а) Определение чистой прибыли и уровня рентабельности видов продукции
Выручка от реализации – сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную и реализованную продукцию. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования прибыли.
Величина ее зависит от количества реализованной продукции рыночной (договорной) цены на продукцию по каждому каналу реализации.
Таблица №7
Уровень рентабельности производства продукции (тыс. руб.)
Наименование продукции | Выручка от реализации (рыночная стоимость), тыс.р. | Затраты на производство и реализацию (полная себестоимость) | Валовая прибыль | Налоговые и другие платежи | Чистая прибыль | Уровень рентабельности, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
картофель | 17 394,00 | 7 566,41 | 9 827,59 | 114,04 | 9 713,55 | 1,28 |
Валовая прибыль определяется как разница между суммой выручки и затрат:
ВП=В-З.
Налоги – это обязательные взносы плотильщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенном законом размере и в установленные сроки.
Чистая прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении, образуется как разница между балансовой прибылью и платежом:
ЧП=БП-Н.
Финансовые результаты и распределение полученной прибыли:
Выручка от реализации 44,6 % от всей продукции, тыс.руб. – 17 394,00.
Полная себестоимость продукции (44,6 %), тыс.руб. – 7 566,41.
Валовая прибыль, тыс.руб. – 9 827,59.
Распределение прибыли:
Резервный фонд, тыс. руб. (5% ежегодно, до достижения его до размера уставного капитала. В нашем случае уставной капитал предприятия составляет 500 000 рублей) – 485,68;
Фонд потребления (материальное вознаграждение по итогам года, дивиденды), 65% – 6 313,81;
Фонд развития предприятия (30%) – 2 914,07.
По данным приложения №1 на фонд ОТ работникам, непосредственно задействованным в производстве картофеля выделено 1 194,77 тыс. рублей. Мы считаем суммарный доход одного работника исходя из общей суммы зарплаты на всех работников предприятия – 3 983,12 тыс. рублей, так как остальная часть суммы – 2 788,35 тыс. рублей направлено на оплату обслуживающего персонала, руководителям и специалистам.
Суммарный доход одного работника составит:
ΣД= =3 983,12 т.р./81=49,17 т.р.,
где От – оплата труда в течение года;
Оп – отчисления от прибыли в фонд материального вознаграждения;
К – количество работников.
Среднемесячный доход одного работника будет равен:
Дмес= =49,17/12=4,097 т.р.=4 097,86 рублей.
Налоги, расходы по которым покрываются из прибыли: на прибыль, имущество предприятия, рекламу и целевые сборы.
Уровень рентабельности как показатель экономической эффективности определяется как отношение чистой прибыли к сумме затрат (таблица №7):
Рэ. эф.=
б) Прогнозирование распределение прибыли и развития предприятия
Чистая прибыль распределяется в соответствии с уставом (положением) предприятия. Она направляется в фонд накопления, используемый на приобретение основных средств и другие капитальные вложения, в фонд потребления – на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование, в резервный фонд.
На основании финансового плана предприятие определяет направление использования прибыли, и дополнительные источники получения прибыли.
В данной работе в качестве характеристики примерного механизма распределения прибыли мы берем выдержки из устава сельскохозяйственного предприятия ГУП ОПХ «Орошаемое». В котором:
– собственник имущества ГУП ОПХ «Орошаемое» имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП ОПХ «Орошаемое». ГУП ОПХ «Орошаемое» ежегодно перечисляет в централизованный фонд Института (ОПХ является экспериментальной базой ВНИИОЗа) 5% от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
– ГУП ОПХ «Орошаемое» самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукции (кроме случаев, установленных законодательными актами РФ), полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении ГУП ОПХ «Орошаемое» после уплаты установленных законодательством РФ налогов, других обязательных платежей, а также перечисления в централизованный фонд Института части прибыли от использования имущества ГУП ОПХ «Орошаемое»;
– ГУП ОПХ «Орошаемое» за счет оставшейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера 500 000 рублей. Ежегодные отчисления в резервный фонд составляют 5% чистой прибыли. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков ГУП ОПХ «Орошаемое»;
Направлениями использования оставшейся в распоряжении ГУП ОПХ «Орошаемое» чистой прибыли, в том числе являются:
– внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды;
– развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности ГУП ОПХ «Орошаемое», пополнение оборотных средств;
– строительство, реконструкцию, обновление основных фондов;
– проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг;
– покупку иностранной валюты, других валютных и материальных ценностей, ценных бумаг;
– рекламу продукции и услуг ГУП ОПХ «Орошаемое»;
– приобретение и строительство жилья (долевое участие) для работников ГУП ОПХ «Орошаемое», нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ;
– материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации сотрудников ГУП ОПХ «Орошаемое».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рыночной экономике основной проблемой предприятия является проблема выживания и обеспечения развития. Средством решения данной проблемы является стратегическое ориентирование.
Стратегическое планирование ориентированно на величине окружения предприятия (экономическое, политическое, социальное демографическое, технологическое) и отражает тенденции влияния внешних факторов, их доминирующую роль в формировании перспектив развития предприятия.
Стратегическое планирование обобщает все виды плановой деятельности предприятия: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, тактическое, функциональное.
Главное значение его заключается в том, чтобы все управленческие решения (в том числе и краткосрочные, тактические) были обоснованы с перспективных позиций, направленные на реализацию стратегии.
На этом этапе постановки проблемы формируется уровень долгосрочных целей, прогнозируется значение целевых показателей при условии сохранения сложившейся тенденции, действующей стратегии.
С целью заполнения «разрыва» на следующем этапе происходит анализ стратегических альтернатив. В рамках данного анализа предприятие осуществляет поиск новых стратегий «товар – рынок» (что включает анализ и прогноз рынков), предприятие определяет альтернативные, продуктивные программы и потенциал, осуществляет оценку.
Альтернативные варианты продуктивных программ и потенциала, оценивается по критерию влияния на достижения стратегических целей.
В качестве главного стоимостного критерия представляется ценообразование, использование критерия максимизирует ценности капитала.
В результате оценки стратегических альтернатив, предприятие осуществляет выбор определенного варианта стратегии, разрабатывает стратегический план.
Особое место в системе планов предприятий занимает проектное планирование.
Представляется целесообразным рассматривать проектное планирование в качестве самостоятельного планового комплекса в рамках стратегического планирования, так как проектные решения носят долгосрочный характер и удовлетворяют все другие критерии стратегических решений.
Среднесрочное планирование конкретизирует целевые установки стратегических планов по срокам (периоду достижения) и содержание (способу, средствам достижения).
Среднесрочный план по маркетингу разрабатывается на основе общей стратегии предприятия, стратегии маркетинга и определяет цель маркетинговой деятельности предприятия на среднесрочную перспективу в разбивке по годам, программу действий по их реализации, а также необходимые ресурсы.
Основными показателями плана маркетинга является объем продаж в разрезе товаров и рынков.
План по производству разрабатывается на основе прогнозируемых объемов продаж. Среднесрочный производственный план предприятия определяет объемы производства продукции по всей номенклатуре по разбивке по годам.
На основе среднесрочных планов производства разрабатываются производственные проблемы предприятия.
Планирование производственных мощностей предполагает установление производственной мощности на начало планировочного периода (выходной) среднегодовой производственной мощности и коэффициента ее использования. Разработка плана производственных мощностей позволяет сбалансировать производственные возможности предприятия с величиной спроса на его продукцию.
Планирование трудовых показателей включает планирование производительности труда, определение состава и структуры рабочей силы в динамике по годам среднесрочного планового периода, фонда заработной платы и среднего уровня заработной платы.
Среднесрочный финансовый план включает оценку себестоимости продукции, финансового результата (прибыли или убытка), уровня рентабельности производства и продаж.
Краткосрочное планирование реализуется через бюджеты.
Подводя итог всему выше сказанному можно сказать, что произведя планирование деятельности предприятия по выращиванию картофеля, мы можем регламентировать свои расходы. А расчеты показали, что данное производство может не только компенсировать издержки производства, но и является прибыльным.
Таким образом, выращивание картофеля является целесообразным и доходным мероприятием. Хотя данный вид работ, с точки зрения статистики, редко бывает убыточным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Годовая бухгалтерская отчетность ГУП ОПХ «Орошаемое» ГНУ ВНИИОЗ Россельхозакадемии за 2006 год.
2. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 160 с.
3. Экономика сельского хозяйства/И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под ред. И.А. Минакова. – М.: Колос, 2000. – 328 с.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 186.