Понятие Конституционного Суда Республики Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве возложен на Конституционный Суд Республики Беларусь. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств [6. с. 4].

В демократическом правовом государстве деятельность Конституционного Суда позволяет цивилизованным путем устранять недостатки законодательства, разрешать исключительно правовыми средствами возникающие конфликтные ситуации между государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, восстанавливать верховенство права и справедливость. Это отвечает интересам, как граждан, так и государства и общества в целом. Рассмотрение дел в Конституционном Суде обусловлено противоречиями в законодательстве, в том числе возникающими по объективным причинам, невозможностью во многих случаях правоприменителями однозначно определить, соответствуют ли нормативные акты Конституции. Конституционные права и гарантии их обеспечения не всегда получают в текущем законодательстве необходимое развитие и реализацию на практике. Нередко нормативные акты, принимаемые во исполнение акта более высокого уровня, не только не согласуются с содержанием его норм, но и выходят за пределы предмета допустимого регулирования. Конституционный Суд отмечает, что по делам, рассмотренным за истекший период, неконституционными признавались нормативные акты, принятые не только до введения в действие Конституции Республики Беларусь, но и после ее принятия.

В состав Конституционного Суда входит 12 судей. Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и статье 116 Конституции Республики Беларусь шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда. С уведомлением Совета Республики Президент Республики Беларусь в любое время может освободить от должности Председателя Конституционного Суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда. Судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. Срок полномочий судей Конституционного Суда Республика Беларусь - 11 лет с возможностью повторного назначения или избрания. Судьёй Конституционного суда может быть гражданин Республика Беларусь до 70 лет.

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Это распространяется на его жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество, используемые документы. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены: по его просьбе об отставке; в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь; в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи конституционного суда; в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны конституционного суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи; в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих конституционный суд; в связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором; в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу; в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи; в случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда или личного письменного заявления судьи, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в следующих случаях: если получено согласие Президента РБ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; если судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты любого уровня.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

По решению Конституционного Суда полномочия судьи Конституционного суда могут быть восстановлены в случае устранения причин их лишения.

В соответствии со статьёй 5 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о: соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь; соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Как следует из статьи 36 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» все акты Конституционного Суда, принимаемые в судебном заседании, являются решениями.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.