Лекция 1. История психологии: предмет и задачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическая мысль в странах Древнего Востока

Древние восточные истоки философского мышления.

Древнейшие письменные памятники востока не представляют собой целостных философских систем с точным понятийным аппаратом. Восточная культура и жизнь представлена мифами.

Миф – одна из форм выражения человеком своего отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Это фантастический ответ на вопросы о возникновении мира, о смысле существующего порядка. В нем определяется также предназначение и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое изображение тесно связано с религиозными представлениями. Миф содержит много иррациональных моментов, оживляет и персонифицирует природу, а также отражает накопленный до его создания опыт.

Для этого периода характерна зависимость человека от мифологических представлений. Миф – это универсальное объяснение достигнутого уровня познания. Поэтому постепенно наряду с религиозной картиной мира отводилось место и для идей, которые способствовали развитию науки и философии. Это были так называемые космогонические мифы: где, с одной стороны, были представлены вещи познанные и освоенные, с другой стороны, неизвестный и враждебный мир природы, который зачастую объяснялся с помощью устойчивого космического порядка.

В мифах достаточно часто присутствовал идеологический момент: восславлялось проводимое упорядочивание общества, а существующую власть подкрепляли божественным авторитетом. Это имеет отношение к проблематике, касающейся места человека в обществе. Например,подчеркивание божественного происхождения королевской власти, значение сословий священнослужителей, обоснование перемещения политической власти.

Отражались и вопросы, касающиеся познания смысла человеческой жизни, а также этических норм. Существовали так называемыесвары– сборники пословиц, афоризмов, поучительных историй, где рассматривались жизненные ситуации и человеческие проблемы, а также давались советы, как их решать. Пример – «Эпос о Гильгамеше» - рассказ о судьбе и деятельности царя, подлинной исторической фигуры, который ищет бессмертия и задается вопросом о смысле жизни человеческой. Отражен традиционный пассивный подход человека к жизни и собственной судьбе. Однако, такой подход характерен далеко не для всего эпоса. Во многих доминирует мысль о временности человека на земле, которая подталкивает на реализацию своих стремлений и целей.Основной вывод: только собственными усилиями человек может достичь бессмертия.

Вопрос «как жить?» - центральный для древневосточного эпоса. Инна него пытаются дать ответ в поучениях, советах, которые имеют место быть в эпосе в самых различных формах.

В некоторых литературных памятниках поднимается вопрос относительно смысла религиозного культа.

Философия Древней Индии.

Для них характерна на протяжении многих тысячелетий наличиеведической литературы– литературы преимущественно религиозного содержания, отражающей также и духовную жизнь своего времени, экономический уклад, классовую структуру общества, степень познания окружающего мира. В более поздних ведических текстах – брахманах – встречаются высказывания о происхождении и возникновении мира. В том числе и положения о воде как первой субстанции. Или брахманы, указывающие на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия.

Учение буддизма.

Основатель учения – Сиддхартха, который, уйдя из семья, провел много лет аскезной жизни и достиг пробуждения. Впоследствии он был назван Буддой (Пробужденный) и его учение приняло большое количество людей, ставших монахами и монахинями. Канонические тексты были записаны лишь спустя несколько столетий. Будду окружили множеством легенд, что впоследствии позволило людям наделить его божественным характером.

Индуизм.

Он отражает своеобразный религиозный синтез, во многом связанный с древнейшими культурными сферами отдельных этнических групп. Самые известные божества, которых воспевают в песнях – Вишна и Шива. Прослеживается очень четкая идея преданности личному Богу. Они существуют и по сей день. Несмотря на их некоторое разночтение, всех их связывает стремление найти путь, на котором можно достичь искупления.

Философия древнего Китая.

Она также своими корнями уходит в мифологию, где обожествляется небо, земля и вся природа. Провозглашается наивысший принцип, который правит миром. Чаще всего он представляется словом «небо». Все явления имеют своих демонов. Также дело обстояло и с умершими. Поэтому было почитание душ умерших и образовался культ предков. Только духи могли приоткрыть завесу будущего, воздействовать на поведение и деятельность людей. Была развита гадательная практика с использованием общения с духами.

Конфуцианство.

Это своеобразная теория организации общества, где прописаны его социальные нормы, этические правила, способы управления.

Конфуций считается первым китайским философом. Его мысли сохранились в форме бесед с учениками. Основная идея сохранения здорового общества и государства: воспитание человека в духе уважения и почтительности к окружающим, к обществу. Прослеживается определенная связь с идеей социальной функции человека: индивид был функцией в социальном организме общества. Ключевая категория для отношений между людьми – порядок, где прописаны и правила внешнего поведения – этикет. Точное исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности. Были выделены следующие регуляторы человеческого поведения:

1. Помогай другому достичь того, чего бы ты сам достичь хотел.

2. Чего не желаешь себе, того не делай другим.

3. В семейных отношениях основным был принцип сыновней и братской добродетели. И вообще семейные отношения параллелились с общественными.

Даосизм.

В центре внимания – природа, космос, человек. Центральным является понятие пути – Дао. Цель мышления в Дао – слияние человека с природой, т.к. он его часть. Здесь нет разграничений «субъект – объект». Речь прежде всего идет о согласии с миром, на котором основывается душевное спокойствие человека. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий и овладевает миром.

Соблюдение меры вещей – главная жизненная задача.

Аристотель.

Учился в платоновской Академии, был его учеником. После смерти Платона жил на острове Лесбос, а затем при дворе царя македонского был воспитателем его сына Александра. Вернувшись в Афины, создает свою школу – Ликей, где работает над систематизацией научных знаний.

Круг научных интересов ученого был достаточно широк – логика, онтология, физика, этика, педагогика, политика, экономика. Наиболее весомыми для психологии являются его труды «О душе», «Метафизика», «О Памяти», «О сновидениях».

Его самый большой труд посвящен душе, который считается первым собственно психологическим трудом в рамках донаучной психологии. Аристотель в нем систематизировал все предшествующие идеи о душе и выдвинул несколько основных положений:

1. душа – это способ организации живого тела. Она позволяет быть телу живым. Душа – это особый орган, посредством которого тело чувствует, мыслит. Тело мыслит посредством души.

2. Объективный мир существует независимо от нашего сознания. Познаем его через воздействия на наши чувства.

3. Сам термин организм он увязывает со словом «организация», т.е. продуманное устройство. Устройство этого целого и его функции неразделимы. «Глаз – живое существо, его душа – зрение».

4. Трактуя организм как систему, он выделил в ней различные уровни способностей к деятельности (введено понятие способностей). Существовала так называемая иерархия способностей, т.е. функций души:

- вегетативная(есть у животных, растений и человека);

- чувственно-двигательная(имеется у животных и человека);

- разумная(присуща только человеку).

Функции души – это уровни ее развития. Способность ощущать формируется на втором уровне, а способность мыслить – развивается на третьем. От младенца до старика – человек проходит все те ступени, что и весь органический мир за всю историю. Это биогенетический закон.

Душа, по Аристотелю, в целом, смертна, как и тело. Однако, часть ее (теоретическое, абстрактное мышление) бессмертна.

Аристотель построил свою концепцию ощущений, и в трактате «О душе» ей отведено много глав. Ио пишет, что изспособности ощущатьрождаетсяпознание. Ощущение – это производное от внешних воздействий состояние. С помощью ощущения мы воспринимаем предметы, имеющие цвет, вкус. Но воспринимаем не как отдельные вещи, а как нечто, имеющее качество.

Ощущение есть способность, а не действующая сила. В душе остается не камень, а образ камня. Процесс ощущения является исходным по отношению к памяти. Воображению и суждениям, т.е. высшим познавательным процессам: «существо, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет».

Ощущение не зависит от нашей воли, оно производится извне. Для него необходимо присутствие возбуждающего предмета.

Исследованию разума (ума) также отведено не мало места. Анализ его сочинений свидетельствует о противоречивом характере его мыслей относительно данного вопроса: с одной стороны, «немыслимо уму быть связанным с телом», с другой – «существо, не имеющее ощущений, не способно ничего познать и понять». Он выделяет деятельный разум и страдательный. Первый находится вне человека, он нечто вечное и бессмертное. Он мыслит понятиями. Второй – находится в человеке. Он преходящ, однако без первого он не может мыслить. Проявляется он тогда, когда обращается к мысленным предметам. Это ум в действительности. Здесь могут встречаться и ложь, и истина.

Аристотель предпринял попытку объяснить закономерности развития характера. Он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая определенные поступки. Уже именно в этом моменте заложено нравственное отношение к ним. Это ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от деятельности.

Аристотель попытался принципу детерминизма придать новый смысл: «природа ничего не делает напрасно», «нужно видеть то, ради чего совершается действие». Те., это подтверждение того, что конечный результат процесса заранее воздействует на его ход: психическая жизнь зависит не толь ко от прошлого, но и от желаемого будущего.

Оксфордская школа

Роберт Гроссетест – он читал на всех языках научные труды в оригинале, переводил естественнонаучные труды Аристотеля, дополняя их собственными комментариями. Он представитель натурфилософии, имеет отношения и к экспериментальным наукам. Считал, что без знания о линиях, углах и фигурах нельзя достичь истинного познания.

Уильям Оккам (XIVвек). Он продолжил изучение соотношения общего и частного в предметах. Утверждал, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме. В психологии его меткое выражение «сущности не следует умножать без необходимости» стало основой «закона экономии». Другими словами: если в какой-нибудь науке все может быть истолковано без допущений, то и не следует ее допускать. Т.е. нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами и факторами, когда можно обойтись меньшим числом: «Бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего».

Ассоцианизм и эмпиризм

Начинается противостояние идеям Декарта, согласно которым, большая часть идей носит врожденный характер. На арене появляются учения эмпириков. Эмпиризм – это философская позиция, объявляющая единственным источником познания наблюдение за природой, эмпирический опыт.

Противником учения Декарта о двух субстанциях явился английский философ-материалист Томас Гоббс (и ассоциация как главное понятие психологии). В своем учении он полностью отвергает душу как особую сущность. Он утверждал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, которые живут по законам механики. Под них же он подводил и все психические явления. Последовательность выстроенных им связей, которая впоследствии получила имя ассоциаций, выглядела следующим образом: воздействие материальных вещей на организм – появление ощущений – формирование представлений – и следом цепочка мыслей, следующая в таком порядке, в котором поступали ощущения. Т.о, ассоциации во времена Гоббса, Лейбница и Спинозы были одним из основных психических процессов, однако это низшие формы познания. К высшим были отнесены мышление и воля.

В своем учении основной упор он делает на важности тела, а свойственные явления сознания относит не на счет души, а на счет проявления движений тела. Т.е., сознание – это параллельно возникающее с движениями явление. А ощущения – это также проявление движений в наших органах чувств. Его причиной является также внешнее тело, которое опосредованно или непосредственно давит на орган. Дальнейшее продвижение давления берут на себя нервы мозга и сердце. Например, удовольствие – это проявление движения в сердце.

Он пытается ответить на вопрос, какие именно телесные движения. Объяснить сам Гоббс этого не может. Поэтому определяет психику человека как тень реальных материальных процессов. И вся психика сводится у него к образам. Он утверждает, что все представления суть движения внутри человека, этот остатки движения.

Общие представления обозначаются словами, соединение и разъединение которых составляют суждения. Поэтому язык и речь он выделяет как специфические особенности человека. При помощи речи человек регистрирует то, что открывает путем размышления и сообщает другому.

Его учение о способностях начинается с доказательства, что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом (т.н. идея равенства способностей всех людей). Природа создала всех равными в отношении умственных и физических способностей. Все дается всем изначально, а дальше дело рук самого человека, приобретет он нечто другое. Приумножит ли имеющееся. Для этого он должен быть трудолюбив, развиваться, быть дисциплинированным. У него есть такое понятие «благоприобретенный ум», т.е. ум формирующийся путем систематического обучения наукам.

Тем не менее он считает, что в уме есть некоторый компонент, по которому все люди существенно отличаются друг от друга. Это активность, инициативность и противоположные им свойства – пассивность и индифферентность. Хотя сегодня мы их не относим к компонентам ума.

Личностью, согласно его взглядам, является тот, чьи слова и действия рассматриваются окружающими, как его собственные. Во всем остальном доминирует картина механического сплетения содержания (это сознание). Эта детерминанта механики не позволяет психологии быть субъективной, личностной.

Считается, что Гоббс разрабатывал вопросы, которые сегодня было бы правомерно отнести в политической психологии, психологии управления. Это просматривается в его концепции двух состояний во взаимоотношениях людей:

· естественное состояние – это состояние анархии и взаимной вражды, где люди стремятся к собственной выгоде, пользе, ради чего вынуждены всем остальным приносить вред. Так называемая «война против всех». Выход здесь должен подсказать разум: чтобы люди начали искать пути и условия для создания мира, на основе которого можно прийти к соглашению. И тогда они создадут государство, в котором будет общество во главе разума, изысканности, знания, мира и безопасности.

· Общественное состояние, когда продолжают действовать естественные законы, но уже в модифицированном виде, что позволяет стать человеку социальным существом. Здесь создается язык и система знаков, для того, чтобы можно было договориться. Он подводит к выводу, что люди формируют себя своей деятельностью, и что ту или иную форму государства создает человеческая мысль.

Целью исследователя-ассоциониста Джона Локка («Опыт о человеческом разуме», «О пользовании разумом», «Мысли о воспитании») стало происхождение достоверности и объема человеческого познания. Он критикует теорию врожденных идей Р.Декарта. Душу рассматривает как некую пассивную, не имеющую врожденных идей, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской или пустой комнатой, в которой ничего нет. Источником знания признает опыт как индивидуальную историю жизни человека. Опыт имеет два источника. Первый –ощущение. Егообъектомявляются природа, внешние материальные вещи,органом – внешнее чувство (зрение, слух и пр.),продуктом– идеи. «Таким путем мы получаем идеи желтого, холодного, горячего, мягкого, твердого, сладкого, горького и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами».

Второй источник – рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Егообъекты – идеи,орган – способности, восприятие, мышление, сомнение вера, рассуждение и другие деятельности нашего ума, апродуктом– идеи другого рода, которые мы не можем получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает нам знания о самих нас.

Т.о., ощущение – все равно начало познания, Гоббс говорил: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве». Локк пытается данный тезис доказать материалистически. И идеи соответственно человек начинает получать вместе с ощущениями.

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные, а правят ими законы ассоциации.Простые – это одно представление или восприятие в уме, не дробящееся. Это элементы знания. Они первичны. Сложные идеи вторичны и производны от простых. Идеи живут в душе и им соответствуют качества в вещах. Качества могут быть первичными, вторичными.

Первичные – это реальные, неотделимые качества. Порождаемые ими простые идеи – плотности, протяженности, формы и др. Вторичные – это цвет, запах, звук, которые в вещах не находятся, но существуют. Такое деление качеств содержит в себе идею идеалистического отрыва ощущения от объекта. Сложные идеи образуются умом произвольно в процессе следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Обобщение, по Локку, состоит из следующих операций:

1. Сначала эмпирически выделяются все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие.

2. Они, в свою очередь, расчленяются на составляющие их свойства.

3. Затем сравниваются по этим свойствам.

4. Выделяются идеи, которые не повторяются в объектах и отбрасываются (абстрагирование).

5. Выделяются те, которые повторяются во всех объектах.

6. Их суммируют. Данная совокупность и есть искомая сложная идея, которая обозначается словом.

Из этого следует, что возможно только эмпирическое теория обобщения, отказано теоретическому обобщению. Механизмом образования сложных идей он назвал ассоциацию. Он ввел термин «ассоциация идей». По Локку, ассоциация есть неверное, не отвечающее естественному соединению идей. Т.е. идеи не родственные, а в умах людей они соединяются и разделить их достаточно сложно. Примером являются симпатии, антипатии. Приобретается это в силу воспитания, привычки, может со временем разрушаться. Задача воспитания в тос и заключается, чтобы у детей не образовывались нежелательные связи сознания.

По Локку, сознание – это обязательный признак душевных явлений: «есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Именно от этого отталкивалась новая психология, замещая предмет своего исследования. Сознание - это некоторая духовная сила, которая объединяет все наличные переживания, формирует из этого личность. Определение личности он дает следующее: «личность – это разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию, и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления».

Когда воспроизводятся простые идеи – разум пассивен, он может их не принимать, вычеркивать и создавать новые. Внешние воздействия влияют на сознание, минуя деятельность познающего субъекта. Как только человек начинает быть активным в таком познании, он отходит от адекватного познания объекта. На сегодняшний день исследованиями доказана, что такая натуралистическая установка на предметно-ориентированное познание не верна.

В дальнейшем на его положениях развивалась ассоциативная психология, поэтому его часто называют ее отцом. Локковские простые идеи являлись подобием неделимых частей материи (атомов), образующих физическую природу, поэтому его теорию называли «ньютоновским космосом в миниатюре».

Т.о., объяснение психических явлений через устройство физического мира и его законы детерминировало концепции следующих десятилетий. Хоть схема «машины тела» являлась умозрительной, не проверенной опытом, именно это с дальнейшим добавлением рационального объяснения определит последующий естественнонаучный подход. Порождение интереса к телесному устройству, которые во многом были скудными или фантастическими. А получить его с помощью предложенных теорий не реально (почерпнуть во внутреннем опыте наблюдающего за собой сознания невозможно).

Герман Эббингауз

Первый психолог, который начал изучать память и обучаемость с помощью экспериментального метода, тем самым опроверг Вундта. Изучение процессов заучивания и забывания – первый опыт решения собственно психологических проблем. 5 лет – он был единственным испытуемым, без какой-либо поддержки. Эббингауз подсчитывал число попыток (повторов), необходимых для запоминания материала. Материалом для запоминания являлись: бессмысленные списки трехбуквенных слогов. Своим экспериментам он подчинил распорядок всей своей жизни, для того, чтобы была возможность ежедневно в одни и те же часы заучивать необходимый материал.

Он не брал в качестве материала для запоминания стихи или связанные истории, т.к. они вызывают определенные ассоциации, которые облегчают процесс запоминания и не позволяют его проконтролировать исследователю. Материал должен быть совершенно однородный, абсолютно незнакомый, не рождающий никаких ассоциаций. Он расписал все возможные трехбуквенные сочетания на карточках, получив запас в 2300 слогов. Слога для заучивания выбирались наугад.

В другом эксперименте Эббингауз исследовал разницу в скорости между бессмысленными списками и элементами осмысленного материала. Для этого он сам заучивал отрывки из «Дон Жуана» Байрона. Его исследования позволили сделать ему следующий вывод: бессодержательный материал, ни с чем не ассоциирующийся, запоминается в 9 раз труднее, чем осмысленный.

Изучая число повторов, требующихся для безупречного воспроизведения и зависимость от объема предъявляемого материала. Больший объем требует больше времени и повторов («Кривая Эббингауза»).

Теория поля Курта Левина

Теория) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. В Психологическом институте Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных процессов, а на, изучении личности человека.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей. Его исследования доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, "встать над полем", как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря "системе напряжения" и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда "система напряжения" сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Установленная зависимость приобрела в психологии известность как "эффект Зейгарник".

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму "квантуме" – стремящейся рас сеяться психической энергии. Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе "организм-среда". Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Это открыло путь к новым методикам изучения мотивации, в частности уровня притязаний личности, определяемого по степени трудности цели, к которой она стремится. Уровень притязаний устанавливался самим испытуемым, принимающим решение взяться за задачу другой степени трудности, чем уже выполненная им (за которую он получил от экспериментатора соответствующую оценку). По его реакции на успех или неуспех, связанный с выполнением новой задачи и последующими выборами (когда он выбирает либо еще более трудные, либо, напротив, более легкие задачи), определяется динамика уровня притязаний. Эти опыты позволили подвергнуть экспериментальному анализу ряд важных психологических феноменов: принятие решения, реакцию на успех и неуспех, поведение в конфликт ной ситуации.

От анализа мотивации поведения индивида, одиноко перемещающегося в своем психологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Он становится инициатором разработки направления, названного "групповой динамикой". Теперь уже группа трактуется как динамическое целое, как особая система, компоненты которой (входящие в группу индивиды) сплачиваются под действием различных сил. \В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии.

Глубинная психология.

З.Фрейд родился в 1856 году в Моравии (сейчас это Чехословакия). Поскольку он был евреем, все профессии, кроме медицины и закона, - для него были закрыты. Он выбирает медицинский факультет Венского университета.. В эти годы он работал в лаборатории доктора Брюке, позиция которого опиралась на тезис: «Никакие силы, кроме обычных физических и химических, не действуют в организме». Она прослеживается особенно в раннем Фрейде и его вере в биологические основы сознания.

Фрейду в силу обстоятельств пришлось оставить теоретическую карьеру. Он обращается к частной практике, хотя и с большой неохотой. Работает сначала хирургом, затем – терапевтом, позже – «домашним врачом» в главной больнице Вены. Он прослушал курс психиатрии и его интерес к отношениям между психическими симптомами и физическими болезнями усилился. Он добивается престижного положения лектора в Венском университете.

Получив с помощью Брюке стипендию для работы в Париже, он работает под руководством Шарко, который доказывал на практике, что истерические симптомы можно ослабить с помощью гипнотического внушения. Фрейд пришел к пониманию, что истерия имеет психологические причины. Его работа во Франции усилила его интерес к гипнозу как терапевтическому средству.

Основные понятия классического психоанализа.

Инстинкт. Инстинкты – это те напряжения, которые направляют организм к определенным целям. Его психологическая составляющая – это желание, а биологическая (изначальная) – потребность. Поэтому инстинкты в психоанализе – движущие факторы личности. Т.о., инстинкт осуществляет избирательный контроль за поведением, повышая сензитивность к определенному виду стимуляции.

Внешние стимулы менее важны для динамики личности, считал Фрейд. Их можно избежать, а вот от потребности убежать невозможно. Но в целом, Фрейд никогда не отрицал ее значения в определенных условиях.

Инстинкт содержит 4 компонента: источник, цель, импетус, объект. Источником, в котором возникает потребность, может быть часть тела или все тело целиком. Цель состоит в уменьшении потребности до такой степени, что действие далее перестает быть нужным (организм уже получил удовольствие). Импетус (импульс) – это то количество энергии, силы и напряжения, которое используется, чтобы удовлетворить потребность. Он определяется силой и настоятельностью потребности. Объект = это те предметы или действия, или выражения, которые удовлетворяют первоначальную цель.

Фрейд дал описание двух основных инстинктов. В их основе лежат противоположные силы – сексуальная и агрессивная (деструктивная). Позже он первую определит как поддерживающую жизнь, а вторую – как зовущую к смерти. Инстинкт жизни основной целью имеет выживание и размножение индивида (голод, жажда, секс). Его форма воплощения – либидо. Про второй инстинкт Фрейд писал: «Цель жизни – смерть». Он предполагал, что у человека есть бессознательное желание умереть, что все жизненные процессы стремятся к возвращению.

Сознание, предсознание, бессознательное. «Сознание – лишь небольшая часть ума, оно включает то, что мы сознаем в каждый данный момент». «Если мысль или чувство кажутся несвязанными с предшествующей мыслью или чувством, связи находятся в бессознательном». Бессознательный процесс, по Фрейду, - тот, который должны предполагать, выводить по каким-то причинам из его следствий, но о котором мы ничего не знаем. Сюда относятся инстинктивные элементы. Туда относится материал, который подвергнут цензуре и подавлен. Он не забыт и не утерян, он просто не допускается к воспоминанию.

Бессознательный материал, по Фрейду, обладает жизненностью и непосредственностью. Это огромный эмоциональный и энергетический потенциал человека. Эта категория сознания безвременна: «Время в них ничего не меняет».

Предсознание – часть бессознательного, которая легче всего может прейти в сознание. Это доступные фрагменты памяти. Фрейд сравнивает его с большим складом памяти, в котором сознание нуждается для выволнения своих функций.

Защитные механизмы. Они имеют две характеристики:

1. они отвергают, фальсифицируют или искажают реальность.

2. действуют бессознательно, человек и не подозревает о их существовании.

Эго защищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Способы искажения и есть защитные механизмы.

В качестве основных Фрейд выделял идентификацию, котораябыла предложена им вместо привычной имитации, чтобы подчеркнуть более глубинную суть процесса, развести ее с кратковременным и поверхностным копированием. Один из основных моментов идентификации – это возвращение потерянного объекта.

Смещение (замещение), когда изначальный выбранный объект недоступен в силу внешних или внутренних барьеров, то формируется новый объект (если не возникает сильного напряжения). Смещение, которое продуцирует высокие культурные достижения, Фрейд назвал сублимацией.

Вытеснение – одно из самых ранних понятий психоанализа.

Регрессия – это возвращение на более ранний уровень развития или способ выражения. В данном случае тревожность ослабляется здесь посредством ухода от реалистического мышления в регрессивное поведение как более примитивный способ справиться с ситуацией.

Свободные ассоциации и анализ сновидений.

Узнав о «разговорном лечении» Йозефа Брейера, Фрейд вывел свой собственный уникальный метод свободных ассоциаций. Сущность его заключалась в том, что пациента просили говорить все, что приходит на ум, независимо от того, как это будет звучать. Он позволял избежать попыток организовать логичную, структурированную, осмысленную беседу. Роль терапевта пассивна, чтобы свести к минимуму возможность отвлечения. Итог – довести пациента до воспоминания своих ранних детских переживаний.

Эмоции и интеллект. Фрейд жил в то время, когда ценностью был разум. Он первый заговорил о том, что люди влекомы эмоциональными силами, происхождение которых бессознательно. Именно наблюдая за эмоциональными реакциями и их выражениями, Фрейд пытался понять и объяснить мотивирующие силы в бессознательном.

Интеллект – это орудие, доступное эго. Для самого Фрейда разум был единственной человеческой способностью, которая могла помочь решить проблему или по меньшей мере смягчить страдания, присущие человеческой жизни.«Пусть эго будет там, где было ид».Иррациональным инстинктивным стремлениям надо дать стать явными. Смягчить и подчинить их эго.

Основные понятия и представления.

Личное бессознательное.

Юнг выделял два уровня бессознательного: индивидуальное Б. – область, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии вытесненные или забытые. Этот уровень не слишком глубок, события оттуда более легко восстановимы. 2-й уровень – коллективное бессознательное – более глубокий уровень психики, содержащий врожденный (аккумулированый) опыт прошлых поколений людей, включая животных предков. Этот опыт человек не может вспомнить, не может осознать, но он универсален и составляет основу личности человека.

Архетипы - это врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного. Они направляют действия человека в определенное русло. Они обнаруживаются человеком в виде эмоций и других психических явлений и связаны с важнейшими моментами человеческой жизни – рождением и смертью, основными стадиями жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность.

Персона – маска, которую надевает каждый человек, общаясь с другими людьми. Она позволяет нам представить себя для других такими, какими мы хотим быть, чтобы нас воспринимало общество. Это схоже с родившейся позже в социологии теорией ролевого поведения.

Анима и анимус – выделение их построено на предположении Юнга о том, что каждый человек имеет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима – отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус – наоборот. Они также идут из опыта предков, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола.

Тень – это темная сторона Я. Глубже всех укорененный опыт, своеобразное наследие низших форм жизни. Это совокупность наших аморальных, страстных, неприемлемых желаний и поступков.

Самым важным архетипом Юнг считал самость, задача которой состоит в интеграции различных подсистем личности. Самость позволяет создать единство и стабильность личности. Этот архетип схож с понятием самоактуализации Маслоу.

Интроверсия и экстраверсия. Юнг полагал, что каждый индивидуум может быть охарактеризован как ориентированный первично на внутреннее или на внешнее, т.е. энергия более естественно направляется либо к внутреннему миру в случае с интровертами, или к внешнему, как в случае с экстравертами. Он считал, что нет чистых экстравертов или интровертов. Есть склонность действовать в рамках одной из ориентации.

Функции: мышление, чувствование, ощущение, интуиция.

Каждая из этих 4-х основных психологических функций может осуществляться либо интровертрированным, либо экстравертрированным способом.

Мышление занято истинностью, опирается на последовательность и абстрактность, объективность и логичность. Чувствование – принятие решений в соответствии с ценностными суждениями (плохо – хорошо, правильно – неправильно, красиво – некрасиво). Ощущение и интуицию он называет способами получения информации, противоположными способам принятия решений. Ощущение фокусируется на прямом опыте, восприятии деталей, конкретных фактах, на том, что можно потрогать, понюхать, увидеть. И ему он отдает предпочтение перед анализом опыта.

Интуиция – это способ обработки информации с точки зрения прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. Им не так важно актуальное переживание, сколько учет опыта.

И лишь сочетание всех 4-х функций дает индивидууму целостный и уравновешенный подход к миру. В человеке, естественно, все эти функции развиты не в одинаковой степени. Чаще всего одна из них сильно доминирует. Есть еще одна, более развитая, - она является дополнительной. Остальные две в больше степени бессознательны и вследствие этого мало эффективны.

Эта т.н. юнговская функциональная типология указывает на относительно сильные и слабые места в нашем функционировании и стиле деятельности, который мы предпочитаем.

Альфред Адлер и индивидуальная психология. А.Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии. В 1910 году по предложению Фрейда он становится первым президентом Венского психоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в 1911 году, отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое время Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества вместе со своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получила название Ассоциации индивидуальной психологии.

После первой мировой войны Адлер заинтересовался вопросами образования, основав первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, где претворялись в жизнь его идеи в области образования. Особое значение Адлер придавал работе с учителями, которые формируют ум и характер юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные центры при школах, где родители и дети могли получить нужный им совет и помощь. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров.

В 1935 году Адлер переезжает в США, где продолжает работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Однако было и нечто общее, объединявшее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование его личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. В то же время Адлер был единственным из них, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.

Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию. Не менее важна и введенная им идея о "творческом Я". В отличие от фрейдовского Эго, служащего врожденным инстинктам и потому определяющего путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполно ценности и компенсации; 4) общественный интерес (чувство общности); 5) стиль жизни; 6) творческое Я.

Стиль жизни, по Адлеру, – та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности, или общественный интерес, является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Адлер выделял четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь. Соединение видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало возможность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Примером такой сверхкомпенсации при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф.Рузвельт, преодолевший свой физический недуг.

При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами. Для Адлера примерами такой личности были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители, а также тираны – не обязательно в масштабах целого народа, но и в рамках своей семьи.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

Лекция 1. История психологии: предмет и задачи

Историческая справка

Курс «История психологии» начал читаться в 1911 году в университетах и для многих будущих психологов являлся обязательным в силу следующих обстоятельств:

1. Актуальности проблем прошлого для настоящего.

2. Преемственности предметов и методов изучения.

В 1965 году в США был выпущен первый журнал, освещающий проблемы в историческом аспекте – «Журнал истории бихевиоральных наук». Немного позже (в 1969 году) был создан Архив истории американской психологии. На сегодняшний день дипломированных специалистов по истории психологии готовят в нескольких университетах США, поскольку американцы убеждены в том, что представление о современной психологии возможно лишь только изучая происхождение и развитие науки. Девиз историков психологии: « Прошлое помогает объяснить настоящее!»

Курс «История психологии» объединяет все области исследования и все проблемы современной психологии. Он позволяет уяснить взаимосвязь между различными идеями, теориями и концепциями, выстроить их в единую картинку.

Затруднения: утраченные или искаженные данные;сокрытие данных;создание положительного или отрицательного образа личности ученого-психолога; ошибки при переводе; собственные интересы действующих лиц истории, т.е. искажение фактов сознательно или подсознательно непосредственно участниками событий.

Факторы, воздействовавшие на развитие истории психологии как науки: Экономический, .фактор войны и предрассудки (дискриминация).

Для объяснения развития психологии используют две теории: персоналистическую и натуралистическую. Первая опирается на достижения отдельных личностей. Согласно этой теории, движения вперед и перемены в науке приписываются влиянию исторических личностей. Ее основной тезис: «Человек делает время». Вторая теория утверждает, что изменения в научной жизни происходят от «духа времени», который делает людей восприимчивыми к определенным идеям. Здесь основной тезис: «Время делает человека».

Функции истории психологии как научной отрасли: - идеологическая;,функция междисциплинарных связей; функция рефлексии (самоконтроля и самопознания) по отношению к себе как к науке;функция сохранения, сбережения и обогащения психологических знаний; функция развития психологической теории;прогностическая;образовательная и воспитательная.

Задача истории психологии: прослеживание путей развития исследований и их теоретического оформления в каждом периоде становления науки, характеристика и анализ воззрений ученых, представителей разных школ и направлений.

Достаточно длительное время психология развивалась в рамках философии: «У психологии огромная предыстория и очень короткая история» (Эббингауз). И на сегодняшний день ответ на вопрос о том, какая из этих наук древнее, неодназначен, т.к. многие современные психологические проблематики занимают человеческую мысль с незапамятных времен. Явно то, что для психологической науки многие философские концепции выступают как методологическая основа. Развитие психологической науки немыслимо вне обращения к философским, социологическим, естественнонаучным, культурологическим работам. Однако поддержка непсихологических дисциплин не заменяет труд самоопределения психологической мысли.

Согласно самому названию предмета в переводе с греческого («наука о душе») первым этапом в становлении предмета психологи было изучение, объяснение души. Знания, стартующие еще со времен представлений древнегреческих философов, накапливались в противостоянии научного воззрения религии с ее мифологическими представлениями.

На самом деле душа не может выступать в качестве предмета или объекта науки, т.к. не совсем понятно к чему необходимо аппелировать: слишком размыто само понятие. Кроме того, душа не может быть признана объектом реальности : ее нельзя увидеть, измерить, с ней невозможно экспериментировать. А наука должна доказать или обосновать ее существование. Скорее всего она может являться объяснительным принципом.

На протяжении нескольких десятилетий той или иной научной школой поднимался вопрос о том, объектом науки является психика (психическая жизнь человека) во всем ее многообразии. Сделать ее объектом непосредственного исследования также невозможно. Она дробиться на миниобъекты: поведение, деятельность, установки, образы, чувства, переживания, желания, привычки, стереотипы как некая субъективная реальность (осознаваемая или неосознаваемая). Выбор «вторичного объекта» для их анализа зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь. Таким образом, психическая жизнь тоже скорее всего объяснительный принцип.

Мы попытаемся с вами проследить как менялись представления о душе, психике, а следовательно, менялся и предмет психологии как в донаучный период, так и в период существования как самостоятельной науки. А также подчеркнем, что объектом психологии как науки выступает, психика, а ее предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 164.