психологии - процессы, доступные одновременно и внешнему и внутреннему наблюдению, имеющие как психологические, так и физиологические составляющие (непосредственный опыт человека, представленный в его сознании). Сознание, его состояния, связи, отношения и законы, которым они подчинены – вот, что является интересом первых настоящих психологов.

Длительное время в психологии абсолютизированы отдельные категории, которые предлагались в качестве объяснительного принципа природы психического. И сегодня единой психологии не существует, а речь идет о существовании отдельных направлений, школ, течений, которые не следует смешивать с отраслями, отражающими процесс внутренней дифференциации науки. Отрасли психологи можно классифицировать по сферам и видам деятельности– медицинская психология, психология труда, юридическая, инженерная, социальная психология, психология спорта, психология менеджмента и др.По объекту и специфике развития– зоопсихология, возрастная психология, патопсихология и др. Каждая из них имеет свои специфические задачи.

Научные школы, направления различаются по предмету, по изучаемым проблемам, категориальному строю, объяснительным схемам. Человек как психологическая реальность представлен под определенным углом зрения, что-то выступает на первый план (доминирует при рассмотрении).

Проблемными, дискуссионными по настоящее время считаются вопросы: соотношение эмпирического знания и его теоретического обобщения, соотношение объективных методов исследования и методов описательной психологии. При этом сам процесс психологического познания рассматривается как особого вида деятельность, где важной стороной являются не только утверждения, но и момент прогнозирования возникновения различных феноменов, непосредственного обращения к чувственному опыту.

Наука достигает зрелости, высокой стадии развития, если она не делится на различные школы (парадигма, т.е. модель или образец, являющийся общепринятым в рамках научной психологии). Смена одной парадигмы другой есть «научная революция». Современная психология не достигла парадигматической стадии. В ней нет единых приемов, стандартных методов, фундаментального научного принципа. Сегодня психология еще более неоднородна, чем сто лет назад. У каждой психологической школы есть собственная теоретическая и методологическая платформа, собственная терминология, собственные методы.

В истории психологии существовали самые разные школы и каждая из них выступала против предшествующей. Старших оппонентов использовали как объекты для критики и импульс собственного развития.

Развитие история и теория психологии можно представить поэтапно:

I-й этап развития (психософия) свидетельствует об изучении вопроса места человека в мироздании. Это планетарное явление, т.е. она существовала везде и во все времена.

II-й этап (психонаука)характеризуется производством фактов (созданием теорий, направлений, сбором эмпирического материала). Имеет, в основном европейское происхождение.

III-й этап (психотехнология) характерихуется созданием способов воздействия на человека. Главный принцип: массовое распространение приемов психодиагностики, психокоррекции, консультирования и проблема их эффективности. Первая форма психотехнологии – магия, в основе которой такие манипулятивные способы воздействия на человека как гипноз и транс – суггестивное воздействие.Чем отличается прикладная наука от психотехнологии? Прежде всего схемами развития. Если прикладная наука базируется на основе некоторых фундаментальных теоретических фактов и, следовательно, практика вытекает из основных теоретических положений. В психотехнологии всегда первична практика, а следствием является развитие науки в теоретической форме.

IV-й этап(психоискусство)– это создание образа человека художественными средствами. Оно индивидуально. Массовой выборки не существует.

Вывод: история психологии не имеет линейного развития.

Профессор Шкуратов В.А., рассматривая психологическую науку как парадигмальное и непарадигмальное знание, отмечает ее тесное взаимодействие с другими психологическими областями. Особенностью ее он считает явление бифуркации в ее развитии. Т.е. психологическая теория может развиваться и как специализированная сфера, и как популяризированная. Психоанализ, например, претендовал на сугубую научность. Сегодня мы видим насколько данное направление популяризировано. Кроме того, произошло слияние с психотерапией и психоанализ перестал быть специальной теорией. Он существует на сегодня в двух ипостасях: как психотерапия и как идеология.

В психологии по настоящее время не формируется парадигма, не происходит организации знаний вокруг одного какого-нибудь стержня. Наррадигма– последовательность социальной апробации знания. Когда знания организованы общественным интересом.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.