Проблемы мирового рынка энергоносителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

У проблемы, которая рассматривается, есть и вторая сторона - “нефтяная” - повышение инфляции затрат вследствие роста мировых цен на энергоносители и попытки ее укрощения.

Для поиска ответа на вопрос об истоках политики, которую демонстрирует последние полтора года Б. Бернанке, целесообразно вернуться в 2006 год, когда в июле все аналитики и операторы рынков ожидали снижения ставки, но его не последовало.

6 июня 2006 г. прозвучало дружное выступление членов Комитета ФРС, а также эмоциональное заявление его председателя Б. Бернанке о росте инфляционных ожиданий. Они вызвали цепную реакцию повышения ставок центральными банками стран мира. 8 июня 2006 г. Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) повысил процентную ставку на 0.25 б.п. до 2,75%. Председатель ЕЦБ Жан К. Трише тогда же заявил, что возможность повышения ставки остается очень высокой и в августе, а к концу 2006 года она может быть повышена до более чем 3%. Что фактически и произошло. ЕЦБ методически повышал учетную ставку на протяжении всего 2006 г. и, продолжая повышение, довел ее 6 июня 2007 г. до текущих 4%.

8 июня 2006 г. Банк Кореи, Резервный банк Индии и Южноафриканский резервный банк тоже повысили свои процентные ставки. Волна повышений прокатилась по всему миру. В начале 2007 года Центральный банк Японии повысил ставку с практически нулевого уровня.

По информации агентства Reuters на сегодняшний день к вопросу о взаимодействии мировых центральных банков привлечены международные организации, в частности, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), МВФ. ОЭСР рекомендует продлить паузу с ужесточением денежно-кредитной политики ФРС до конца года.

В конце 2006 года МВФ посоветовал Банку Японии перейти к плавному и постепенному повышению ставки, что и было сделано Банком Японии. Председатель Банка Тошихико Фукуии (Toshihiko Fukui) прокомментировал свои действия словами, которые дословно совпадают с предложениями МВФ. Экономика Японии отреагировала на это уже в I кв. 2007 года сокращением экспорта и замедлением темпов экономического роста. Снова, как и в предыдущие годы, появились дефляционные тенденции. После этого Японию оставили в покое: МВФ сообщил, что дальнейшее повышение процентной ставки Банком Японии нежелательно. То же повторил и Б. Бернанке в своем докладе 19 июля 2006 г., выступая пред Банковским комитетом Сената США.

Сегодня ставка ФРС США составляет 4,75 процента.

В полугодовом экономическом прогнозе ОЭСР ожидает, что:

- к концу года ЕЦБ повысит ставку до 4,25 процента (текущий уровень 4%);

- Банк Японии сохранит ставку на настоящем уровне 0,5 %;

- Банк Англии также сохранит ставку к концу года на уровне 5,5 процента.

Казалось, что в первой декаде июня 2006 года темпы роста мировой экономики пойдут на спад так, как это было в 2000 году, когда аналогичное одновременное повышение ставок центральными банками привело к снижению темпов роста мировой экономики, а в США началась «слабая полоса». Однако темпы роста уменьшались не так сильно, как в 2000 г. благодаря активности азиатского региона. Вместо этого в мире резко пошла на спад инфляция, вызванная волатильностью цен на энергоресурсы.

Важно обратить внимание на не случайное совпадение во времени начала выхода экономики США из предыдущей «слабой полосы» и начала роста мировых цен на нефть (2001 г.). Именно тогда в США осуществлялась активная монетарная политика, ставка по федеральным фондам была сниженная до 1%, Большой выброс денег в период 2000 - 2006 гг. стал причиной излишнего денежного предложения и подстегивания мировой инфляции, выразившейся в инфляции затрат из-за роста цен на энергоносители.

Цена нефти на мировых рынках в августе 2006 года упала и восстановилась на прежнем уровне лишь в 2007 году после того, как ОПЕК сократила ее добычу Цена на нефть и газ на мировых рынках повысилась, начиная с 2000 года и сих пор ниже отметки 2000 г. не снижалась.

Учитывая этот факт, напрашивается предположение, что настоящее упорное удержание ФРС ставки на очень высоком уровне, в данной конкретной ситуации является способом борьбы с инфляцией не столько в национальной экономике, сколько с мировой инфляцией затрат, вызванной ситуацией с энергоносителями на мировых рынках.

Глядя на одновременное повышение в 2006-2007 гг. ставок центральными банками практически всех ведущих стран-членов G7, можно предположить, что эти банки «де -факто» начали исполнять функцию глобального центрального банка.

Учитывая то, что институты глобальной экономики и сегодня находятся в стадии формирования, мировая экономика не имеет единого центра и инструмента управления, в том числе и глобальными инфляционными процессами. Эффективная борьба с мировой инфляцией может вестись лишь из единого мирового центра, которым мог бы стать глобальный эмиссионный центр, не связанный с одной, пусть и самой большой, национальной экономической системой. Из-за отсутствия такого центра антиинфляционное регулирование в масштабах глобальной экономики может осуществляться (как временный и не совсем эффективный вариант) лишь центральными банками стран, которые представляют ведущие макроэкономические регионы планеты и при условии, если они будут осуществлять свои действия скоординировано, иногда вопреки национальным интересам. В таком случае может происходить ограничение деловой активности, которое всегда возникает вследствие усиления жесткой монетарной политики во время борьбы с инфляцией. В случае соблюдения этих условий центральный банк может взять на себя роль коллективного эмиссионного центра. Примером реализации описанного взаимодействия банков, координированных из единого центра, является все та же ФРС.

ВВП США и ЕС составляет по $ 13 трлн. в год (свыше половины мирового продукта). Поэтому присоединение к такому союзу иных стран, например, Японии, становится достаточным для начала реализации скоординированных действий, направленных на контроль мировой инфляции. Стимулирующим условием для заключения такого «коллективного договора» является сокращение издержек от глобальной инфляции, если она превышает издержки от сокращения деловой активности в каждой из привлеченных к такому регулированию в национальных экономиках.

Предположение о наличии такого «коллективного договора», может быть объяснением упорной стойкости политики Б. Бернанке относительно сдерживания ставки ФРС на высоком для США уровне. Это также может объяснить жесткую монетарную политику ЕЦБ ЕС, для которого темпы инфляции несколько более 2% никак не могут быть оправданием роста ставок и подавления деловой активности корпоративного сектора европейского макрорегиона.

Опосредованным подтверждением верности этого тезиса является поведение «добывающих» стран, которые так обогатились на «нефтяном ценовом прыжке», что не знают куда девать полученные деньги и возводят новые «чудеса света». Повышенная активность хеджевых фондов, волна слияний и поглощений - это все работа «лишних нефтедолларов». Ведь все эти финансы выкачаны как раз из экономик США, Европы, стран Азии. Как следует из Таблицы 4, рост доходов стран ОПЕК за 2000-2006 гг. составил 254%.

 

Таблица 4 - Рост доходов ОПЕК в 2000-2006 гг., $ млрд.

Страна 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Алжир 14.204 11.736 12.37 16.476 23.05 32.882 38.342
Ангола 7.059 5.774 7.538 8.711 12.579 23.1 27.5
Индонезия 7.742 6.904 6.535 7.175 7.62 15.186 15.33
Иран 25.443 21.42 19.219 26.124 34.289 53.219 59.131
Ирак 19.771 15.685 12.593 7.519 17.751 21.48 28.8
Кувейт 18.185 14.969 14.06 19.005 26.675 42.441 54.726
Ливия 12.23 10.875 9.472 13.567 16.85 28.3 36.95
Нигерия 20.04 17.188 17.083 22.184 33.309 47.642 52.523
Катар 7.834 6.964 6.885 8.814 11.694 17.585 24.29
Саудовская Аравия 70.866 59.788 63.815 82.271 110.896 161.784 193.663
ОАЕ 26.148 22.414 21.768 25.153 38.099 49.9 69.81
Венесуэла 26.153 19.84 18.558 18.551 27.745 39.072 48.391
ОПЕК 255.675 213.557 209.895 255.549 360.557 532.591 649.457

 

По нашему мнению, именно фактор мировой инфляции может быть причиной, заставлявшей ФРС удерживать ставки по федеральным фондам на уровне 5,25%, несмотря на замедление экономического роста США. Давление этого же фактора заставляет центральные банки других стран, не заинтересованных в повышении цен на нефть, действовать аналогично. Вместе с тем, этой причины недостаточно для обоснования действий, которые мы называем инструментом «коллективного договора» центральных банков мира. Для подтверждения этого тезиса должно появиться еще хотя бы одно свидетельство такого взаимодействия, желательно в противоположном направлении.

И такое свидетельство центральные банки ведущих макрорегионов дали в середине августа 2007 г. Жесткая монетарная политика принесла ожидаемые печальные последствия. Цепная реакция краха хеджевых фондов заставила центральные банки осуществить одновременное и единодушное приращения ликвидности мировой банковской системы.

К сожалению, коллективная жесткая монетарная политика оказалась чрезмерной. Из-за недостаточной ликвидности пошатнулась вся мировая финансовая система. И снова центральные банки продемонстрировали единогласные действия: не снижая учетных ставок, они «влили» в мировую экономику новые миллиарды.

Спусковым механизмом для новой фазы финансового кризиса стал французский банк BNP Paribas, который заявил о приостановлении деятельности трех хеджевых фондов из-за недостаточной ликвидности. Эти хеджевые фонды, которые работают в США, сократили прибыльность. 9 августа ЕЦБ выдал кредиты на общую сумму 94,8 млрд. евро ($130,2 млрд.) чтобы улучшить острую нехватку краткосрочных ресурсов. Эта сумма превысила кредиты, выданные европейским центрбанком 12 сентября 2001 года (69,3 млрд. евро). Тогда же ФРС США, проведя операции репо, «влила» в финансовую систему $24 млрд.

На следующий день примеру ЕЦБ и ФРС последовали Резервный банк Австралии, Банк Японии, Национальный банк Швейцарии и Банк Канады. Банк Японии выдал 1 трлн. иен ($8,5 млрд.), а Резервный банк Австралии предоставил кредиты отечественным банкам на общую сумму 4,95 млрд. австралийских долларов ($4,2 млрд.).

10 августа ФРС и ЕЦБ снова осуществили масштабные «вливания». В пятницу ФРС предоставила краткосрочные кредитные ресурсы в целом на $38 млрд. (начав с $19 млрд., добавив $16 млрд. и закончив суммой в $3 млрд.). Меры такого масштаба не применялись ФРС с 11 сентября 2001 г.

11 августа Банк Японии добавил в финансовую систему страны еще 600 млрд. иен, ЕЦБ «влил» 47,67 млрд. евро, а ФРС США - $2 млрд. 12 августа ЕЦБ снова предоставил банкам кредиты на сумму 7,7 Евро, а потом - на все 73,5 млдр. евро, стремясь в очередной раз улучшить ситуацию на кредитных рынках еврозоны. То есть за этот период ЕЦБ довел общую сумму выданных краткосрочных кредитов до 310 млдр. евро. Потребности финансовой системы в ликвидности оказались существенно выше, нежели предполагал ЕЦБ.

“ЕЦБ продолжает осуществлять шаги, направленные на нормализацию условий на денежном рынке“, - говорится в заявлении ЕЦБ от 13 августа.

Процесс «вливания» денег в мировую экономику продолжается. Это может говорить о наличии кризиса ликвидности в основных макрорегионах мира (за исключением Китая, Индии, Канады, Скандинавии) и дает основание для прогноза, что на сентябрьском заседании Комитета ФРС США ставка по федеральным фондам может быть снижена. (Что фактически и произошло. 18 сентября ФРС снизила обе ставки и по федеральным фондам, и учетную на 0,5%. Данный аналитический материал был подготовлен немногим ранее этого события.)

Об этом возможном снижении также свидетельствует и выступление председателя ФРС Бена Бернанке. В пятницу 31 августа он заявил о готовности ФРС поддержать финансовые рынки, хотя здесь же оговорился, что “... в обязанности ФРС не входит защита кредитных организаций”.

«Эффект бумеранга»

 

Проблема имеет еще одну сторону. Экономический кризис, который был «экспортирован» из США в регионы мира, в частности в ЕС, в 2001 году вернулся в Соединенные Штати в середине 2007 года.

Спад темпов экономической динамики США в 2000 году стал причиной роста безработицы и волны банкротств. Наиболее громким из них был случай с энергетической корпорацией “Enron” в декабре 2001 года. В отличие от официально провозглашенных, мы считаем, что основной причиной разорения “Enron”, а также еще 1 млн. 442 тыс. компаний, обанкротившихся в 2001 году (в том числе, тех, которые воспользовались условиями ст. 11 закона США о защите от банкротств), было снижение темпов экономического роста США до уровня ниже 2% в год

Фирмы и корпорации, которые имели определенные проблемы с финансами, вложили в свои планы доходы, которые должны были перекрыть риски, но темпы прироста ВВП снизились. Значение прироста в 2% на год является опасным для финансов корпораций (ВВП, за определением, есть суммой доходов всех институциональных секторов экономики, полученной на протяжении определенного периода). При таком приросте фирмы с проблемными финансами начинают банкротиться из-за снижения доходов, а на многих из благополучных фирм менеджмент начинает осуществлять антикризисные мероприятия, сущность которых состоит в сокращении разнообразных затрат. Началась, за высказыванием А. Гринспена «слабая полоса» для экономики США. Фактически темпы прироста ВВП стали меньшими 1% на год.

Как раз в этот период ФРС США предприняла снижение ставки процента по федеральным фондам (см. Рис. 4), с целью благоприятного повышения деловой активности и продолжала это действие вплоть до 2004 года. Эта мера имела положительное следствие, вывел экономику США из «слабой полосы», в 2004 году когда темпы прироста достигли ВВП почти 4%

До 2000 г. экономика ЕС, в отличие от экономики США, имела положительный тренд прироста, но именно в 2000-2001 гг. ее динамика резко изменила знак на отрицательный. С лагом в один год прирост ее ВВП достиг такого же минимума (меньше 1%), как и экономика США.

Мы считаем, фактором этого снижения стал рост курса евро относительно доллара (вследствие возрастания денежного предложения из-за снижения ставки ФРС курс доллара снизился) и, как следствие, произошло усиление внешнеэкономической экспансии США на европейские рынки. Кроме этого нужно учесть кумулятивный эффект внешнеэкономической экспансии, который впоследствии жесткой привязки к доллару США валют развивающихся стран (например, СНГ). Курсы их валют также, вслед за долларом, ушли вниз относительно евро. А низкие валютные курсы стран азиатского макрорегиона добавили к этой экспансии свои экспортные потоки. Рост курса евро к доллару и отсутствие противодействия этому росту со стороны ЕЦБ оказал содействие изменению экспортных потоков в направлении к европейскому экономическому пространству и снижению прироста ВВП ЕС.

Тем временем экономика США восстановила темпы роста (рис. 5), продемонстрировав уже в 2001 году положительный тренд.

2001-2004 годы стали испытанием для экономики США и ЕС. Корпоративный сектор с целью сокращения затрат и сократил количество занятых (в ЕС уровень безработицы вырос до 12-14%) и искал иные инвестиционно привлекательные регионы планеты. Китай, получив дополнительный импульс для развития своей экономики благодаря описанным факторам, стал как раз таким регионом.

Потому в 2000 г. тренд экономической динамики Китая изменил свой знак с отрицательного на положительный (рис. 6) и это стало дополнительным стимулом для перевода корпоративным сектором своих мощностей в этот регион. Кстати, совокупность этих валютно-курсовых факторов оказала содействие также и развитию экономик Украины и других стран СНГ, в которых тогда же восстановилась тенденция к приросту ВВП Как раз в 2000 году, впервые после системного кризиса 1990-х лет, прирост ВВП стран СНГ возымел положительным (+ 6%).

Уже в 2003 году активное сальдо внешнеэкономического баланса Китая достигло $25,4 млрд. Общий объем торговли с основными торговыми партнерами (Японией, США, Европой) превысил $100 млрд. В Китай перевели свои производственные мощности гиганты и лидеры мировой индустрии: BMW, Intel, IBM. Поэтому Китай, как мощный насос, «качнул» в свою экономику высокотехнологические капиталы. Его экономика стала быстрыми темпами наращивать потребление ресурсов. Этот фактор, вместе с монетарным, оказал воздействие на глобальную инфляцию, которая бумерангом ударила по США (и экономикам всех стран мира) приростом затрат на энергоносители, увеличив экономические риски и усилив угрозы энергетической безопасности.

Рост производства на фоне благоприятной валютной политики сделал Китай мощным экспортером товарной продукции. Его валютные резервы резко возросли, превысив триллион долларов. За этой позицией он вышел на первое место в мире, опередив Японию. В это же время в США по совокупности факторов отрицательное сальдо платежного баланса приблизилось к $ 900 млрд. Этот негативный фактор стал угрозой не только для США, но и для всего мира, через риски девальвации доллара. Чтобы сегодня свести к нулю отрицательное сальдо платежного баланса, доллар следует девальвировать на 30-45%.



Заключение

 

1. Сложившаяся ситуация увеличивает риск наступления экономического кризиса не только для экономики США, но и для всей мировой экономики. Кризис в ипотечном секторе кредитования способен распространиться на мировую экономику в целом.

2. Инфляция в глобальном экономическом просторе является причиной соблюдения центральными банками G7 «жесткой» монетарной политики, которая вызвала:

1) кризис в ипотечном секторе;

2) кризис ликвидности.

3. Основной причиной этих кризисов и усиления риска наступления мирового экономического кризиса есть отсутствие в мире мощного глобального инновационного процесса, который стал бы источником дополнительных доходов.

4. Перегрузка традиционной экономикой традиционных ресурсных областей становится риском приближения энергетического кризиса мирового масштаба.

5. Необходимость формирования в глобальной экономике условий для разворачивания мощного инновационного процесса выдвигает на повестку дня задачу изменить «мировой порядок» - создать инструменты управления глобальной экономикой.

6. Сегодня роль этих инструментов пока что играют скоординированные ФРС США действия центральных банков стран-лидеров.

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма; включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров.

В данное время в большинстве стран мира функционирует двухуровневая банковская система: первый уровень - Центральный Банк, второй – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. В этой главе будут рассмотрены функции этих звеньев, т.е. Центрального Банка и коммерческих банков.

Функции ЦБ:

· банкнотная и безналичная эмиссия;

· денежно-кредитное регулирование экономики;

· контроль за деятельностью кредитных учреждений;

· аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;

· кредитование коммерческих банков;

· кредитно-расчётное обслуживание правительства;

· хранение официальных золотовалютных резервов.

Главной функцией ЦБ является кредитное регулирование, которое осуществляется путем проведения политики минимальных резервов, открытого рынка и политике учётной ставки.

Основными функциями коммерческих банков являются:

· привлечение временно свободных денежных средств;

· предоставление ссуд;

· осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве;

· выпуск кредитных средств обращения;

· консультирование и предоставление экономической и финансовой информации.

Существует три основных средства кредитно-денежного контроля:

· Операции на открытом рынке.

· Изменение резервной нормы.

· Изменение учетной ставки.

Дилемма политики.

Если цель политики Федеральной резервной системы состоит в стабилизации процентной ставки, поскольку колебания процентной ставки дестабилизируют инвестиционные расходы и, воздействуя через мультипликатор доходов, дестабилизируют экономику. Представим теперь, что в результате роста экономики увеличивается ВНП, который, в свою очередь, увеличивает спрос на деньги для сделок и, следовательно, общий спрос на деньги. В результате равновесная ставка процента поднимется. Для стабилизации процентной ставки - то есть снижения ее до первоначального уровня - Совет управляющих обязан увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем в инфляционный бум, который Федеральная резервная система стремится предотвратить.

Эта дилемма целей возникает в силу того, что руководящие кредитно-денежные учреждения не Могут стабилизировать то и другое одновременно.

Роль кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики, имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики ЦБ на внутригосударственную деловую активность.

В современной экономике широко используются кредитные отношения. Поэтому знание теоретических основ кредита является необходимым условием для рационального использования ссуд в качестве инструмента, позволяющего обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах. Кредитная система расширяет масштабы денежного накопления, позволяет осуществить переход денежных средств из одной отрасли в другую и поэтому способствует росту эффективности производства.

Роль и значение кредитной системы характеризуются рядом показателей: общий объем кредитных вложений, доля банковских ссуд в формировании основного и оборотного капитала предприятий и организаций, совокупный платежный оборот и др.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 152.