Цивилизационый подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с максимально широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационного подхода, аргументирующего наличие всеобщей детерминации государства экономическими причинами, цивилизованный подход доказывает и существование столь общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.
Цивилизованный подход к истории человечества и его государственности получает в современной науке всё большее признание. История показала, что формационный подход развития общества является одномерным, а значит, не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается много исторических моментов, которые составляют особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.
Во-первых, при анализе экономического базиса упускается такой важный факт, как многоукладность, которая сопровождает всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Этот фундаментальный факт значительно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического базиса.
Во-вторых, при формационном подходе к структуре классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как учитываются только классы-антагонисты, остальные социальные слои находятся за пределами исследования.
В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества. Вне поля зрения остаётся огромный ряд идей и представлений, нравственных ценностей человека, которые не могут быть сведены ни к интересам враждебных классов, ни к какому-либо классовому началу.
Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих представлений каждой личности о характере общественной жизни. Теория цивилизационного подхода намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство – это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.
Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое – по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя всё богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество представляют как единство формы и содержания.
Общество возникает раньше, чем государство, а затем сосуществует с ним. Общество является формой существования человечества. Условиями существования любого общества считаются власть, порядок и согласие. Социальная власть – это способность одних индивидов или социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинять их своей воле.
В мировой науке проблема соотношения общества и государства является традиционной. Государство является результатом общественного развития, общественным продуктом, социальным институтом. Особенности развития государства зависят от особенностей развития общества, его различных систем. Государство является аппаратом управления общественными процессами.
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство в процессе общественного развития претерпевает значительные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы.
Важным средством познания природы государства является научная типология. Типология – это специфическая классификация государств, деление их на определённые виды на основе устойчивых и существенных признаков. Понятие типа государства многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. М.: Омега-Л, 2008.
2. Теория государства и права: конспект лекций/ С.А. Жинкин. – Изд. 9-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 218 с.
3. Теория государства и права: Краткий курс / О.А.Кудинов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2008. – 160 с.
4. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учеб. пособие / А.В.Малько. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 144 с.
5. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие/ А.В.Малько, В.В.Нырков, К.В.Шундриков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 240 с.
6. Теория государства и права. Элементарный курс: учеб. пособие / М.Н.Марченко. – 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – 384 с.
7. Теория государства и права: учебник / Л.А.Морозова. М.: Эксмо, 2009.
8. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / Н.А.Недоцук. 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 80 с.
9. Теория государства и права. Завтра экзамен / А.В. Попова. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
10. Теория государства и права: конспект лекций / В.Н.Протасов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 155 с.
11. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. / Под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Изд. «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. 382 с.
[1] Гегель. Философия права. М. , 1990. С.279.
[2] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.171-172.
[3] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб. , 1984. С.240.
[4] Денисов А. И. Основы марксистско-ленинской теории государства и права. М. , 1948. С.53.
[5] Теория государства и права. М. , 1985. С.38.
[6] См.: Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. С. 35-37.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 175.