Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Это более молодые виды наказания. В советский период они существовали, начиная с 1919 года, когда были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. В них существовали такие виды наказания, как отрешение от должности и запрещение занимать ту или иную должность, выполнять работу. Являясь изначально механизмом классовой борьбы, который позволял отсекать от управления "неполноценных" в классовом отношении элементов, впоследствии эти наказания стали достаточно широко применяться для исключения возможности доступа лиц, совершивших преступление, к возможности его рецидива.

Согласно современному российскому уголовному законодательству (ст. 47 УК РФ), данное наказание может назначаться на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного. При этом п.3 ст.47 УК РФ предусматривает возможность назначения в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью даже в тех случаях, когда оно отсутствует в соответствующей норме Особенной части УК РФ.

Несмотря на то, что такое положение (хотя и неявно, в ст. 29 УК РСФСР) существовало и раньше, суды нередко до сих пор упускают из вида возможности назначить рассматриваемую меру наказания в качестве дополнительной. На это обстоятельство неоднократно указывал Верховный Суд РФ[21], и это стало причиной того, что правовая норма, допускающая назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью стала более четко выражена в действующем ныне Уголовном кодексе. Тем не менее, Верховный Суд возвращается к этой теме вновь и вновь, что свидетельствует о недостаточно грамотном применении этого вида наказания. Так, при рассмотрении вопроса о мерах ответственности за экологические преступления, Верховный Суд призвал судей обсуждать вопрос о необходимости назначения виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью[22].

Разница между понятиями "занимать определенные должности" и "заниматься определенной деятельностью" состоит в том, что первое состоит в запрещение занятия должностей на государственной или муниципальной службе, а второе - в запрещении осуществлять определенные функции в коммерческой или иной организации[23].

В теории уголовного права нет единой точки зрения на природу данного наказания. Некоторые авторы утверждает, что данный вид наказания является специальным, поскольку основания их применения определяются как характером совершенного деяния, так и "тем, что лицо выступает в качестве специального субъекта"[24]. Однако, с нашей точки зрения, в постановлении Пленума Верховного Суда от 29 августа 1980 года "О практике назначения судами дополнительных наказаний" четко говорится: то обстоятельство, что к моменту постановления приговора подсудимый не занимал должности или не занимался деятельностью, с которой было связано совершенное преступление, не является препятствием для применения рассматриваемого наказания в качестве дополнительного[25]. Таким образом, говорить о наличии специального субъекта преступления можно далеко не всегда, хотя некоторую специфичность данного наказания необходимо все-таки признать.

Есть различие в сроках исчисления рассматриваемого наказания в зависимости от его вида - основного или дополнительного. Когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного наказания, то истечение срока начинается с момента вступления приговора суда в законную силу. Если же оно назначается в качестве дополнительного наказания, при этом основное наказание связано с лишением или ограничением свободы, начало течения сроков дополнительного наказания начинается с момента освобождения осужденного из мест лишения свободы. Это вполне логично, поскольку в случае длительных сроков лишения свободы (свыше трех лет) дополнительное наказание просто потеряло смысл, если бы существовало иное положение. Следовательно, можно сказать, что действие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как бы сохраняется для периода нахождения на свободе.

Учет осужденных к данному виду наказания ведут уголовно-исполнительные инспекции, при это необходимо отметить, что рассматриваемое нами наказание вовсе не запрещает работу в той или иной отрасли. Так, если лицо было осуждено по статье 200 УК РФ ("Обман потребителей"), и ему в качестве дополнительной меры наказания было избрано лишение права занимать материально-ответственные должности, то это не означает, что лицо не может устроиться работать в магазине или ином торговом предприятии в качестве, например, грузчика или охранника. При этом администрация предприятия не вправе привлекать осужденного к тем работам, выполнение которых связано с деятельностью, которая запрещена данному лицу приговором суда. Поэтому суд должен четко назвать должности (они должны быть обозначены нормативно или обладать идентификационными признаками), которые запрещено занимать виновному, с целью недопущения расширительного толкования наказания.

Предупредительная сила данных наказаний несомненна: лицо лишается доступа к той должности или деятельности, которая была использована для совершения преступных деяний. Конечно, говорить об исправлении асоциальных наклонностей личности с помощью только одного этого наказания вряд ли приходится, но суды нередко применяют его в качестве дополнительного, а в качестве основного используют штраф или исправительные работы, способствуя тем самым исправлению лица без применения мер лишения или ограничения свободы.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 10.