КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 1995-2003 гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(миллиардов рублей; до 1998 г. -трлн, руб.)

  1995   1996" 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Доходы - всего 437,0 553,5 711,6 686,8 1213,6 2097,7 2683,7 3519,2 4138,7
В том числе:                  
налоговые доходы 364,3 473,0 594,1 564,6 1007,5 1707,6 2345,0 3136.8 3735,3
из них:                  
налог на прибыль организаций 117,6 96.7 104.9 99,3 221,0 398,8 513,8 463,3 526,5
налог на доходы физических лиц 36.6 56.6 75,2 71.5 117,3 174,8 255,8 358,1 455,7
налог на добавленную стоимость 95,7 143,9 182,8 170.3 288,2 457,3 639,0 752,7 882,1
акцизы 24,0 53,4 68,1 72.2 109,1 166.4 243,3 264,1 347,8
налога на имущество 16,9 36,9 47,8 47,7 53.2 64,8 89.6 120,5 137,8
платежи за пользование природными ресурсами 12,3 21,2 37,2 22,7 45,3 77,6 135,7 330,8 395,8
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономи­ческие операции 24,9 22,8 27,2 34,4 86,2 229,2 331,3 323.4 452,8
неналоговые доходы 53,4 57,2 64.0 66,8 64,7 135,4 198,7 266.4 333.4
из них:                  
От внешнеэкономической деятельности 23,4 16,9 11.6 16.7 36.4 37,4 51,5 65,4 52,9
от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятель­ности государственных и муниципальных органи­заций 6.3 9,0 9,6 14,0 24,1 72,3 115,8 160,5 240,2
безвозмездные перечисления 2,7 3,5 9,5 10.2 15,1 1.2 -15,0 -56,7 -91.2
доходы целевых бюджетных фондов 18,4 28,0 45,1 45,2 106,3 253.5 146,7 160,3 143.0
доходы от предпринимательской и иной принося­щей доход деятельности - - - - - - 8,3 12,4 18.2
Расходы - всего 486,1 652,7 839,5 842,1 1258,0 1960,1 2419,4 3422,3 3964,9
в том числе:                  
на государственное управление и местное само­управление 11,9 17,2 29,0 31,1 46.3 72,9 111,0 149.0 183,2
не международную деятельность 27,3 26.7 2,6 17.6 59.1 10,9 23,8 34.2 31,5
не национальную оборону 49.6 63,9 81,4 66.1 115,6 191,7 247,7 295,4 355,7
на правоохранительную деятельность и обеспече­ние безопасности государстве 27,2 39.2 59,0 45.4 74,6 132,5 183.9 240,4 304,0
на промышленность, энергетику и строительство 35,3 38,9 50,3 26.2 31,4 58,5 237.4 324,5 334,7
на сельское хозяйство и рыболовство 22,3 25,2 31,1 24,3 35,5 55,0 67,4 59,8 68,1
на транспарт, дорожное хозяйство, связь и информатику 13,2 17,0 23.5 19,1 26.3 40,3 86,3 122.2 153,3
на охрану окружающей природной среды и природ­ных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию 2.1 2,9 4,1 3,4 5,2 8,2 10,0 16,0 19,2
на жилищно-коммунальное хозяйства 65,2 88,6 112,6 96,8 127,3 199,8 196,0 221.9 254,1
на социально-культурные мероприятия 129,1 188,4 270,5 245,7 367,0 536,4 727.6 1356,8 1175.5
на обслуживание государственного и муниципаль­ного долга 28.0 44,6 41,4 148.7 190,0 276,7 244,4 243,7 240,9
расходы целевых бюджетных фондов 17,2 20.9 36,1 43,5 101,1 248.2 152,4 169.3 162,2
прочие расходы 57.7 79,2 97,9 75.2 78,6 129,0 131,5 189,1 692,5
Профицит, дефицит (-) -49,1 -94,2 -127,9 -155,3 -44,4 137,6 264,3 97,0 173,8


Глава 2. Финансовые способы регулирования экспортно-импортных операций капитального характера.

Тема 2.1. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост

 

Многие отечественные экономисты указывают на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как один из важнейших источников модернизации российской экономики. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что даже масштабный приток иностранных капиталов не гарантирует ста­бильных и высоких темпов экономического роста. Наглядным подтверждени­ем этого является опыт таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Мексика и Аргентина. На протяжении последних десятилетий они были одни­ми из основных получателей прямых иностранных инвестиций в развиваю­щемся мире (см. таблицу). Однако несмотря на привлечение значительных объемов зарубежного капитала, их экономическое развитие на протяжении последних 25 лет остается крайне нестабильным. После экономического подъ­ема каждый раз наблюдается новое падение объемов ВВП или снижение тем­пов его роста до минимального уровня. За период с 1980 по 2004 г. объем ВВП Мексики и Бразилии сокращался по 5 раз, а у Аргентины - 9 раз (рис.1).


Крупнейшие получатели прямых иностранных инвестиций среди развивающих­ся стран и стран с переходной экономикой в


Ее гг.

Страна Среднегодовой приток ПИИ в 1980 гг. Страна Среднегодовой приток ПИИ в 1990г.
Саудовская Аравия 2858 Китай 32765
Мексика 2442 Гонконг 14899
Гонконг 2390 Бразилия 13101
Сингапур 2341 Мексика 10460
Китай 1962 Сингапур 9563
Бразилия 1629 Аргентина 7671
Малайзия 1132 Малайзия 4933
Египет 878 Бермудские острова 4254
Бермудские острова 872 Польша 4060
Таиланд 748 Чили 3667
Аргентина 700 Таиланд 3260
Тайвань 588 Южная Корея 3196
Нигерия 568 Венгрия 2891
Колумбия 513 Венесуэла 2568
Чили 475 Чехия 2334
Индонезия 418 Каймановы острова 2322
Южная Корея 405 Россия 2089
Филиппины 280 Колумбия 1996
Турция 235 Тайвань 1819

 

Иностранные инвестиции в развитии государств Латинской Америки исторически играли особую роль. С момента обретения ими политической самостоятельности зарубежные капиталы оказывали влияние на формирование структуры их экономики и общественно-политического климата. Во многом под воздействием иностранных капиталов складывался экстенсивный тип развития, основанный на экспорте ресурсов. Поэтому, несмотря на бога­тую сырьевую базу, уровень экономического развития большинства государств региона оставался невысоким.

Рис. 1. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Латинской Америки

 

В 1980-1990-е гг. влияние иностранного капитала в латиноамериканской экономике значительно усилилось. После недостаточно успешных попыток создания собственной конкурентоспособной перерабатывающей промышлен­ности многие страны региона пережили долговые кризисы, в результате чего ими был взят курс на либеральные реформы. Под давлением кредиторов был расширен доступ иностранных капиталов в национальную экономику и прове­дены масштабные приватизации с активным участием зарубежных инвесторов. В итоге значительная часть экономики многих латиноамериканских стран оказалась под контролем зарубежных корпораций, которые оказывают серьез­ное влияние на ситуацию в их экономике и политической сфере. Снижение управляемости национальной экономикой, высокая зависимость от неконтро­лируемых потоков иностранного капитала и интересов транснациональных компаний стали одними из важнейших причин происходящих здесь периоди­ческих кризисов. Особенно тяжелая ситуация складывается в Аргентине, где в 1990-е гг. был реализован, пожалуй, один из наиболее радикальных сценариев неолиберальных реформ.

В конце 1980-х гг. после валютных кризисов, гиперинфляции и банкрот­ства долговой политики в стране было введено жесткое прикрепление курса национальной валюты - песо - к американскому доллару, что фактически лишило ее возможности проведения независимой денежно-кредитной полити­ки и регулирования валютного курса. Правительство сократило государствен­ные расходы, и были привлечены кредиты МВФ. Принятые меры помогли остановить гиперинфляцию и даже вызвали некоторый экономический рост. Однако уже в конце 1990-х гг. экономика страны впала в новую рецессию, и в декабре 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Для удержания экономики от развала и предотвращения социальных взрывов правительство вынуждено было вновь просить МВФ о предоставлении финансовой помощи, взамен которой оно пошло на беспрецедентное открытие экономики, не останавлива­ясь перед потерей национального контроля над ней. Результатом реформ стали обеднение значительной части населения и фактическая утрата экономическо­го суверенитета страны. Сегодня даже для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе президенту Аргентины приходится летать во Францию, чтобы просить уступки у французских инвесторов 4.

 Еще одним полюсом крупного притока прямых иностранных инвестиций в 1970-1990-е гг. стали страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако в отличие от Латинской Америки азиатский экономический рост был стабильнее и выше  (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Восточной и Юго-восточной Азии s

За последние 25 лет экономики стран этого региона испытывали падение лишь 1-2 раза (см. рис. 2). Если за период с 1980 по 2004 г. экономика Аргенти­ны выросла на 36%, Бразилии - на 79, Мексики - на 96%. то экономика Малай­зии за этот же период выросла в 4,5 раза, Южной Кореи - 4,8, Китая - 9,5 раза.

В отличие от неолиберального сценария, реализованного в Латинской Америке, в Азии государство не устранилось из экономики, а взяло на себя основную роль в проведении реформ. Экономические преобразования и привлечение инвестиций осуществлялись в соответствии с национальными планами экономического развития. Так, правительство Китая широко исполь­зовало централизованную промышленную политику в рамках пятилетних планов, осуществляемых согласно так называемой долгосрочной программы четырех модернизаций. Каждый план определял секторы, которые необходимо модернизировать в первую очередь. Начальные планы были ориентированы на реформирование сельского хозяйства, модернизацию пищевой промышлен­ности и сектора потребительских товаров. Позже были разработаны планы ди­версификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких как машиностроение, промышленность строительных материалов, химичес­кий и автомобильный сектора. Затем было начато стимулирование высоко­технологичных секторов: производство микросхем, компьютеров и перифе­рии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов. В 1997 г. правительство страны утвердило официальный Отраслевой каталог для иностранных инвесторов, разделяющий объекты для иностранного инвестиро­вания на четыре категории: поощряемые; разрешаемые; ограничиваемые; запрещенные.

На модель централизованного стратегического планирования, основыва­ющуюся на пятилетних планах развития, опирается также Малайзия. На протяжении последних 30 лет ее правительством были успешно осуществлены новая экономическая стратегия (1971-1990 гг.) и национальная политика развития (1991-2000 гг.), превратившие сельскохозяйственную и горно­добывающую страну в современное индустриальное государство с динамично развивающейся экономикой. Преобразования в Малайзии базируются на разработанном в середине 1990-х гт. стратегическом плане развития "Видение-2020 в соответствии с которым к 2020 г. Основанной экономики страны должны стать знания и информационные технологии.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 246.