(миллиардов рублей; до 1998 г. -трлн, руб.)
1995 | 1996" | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Доходы - всего | 437,0 | 553,5 | 711,6 | 686,8 | 1213,6 | 2097,7 | 2683,7 | 3519,2 | 4138,7 |
В том числе: | |||||||||
налоговые доходы | 364,3 | 473,0 | 594,1 | 564,6 | 1007,5 | 1707,6 | 2345,0 | 3136.8 | 3735,3 |
из них: | |||||||||
налог на прибыль организаций | 117,6 | 96.7 | 104.9 | 99,3 | 221,0 | 398,8 | 513,8 | 463,3 | 526,5 |
налог на доходы физических лиц | 36.6 | 56.6 | 75,2 | 71.5 | 117,3 | 174,8 | 255,8 | 358,1 | 455,7 |
налог на добавленную стоимость | 95,7 | 143,9 | 182,8 | 170.3 | 288,2 | 457,3 | 639,0 | 752,7 | 882,1 |
акцизы | 24,0 | 53,4 | 68,1 | 72.2 | 109,1 | 166.4 | 243,3 | 264,1 | 347,8 |
налога на имущество | 16,9 | 36,9 | 47,8 | 47,7 | 53.2 | 64,8 | 89.6 | 120,5 | 137,8 |
платежи за пользование природными ресурсами | 12,3 | 21,2 | 37,2 | 22,7 | 45,3 | 77,6 | 135,7 | 330,8 | 395,8 |
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 24,9 | 22,8 | 27,2 | 34,4 | 86,2 | 229,2 | 331,3 | 323.4 | 452,8 |
неналоговые доходы | 53,4 | 57,2 | 64.0 | 66,8 | 64,7 | 135,4 | 198,7 | 266.4 | 333.4 |
из них: | |||||||||
От внешнеэкономической деятельности | 23,4 | 16,9 | 11.6 | 16.7 | 36.4 | 37,4 | 51,5 | 65,4 | 52,9 |
от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций | 6.3 | 9,0 | 9,6 | 14,0 | 24,1 | 72,3 | 115,8 | 160,5 | 240,2 |
безвозмездные перечисления | 2,7 | 3,5 | 9,5 | 10.2 | 15,1 | 1.2 | -15,0 | -56,7 | -91.2 |
доходы целевых бюджетных фондов | 18,4 | 28,0 | 45,1 | 45,2 | 106,3 | 253.5 | 146,7 | 160,3 | 143.0 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | - | - | - | - | - | - | 8,3 | 12,4 | 18.2 |
Расходы - всего | 486,1 | 652,7 | 839,5 | 842,1 | 1258,0 | 1960,1 | 2419,4 | 3422,3 | 3964,9 |
в том числе: | |||||||||
на государственное управление и местное самоуправление | 11,9 | 17,2 | 29,0 | 31,1 | 46.3 | 72,9 | 111,0 | 149.0 | 183,2 |
не международную деятельность | 27,3 | 26.7 | 2,6 | 17.6 | 59.1 | 10,9 | 23,8 | 34.2 | 31,5 |
не национальную оборону | 49.6 | 63,9 | 81,4 | 66.1 | 115,6 | 191,7 | 247,7 | 295,4 | 355,7 |
на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государстве | 27,2 | 39.2 | 59,0 | 45.4 | 74,6 | 132,5 | 183.9 | 240,4 | 304,0 |
на промышленность, энергетику и строительство | 35,3 | 38,9 | 50,3 | 26.2 | 31,4 | 58,5 | 237.4 | 324,5 | 334,7 |
на сельское хозяйство и рыболовство | 22,3 | 25,2 | 31,1 | 24,3 | 35,5 | 55,0 | 67,4 | 59,8 | 68,1 |
на транспарт, дорожное хозяйство, связь и информатику | 13,2 | 17,0 | 23.5 | 19,1 | 26.3 | 40,3 | 86,3 | 122.2 | 153,3 |
на охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию | 2.1 | 2,9 | 4,1 | 3,4 | 5,2 | 8,2 | 10,0 | 16,0 | 19,2 |
на жилищно-коммунальное хозяйства | 65,2 | 88,6 | 112,6 | 96,8 | 127,3 | 199,8 | 196,0 | 221.9 | 254,1 |
на социально-культурные мероприятия | 129,1 | 188,4 | 270,5 | 245,7 | 367,0 | 536,4 | 727.6 | 1356,8 | 1175.5 |
на обслуживание государственного и муниципального долга | 28.0 | 44,6 | 41,4 | 148.7 | 190,0 | 276,7 | 244,4 | 243,7 | 240,9 |
расходы целевых бюджетных фондов | 17,2 | 20.9 | 36,1 | 43,5 | 101,1 | 248.2 | 152,4 | 169.3 | 162,2 |
прочие расходы | 57.7 | 79,2 | 97,9 | 75.2 | 78,6 | 129,0 | 131,5 | 189,1 | 692,5 |
Профицит, дефицит (-) | -49,1 | -94,2 | -127,9 | -155,3 | -44,4 | 137,6 | 264,3 | 97,0 | 173,8 |
Глава 2. Финансовые способы регулирования экспортно-импортных операций капитального характера.
Тема 2.1. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост
Многие отечественные экономисты указывают на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как один из важнейших источников модернизации российской экономики. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что даже масштабный приток иностранных капиталов не гарантирует стабильных и высоких темпов экономического роста. Наглядным подтверждением этого является опыт таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Мексика и Аргентина. На протяжении последних десятилетий они были одними из основных получателей прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире (см. таблицу). Однако несмотря на привлечение значительных объемов зарубежного капитала, их экономическое развитие на протяжении последних 25 лет остается крайне нестабильным. После экономического подъема каждый раз наблюдается новое падение объемов ВВП или снижение темпов его роста до минимального уровня. За период с 1980 по 2004 г. объем ВВП Мексики и Бразилии сокращался по 5 раз, а у Аргентины - 9 раз (рис.1).
Крупнейшие получатели прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой в
Ее гг.
Страна | Среднегодовой приток ПИИ в 1980 гг. | Страна | Среднегодовой приток ПИИ в 1990г. |
Саудовская Аравия | 2858 | Китай | 32765 |
Мексика | 2442 | Гонконг | 14899 |
Гонконг | 2390 | Бразилия | 13101 |
Сингапур | 2341 | Мексика | 10460 |
Китай | 1962 | Сингапур | 9563 |
Бразилия | 1629 | Аргентина | 7671 |
Малайзия | 1132 | Малайзия | 4933 |
Египет | 878 | Бермудские острова | 4254 |
Бермудские острова | 872 | Польша | 4060 |
Таиланд | 748 | Чили | 3667 |
Аргентина | 700 | Таиланд | 3260 |
Тайвань | 588 | Южная Корея | 3196 |
Нигерия | 568 | Венгрия | 2891 |
Колумбия | 513 | Венесуэла | 2568 |
Чили | 475 | Чехия | 2334 |
Индонезия | 418 | Каймановы острова | 2322 |
Южная Корея | 405 | Россия | 2089 |
Филиппины | 280 | Колумбия | 1996 |
Турция | 235 | Тайвань | 1819 |
Иностранные инвестиции в развитии государств Латинской Америки исторически играли особую роль. С момента обретения ими политической самостоятельности зарубежные капиталы оказывали влияние на формирование структуры их экономики и общественно-политического климата. Во многом под воздействием иностранных капиталов складывался экстенсивный тип развития, основанный на экспорте ресурсов. Поэтому, несмотря на богатую сырьевую базу, уровень экономического развития большинства государств региона оставался невысоким.
Рис. 1. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Латинской Америки
В 1980-1990-е гг. влияние иностранного капитала в латиноамериканской экономике значительно усилилось. После недостаточно успешных попыток создания собственной конкурентоспособной перерабатывающей промышленности многие страны региона пережили долговые кризисы, в результате чего ими был взят курс на либеральные реформы. Под давлением кредиторов был расширен доступ иностранных капиталов в национальную экономику и проведены масштабные приватизации с активным участием зарубежных инвесторов. В итоге значительная часть экономики многих латиноамериканских стран оказалась под контролем зарубежных корпораций, которые оказывают серьезное влияние на ситуацию в их экономике и политической сфере. Снижение управляемости национальной экономикой, высокая зависимость от неконтролируемых потоков иностранного капитала и интересов транснациональных компаний стали одними из важнейших причин происходящих здесь периодических кризисов. Особенно тяжелая ситуация складывается в Аргентине, где в 1990-е гг. был реализован, пожалуй, один из наиболее радикальных сценариев неолиберальных реформ.
В конце 1980-х гг. после валютных кризисов, гиперинфляции и банкротства долговой политики в стране было введено жесткое прикрепление курса национальной валюты - песо - к американскому доллару, что фактически лишило ее возможности проведения независимой денежно-кредитной политики и регулирования валютного курса. Правительство сократило государственные расходы, и были привлечены кредиты МВФ. Принятые меры помогли остановить гиперинфляцию и даже вызвали некоторый экономический рост. Однако уже в конце 1990-х гг. экономика страны впала в новую рецессию, и в декабре 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Для удержания экономики от развала и предотвращения социальных взрывов правительство вынуждено было вновь просить МВФ о предоставлении финансовой помощи, взамен которой оно пошло на беспрецедентное открытие экономики, не останавливаясь перед потерей национального контроля над ней. Результатом реформ стали обеднение значительной части населения и фактическая утрата экономического суверенитета страны. Сегодня даже для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе президенту Аргентины приходится летать во Францию, чтобы просить уступки у французских инвесторов 4.
Еще одним полюсом крупного притока прямых иностранных инвестиций в 1970-1990-е гг. стали страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако в отличие от Латинской Америки азиатский экономический рост был стабильнее и выше (рис. 2).
Рис. 2. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Восточной и Юго-восточной Азии s
За последние 25 лет экономики стран этого региона испытывали падение лишь 1-2 раза (см. рис. 2). Если за период с 1980 по 2004 г. экономика Аргентины выросла на 36%, Бразилии - на 79, Мексики - на 96%. то экономика Малайзии за этот же период выросла в 4,5 раза, Южной Кореи - 4,8, Китая - 9,5 раза.
В отличие от неолиберального сценария, реализованного в Латинской Америке, в Азии государство не устранилось из экономики, а взяло на себя основную роль в проведении реформ. Экономические преобразования и привлечение инвестиций осуществлялись в соответствии с национальными планами экономического развития. Так, правительство Китая широко использовало централизованную промышленную политику в рамках пятилетних планов, осуществляемых согласно так называемой долгосрочной программы четырех модернизаций. Каждый план определял секторы, которые необходимо модернизировать в первую очередь. Начальные планы были ориентированы на реформирование сельского хозяйства, модернизацию пищевой промышленности и сектора потребительских товаров. Позже были разработаны планы диверсификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких как машиностроение, промышленность строительных материалов, химический и автомобильный сектора. Затем было начато стимулирование высокотехнологичных секторов: производство микросхем, компьютеров и периферии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов. В 1997 г. правительство страны утвердило официальный Отраслевой каталог для иностранных инвесторов, разделяющий объекты для иностранного инвестирования на четыре категории: поощряемые; разрешаемые; ограничиваемые; запрещенные.
На модель централизованного стратегического планирования, основывающуюся на пятилетних планах развития, опирается также Малайзия. На протяжении последних 30 лет ее правительством были успешно осуществлены новая экономическая стратегия (1971-1990 гг.) и национальная политика развития (1991-2000 гг.), превратившие сельскохозяйственную и горнодобывающую страну в современное индустриальное государство с динамично развивающейся экономикой. Преобразования в Малайзии базируются на разработанном в середине 1990-х гт. стратегическом плане развития "Видение-2020 в соответствии с которым к 2020 г. Основанной экономики страны должны стать знания и информационные технологии.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 246.