Краткая характеристика рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реферат

Рыночная экономика, кооперация, кооперативное движение, рыночная экономика, конкуренция, рыночные отношения, предпринимательство, конкурентная среда, рынок труда, конкурентоспособность, потребительский интерес.

Объектом изучения явилась кооперация и рынок в современной России.

Цель данного курсового исследования заключается в изучении, на основе теоретических источников и фактического материала, развития кооперации в условиях формирования рыночных отношений.

Задачи работы:

– изучить нормативно-правовые и теоретические источники по теме исследования;

– проанализировать современные международные ценности и принципы кооперативной деятельности;

– изучить предпосылки развития кооперации

– рассмотреть проблемы потребительской кооперации на современном этапе и пути их преодоления

– раскрыть предложения по улучшению деятельности кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям

 

 



Оглавление

Введение

1. Рынок в современной России

1.1 Краткая характеристика рынка

1.2 Виды рынка

2. Кооперация: трудности и противоречия перехода к рыночным отношениям

2.1 Кооперация, как социально-экономическая форма хозяйствования

2.2 Предпосылки развития кооперации

3. Проблемы потребительской кооперации на современном этапе и пути их преодоления

3.1 Потребительская кооперация, как рыночная структура

3.2 Главная проблема потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики

3.3 Предложения и рекомендации по улучшению деятельности кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям

Заключение

Библиографический список

 

 



Введение

 

Переход к рыночной экономике создал новые возможности для развития всех форм кооперации – общественно-хозяйственной системы, которая по самой своей природе открыта для хозяйственной инициативы и предприимчивости, конкуренции с другими формами собственности в деле обеспечения населения необходимыми товарами и услугами.

В современных условиях смены социально-экономического и политического строя, характеризующегося становлением и расширением рыночных отношений, начинает формироваться и среда, которая востребовала кооперацию, вызвала к жизни все основные ее формы. Это, прежде всего крестьянские хозяйства, число которых возрастает и которые все больше ощущают потребность объединения своих усилий в обеспечении средствами производства, кредитами, сбыте продукции и т.д. Это касается и растущей армии самостоятельных производителей товаров и услуг, которым трудно устоять в конкурентной борьбе с соответствующими крупными структурами. Социальной базой кооперативного движения становятся колхозы и совхозы, которые преобразовываются в объединения крестьянских хозяйств или мелких крестьянских кооперативов.

В истории развития мировой цивилизации кооперация занимает особое место. Слово «кооперация» происходит от латинского «cooperation», что в переводе означает «сотрудничество, совместная деятельность, объединенное действие». Это многофункциональное понятие в современном обществе используется, если речь идет о связях людей, возникающих в быту, в производстве или других сферах трудовых отношений.

Рынок стимулирует возрождение и объединение населения как потребителей с целью более рационального и экономного удовлетворения своих потребностей в новых условиях. Исполнение в какой-то мере этих функций администрациями предприятий и профсоюзами как рудимент распределительной системы бесспорно, отпадает по мере становления настоящего рынка.

Начало 90-х годов XX столетия прочно вошел в умы россиян как период реформирования всего общества и перехода к рыночным отношениям. При рыночной организации общественного хозяйства сосуществуют различные формы собственности, свободно развиваются предпринимательство и конкуренция.

Рыночная экономика – это конкуренция товаропроизводителей, их борьба за рынки сбыта. Создание конкурентной среды – задача, входящая в набор обязательных условий формирования рынка, которая может быть решена только при активной деятельности в этом направлении, как государства, так и всех других общественно-хозяйственных формирований.

Кооперация по своей сущности является рыночной структурой, ей присущи элементы рыночной экономики. Но в силу известных причин, обусловленных принципами классовости и партийности в деятельности, российская кооперация оказалась не в полной мере подготовленной к новым условиям, определенных сменой социально-экономического и политического строя в нашей стране. Отсюда и те трудности, с которыми она встретилась на пороге XXI века.

Исходя из вышеперечисленного, мы попытаемся рассмотреть современный рынок, место в нем кооперации, ее проблемы и трудности в переходный период.

 

 



Рынок в современной России

Виды рынка

Различаются рынки прямой, непосредственной продажи товара потребителю и рынки косвенной, опосредованной продажи. В первом случае производитель или владелец товара продает его потребителю, являющегося одновременно и покупателем. Акт купли-продажи напрямую соединяет производителя (обладателя) товара с его потребителем. Во-втором, более распространенном случае между производителем и потребителем товара стоит третья сторона – торговый посредник, соединяющий продавца с покупателем и тем самым выполняющий отдельные функции продавца. Зачастую наблюдается многоступенчатое посредничество, при котором между производителем и потребителем товара стоят несколько посредников.

В зависимости от характера воздействия государства в лице государственных органов на основных участников рыночного процесса и их взаимодействия на рынке различают три типа рынков: нерегулируемый, регулируемый (частично регулируемый) и централизованно управляемый.

Нерегулируемый рынок, в условиях которого практически отсутствует вмешательство государства в рыночный процесс, воздействие на производителей, посредников, потребителей как агентов торгового обмена, товарно-денежных отношений, в «чистом» виде существовал лишь на ранней стадии возникновения обмена.

В современных условиях нерегулируемый рынок можно наблюдать лишь в известном приближении в виде «толкучек», «блошиных» рынков, локальных «дворовых» торговых сделках.

Противоположностью нерегулируемого рынка является централизованно управляемый рынок, в котором и участники рынка и связывающие их рыночные отношения находятся под наблюдением и контролем государства, предписывающего образ действия каждого субъекта рыночного процесса.

Способ и степень регулирования рынков зависят от форм собственности на основные средства рыночных структур и на рыночный товар. В условиях, когда это государственная собственность, сам рынок превращается в так называемую государственную торговлю, практически целиком управляемую государственными органами.

Если же в рыночном хозяйстве преобладает частная, групповая, коллективная, акционерная собственность, то возможности государственного вмешательства в рыночные процессы резко ограничиваются.

Одним их признаков классификации рынков может быть его расположение, зона охвата рыночного пространства. Обычно, чем больше зона действия рынка, тем масштабнее круг процессов, происходящих в его орбите.

Самым крупным и всеобъемлющим является мировой рынок, включающий сферу международного обмена. Под термином «мировой рынок» понимают любые товарообменные процессы между странами, связанные с куплей-продажей множества продукции, товаров, услуг, независимо от того, кто является агентом торговых операций. Обычно рынок определенного вида товара принято называть мировым, если он обладает следующими признаками.

а) участие в рынке многих стран;

б) крупномасштабность торговых сделок;

в) регулярность товарообменных операций;
г) ведение расчетов по торговым операциям в свободно

конвертируемой валюте.

Совокупность рынков, действующих в пределах внутри страны, обменных процессов и товарно-денежных отношений между участниками процессов на этих рынках именуют внутренним (национальным) рынком.

В составе внутреннего и мирового рынков могут выделяться региональные рынки. О региональных рынках как самостоятельных структурных образованиях принято говорить, если наблюдается формирование достаточно масштабных рыночных образований с ярко выраженными региональными признаками.

Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процессов.

Рынок непосредственной продажи характеризуется тем, что продавец получает, приобретает товары и продает их за наличные деньги покупателю. Здесь могут использоваться и денежные чеки.

Продажа за безналичные (по безналичному расчету) деньги имеет место, когда покупка оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению.

В отдельных случаях продавец отправляет товар в адрес покупателя наложенным платежом. При такой форме продажи покупатель может получить товар, только выкупив его посредством перечисления оплаты продавцу.

В странах с рыночной экономикой широко распространена продажа товаров в кредит. В редких случаях наблюдается продажа товаров в залог под личное имущество покупателя.

Предоставление товаров в прокат за определенную плату можно характеризовать как продажу на определенное время пользования.

Наконец, возможна товарообменная продажа, при которой продавцы продают товар в обмен на другие товары. Подобная купля-продажа называется бартерной.

По признаку объемов продаж различают оптовый и розничный рынок. Оптовые и розничные продажи характеризуются соответственно оптовыми и розничными ценами.

Рынок оптовой торговли – это купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями.

Розничная торговля представляет куплю-продажу единичных товаров, т.е. в небольшом количестве.

Наряду со степенью монополизации как критерием и признаком структуризации рынков не менее важным представляется их разделение по виду представленного на рынке товара, по объекту купли-продажи.

Рынок продовольственных товаров или продовольственный рынок, как ясно из его названия, предназначен для продажи продавцам и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия.

Рынок жилья распространяет свое действие на жилые помещения. Рынок жилья представляет весомую часть более крупного рынка недвижимости.

Рынок средств производства есть рынок орудий и предметов труда, основных и оборотных средств. Рынок средств производства состоит из трех рынков. Во-первых, купля и продажа зданий, сооружений, строений, помещений, используемых в производственных целях. Во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов и аппаратов производственного назначения. В-третьих, рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых и посредством которых изготовляется продукция. Рынок средств производства может быть назван рынком физического

капитала.

Рынок денег, валюты, ценных бумаг представляет рынок, на котором одни деньги и денежные средства продаются за

другие.

Рынок рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный найм работников. Такой рынок корректнее называть рынком труда и рабочих мест.

Рынок инноваций – это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объекты объединяют под единым названием «ноу-хау», то есть достижения научно-технического прогресса.

Рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. Конечно, не все духовные ценности являются объектом купли-продажи рыночных отношений и поступают к потребителю в результате приобретения по рыночной цене. Однако, даже музейные ценности продаются, существуют выставки-продажи картин, скульптур. Книги продаются и покупаются повсеместно. Так что рынок интеллектуального продукта – объективная реальность.

 

 




Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы о деятельности потребкооперации в условиях перехода к рыночным отношениям.

Главным является то, что в сегодняшних тяжелых условиях основным завоеванием потребительской кооперации является то, что она сохранилась как единая система, проявила свою жизнеспособность.

Во-вторых, трудности и потери в потребкооперации связаны с тем, что превратности стихийного рынка с его безудержным ростом цен, инфляции, дороговизной банковских кредитов и другими явлениями, пагубно сказалось на деятельности большинства кооперативных организаций и предприятий. Резко упали объемные показатели в торговле, заготовках, кооперативной промышленности. Продажа товаров за последние годы сократилась против предыдущих лет более чем на одну треть, а доля потребкооперации в общем товарообороте России снизилась с 7,5 процента до 3,7 процентов. Уменьшилось производство товаров народного потребления, закупки мяса, молока, яиц, меда, овощей. Возросли лишь заготовки картофеля и плодов, что дало возможность выполнить договорные обязательства по поставкам этой продукции в федеральный продовольственный фонд.

В-третьих, кооператоры в условиях перехода к рыночным отношениям не допустили сбоев в снабжении самым необходимым. На протяжении последних лет в товарообороте сохраняется на одном уровне доля таких социально значимых товаров, как хлеб и хлебобулочные изделия, растительное масло, сахар, чай, соль, хозяйственное мыло, чулочно-носочные изделия и др. Хотя из-за низкой покупательной способности сельского населения товары культурно-бытового назначения для них стали недоступными. Если в 1991 году один проданный телевизор приходился на 22 семьи, то в 1995 году на 400 семей, один холодильник соответственно на 22 семьи и на 379 семей, одна швейная машина – на 40 и на 2000.2

В-четвертых, для правовой и финансовой защиты потребкооперации приняты Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», постановление «Вопросы потребительской кооперации», которые защитили кооперацию в последние годы. Отношения организаций потребительской кооперации с органами власти сверху донизу строятся на основе ежегодного заключаемых договоров. Это заставило властные структуры многих регионов повернуться лицом к сельскому населению, обратить внимание на его бедственное положение и оказывать кооперации помощь.

В-пятых, кооперативным предприятиям предоставлена возможность создавать фонд развития потребкооперации для пополнения оборотных средств и инвестиций. За неполные два года в этот фонд начислено около одного триллиона рублей. Большим подспорьем для потребкооперации явилось привлечение заемных средств обслуживаемого населения с отнесением выплаченных по ним процентов на издержки обращения и производства.

В-шестых, усилиями Центросоюза увеличены предельные суммы расчетов наличными деньгами с юридическими лицами с 2 до 5 млн. рублей. Сняты ограничения с сумм при расчетах с физическими лицами. Приняты решения об отнесении на себестоимость продукции расходов по образованию фонда подготовки кадров, внутрихозяйственным отчислениям, страхованию имущества. Удалось добиться исключения из налогооблагаемой базы стоимости имущества, передаваемого внутри системы с баланса на баланс.

В-седьмых, благодаря целенаправленной деятельности потребкооперации заготовительный оборот возрос в 1,6 раза, производство товаров народного потребления – в 1,7 раза. Но материально-техническая база позволяет увеличить эти объемы в 2–3 раза. Эти расчеты учитывают реальный платежеспособный спрос населения и финансовые возможности потребкооперации. Во многих регионах страны сохранились потребительские общества, их союзы, которым, несмотря на трудные условия существования, удается совместными усилиями находить пути выхода из сложившейся ситуации. В некоторых наметилась тенденция к сокращению убытков, многие становятся рентабельными, не допускают отчуждения кооперативной собственности.



Библиографический список

1. Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: учеб. пособие для кооп. Вузов. М.: РДЛ, 2003. 304 с.

2. А.П. Макаренко, теория и история кооперативного движения, уч. пособие, ИКЦ «Маркетинг», м, 2002 – 328 с.

3. К.И. Вахитов, История потребительской кооперации России, М., 2007 г.

4. Под общей редакцией Б.Ф. Кевбрина, История потребительской кооперации РМ, уч. пособие, Саранский Кооперативный Институт – Саранск, 2005. -248 с.

5. К.И. Вахитов, Кооперация: теория, история, практика – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 560 с.

6. Н.В. Бондаренко, Р.М. Кущетеров, З.Р. Кочкарова, История и теория кооперации, учебник для студентов кооперативных вузов, 1998 г.

7. Вместе ради будущего 170 лет потребительской кооперации России. М. 2001.

8. Каширин В.В. Функции потребительской кооперации в переходной экономике // Вести Московского университета. Серия «Экономика» 1997. №1

9. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М., 1999.

10. Макаренко А.П. Эволюция мирового кооперативного движения. М., 1994.

11. Очерки истории потребительской кооперации республики Мордовия/ Саран. кооп. ин-т; Под ред. Б.Ф. Кевбрина. – Саранск, 1996.

12. Тимошина М.Н., Плеханова Е.А. Развитие потребительской кооперации в условиях рыночных отношений: учебное пособие. Саран. кооп. ин-т РУК. – Саранск. 2007. 92 с.

13. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989.

14. Уколова Л.В. Кооперативы современной России: Учеб. пособие. Белгород, 1998.

15. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (от 28 апреля 2000 г.) // Собрание законодательства РФ №18 2000.

16. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М., 1925. (Репринтное воспроизведение этого издания в 1989 году)

17. Яковлев А.В. Кооперация, глобализация и развитие кооперативного сектора в России // Вопросы статистики. – 2006. №5. С, 25–33.

Реферат

Рыночная экономика, кооперация, кооперативное движение, рыночная экономика, конкуренция, рыночные отношения, предпринимательство, конкурентная среда, рынок труда, конкурентоспособность, потребительский интерес.

Объектом изучения явилась кооперация и рынок в современной России.

Цель данного курсового исследования заключается в изучении, на основе теоретических источников и фактического материала, развития кооперации в условиях формирования рыночных отношений.

Задачи работы:

– изучить нормативно-правовые и теоретические источники по теме исследования;

– проанализировать современные международные ценности и принципы кооперативной деятельности;

– изучить предпосылки развития кооперации

– рассмотреть проблемы потребительской кооперации на современном этапе и пути их преодоления

– раскрыть предложения по улучшению деятельности кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям

 

 



Оглавление

Введение

1. Рынок в современной России

1.1 Краткая характеристика рынка

1.2 Виды рынка

2. Кооперация: трудности и противоречия перехода к рыночным отношениям

2.1 Кооперация, как социально-экономическая форма хозяйствования

2.2 Предпосылки развития кооперации

3. Проблемы потребительской кооперации на современном этапе и пути их преодоления

3.1 Потребительская кооперация, как рыночная структура

3.2 Главная проблема потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики

3.3 Предложения и рекомендации по улучшению деятельности кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям

Заключение

Библиографический список

 

 



Введение

 

Переход к рыночной экономике создал новые возможности для развития всех форм кооперации – общественно-хозяйственной системы, которая по самой своей природе открыта для хозяйственной инициативы и предприимчивости, конкуренции с другими формами собственности в деле обеспечения населения необходимыми товарами и услугами.

В современных условиях смены социально-экономического и политического строя, характеризующегося становлением и расширением рыночных отношений, начинает формироваться и среда, которая востребовала кооперацию, вызвала к жизни все основные ее формы. Это, прежде всего крестьянские хозяйства, число которых возрастает и которые все больше ощущают потребность объединения своих усилий в обеспечении средствами производства, кредитами, сбыте продукции и т.д. Это касается и растущей армии самостоятельных производителей товаров и услуг, которым трудно устоять в конкурентной борьбе с соответствующими крупными структурами. Социальной базой кооперативного движения становятся колхозы и совхозы, которые преобразовываются в объединения крестьянских хозяйств или мелких крестьянских кооперативов.

В истории развития мировой цивилизации кооперация занимает особое место. Слово «кооперация» происходит от латинского «cooperation», что в переводе означает «сотрудничество, совместная деятельность, объединенное действие». Это многофункциональное понятие в современном обществе используется, если речь идет о связях людей, возникающих в быту, в производстве или других сферах трудовых отношений.

Рынок стимулирует возрождение и объединение населения как потребителей с целью более рационального и экономного удовлетворения своих потребностей в новых условиях. Исполнение в какой-то мере этих функций администрациями предприятий и профсоюзами как рудимент распределительной системы бесспорно, отпадает по мере становления настоящего рынка.

Начало 90-х годов XX столетия прочно вошел в умы россиян как период реформирования всего общества и перехода к рыночным отношениям. При рыночной организации общественного хозяйства сосуществуют различные формы собственности, свободно развиваются предпринимательство и конкуренция.

Рыночная экономика – это конкуренция товаропроизводителей, их борьба за рынки сбыта. Создание конкурентной среды – задача, входящая в набор обязательных условий формирования рынка, которая может быть решена только при активной деятельности в этом направлении, как государства, так и всех других общественно-хозяйственных формирований.

Кооперация по своей сущности является рыночной структурой, ей присущи элементы рыночной экономики. Но в силу известных причин, обусловленных принципами классовости и партийности в деятельности, российская кооперация оказалась не в полной мере подготовленной к новым условиям, определенных сменой социально-экономического и политического строя в нашей стране. Отсюда и те трудности, с которыми она встретилась на пороге XXI века.

Исходя из вышеперечисленного, мы попытаемся рассмотреть современный рынок, место в нем кооперации, ее проблемы и трудности в переходный период.

 

 



Рынок в современной России

Краткая характеристика рынка

 

Обыденное, широко распространенное понятие «рынок», под которым принято понимать место встреч продавцов и покупателей, массовой купли и продажи товаров, лишь частично отражает то глубокое содержание, которое вкладывается в слово «рынок». Категория «рынок» в широком представлении объединяет в себе несколько понятий.

Во-первых, рынок, – это любое место торговли товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении советских людей рынок как место купли-продажи ассоциировался, прежде всего, с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, базарами, ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем понимании этого слова.

Во-вторых, в обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В таком представлении рынок характеризуется многими экстерриториальными признаками, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый). Здесь уже рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем.

В-третьих, рынок представляет систему экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающуюся, прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок – это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

И, наконец, в самой универсальной трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Так, стало общепринятым говорить о вхождении России в рынок, о переходе к рынку.

Переход на рыночные отношения предполагает:

• разгосударствление значительной части собственности путем ее приватизации;

• создание многообразных форм собственности и хозяйствования;

• формирование самостоятельных, экономически независимых хозяйствующих субъектов, товаропроизводителей;

• преодоление монополизма и создание условий для цивилизованной конкуренции;

• обеспечение экономической свободы и развитие предпринимательства;

• свободное ценообразование;

• определенное участие государства в регулировании рыночных механизмов.

В настоящей работе под словом «рынок» мы понимаем преимущественным образом процессы обмена товаров на деньги и деньги на товары и сферу обращения, в которой имеют место такие процессы.

Объединение продавцов и покупателей, вступающих в товарообменные процессы, товарно-денежные отношения, рынок тем самым налаживает взаимодействие трех главных экономических субъектов: государства, предприятий (фирм), домашних хозяйств.

Государство в лице правительства закупает на рынке труда рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях. На рынке средств производства и предметов потребления государство приобретает у производителей товары общественного, государственного пользования, в том числе вооружение, здания, машины и ряд других товаров, поступающих в результате закупок в государственную собственность и частично предоставляемых затем населению.

В качестве продавца государство продает в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов.

Под единым понятием «рынок» часто понимается совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их удается разделить на группы по определенным признакам, таким, как степень монополизированности (формы конкуренции), меры государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг. К числу наиболее важных из перечисленных классификационных признаков следует отнести формы конкуренции и виды рыночного продукта.

Остановимся на видах (моделях) рынка, различающихся уровнем конкурентности, зависящим в первую очередь от количества участников рынка. На таком рынке продавцы и покупатели действуют, совершают акты купли продажи в условиях так называемой совершенной конкуренции, отвечающей следующим условиям:

а) количество, как продавцов, так и покупателей настолько
велико, что ни один из них и ни одна группа не способны
существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего,
цены;

б) всеми продавцами предлагаются для продажи
одинаковые, идентичные по свойствам товары и услуги;

в) все продавцы и покупатели обладают одинаковой
информацией о положении дел на рынке (ценах, товарах, спросе, предложении), ни один не знает больше, чем остальные;

г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его.

При соблюдении указанных условий действительно возникает равноправное положение для всех участников рынка. В силу большого количества продавцов и вытекающей отсюда ограниченности масштабов продаж каждого из них ни один не способен существенно влиять на рыночный процесс, диктовать свои условия. Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции или повышения ее качества, что равносильно продаже другого товара, переводу его в иной вид.

Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистический рынок (от греческого – немногие и продаю). Такой рынок обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Таким образом, главный, определяющий признак олигополии – немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей фирм). Хотя четкого количественного критерия олигополии в виде числа таких фирм нет, но обычно это число не превышает девяти и колеблется в пределах от тройки до девяти.

 






Виды рынка

Различаются рынки прямой, непосредственной продажи товара потребителю и рынки косвенной, опосредованной продажи. В первом случае производитель или владелец товара продает его потребителю, являющегося одновременно и покупателем. Акт купли-продажи напрямую соединяет производителя (обладателя) товара с его потребителем. Во-втором, более распространенном случае между производителем и потребителем товара стоит третья сторона – торговый посредник, соединяющий продавца с покупателем и тем самым выполняющий отдельные функции продавца. Зачастую наблюдается многоступенчатое посредничество, при котором между производителем и потребителем товара стоят несколько посредников.

В зависимости от характера воздействия государства в лице государственных органов на основных участников рыночного процесса и их взаимодействия на рынке различают три типа рынков: нерегулируемый, регулируемый (частично регулируемый) и централизованно управляемый.

Нерегулируемый рынок, в условиях которого практически отсутствует вмешательство государства в рыночный процесс, воздействие на производителей, посредников, потребителей как агентов торгового обмена, товарно-денежных отношений, в «чистом» виде существовал лишь на ранней стадии возникновения обмена.

В современных условиях нерегулируемый рынок можно наблюдать лишь в известном приближении в виде «толкучек», «блошиных» рынков, локальных «дворовых» торговых сделках.

Противоположностью нерегулируемого рынка является централизованно управляемый рынок, в котором и участники рынка и связывающие их рыночные отношения находятся под наблюдением и контролем государства, предписывающего образ действия каждого субъекта рыночного процесса.

Способ и степень регулирования рынков зависят от форм собственности на основные средства рыночных структур и на рыночный товар. В условиях, когда это государственная собственность, сам рынок превращается в так называемую государственную торговлю, практически целиком управляемую государственными органами.

Если же в рыночном хозяйстве преобладает частная, групповая, коллективная, акционерная собственность, то возможности государственного вмешательства в рыночные процессы резко ограничиваются.

Одним их признаков классификации рынков может быть его расположение, зона охвата рыночного пространства. Обычно, чем больше зона действия рынка, тем масштабнее круг процессов, происходящих в его орбите.

Самым крупным и всеобъемлющим является мировой рынок, включающий сферу международного обмена. Под термином «мировой рынок» понимают любые товарообменные процессы между странами, связанные с куплей-продажей множества продукции, товаров, услуг, независимо от того, кто является агентом торговых операций. Обычно рынок определенного вида товара принято называть мировым, если он обладает следующими признаками.

а) участие в рынке многих стран;

б) крупномасштабность торговых сделок;

в) регулярность товарообменных операций;
г) ведение расчетов по торговым операциям в свободно

конвертируемой валюте.

Совокупность рынков, действующих в пределах внутри страны, обменных процессов и товарно-денежных отношений между участниками процессов на этих рынках именуют внутренним (национальным) рынком.

В составе внутреннего и мирового рынков могут выделяться региональные рынки. О региональных рынках как самостоятельных структурных образованиях принято говорить, если наблюдается формирование достаточно масштабных рыночных образований с ярко выраженными региональными признаками.

Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процессов.

Рынок непосредственной продажи характеризуется тем, что продавец получает, приобретает товары и продает их за наличные деньги покупателю. Здесь могут использоваться и денежные чеки.

Продажа за безналичные (по безналичному расчету) деньги имеет место, когда покупка оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению.

В отдельных случаях продавец отправляет товар в адрес покупателя наложенным платежом. При такой форме продажи покупатель может получить товар, только выкупив его посредством перечисления оплаты продавцу.

В странах с рыночной экономикой широко распространена продажа товаров в кредит. В редких случаях наблюдается продажа товаров в залог под личное имущество покупателя.

Предоставление товаров в прокат за определенную плату можно характеризовать как продажу на определенное время пользования.

Наконец, возможна товарообменная продажа, при которой продавцы продают товар в обмен на другие товары. Подобная купля-продажа называется бартерной.

По признаку объемов продаж различают оптовый и розничный рынок. Оптовые и розничные продажи характеризуются соответственно оптовыми и розничными ценами.

Рынок оптовой торговли – это купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями.

Розничная торговля представляет куплю-продажу единичных товаров, т.е. в небольшом количестве.

Наряду со степенью монополизации как критерием и признаком структуризации рынков не менее важным представляется их разделение по виду представленного на рынке товара, по объекту купли-продажи.

Рынок продовольственных товаров или продовольственный рынок, как ясно из его названия, предназначен для продажи продавцам и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия.

Рынок жилья распространяет свое действие на жилые помещения. Рынок жилья представляет весомую часть более крупного рынка недвижимости.

Рынок средств производства есть рынок орудий и предметов труда, основных и оборотных средств. Рынок средств производства состоит из трех рынков. Во-первых, купля и продажа зданий, сооружений, строений, помещений, используемых в производственных целях. Во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов и аппаратов производственного назначения. В-третьих, рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых и посредством которых изготовляется продукция. Рынок средств производства может быть назван рынком физического

капитала.

Рынок денег, валюты, ценных бумаг представляет рынок, на котором одни деньги и денежные средства продаются за

другие.

Рынок рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный найм работников. Такой рынок корректнее называть рынком труда и рабочих мест.

Рынок инноваций – это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объекты объединяют под единым названием «ноу-хау», то есть достижения научно-технического прогресса.

Рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. Конечно, не все духовные ценности являются объектом купли-продажи рыночных отношений и поступают к потребителю в результате приобретения по рыночной цене. Однако, даже музейные ценности продаются, существуют выставки-продажи картин, скульптур. Книги продаются и покупаются повсеместно. Так что рынок интеллектуального продукта – объективная реальность.

 

 




Дата: 2019-05-29, просмотров: 148.