Тема 3.1. Союзный бюджет РФ и Белоруссии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В последнее время межрегиональные связи России и Белоруссии находят­ся на подъеме. Расширилась география общения регионов, более интенсивным стал обмен делегациями, существенно вырос объем товарооборота. Это созда­ет реальную основу интеграции.

Белорусское руководство рассматривает сотрудничество с российскими регионами не только как возможность интенсификации торгово-экономичес­ких связей с Россией, но и как средство поддержания политических контактов с руководителями российских регионов.

Межрегиональное сотрудничество осуществляется посредством производ­ственного кооперирования, установления прямых связей субъектов хозяйство­вания, организации взаимной торговли, оказания услуг в области связи, транспорта и строительства. Важное значение придается проведению работ на основе раздела продукции, переработке давальческого сырья, аренде и лизин­гу. При этом учитывается, что Белоруссия специализируется на выпуске наукоемкой продукции машиностроения, химической, нефтехимической, оптико-механической, электротехнической, электронной и других отраслей промышленности с использованием в основном российских минерально-сырьевых ресурсов, а также на производстве продовольственных товаров и товаров народного потребления.

Основой межрегионального сотрудничества была и остается торгово-экономическая составляющая. Подавляющее число российских регионов (80 из 89) имеют производственные и торговые отношения с белорусскими партне­рами. За 2004 г. объем товарооборота между Россией и Белоруссией составил 17605,5 млн. долл. и увеличился на 5123,7 млн. долл., или на 41,1% по сравне­нию с 2003 г. Экспорт в Россию составил 6463 млн. долл. (увеличился на 1583 млн. долл., или на 32,4%). Импорт из России повысился на 3544,7 млн. долл. (на 46,6%) и составил 11142,6 млн. долл.

Среди факторов, определяющих региональную структуру российско-бело­русского торгово-экономического сотрудничества, решающее значение попрежнему имело преобладание в структуре российского экспорта топливно-сырьевых товаров. В результате 33,76% всего российского экспорта поступило из Тюменской области.

Существенное влияние на объем и динамику хозяйственных связей регио­нов продолжали оказывать их экономический потенциал и географическое положение. Ведущее место в географии торгово-экономических региональных связей занимали Центральный, Уральский, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. При этом почти половина всего объема (44,67%) приходи­лась на наиболее развитые российские регионы - Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.

Одним из важнейших направлений российско-белорусских межрегио­нальных связей оставалось сотрудничество республики с Калининградской областью. Благодаря обоюдным усилиям в 2004 г. отмечалось усиление торго­во-экономического сотрудничества, как и белорусского грузопотока через Калининградскую область. Однако, по взаимному признанию, достигнутый уровень не отвечал имеющемуся потенциалу.

В 2004 г. товарооборот Белоруссии с Калининградской областью составил 145,4 млн. долл. (17-е место в обшем товарообороте с регионами России) и по сравнению с 2003 г. увеличился на 48,5%. Экспорт белорусских товаров в Кали­нинградскую область также возрос на 60,3% (101,3 млн. долл., 10-е место во взаимном товарообороте), на 27% увеличился и объем белорусского импорта из российского эксклава (44 млн. долл., 24-е место). Положительное торговое сальдо Белоруссии 57,27 млн. долл.

Динамично продолжало развиваться российско-белорусское пригранич­ное сотрудничество (на Смоленскую, Брянскую и Псковскую области прихо­дится 4,53% общего товарооборота регионов РФ и Белоруссии). На различных уровнях осуществлялись контакты и связи между хозяйствующими субъекта­ми, общественными и культурными организациями Псковской, Смоленской и Брянской областей с одной стороны, и Витебской, Могилевской и Гомельской областей - с другой. Предполагается, что в рамках нового еврорегиона "Днепр" приграничные области трех братских государств смогут более активно ршать вопросы международного сотрудничества в сфере экономики, науки, культуры, регионального предпринимательства и т. д. Практика формирования еврорегионов уже хорошо зарекомендовала себя в странах Евросоюза, и нача­ло ее применения в России и Белоруссии также приведет к положительным результатам.

Подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и администрациями Брянской, Смоленской и Псковской областей. В подписан­ных протоколах по выполнению указанных соглашений предусматривается сотрудничество с приграничными областями Беларусии.

Налажено и сотрудничество белорусских регионов с приграничными областями Российской Федерации на основании многоуровневых двусторон­них договоров. Наиболее активно оно осуществляется с Брянской и Смоленс­кой областями. Так, по соглашению между Гомельской и Брянской областями будут реализовываться совместные инвестиционные программы и развиваться приграничная торговля. Создано совместное предприятие по ремонту автобусов.

Между Смоленской и Витебской областями предусмотрено взаимодей­ствие по поставкам продовольствия и товаров, строительных материалов и услуг, в развитии медицинского обслуживания населения, совместного изго­товления медицинского оборудования, оздоровления населения. Предприяти­ями Витебской области открыта сеть специализированных магазинов по продаже выпускаемой продукции. Между Смоленской и Гомельской областя­ми достигнута договоренность о взаимодействии алмазообрабатывающих предприятий, сотрудничество по поставкам сельскохозяйственной техники, продовольствия и товаров народного потребления.

На протяжении ряда лет из бюджета союзного государства финансируется обустройство таможенных и пограничных пунктов пропуска на внешней границе. Речь идет о западном ее направлении. Здесь введены в эксплуатацию современные таможенные пункты пропуска "Берестовица", "Каменный лог", "Брузги", активно идет строительство на пунктах "Козловичи", "Варшавский Мост", "Новая Гута", "Мокраны", "Новая Рудня". На границе с Литвой и Латви­ей построены современные, технически оснащенные, с хорошими бытовыми условиями пограничные заставы "Лынтуны" и "Савойки", строится жилье для пограничников.

Все то, что реализуется в рамках программ союзного государства, напря­мую связано с деятельностью того или иного субъекта Российской Федерации и области Республики Беларусь. И все-таки сказать, что какая-либо программа носит сугубо региональный характер, нельзя. В программах участвуют конкретные предприятия, которые в той или иной степени влияют на эконо­мическое развитие региона через поступление налогов в бюджет, создание дополнительных рабочих мест, решение социальных вопросов. И если эти предприятия в результате получения финансовой поддержки из бюджета союзного государства выходят из кризиса, происходит оздоровление их финансово­го положения, расширяется производство - это и является главным для любого региона. Ситуация на предприятиях дизелестроения Ярославской области коренным образом изменилась после начала реализации государственной программы "Развитие дизельного автомобилестроения". А ранее эти предприя­тия фактически находились на стадии банкротства.

Достигнуты и реализуются двусторонние договоренности: о создании центров продаж белорусской продукции на базе 17 крупных российских регио­нальных структур (Республика Башкортостан, Краснодарский и Хабаровский края, Тюменская, Челябинская, Калининградская, Мурманская, Свердловс­кая, Новосибирская, Нижегородская области, Санкт-Петербург); о серийной сборке колесных тракторов МТЗ на площадях Елабужского автомобильного завода (ЕлАЗ, Татарстан). В соответствии с договором в 2002 г. собрано 100 пропашных тракторов "Беларус-1221", в дальнейшем планируется увеличить объемы производства до 2,5 тыс., а в 2004-2005 гг. - до 5 тыс. тракторов в год.

Ведется работа по открытию в местах дислокации отделений посольства представительств Минского тракторного завода, поставкам карьерной техники производства "БелАЗ" в Красноярский край, Республику Саха (Якутия), Кеме­ровскую и Мурманскую области, созданию совместного предприятия по добы­че угля (Кемеровская область). Это совместное предприятие начало работу в 2003 г. на Дубровенском разрезе Кузбасса. Мощность разреза 13 млн. т, пласт толщиной 12 м залегает на глубине всего лишь 5-6 м. Совместное предприятие планирует ежегодно добывать до 500 тыс. т каменного угля. Потребность бело­русской стороны в нем составляет 300-380 тыс. т. В добыче участвует российс­кий частный капитал и капитал белорусского предприятия "БелАЗ". Стоимость этого угля на белорусской границе будет колебаться в пределах 25-28 долл. за тонну, что более чем в полтора раза дешевле, чем в настоящее время.

Проводится работа с Минсельхозом России и ОАО "Росагролизинг" по поставкам в регионы России белорусской сельскохозяйственной техники по лизингу. Ее результатом стало принятие российской стороной решения о приобретении белорусской сельскохозяйственной техники в первом квартале 2003 г. на сумму около 40 млн. долл. Прорабатывается вопрос акционирования с участием российского капитала птицефабрик и животноводческих комплек­сов, а также создание в регионах России совместных предприятий по перера­ботке сельскохозяйственной продукции. Еще один важный совместный проект - участие ОАО "Белэнергострой" в строительстве первой очереди Калинингра­дской ТЭЦ-2. Цена контракта 2,3 млрд. руб.

Было бы очень важно в рамках союза Белоруссии и России сосредоточить внимание на перспективных программах, имеющих стратегическое значение для обеих стран. Это прежде всего развитие телекоммуникаций, информаци­онные потоки, транспортные коридоры, дороги, связь, железнодорожный транспорт, автомобильные трассы. И, конечно, нужно очень внимательно подойти к программам, обеспечивающим безопасность государства, а также тем, которые имеют социальное значение. Это такие программы, которые никто, кроме государства, развивать не будет. Сюда относится, например, обустройство пунктов пропуска таможни, укрепление границы, чернобыльс­кие проекты, здравоохранение, образование.

Для организации выполнения договоров и соглашений созданы межреги­ональные координационные и исполнительные структуры, в том числе консультативные советы. В частности, такой совет действует в рамках сотруд­ничества между Минском и Москвой. Также идет работа над образованием финансовых и предпринимательских структур, торгово-промышленных домов, представительств, экспертно-аналитических рабочих групп. В ряде слу­чаев предполагается использовать в рамках законодательства обоих государств взаимовыгодный обмен пакетами акций приватизированных предприятий, развивать некоммерческий обмен научно-технической и иной информацией.

Существенную роль в развитии российско-белорусского межрегионально­го сотрудничества играли представительства субъектов Российской Федерации в Белоруссии. По состоянию на февраль 2005 г. в Минске официально зареги­стрировано 11 представительств: Алтайского края, Республики Дагестан, Республики Бурятия, Калининградской области, Краснодарского края, Ярославской области, Нижегородской области, Республики Калмыкия, Орловской области, Ставропольского края и Приморского края (ведет работу по открытию своего представительства в Белоруссии администрация Чеченс­кой Республики).

Однако реально в течение года функционировали лишь семь представи­тельств - Дагестана, Бурятии, Алтайского и Краснодарского краев, Калининг­радской, Нижегородской и Ярославской областей. Связано это с тем, что пос­тановлением главы администрации Ставропольского края представительство этого региона упразднено и руководитель отозван. Однако процедура ликвида­ции представительства не проведена. Аналогичная ситуация оставалась и с представительством Приморского края, руководство которого не проявляет заинтересованности в сотрудничестве с Белоруссией. Руководители представи­тельств Калмыкии и Орловской области сами покинули Белоруссию, факти­чески свернув деятельность региональных структур.

В целом работа представительств строится на укреплении и расширении торгово-экономического и иного сотрудничества с Белоруссией, подготовке рабочих визитов в республику глав российских регионов, поездок делегаций деловых кругов, деятелей науки и культуры. На расширение межрегионального сотрудничества была нацелена работа и 10 отделений посольства Белоруссии в России. В основном ими осуществлялся большой объем работы по продвиже­нию белорусских товаров на российский рынок.

Руководители отделений посольства ориентированы на реализацию конк­ретных торгово-экономических проектов. В Екатеринбурге - это создание на базе Уральского ремонтного завода (Челябинская область) и завода дорожных машин (Свердловская область) техноцентров по сбыту и обслуживанию техни­ки белорусских машиностроителей, центров фирменной торговли белорусски­ми потребительскими товарами в регионах Уральского федерального округа на базе филиала ГУП "Фирменная торговля Минпрома". Тюмень определена как центр продаж белорусской техники с сетью опорных сервисных пунктов в реги­оне. Санкт-Петербург выбран для установления прямых торгово-экономичес­ких связей между городами и районами Белорусси и территориальными управ­лениями административных районов северной столицы, участия белорусских организаций в реализации федеральных программ по возведению дамбы и строительству окружной дороги. В Калининграде осуществляется задача дальнейшего развития сотрудничества в сфере добычи и переработки рыбы в целях насыщения продовольственного рынка республики высококачественной продукцией. В Уфе намечается создание дилерского центра на базе "Башсель-хозтехники" по продаже белорусской продукции сельхозмашиностроения, оптового звена реализации белорусских товаров (главный участник - торговая компания "Башконтракт"), центра продаж автомобильной техники белорус­ского производства в Урало-Сибирском регионе на основе созданного СП "БашБелпромтехавто".

Активно развиваются межрегиональные гуманитарные связи, спортивные обмены, контакты между молодежными организациями, научными сообщест­вами на местном уровне. Традиционными стали дни культуры, проводимые не только в столицах, но и в других городах России и Белоруссии. Наиболее эффективны по-прежнему прямые партнерские связи между организациями культуры, образовательными учреждениями, музеями, театрами, дающие, как правило, наибольший эффект при минимальных финансовых затратах.

Вместе с тем в межрегиональном сотрудничестве имеются серьезные проблемы, не в последнюю очередь связанные с различиями в экономических моделях двух стран. По-прежнему не совпадают процессы реформирования экономики и институционального регулирования методов построения рыночных отношений, особенно в части управления собственностью. Тормо­зят развитие сотрудничества действующие в Белоруссии законы и норматив­ные акты, чрезмерно регламентируюшие деятельность здешних субъектов хозяйствования.

Кроме того, далека от совершенства система взаиморасчетов и платежей. Многие белорусские предприятия, не имея возможности осуществлять полный расчет в денежной форме, предлагают российским регионам различные схемы, основанные на бартере, что усложняет взаимодействие. Не способствуют взаи­мопониманию и такие факторы, как необязательность существенной части белорусских партнеров в осуществлении платежей. Есть проблемы и с обеспе­чением партнеров по межрегиональным связям информацией о взаимных деловых возможностях. Необходимо также отметить гораздо большую информированность белорусских предприятий по сравнению с их российски­ми партнерами.

В целях сохранения поступательного развития взаимодействия регионов России с Белоруссией, повышения его эффективности и реальной отдачи представляется целесообразным сосредоточить усилия на следующем:

в работе с регионами более тщательно прорабатывать каждый проект соглашения о сотрудничестве на региональном уровне. Установить практику обязательного сопровождения этих документов проектами протоколов об их выполнении с указанием конкретных мер, сроков и ответственных исполните­лей от каждой из сторон;

стимулировать создание совместных производств и предприятий, финансовых механизмов, которые служили бы привлечению инвестиций, возобновлению кооперационных связей, прямых поставок традиционных товаров и услуг;

добиваться от регионов соблюдения сроков проведения совместных засе­даний рабочих групп и иных органов по выполнению подписанных двусторон­них соглашений.

Для развития приграничного сотрудничества на региональном и муници­пальном уровнях следует активнее привлекать Совет руководителей приграничных областей Белоруссии, России и Украины или же сформировать подобные трансграничные сообщества на уровне муниципалитетов, что позво­лило бы избегать цепочек посредников и завязывать прямые деловые контакты между заинтересованными сторонами. Необходимо также проработать вопрос создания базы данных деловых возможностей российских и белорусских предприятий и обеспечить к ней свободный доступ субъектов хозяйствования. В целях системного развития двусторонних связей, а также придания динамиз­ма торгово-экономическим, научно-техническим и культурным отношениям необходимо разработать совместную программу развития межрегионального и приграничного сотрудничества с учетом возможности решения конкретных задач.

В торгово-экономической области: содействие развитию взаимной торгов­ли, эффективному использованию природного и экономического потенциала регионов и приграничных территорий, рациональному разделению труда между ними; создание благоприятных условий развития сотрудничества субъектам хозяйственной деятельности регионов независимо от форм их собственности и подчиненности; гармонизация национального законодатель­ства в области межрегионального и приграничного экономического сотрудни­чества; обеспечение рационального использования трудовых ресурсов и трудо­вого потенциала населения сопредельных приграничных регионов; создание межрегиональных финансово-промышленных групп, холдингов, корпораций и объединений.

В области сотрудничества в правоохранительной деятельности: совмест­ные действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и выработки необходимых мер борьбы с незаконной миграцией, контрабандой и ввозом наркотиков.

В области информационного и гуманитарного сотрудничества: развитие взаимодействия региональных и приграничных информационных систем; создание условий для взаимного предоставления медицинских, образовательных услуг; обмен педагогическими и медицинскими работниками, организа­ция курсов повышения квалификации; поддержка и развитие всех форм культурного и молодежного обмена, проведение выставок и ярмарок.

Указанная программа должна предусматривать проведение комплекса работ на межгосударственном и региональном уровнях по подготовке и согласованию различных нормативных правовых актов, проведению консультаций, разработке схем и пр.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 262.