Расходы бюджета муниципального образования направлены на решение социальных задач, создание, поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных стандартов.
2.1 Основные направления расходования бюджетных средств муниципального образования
Все расходы бюджета города можно условно разделить на 3 группы:
социальные, производственные и управленческие. Условность деления состоит в том, что эти группы тесно связаны между собой.
Например, расходы на ЖКХ, транспорт относят к экономической сфере, но они отчасти обеспечивают функционирование социальной инфраструктуры. Управленческие расходы можно разделить на собственно управленческие, управленческие в производственной сфере и управленческие в социальной сфере и т.д. Все расходы бюджета связаны, так как с помощью расходования бюджетных средств решаются общие задачи, направленные на поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Несмотря на указанные ограничения, деление расходов по направлению их использования целесообразно. Выделим основные направления расходования бюджетных средств муниципального образования на рис.2.
Структурный анализ расходов бюджета МО Ростовского района за 2004, 2005,2006 годы представлены в таб.8.
Следует учесть, что в рассматриваемом периоде изменилась бюджетная классификация, поэтому данные за 2004 – 2005 гг. приведены с учетом корректировок.
Структура расходов г. Рязань в 2004 – 2005 годах
Статья расходов | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |||
Сумма, тыс.руб. | Доля,% | Сумма, тыс.руб. | Доля,% | Сумма, тыс.руб. | Доля,% | |
Общегосударственные вопросы | 32000 | 8 | 34000 | 8,3 | 40000 | 9,4 |
Нац. безопасность и правоохран. деятельность, в т.ч. | 11000 | 2,7 | 9000 | 2,2 | 7700 | 1,8 |
Органы внутренних дел | 1000 | 0,25 | 1300 | 0,31 | 1200 | 0,28 |
Гос. противопож. служба | 1000 | 0,25 | 1200 | 0,29 | 1000 | 0,24 |
Др. вопросы в области правоох. деятельности и нац. без. | 500 | 0,12 | - | - | - | - |
Предупреждение и ликвидация последствий ЧП и стих. бедствий | 8500 | 2,13 | 6500 | 1,59 | 5500 | 1,3 |
Национальная экономика, в т.ч. | 9500 | 2,38 | 11000 | 2,69 | 12300 | 2,9 |
Промышленность, энергетика, строит. | 3000 | 0,75 | 4500 | 1,1 | 4700 | 1,1 |
Другие отросли промышленности | 2360 | 0,59 | 3200 | 0,78 | 3800 | 0,89 |
Строительство, архитектура | 1300 | 0,33 | 1000 | 0,25 | 1100 | 0,26 |
с/х и рыболовство | 1200 | 0,3 | 800 | 0,2 | 1000 | 0,24 |
Сельхозяйственное производство | 780 | 0,2 | 1300 | 0,32 | - | - |
Земельные ресурсы | 560 | 0,14 | - | - | - | - |
Автомобильный транспорт | 300 | 0,07 | 200 | 0,05 | 1700 | 0,4 |
ЖКХ, в т.ч. | 37000 | 9,28 | 34000 | 8,3 | 31200 | 7,36 |
Жилищное хозяйство | 13000 | 3,3 | 12300 | 3 | 13600 | 3,2 |
Коммунальное хозяйство | 23295 | 5,8 | 21400 | 5,24 | 17150 | 4 |
Прочие структуры коммунального хозяйства | 705 | 0,18 | 300 | 0,07 | 450 | 0,1 |
Образование, в т.ч. | 186000 | 47 | 193000 | 47,3 | 197600 | 46,6 |
Дошкольное образование | 560000 | 14 | 67000 | 16 | 68500 | 16 |
Общее образование | 104000 | 26 | 113000 | 28 | 115000 | 27 |
Среднее проф. Образование | 3700 | 0,9 | 3300 | 0,8 | 4200 | 0,99 |
Переподготовка и повышение квалификации | 6200 | 1,6 | 7200 | 1,76 | 6300 | 1,49 |
Молодежная политика | 800 | 0,2 | 500 | 0,12 | 750 | 0,18 |
Прочие расходы в области образования | 15300 | 3,8 | 2000 | 0,49 | 2850 | 0,67 |
Здравоохранение и спорт, в т.ч. | 94000 | 23,6 | 97000 | 23,7 | 102800 | 24,3 |
Здравоохранение | 73000 | 18,3 | 74000 | 18,1 | 90000 | 21,2 |
Физическая культура и спорт | 12000 | 3 | 13000 | 3,2 | 11000 | 2,59 |
Другие вопросы в обл. культуры и спорта | 900 | 0,23 | 1000 | 0,25 | 1800 | 0,42 |
Культура, искусство, кинематография и СМИ, в т.ч. | 14000 | 3,5 | 16000 | 3,9 | 17600 | 4,2 |
Культура и искусство | 10000 | 2,5 | 12000 | 2,9 | 11000 | 2,59 |
Др.вопросы в области культуры | 2790 | 0,7 | 3200 | 0,78 | 2900 | 0,68 |
Кинематография | 560 | 0,14 | 720 | 0,18 | 1670 | 0,39 |
СМИ | 650 | 0,16 | 80 | 0,002 | 2030 | 0,48 |
Социальная политика, в т.ч. | 15000 | 3,76 | 14000 | 3,43 | 14500 | 3,42 |
Учреждения социального обеспечения | 5200 | 1,3 | 4800 | 1,17 | 5000 | 1,18 |
Социальная помощь | 3200 | 0,8 | 3150 | 0,77 | 3400 | 0,8 |
Прочие мерпр. В области соц. политики | 2100 | 0,5 | 3200 | 0,78 | - | - |
Гос. пособие гражданам, имеющих детей | 4000 | 1 | 2850 | 0,69 | 4800 | 1,13 |
Прочие расходы | 500 | 0,13 | - | - | 1300 | 0,3 |
Итого расходы: | 398500 | 100 | 408000 | 100 | 423700 | 100 |
Рассмотрев табл. 6, сделаем выводы по расходам, которые занимают наибольший вес в общей совокупности. Доля расходов на общегосударственные вопросы колеблются в пределах 8-10%. Причем в 2006 г. по сравнению с 2004 голом намечена тенденция повышения затрат по данной статье. По статье ЖКХ также видно снижение удельного веса расходов в общей совокупности: 2004 – 9,3%, 2005 – 8,3%, 2006 – 7,4%.
Наблюдается увеличение процентной доли затрат на здравоохранение: с 18,3% в 2004 году до 21,2% в 2006 году. Также по данным таблицы виден рост расходов на образование с 2004 – 2006 гг., который составил соответственно 47%.
Более подробно с помощью рисунка 2 рассмотрим структуру расходов бюджета 2006 году.
На рис. 2 приведена диаграмма, отражающая структуру расходов бюджета в 2006 году.
Рис. 5. Структура расходов бюджета в 2006 году
1- общегосударственные расходы;
2- национальная безопасность и правовая деятельность;
3- экономика:
4- ЖКХ;
5- образование;
6- здравоохранение;
7- культура, искусство, СМИ;
8- социальная политика.
Анализируя данные, представленные на таблице и рисунке можно сделать выводы о незначительности расходов на экономику (3%), национальная безопасность и правоохранительную деятельность (2%), социальную политику (4%), культуру (4%), ЖКХ (8%).
Образование одна из наиболее важных статей расходов бюджета города. Так именно дошкольное и школьное образование определяет будущее состояние и развитие города. Структурный анализ расходов в сфере образования приведен в табл. 7.
Структурный анализ расходов бюджета в сфере образования за 2006 год
Статьи расходов | Сумма, тыс.руб. | Доля,% |
Оплата труда и начисления на оплату | 166896 | 84,4 |
Заработанная плата | 122296 | 61,9 |
Прочие выплаты | 1050 | 0,53 |
Начисления на оплату труда | 43550 | 22 |
Приобретение услуг | 19645 | 9,9 |
Услуги связи | 730 | 0,37 |
Транспортные услуги | 329 | 0,17 |
Коммунальные услуги | 12750 | 6,5 |
Услуги по содержанию имущества | 5600 | 2,8 |
Прочие услуги | 236 | 0,12 |
Социальное обеспечение | 5800 | 2,9 |
Пособия по социальной помощи населению | 5800 | 2,9 |
Прочие расходы | 3260 | 1,65 |
Поступление нефинансовых активов | 19990 | 1 |
Увеличение стоимости основных средств | 3240 | 1,6 |
Увеличение стоимости материальных запасов | 16750 | 8,5 |
Всего расходов | 197600 | 100 |
По данным таблицы можно следующие выводы. Среди расходов по статье образование наибольший объем средств расходуется на выплату зарплаты персоналу и уплату начислений за нее. Эти статьи составляют более 84%. Такая ситуация характеризует недостаточность финансирования сферы образования из муниципального бюджета.
Также значительны расходы на оплату услуг. В общей стоимости расходов на образование они составляют 9,9%, причем 6,5% приходится на коммунальные услуги.
2.2 Динамический анализ расходов бюджета муниципального образования
В этом разделе требуется:
- привести данные о расходах бюджета муниципального образования за последние 3 года в табличной форме;
- рассчитать темпы роста расходов бюджета по группам и свести их в таблицу;
- построить график, отражающий динамику расходов муниципального образования;
- сделать выводы.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.