ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Донецк - 2008



Аннотация

 

Правовий стан громадянина – підприємця. Курсова робота. Кафедра господарського права ДонНУ. Донецьк, 2008.

У роботі аналізуються основні складові правового статусу громадянина – підприємця як субʼєкта підприємницької діяльності, аналізуються чинні нормативно – правові акти, що визначають цей статус; вказуються основні елементи нормативного регулювання: предмет, права і обов'язки громадянина – підприємця, умови здійснення підприємницької діяльності, відповідальність за порушення законодавства субьектамі підприємницької діяльності.

Вказані основні проблеми державного регулювання підприємницької діяльності, а також запропоновані шляхи удосконалення законодавчої бази підприємництва.

 

Annotation Legal position of citizen – businessman. Term paper. Department of economic right to DonNU. Donetsk, 2008.

The basic constituents of legal status of citizen are analysed in work – businessman as subjekt of entrepreneurial activity, operating is analysed normatively are legal acts, determining this status; the basic elements of normative are specified terms of course of business, responsibility for violation of legislation of subjekt of entrepreneurial activity.

The basic problems of government control of entrepreneurial activity are indicated, and also the ways of improvement of legislative base of enterprise are offered.



Содержание

Введение

1. Общая характеристика правового статуса гражданина – предпринимателя

Понятие гражданина – предпринимателя

Правовая основа деятельности гражданина – предпринимателя

2. Условия осуществления предпринимательской деятельности

Процедура государственной регистрации физических лиц – предпринимателей

Порядок осуществления деятельности субъектами хозяйствования

3. Ответственность гражданина – предпринимателя за нарушение законодательства

Заключение

Список использованной литературы



Введение

 

Возникновение и развитие рыночной формы хозяйствования непосредственно связаны с практикой предпринимательской деятельности. Анализ отечественного опыта и современные тенденции экономического развития свидетельствуют, что предпринимательство является одной из важнейших составляющих социально – экономического прогресса современного общества. Поэтому развитие предпринимательства рассматривается как стратегическое направление на пути преодоления экономического кризиса и решения социально – экономических проблем и противоречий переходной экономики Украины.

Развитые европейские страны имеют многовековой опыт развития предпринимательства. Этот процесс исторически формировался параллельно с развитием общественно – экономических формаций и прошел в своем развитии несколько этапов от зарождения первых капиталистических отношений до могучей силы, являющейся авангардом экономического развития сегодня. В Украине, сравнительно молодом по европейским меркам независимом государстве, происходят схожие процессы зарождения, развития, становления и укрепления института предпринимательства, но за более короткие сроки, минуя естественные необходимые исторические условия развития указанных процессов.

Происходит также и зарождение в этой отрасли нормативно – правовой базы, которая продолжает развиваться и изменяться быстрыми темпами. Предпринимательское законодательство Украины составляют регулирующие предпринимательство законы, декреты, постановления Кабинета Министров, нормативно – правовые акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

Принятие Хозяйственного кодекса [1] и нового Гражданского кодекса Украины [2] является важным этапом систематизации законодательства о предпринимательстве. Наибольшую значимость имеют также законы, регулирующие исключительно предпринимательскую деятельность: Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О защите экономической конкуренции», «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности», « О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», «О Национальной программе развития малого предпринимательства в Украине», «О государственной регистрации юридических и физических лиц – предпринимателей» и др.

Однако, несовершенство правовой базы регулирования предпринимательства, отсутствие единой системы, противоречивость существующих нормативно – правовых актов вызывает необходимость более глубокого изучения данных проблем, так как тема не полностью раскрыта в научной литературе и требует дополнительного рассмотрения.

Так, особый интерес для нашего исследования представляют работы Н.А.Саниахметовой, А.М.Винника, И.Труш – они анализируют содержание основных нормативно – правовых актов, поднимают ряд проблем об организационно – правовых формах субьектов предпринимательства. Вопросы коллизии законодательства рассматриваются в работах А.Ластовецкого, О.Коломиец, А.Бигняк, В.Добровольской. Проблемами юридической ответственности предпринимателя за нарушение законодательства занимаются такие ученые, как О.Квасницкая, М.Короткевич.

Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования - опираясь на действующее законодательство, конкретизировать правовые основы деятельности субьекта предпринимательства – физического лица гражданина – предпринимателя как ячейки экономического развития общества, а также обобщить существующую нормативно - правовую базу по вопросам правового статуса гражданина – предпринимателя, государственного регулирования предпринимательской деятельности, ответственности предпринимателя за правонарушения и др.

Путем анализа научной литературы необходимо также определить пути решения существующих проблем и способы устранения их негативного влияния на развитие предпринимательства в целом.

В связи с этим, представляется также необходимым изучить неизбежные проблемы и противоречия, встающие на пути движения Украины к мировому экономическому сообществу, выявить способы преодоления этих проблем в юридическом русле, так как только в правовом поле возможно эффективное решение экономических проблем государства.


1.1. Понятие гражданина – предпринимателя.

 

Согласно ст. 42 Конституции Украины «Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом» [3]. Конституционное закрепление означает не только гипотетическую возможность заниматься предпринимательской деятельностью, но и фактическое подтверждение того, что государство берет на себя обязательство способствовать условиям для реализации указанного права. В законодательстве Украины отсутствует легальное определение понятия «предприниматель», законодатель ограничился перечислением круга субьектов предпринимательской деятельности [4].

В научной литературе были предприняты попытки научного определения понятия «предприниматель». Так, иногда при определении критериев, позволяющих отнести то или иное лицо к субьектам предпринимательской деятельности, избираются характеристики самой этой деятельности и формулируется следующее определение: предприниматель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее на постоянной основе с целью извлечения прибыли деятельность по производству, реализации или приобретению продукции или товаров, оказанию услуг, выполнению работ и заключающее в процессе этой деятельности гражданско – правовые сделки от своего имени.

Одно из самых современных развернутых определений понятия «предприниматель»: предприниматель – это тот, кто предпринимает, т.е. организовывает, управляет и предполагает риск бизнеса; это катализатор экономического изменения, который использует целевое исследование, тщательное планирование и ясное решение в осуществлении предпринимательского процесса.

Законодательство Украины не дает обобщенного понятия «субьект предпринимательской деятельности». При определении этого понятия можно использовать понятие и виды субьектов хозяйствования, названные в Хозяйственном кодексе Украины.

Согласно ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины [1] субьектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

К одной из групп субьектов относятся физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это наиболее простая форма предпринимательства, осуществляемая от своего имени, на свой риск физическими лицами, которые отвечают всем имуществом, принадлежащим им на праве частной собственности, по своим обязательствам в сфере предпринимательства.

Согласно ст. 128 Хозяйственного кодекса Украины гражданин признается субьектом хозяйствования при осуществлении им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его в качестве предпринимателя без статуса юридического лица в соответствии со ст. 58 этого Кодекса. Гражданин – предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание.

Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность:

· непосредственно как предприниматель или через создаваемое им частное предприятие;

· с привлечением или без привлечения наемного труда;

· самостоятельно или совместно с другими лицами.

Гражданин – предприниматель осуществляет свою деятельность на основе свободы предпринимательства и в соответствии с принципами, предусмотренными ст. 44 Хозяйственного кодекса.

Гражданин – предприниматель обязан:

· в предусмотренных законом случаях и порядке получить лицензию на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности;

· уведомлять органы государственной регистрации об изменении его адреса, указанного в регистрационных документах, предмета деятельности, других существенных условий своей предпринимательской деятельности, подлежащих отображению в регистрационных документах;

· соблюдать права и законные интересы потребителей, обеспечивать надлежащее качество производимых им товаров, соблюдать правила обязательной сертификации продукции;

· не допускать недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольно – конкурентного законодательства;

· вести учет результатов своей предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства;

· своевременно предоставлять налоговым органам декларации о доходах, другие необходимые сведения для начисления налогов; уплачивать налоги и другие обязательные платежи в порядке и в размерах, установленных законом.

Гражданин – предприниматель обязан соблюдать требования, предусмотренные ст. ст. 46 и 49 Хозяйственного кодекса, а также другими законодательными актами, и несет имущественную и иную, предусмотренную законом, ответственность за причиненные им ущерб и убытки (ст. 128 ХК).

Предпринимателями могут быть лица, достигшие гражданского совершеннолетия – 18 лет, с которым закон связывает наступление полной дееспособности. Это обьясняется тем, что предпринимательская деятельность не является обычной трудовой деятельностью, которую вправе осуществлять лица, достигшие 16 лет. Предпринимательство предполагает самостоятельную имущественную ответственность и несение риска, следовательно, требует такого уровня сознания и воли, при котором лицо способно в полной мере осознавать свои действия и руководить ими. Исключением является достижение полной дееспособности до 18 лет лицом, зарегистрировавшим брак, а также предоставление полной гражданской дееспособности физическому лицу, достигшему 16 лет и работающему по трудовому договору, а также несовершеннолетнему лицу, записанному матерью или отцом ребенка (ст. ст. 34, 35 ГК) [2].

Следует также иметь в виду, что «концепция снижения возраста, дающего право на осуществление предпринимательской деятельности» [5], принята и в Гражданском кодексе. Так, согласно ч.3 ст.35 ГК, полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, достигшему 16 лет и желающему заниматься предпринимательской деятельностью. При наличии письменного согласия на это родителей (усыновителя), попечителя или органа опеки и попечительства такое лицо может быть зарегистрировано в качестве предпринимателя. В этом случае лицо приобретает полную гражданскую дееспособность с момента государственной регистрации его в качестве предпринимателя.

Согласно отдельным законодательным актам, запрещено заниматься предпринимательской деятельностью некоторым категориям граждан. Так, ч. 4 ст. 43 ХК определяет, что не могут заниматься предпринимательством органы государственной власти и местного самоуправления. Предпринимательская деятельность должностных и служебных лиц ограничивается законом, в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 64 Конституции Украины.

Декрет Кабинета Министров Украины от 31.12.92г. [6] запретил непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью руководителям, заместителям руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, а также должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления.

Общие положения о свободе предпринимательской деятельности содержатся в Хозяйственном кодексе Украины. Ч. 1 ст. 43 ГК гласит, что «предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом». Свобода предпринимательской деятельности проявляется, прежде всего, в том, что субьект предпринимательства имеет право « выбирать способ осуществления им предпринимательской деятельности на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий» [7]. Предприниматель свободен в выборе направлений и методов работы, независим в принятии решений, действует по своей воле и в своих интересах.

Вместе с тем, свобода предпринимательской деятельности имеет и свои ограничения. Она ограничивается законодательством в интересах общества. Подобные ограничения предусмотрены, например, в законодательстве, где регулируются виды хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться только государственными предприятиями. Свобода предпринимательской деятельности ограничена также широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 43 ХК Украины перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, а также перечень видов деятельности, предпринимательство в которых запрещается, устанавливается исключительно законом. Такие ограничения устанавливаются с целью защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, окружающей среды, недопущения злоупотреблений монопольным положением на рынке, недобросовестной конкуренции.

Таким образом, подводя итоги, мы определили, что предпринимателями могут быть: граждане Украины, других государств, лица без гражданства, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности; достигшие определенного возраста; которые осуществляют свою деятельность на территории Украины; зарегистрированы в соответствии с законодательством как субьекты предпринимательской деятельности; которые не входят в категорию лиц, которым запрещено законом заниматься предпринимательской деятельностью.

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 153.