Глава 1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

 



Глава 1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов

Тема 1.1.Финансовые ресурсы мирового хозяйства

 

Капитал как экономически; ресурс подразделяется на реальный и денежный. Реальный капитал, то есть средства производства и товарные запасы. Денежный капитал, или капитал в денежной форме, рассматриваемый в данной главе, представляет собой финансовые ресурсы (финансовые активы, финансы).

Финансовые ресурсы принадлежат частным лицам, компаниям, национальным и международным организациям, государствам. Они неравномерно распределены между странами и поэтому постоянно перемещаются между ними. Это движение финансовых активов принимает форму международного движения капитала. Одновременно часть финансовых ресурсов занята в обслуживании платежей, возникающих в ходе международной торговли товарами и услугами, передачи знаний (технологии) и международной миграции рабочей силы. Это движение финансовых активов в мире принимает форму международных валютно-расчетных отношений.

Подобное разделение движения финансовых ресурсов (активов) на две формы международных экономических отношений (международное движение капитала и международные валютно-расчетных отношения) во многом условно и применяется скорее для аналитических целей. На практике это выглядит как финансовые (денежные) потоки через национальные границы.

Виды финансовых ресурсов. Мировые рынки капитала

Понятие финансовых ресурсов мира

По широкому определению, финансовые ресурсы мира (мировые финансы) это совокупность финансовых ресурсов всех стран, международных организаций и международных финансовых центров мира. По узкому определению, это только те финансовые ресурсы, которые используются в международных экономических отношениях, то есть отношениях между резидентами и нерезидентами.  Граница между широким и узким определениями все больше размывается по мере глобализации мировых финансов (см. 7.2). Далее термин «финансовые ресурсы мира» будет использоваться преимущественно в его устном значении.

Мировые финансовые центры

Наиболее активно перелив финансовых ресурсов осуществля­ется в мировых финансовых центрах (финансовых центрах мира). К ним относят те места в мире, где торговля финансовыми акти­вами между резидентами разных стран имеет особенно большие масштабы. Это прежде всего Нью-Йорк и Чикаго — в Америке, Лондон, Франкфурт, Париж, Цюрих, Женева, Люксембург — в Европе, Токио, Сингапур, Гонконг, Бахрейн — в Азии. В будущем мировыми финансовыми центрами могут стать и нынешние ре­гиональные центры — Кейптаун, Сан-Паулу, Шанхай и др. В ми­ровые финансовые центры уже превратились некоторые оффшор­ные центры, прежде всего в бассейне Карибского моря — Панама, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские и другие острова (см. ниже).

В мировых финансовых центрах сосредоточена основная масса активов мирового финансового рынка. Это не только ка­питал страны базирования финансового центра, но и привлечен­ный сюда из других регионов мира капитал. Особенно это харак­терно для тех финансовых центров, которые расположены в не­больших странах. Потеряв часто свою национальную окраску, этот космополизированный капитал считает «своим домом» международные финансовые центры. Отсюда он в годы благоприятной мировой хозяйственной конъюнктуры устремляется не толь­ко в страны базирования таких центров, но и на периферию ми­рового финансового рынка.

Ее гг.

Страна Среднегодовой приток ПИИ в 1980 гг. Страна Среднегодовой приток ПИИ в 1990г.
Саудовская Аравия 2858 Китай 32765
Мексика 2442 Гонконг 14899
Гонконг 2390 Бразилия 13101
Сингапур 2341 Мексика 10460
Китай 1962 Сингапур 9563
Бразилия 1629 Аргентина 7671
Малайзия 1132 Малайзия 4933
Египет 878 Бермудские острова 4254
Бермудские острова 872 Польша 4060
Таиланд 748 Чили 3667
Аргентина 700 Таиланд 3260
Тайвань 588 Южная Корея 3196
Нигерия 568 Венгрия 2891
Колумбия 513 Венесуэла 2568
Чили 475 Чехия 2334
Индонезия 418 Каймановы острова 2322
Южная Корея 405 Россия 2089
Филиппины 280 Колумбия 1996
Турция 235 Тайвань 1819

 

Иностранные инвестиции в развитии государств Латинской Америки исторически играли особую роль. С момента обретения ими политической самостоятельности зарубежные капиталы оказывали влияние на формирование структуры их экономики и общественно-политического климата. Во многом под воздействием иностранных капиталов складывался экстенсивный тип развития, основанный на экспорте ресурсов. Поэтому, несмотря на бога­тую сырьевую базу, уровень экономического развития большинства государств региона оставался невысоким.

Рис. 1. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Латинской Америки

 

В 1980-1990-е гг. влияние иностранного капитала в латиноамериканской экономике значительно усилилось. После недостаточно успешных попыток создания собственной конкурентоспособной перерабатывающей промышлен­ности многие страны региона пережили долговые кризисы, в результате чего ими был взят курс на либеральные реформы. Под давлением кредиторов был расширен доступ иностранных капиталов в национальную экономику и прове­дены масштабные приватизации с активным участием зарубежных инвесторов. В итоге значительная часть экономики многих латиноамериканских стран оказалась под контролем зарубежных корпораций, которые оказывают серьез­ное влияние на ситуацию в их экономике и политической сфере. Снижение управляемости национальной экономикой, высокая зависимость от неконтро­лируемых потоков иностранного капитала и интересов транснациональных компаний стали одними из важнейших причин происходящих здесь периоди­ческих кризисов. Особенно тяжелая ситуация складывается в Аргентине, где в 1990-е гг. был реализован, пожалуй, один из наиболее радикальных сценариев неолиберальных реформ.

В конце 1980-х гг. после валютных кризисов, гиперинфляции и банкрот­ства долговой политики в стране было введено жесткое прикрепление курса национальной валюты - песо - к американскому доллару, что фактически лишило ее возможности проведения независимой денежно-кредитной полити­ки и регулирования валютного курса. Правительство сократило государствен­ные расходы, и были привлечены кредиты МВФ. Принятые меры помогли остановить гиперинфляцию и даже вызвали некоторый экономический рост. Однако уже в конце 1990-х гг. экономика страны впала в новую рецессию, и в декабре 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Для удержания экономики от развала и предотвращения социальных взрывов правительство вынуждено было вновь просить МВФ о предоставлении финансовой помощи, взамен которой оно пошло на беспрецедентное открытие экономики, не останавлива­ясь перед потерей национального контроля над ней. Результатом реформ стали обеднение значительной части населения и фактическая утрата экономическо­го суверенитета страны. Сегодня даже для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе президенту Аргентины приходится летать во Францию, чтобы просить уступки у французских инвесторов 4.

 Еще одним полюсом крупного притока прямых иностранных инвестиций в 1970-1990-е гг. стали страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако в отличие от Латинской Америки азиатский экономический рост был стабильнее и выше  (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Восточной и Юго-восточной Азии s

За последние 25 лет экономики стран этого региона испытывали падение лишь 1-2 раза (см. рис. 2). Если за период с 1980 по 2004 г. экономика Аргенти­ны выросла на 36%, Бразилии - на 79, Мексики - на 96%. то экономика Малай­зии за этот же период выросла в 4,5 раза, Южной Кореи - 4,8, Китая - 9,5 раза.

В отличие от неолиберального сценария, реализованного в Латинской Америке, в Азии государство не устранилось из экономики, а взяло на себя основную роль в проведении реформ. Экономические преобразования и привлечение инвестиций осуществлялись в соответствии с национальными планами экономического развития. Так, правительство Китая широко исполь­зовало централизованную промышленную политику в рамках пятилетних планов, осуществляемых согласно так называемой долгосрочной программы четырех модернизаций. Каждый план определял секторы, которые необходимо модернизировать в первую очередь. Начальные планы были ориентированы на реформирование сельского хозяйства, модернизацию пищевой промышлен­ности и сектора потребительских товаров. Позже были разработаны планы ди­версификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких как машиностроение, промышленность строительных материалов, химичес­кий и автомобильный сектора. Затем было начато стимулирование высоко­технологичных секторов: производство микросхем, компьютеров и перифе­рии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов. В 1997 г. правительство страны утвердило официальный Отраслевой каталог для иностранных инвесторов, разделяющий объекты для иностранного инвестиро­вания на четыре категории: поощряемые; разрешаемые; ограничиваемые; запрещенные.

На модель централизованного стратегического планирования, основыва­ющуюся на пятилетних планах развития, опирается также Малайзия. На протяжении последних 30 лет ее правительством были успешно осуществлены новая экономическая стратегия (1971-1990 гг.) и национальная политика развития (1991-2000 гг.), превратившие сельскохозяйственную и горно­добывающую страну в современное индустриальное государство с динамично развивающейся экономикой. Преобразования в Малайзии базируются на разработанном в середине 1990-х гт. стратегическом плане развития "Видение-2020 в соответствии с которым к 2020 г. Основанной экономики страны должны стать знания и информационные технологии.

 



1999

2000

2001

2002

2003

млн. долл. США В процентах к итогу Млн. долл. США В процентах и итогу млн. долл. США В процентах к итогу млн. долл. США

В процентах к итогу

Млн. долл. США В процентах итогу Объем инвестиций - всего 2983 100 9560 100 10958 100 14258 100 19780 29699 100 в тот числе из стран:                       США 832 27,9 2921 30,6 1594 14,6 1604 11,2 1133 1125 3,8 Германия 308 10.3 1695 17,7 1468 13,4 1237 8,7 4001 4305 14.5 Кипр 41 1,4 923 9.7 1448 13,2 2331 16,3 2327 4203 14.2 Великобритания 183 6,1 733 7.7 599 5,4 1553 10,9 2271 4620 15,5 Нидерланды 85 2,9 541 5.7 1231 11.2 1249 8,8 1168 1743 5,9 Швейцария 436 14,6 405 4,2 784 7.2 1341 9,4 1349 1068 3.6 Франция 108 3,6 312 3,3 743 6.8 1201 8.4 184 3712 12,5 Швеция 63 2,1 70 0,7 308 2,8 72 0,5 139 233 0,8 Австрия 81 2,7 43 0,4 79 0.7 423 3,0 376 394 1,3 Япония 75 2.5 42 0,4 117 1.1 408 2,9 441 1005 3.4 Другие страны 771 25,9 1875 19.6 2587 23,6 839 19,9 5391 7291 24,5

 



Накоплено

Направлено

Накоплено

Направлено

  млн. долл. США в процентах к итогу млн. долл. США в процентах к итогу     млн. долл. США в процентах к итогу млн. долл. США в процентах к итогу Объем инвестиций всего 5206 100 23264 100 Либерия 227 4,4 0.0 0,0 Виргинские о-ва {Брит.) Белоруссия Иран   1272 710 512   24,4 13.6 9,8   3602 243 63   15,5 1.0 0.3   Молдавия Швейцария Армения Литва 170 150 140 129 3.3 2.9 2.7 2,5 0.4 952 8 1223 0,0 4,1 0.0 5,3 Кипр Нидерлан. 496  490 9,5 9,4 5943 92 25,5 0,4 другие страны 910 17,5 11138 47,9

" На 1 январи 2004 г.

 

Вложено

Накоплено

Вложено

  тыс. долл. США В процентах к итогу тыс. долл. США В процентах к итогу тыс. долл. США В процентах к итогу тыс. долл. США В процентах к итогу США К итогу США К итогу США К итогу США К итогу Объем инвестиций -                   всего 1127624 100 544141 100 Казахстан 7003 0,6 27135 5.0 в том числе         Киргизия 55 0,0 608 0.1 в страны:         Молдавия 169751 15.1 372 0,1 Азербайджан 111 0,0 1613 0.3 Таджикистан 402 0,0 18 0,0 Армения 139608 12.4 7650 1.4 Туркмения 18 0.0 857 0,2 Белоруссия 709700 63,0 243355 44.7 Узбекистан 1993 0.2 582 0,1 Грузия 392 0.0 1182 0,2 Украина 98591 8.7 260769 47,9

 На 1 января 2004 г.



Вложено

Накоплено

Вложена

тыс. долл. США В процентах к итогу тыс. долл. США В процентах к итогу тыс. долл. США В процентах к итогу тыс. долл. США В процентах к итогу Объем инвестиций -всего 121989 100 889617 100 Казахстан 62575 51.3 195473 22.0 втом числе из стран:         Киргизия Молдавия 3925   2069 3,2   1,7 31117   124 3.5   0.0 Азербайджан 39 0.3 6234 0.7 Таджикистан 205 0.2 307 0,0 Армения 1440 1,2 131 0,0 Туркмения 627 0,5 4066 0,4 Белоруссия 4513 3,7 419803 47,2 Узбекистан 18817 15.4 88780 10,0 Грузия 5466 4,5 4147 0.5 Украина 21954 18,0 139435 15.7

" На 1 января 2004 г



Заключение

 

Развитие мировых финансов назвать эволюцией очень логично. Смена политических и социально-экономических приоритетов, дважды на протяжении последнего столетия вызывавшая коренные изменения во всех сферах общественной жизни, лишила отечественную финансово-кредитную систему возможности поступательного роста. В результате, когда с конца восьмидесятых в стране начался процесс возврата к общемировым экономическим принципам, мы вынуждены были нагонять весь мир, создавая новые финансы и увязывая их со строящейся системой рыночных отношений.

Одним из ключевых аспектов этого строительства является создание цельной и непротиворечивой системы правового регулирования экономических отношений в целом, и финансово-кредитных отношений в частности. Государственное управление экономикой, в советские годы основанное на централизованном планировании ресурсов и тотальном контроле за расходами, не требовало развернутого гражданского и финансового законодательства, регулирующего движение средств. Такая необходимость возникла в связи с переходом к рынку. Ведь существование эффективной финансово-кредитной системы, выполняющей задачу обслуживания хозяйственной деятельности, немыслимо без четких механизмов управления, в т. ч. и прежде всего – законодательного.

Таким образом, отказ от тоталитарной модели управления финансами не снизил роль государственного управления. Напротив, высокая степень самостоятельности каждого субъекта экономики потребовала создания развитого гражданского законодательства, особой тщательности при выработке механизмов управления хозяйственным оборотом и предпринимательской деятельностью. Меняя стратегические приоритеты в пользу безусловного примата общечеловеческих ценностей, государство обязано становиться главным гарантом незыблемости этих ценностей, определяя в качестве основного государственного интереса права и свободы человека и гражданина. Роль государства при этом должна не ослабевать, а приобретать новое качество. Государство должно продолжать отстаивать интересы всей страны, всего народа, - однако отстаивать их, опираясь на четкие нормы закона.

Это особенно важно в отношении регулирования экономической деятельности граждан своей страны. Исторически сложилось так, что наша власть чаще всего использовала по отношению к гражданам механизмы принуждения. Она руководствовалась нормами закона в гораздо меньшей степени, чем это принято в странах с развитой рыночной экономикой.

Нынешнее строительство нового общества дает России шанс встать в один ряд с этими странами – и потому столь важным является достижение российскими гражданами высокого уровня экономического и финансового образования.

 

 



Список литературы

1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.

2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000.

3. «Региональные финансы и кредит/ под редакцией профессора Л. И. Сергеева, Калининград 1998г.

4. Финансы, денежное обращение, кредит/ под редакцией профессора

5. Л. А. Дробозиной, Москва 2000г.

6. Теория финансов, учебное пособие, С. И. Берлин, Москва 2003г.

7. Основы управления финансами, Дж. К. Ван Хорн, Москва 1999г.

8. Финансы на макроуровне, Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, И. И. Строкова, Москва 1998г.

9. Финансы / под редакцией профессора А. М. Ковалевой, Москва 2000г.

10. Финансы/ под редакцией профессора В. М. Родионовой, Москва 1995г.

11. Налоги и налогообложение в России, Окунев Л. П., Москва 2004г.

12. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под редакцией Красавиной Л.Н. г. Москва, «Финансы и статистика», 2001 г.

13. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» под редакцией Круглова В.В. г. Москва, «Инфра-М», 2000 г.

14. «Налоговый кодекс РФ» часть 1, учебно-информационный центр при Государственной налоговой инспекции, Москва 2004г

15. Журнал «Вопросы статистика» 2003, 2004, 2005.

16. Журнал «Финансы», 2003, 2004, 2005.

17. Журнал «Экономист» 2003, 2004, 2005.

18. Журнал «Международные отношения» 2003, 2004, 2005.

19. Журнал «Российский экономический журнал» 2003, 2004, 2005.

20.  Статистический сборник Госкомстат


[1] Вестник Финансовой Академии. М., 1997, с. 60.

[2] The Wall Street Journal Europe/ May 17, p. 22.

[3] Напр. профессором Чешского центра Менеджмента Дугласом Прессманом. См. Материалы VII Международного банковского конгресса. «Глобализация финансовых рынков: движущие силы и последствия» С-П., 1998, с. 65.

[4] Напр. профессором Чешского центра Менеджмента Дугласом Прессманом. См. Материалы VII Международного банковского конгресса. «Глобализация финансовых рынков: движущие силы и последствия» С-П., 1998, с. 87.

[5] «Валютный спекулянт». Ноябрь 1999, с. 55—56.


Введение

 

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

 



Глава 1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов

Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.