Введение
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Глава 1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов
Тема 1.1.Финансовые ресурсы мирового хозяйства
Капитал как экономически; ресурс подразделяется на реальный и денежный. Реальный капитал, то есть средства производства и товарные запасы. Денежный капитал, или капитал в денежной форме, рассматриваемый в данной главе, представляет собой финансовые ресурсы (финансовые активы, финансы).
Финансовые ресурсы принадлежат частным лицам, компаниям, национальным и международным организациям, государствам. Они неравномерно распределены между странами и поэтому постоянно перемещаются между ними. Это движение финансовых активов принимает форму международного движения капитала. Одновременно часть финансовых ресурсов занята в обслуживании платежей, возникающих в ходе международной торговли товарами и услугами, передачи знаний (технологии) и международной миграции рабочей силы. Это движение финансовых активов в мире принимает форму международных валютно-расчетных отношений.
Подобное разделение движения финансовых ресурсов (активов) на две формы международных экономических отношений (международное движение капитала и международные валютно-расчетных отношения) во многом условно и применяется скорее для аналитических целей. На практике это выглядит как финансовые (денежные) потоки через национальные границы.
Виды финансовых ресурсов. Мировые рынки капитала
Понятие финансовых ресурсов мира
По широкому определению, финансовые ресурсы мира (мировые финансы) это совокупность финансовых ресурсов всех стран, международных организаций и международных финансовых центров мира. По узкому определению, это только те финансовые ресурсы, которые используются в международных экономических отношениях, то есть отношениях между резидентами и нерезидентами. Граница между широким и узким определениями все больше размывается по мере глобализации мировых финансов (см. 7.2). Далее термин «финансовые ресурсы мира» будет использоваться преимущественно в его устном значении.
Мировые финансовые центры
Наиболее активно перелив финансовых ресурсов осуществляется в мировых финансовых центрах (финансовых центрах мира). К ним относят те места в мире, где торговля финансовыми активами между резидентами разных стран имеет особенно большие масштабы. Это прежде всего Нью-Йорк и Чикаго — в Америке, Лондон, Франкфурт, Париж, Цюрих, Женева, Люксембург — в Европе, Токио, Сингапур, Гонконг, Бахрейн — в Азии. В будущем мировыми финансовыми центрами могут стать и нынешние региональные центры — Кейптаун, Сан-Паулу, Шанхай и др. В мировые финансовые центры уже превратились некоторые оффшорные центры, прежде всего в бассейне Карибского моря — Панама, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские и другие острова (см. ниже).
В мировых финансовых центрах сосредоточена основная масса активов мирового финансового рынка. Это не только капитал страны базирования финансового центра, но и привлеченный сюда из других регионов мира капитал. Особенно это характерно для тех финансовых центров, которые расположены в небольших странах. Потеряв часто свою национальную окраску, этот космополизированный капитал считает «своим домом» международные финансовые центры. Отсюда он в годы благоприятной мировой хозяйственной конъюнктуры устремляется не только в страны базирования таких центров, но и на периферию мирового финансового рынка.
Ее гг.
Страна | Среднегодовой приток ПИИ в 1980 гг. | Страна | Среднегодовой приток ПИИ в 1990г. |
Саудовская Аравия | 2858 | Китай | 32765 |
Мексика | 2442 | Гонконг | 14899 |
Гонконг | 2390 | Бразилия | 13101 |
Сингапур | 2341 | Мексика | 10460 |
Китай | 1962 | Сингапур | 9563 |
Бразилия | 1629 | Аргентина | 7671 |
Малайзия | 1132 | Малайзия | 4933 |
Египет | 878 | Бермудские острова | 4254 |
Бермудские острова | 872 | Польша | 4060 |
Таиланд | 748 | Чили | 3667 |
Аргентина | 700 | Таиланд | 3260 |
Тайвань | 588 | Южная Корея | 3196 |
Нигерия | 568 | Венгрия | 2891 |
Колумбия | 513 | Венесуэла | 2568 |
Чили | 475 | Чехия | 2334 |
Индонезия | 418 | Каймановы острова | 2322 |
Южная Корея | 405 | Россия | 2089 |
Филиппины | 280 | Колумбия | 1996 |
Турция | 235 | Тайвань | 1819 |
Иностранные инвестиции в развитии государств Латинской Америки исторически играли особую роль. С момента обретения ими политической самостоятельности зарубежные капиталы оказывали влияние на формирование структуры их экономики и общественно-политического климата. Во многом под воздействием иностранных капиталов складывался экстенсивный тип развития, основанный на экспорте ресурсов. Поэтому, несмотря на богатую сырьевую базу, уровень экономического развития большинства государств региона оставался невысоким.
Рис. 1. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Латинской Америки
В 1980-1990-е гг. влияние иностранного капитала в латиноамериканской экономике значительно усилилось. После недостаточно успешных попыток создания собственной конкурентоспособной перерабатывающей промышленности многие страны региона пережили долговые кризисы, в результате чего ими был взят курс на либеральные реформы. Под давлением кредиторов был расширен доступ иностранных капиталов в национальную экономику и проведены масштабные приватизации с активным участием зарубежных инвесторов. В итоге значительная часть экономики многих латиноамериканских стран оказалась под контролем зарубежных корпораций, которые оказывают серьезное влияние на ситуацию в их экономике и политической сфере. Снижение управляемости национальной экономикой, высокая зависимость от неконтролируемых потоков иностранного капитала и интересов транснациональных компаний стали одними из важнейших причин происходящих здесь периодических кризисов. Особенно тяжелая ситуация складывается в Аргентине, где в 1990-е гг. был реализован, пожалуй, один из наиболее радикальных сценариев неолиберальных реформ.
В конце 1980-х гг. после валютных кризисов, гиперинфляции и банкротства долговой политики в стране было введено жесткое прикрепление курса национальной валюты - песо - к американскому доллару, что фактически лишило ее возможности проведения независимой денежно-кредитной политики и регулирования валютного курса. Правительство сократило государственные расходы, и были привлечены кредиты МВФ. Принятые меры помогли остановить гиперинфляцию и даже вызвали некоторый экономический рост. Однако уже в конце 1990-х гг. экономика страны впала в новую рецессию, и в декабре 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Для удержания экономики от развала и предотвращения социальных взрывов правительство вынуждено было вновь просить МВФ о предоставлении финансовой помощи, взамен которой оно пошло на беспрецедентное открытие экономики, не останавливаясь перед потерей национального контроля над ней. Результатом реформ стали обеднение значительной части населения и фактическая утрата экономического суверенитета страны. Сегодня даже для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе президенту Аргентины приходится летать во Францию, чтобы просить уступки у французских инвесторов 4.
Еще одним полюсом крупного притока прямых иностранных инвестиций в 1970-1990-е гг. стали страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако в отличие от Латинской Америки азиатский экономический рост был стабильнее и выше (рис. 2).
Рис. 2. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Восточной и Юго-восточной Азии s
За последние 25 лет экономики стран этого региона испытывали падение лишь 1-2 раза (см. рис. 2). Если за период с 1980 по 2004 г. экономика Аргентины выросла на 36%, Бразилии - на 79, Мексики - на 96%. то экономика Малайзии за этот же период выросла в 4,5 раза, Южной Кореи - 4,8, Китая - 9,5 раза.
В отличие от неолиберального сценария, реализованного в Латинской Америке, в Азии государство не устранилось из экономики, а взяло на себя основную роль в проведении реформ. Экономические преобразования и привлечение инвестиций осуществлялись в соответствии с национальными планами экономического развития. Так, правительство Китая широко использовало централизованную промышленную политику в рамках пятилетних планов, осуществляемых согласно так называемой долгосрочной программы четырех модернизаций. Каждый план определял секторы, которые необходимо модернизировать в первую очередь. Начальные планы были ориентированы на реформирование сельского хозяйства, модернизацию пищевой промышленности и сектора потребительских товаров. Позже были разработаны планы диверсификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких как машиностроение, промышленность строительных материалов, химический и автомобильный сектора. Затем было начато стимулирование высокотехнологичных секторов: производство микросхем, компьютеров и периферии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов. В 1997 г. правительство страны утвердило официальный Отраслевой каталог для иностранных инвесторов, разделяющий объекты для иностранного инвестирования на четыре категории: поощряемые; разрешаемые; ограничиваемые; запрещенные.
На модель централизованного стратегического планирования, основывающуюся на пятилетних планах развития, опирается также Малайзия. На протяжении последних 30 лет ее правительством были успешно осуществлены новая экономическая стратегия (1971-1990 гг.) и национальная политика развития (1991-2000 гг.), превратившие сельскохозяйственную и горнодобывающую страну в современное индустриальное государство с динамично развивающейся экономикой. Преобразования в Малайзии базируются на разработанном в середине 1990-х гт. стратегическом плане развития "Видение-2020 в соответствии с которым к 2020 г. Основанной экономики страны должны стать знания и информационные технологии.
1999
2000
2001
2002
2003
В процентах к итогу
Накоплено
Направлено
Накоплено
Направлено
" На 1 январи 2004 г.
Вложено
Накоплено
Вложено
На 1 января 2004 г.
Вложено
Накоплено
Вложена
" На 1 января 2004 г
Заключение
Развитие мировых финансов назвать эволюцией очень логично. Смена политических и социально-экономических приоритетов, дважды на протяжении последнего столетия вызывавшая коренные изменения во всех сферах общественной жизни, лишила отечественную финансово-кредитную систему возможности поступательного роста. В результате, когда с конца восьмидесятых в стране начался процесс возврата к общемировым экономическим принципам, мы вынуждены были нагонять весь мир, создавая новые финансы и увязывая их со строящейся системой рыночных отношений.
Одним из ключевых аспектов этого строительства является создание цельной и непротиворечивой системы правового регулирования экономических отношений в целом, и финансово-кредитных отношений в частности. Государственное управление экономикой, в советские годы основанное на централизованном планировании ресурсов и тотальном контроле за расходами, не требовало развернутого гражданского и финансового законодательства, регулирующего движение средств. Такая необходимость возникла в связи с переходом к рынку. Ведь существование эффективной финансово-кредитной системы, выполняющей задачу обслуживания хозяйственной деятельности, немыслимо без четких механизмов управления, в т. ч. и прежде всего – законодательного.
Таким образом, отказ от тоталитарной модели управления финансами не снизил роль государственного управления. Напротив, высокая степень самостоятельности каждого субъекта экономики потребовала создания развитого гражданского законодательства, особой тщательности при выработке механизмов управления хозяйственным оборотом и предпринимательской деятельностью. Меняя стратегические приоритеты в пользу безусловного примата общечеловеческих ценностей, государство обязано становиться главным гарантом незыблемости этих ценностей, определяя в качестве основного государственного интереса права и свободы человека и гражданина. Роль государства при этом должна не ослабевать, а приобретать новое качество. Государство должно продолжать отстаивать интересы всей страны, всего народа, - однако отстаивать их, опираясь на четкие нормы закона.
Это особенно важно в отношении регулирования экономической деятельности граждан своей страны. Исторически сложилось так, что наша власть чаще всего использовала по отношению к гражданам механизмы принуждения. Она руководствовалась нормами закона в гораздо меньшей степени, чем это принято в странах с развитой рыночной экономикой.
Нынешнее строительство нового общества дает России шанс встать в один ряд с этими странами – и потому столь важным является достижение российскими гражданами высокого уровня экономического и финансового образования.
Список литературы
1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000.
3. «Региональные финансы и кредит/ под редакцией профессора Л. И. Сергеева, Калининград 1998г.
4. Финансы, денежное обращение, кредит/ под редакцией профессора
5. Л. А. Дробозиной, Москва 2000г.
6. Теория финансов, учебное пособие, С. И. Берлин, Москва 2003г.
7. Основы управления финансами, Дж. К. Ван Хорн, Москва 1999г.
8. Финансы на макроуровне, Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, И. И. Строкова, Москва 1998г.
9. Финансы / под редакцией профессора А. М. Ковалевой, Москва 2000г.
10. Финансы/ под редакцией профессора В. М. Родионовой, Москва 1995г.
11. Налоги и налогообложение в России, Окунев Л. П., Москва 2004г.
12. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под редакцией Красавиной Л.Н. г. Москва, «Финансы и статистика», 2001 г.
13. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» под редакцией Круглова В.В. г. Москва, «Инфра-М», 2000 г.
14. «Налоговый кодекс РФ» часть 1, учебно-информационный центр при Государственной налоговой инспекции, Москва 2004г
15. Журнал «Вопросы статистика» 2003, 2004, 2005.
16. Журнал «Финансы», 2003, 2004, 2005.
17. Журнал «Экономист» 2003, 2004, 2005.
18. Журнал «Международные отношения» 2003, 2004, 2005.
19. Журнал «Российский экономический журнал» 2003, 2004, 2005.
20. Статистический сборник Госкомстат
[1] Вестник Финансовой Академии. М., 1997, с. 60.
[2] The Wall Street Journal Europe/ May 17, p. 22.
[3] Напр. профессором Чешского центра Менеджмента Дугласом Прессманом. См. Материалы VII Международного банковского конгресса. «Глобализация финансовых рынков: движущие силы и последствия» С-П., 1998, с. 65.
[4] Напр. профессором Чешского центра Менеджмента Дугласом Прессманом. См. Материалы VII Международного банковского конгресса. «Глобализация финансовых рынков: движущие силы и последствия» С-П., 1998, с. 87.
[5] «Валютный спекулянт». Ноябрь 1999, с. 55—56.
Введение
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Глава 1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов
Дата: 2019-05-29, просмотров: 253.