ГЛАВА I . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

С общецивилизационных позиций государственность – фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Государственная организация человеческого общежития обеспечивает последовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социального прогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости, полноценное и гармоничное развитие личности.

Каждый шаг вперёд по пути культуры, отмечал Ф. Энгельс, является шагом к свободе. Государственное общение возникло и функционирует как форма и средство достижения свободы личности и её сообщества.

Государство – основной институт политической системы классового общества. Государство призвано воплощать в законы, реализовывать в жизнь правовые начала высшего, общесоциального порядка.

Тема моей курсовой работы: «Сущность и типы государства». Нет более спорного вопроса, чем вопрос о государстве, его природе и роли в общественной жизни. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связано с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

В курсовой работе, как было отмечено, говорится о типах государства. На данный момент известно два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизованный.

Для написания курсовой работы были использованы несколько источников учебной литературы: учебное пособие «Теория государства и права» М.Н. Марченко; учебник «Теория государства и права» Л.А. Морозова; учебник «Теория государства и права» В.Н. Хропанюк и другие.

Данная работа предполагает достижение нескольких целей: во-первых, исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения государства; во-вторых, получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и получить представление о типах государств, характеризующихся общими сущностными признаками.

Рассмотрение вопроса государства имеет особое значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.

 



ГЛАВА I . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Закономерности возникновения государства

 

В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие:

1. Возникновение государства – это не одномоментный акт, а

достаточно длительный исторический процесс. Государство как система специальных органов и отношений между ними не может быть создано за короткий срок.

2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность определенного народа.

3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия– разрешаться в рамках родовой организации общества.

4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне.

5. Однажды возникнув у определённого народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.

 



ГЛАВА III . СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

ГЛАВА IV . ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

Формационный подход

 

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Основной смысл и содержание формационного подхода заключается в том, что в процессе типологии за основу классификации государств принимается их принадлежность к той или иной общественно-экономической формации.

Формационный подход был разработан классиками марксизма и господствовал в советской юридической науке. В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство лишь надстройка над экономическим базисом. То есть по существу и по форме государство обусловлено экономическим строем общества.

Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, являвшимися личной собственностью свободных граждан.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Наиболее древними были рабовладельческие государства, образовавшиеся в конце IV – начале III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте – Египетское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата – Шумерийские государства, Ассирийское государство, государства Индии и Китая и другие. К числу более поздних относятся рабовладельческие государства Древней Греции и Древнего Рима.

Рабовладельческая собственность – первая форма частной собственности. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудие их диктатуры.

Рабство – это экономическое и юридическое состояние, выступающее в своём единстве. Оно имело место и на определённых последующих этапах развития раннеклассового государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства.

В числе внутренних функций можно назвать функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разорённых свободных масс и рабов. В данной функции отчётливо проявляются эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующего класса.

Рабовладельческое государство выполняло также ряд внешних функций к ним относились такие направления деятельности, которые были связаны с завоеванием, порабощением других народов, обороной страны от внешних противников, управлением захваченных в результате войн территорий, установлением дипломатических связей с другими государствами.

Для выполнения внутренних и внешних функций необходимо было создание специальных органов, составляющих государственный аппарат рабовладельческого государства.

Феодальное государство – это средство диктатуры класса феодалов – крупных собственников земли, эксплуатировавших труд экономически зависимых крестьян.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновение феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства помещиков, главное средство защиты привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса. Политическая власть в феодальном обществе, его политическая организация – это атрибуты феодального землевладения. Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений помещиков и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Для удержания своего господства феодалы имели свои репрессивные органы, свой аппарат, который имел в подчинении громадное количество людей, заставлял их повиноваться законам, правилам, которые сводились к одному – сохранять власть помещика над крепостным крестьянином.

Феодальному государству, как и рабовладельческому, присущ ряд внутренних и внешних функций.

Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости от феодалов; в охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в духовном подавлении трудящихся масс; в создании благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крестьян, ремесленников и других слоёв населения.

Внешние функции феодального государства отражали характер его деятельности на международной арене. Эти функции состояли в захвате чужих территорий, в установлении торгово-экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападения извне.

Капиталистическое государство – инструмент поддержания власти буржуазии над рабочим классом, который, обладая личной свободой, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту.

Капиталистический тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства действует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости, рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития капиталистическое государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися.

Экономическую основу капиталистического государства составляли капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Частная собственность была священной и неприкосновенной. На её охрану и защиту было направлено всё буржуазное законодательство.

Возникновение буржуазного государства означает движение вперёд по сравнению со Средневековьем. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. В рамках формационной теории это государство предстаёт сложным социальным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами.

Как утверждают основоположники марксизма-ленинизма, буржуазный тип государства – последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества определяют неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства.

Социалистическое государство – основано на общественной собственности на средства производства и выражающее в своей политике интересы широких слоёв населения.

Социалистический тип государства отрицает предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создаёт такую систему экономических отношений, которая основывается на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся классов. По представлениям марксистско-ленинской науки оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Согласно формационной теории, в отличии от перечисленных выше типов государств, социалистическое государство выявляет свою сущность в следующих чертах:

1. Экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства.

2. Социалистическое государство становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, её порождающих.

3. Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, чем любой выше названый тип государства. Социалистическим государством управляют не представители эксплуататорского меньшинства, а трудящиеся массы.

Таким образом, в рамках формационной типологии тип государства характеризует, прежде всего, его экономическую основу и социальную сущность (показывает, какой социальный класс осуществляет руководство обществом).

 

Цивилизационный подход

 

Наряду с формационным подходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя широко применяется и другой, получивший в общественных науках название цивилизационного подхода.

Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения. Учёные Запада и Востока в своих исследованиях опираются на труды таких крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О.Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, П. Сорокин и другие.

Понятие цивилизации в наиболее развёрнутом виде было сформулировано английским историком А. Тойнби. Цивилизация определялась им в виде относительно устойчивого состояния общества, которое отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. В отличие от примитивных обществ характерными особенностями состоявшихся являются продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей[6]. Заслугой А. Тойнби является попытка сделать цивилизованный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества.

Суть цивилизованного подхода заключается в том, что за основу классификации государств берётся не принадлежность государств к той или иной общественно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации.

Суть цивилизованного подхода состоит в том, что при характеристике развития определённых стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним относятся особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит характерным способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

Цивилизованный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути достижения к прогрессу.

В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному подходу исходят из таких типов цивилизаций, как первичный и вторичный.

Для первичных цивилизаций характерны:

1. Огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры.

2. Соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе.

Вторичным цивилизациям свойственны:

1. Отчётливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом; власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях.

2. Двойственное положение правителя, олицетворявшего государство: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой – его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.

Цивилизованный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государство – это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое – по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя всё богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество представляют как единство формы и содержания.

Общество возникает раньше, чем государство, а затем сосуществует с ним. Общество является формой существования человечества. Условиями существования любого общества считаются власть, порядок и согласие. Социальная власть – это способность одних индивидов или социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинять их своей воле.

В мировой науке проблема соотношения общества и государства является традиционной. Государство является результатом общественного развития, общественным продуктом, социальным институтом. Особенности развития государства зависят от особенностей развития общества, его различных систем. Государство является аппаратом управления общественными процессами.

Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство в процессе общественного развития претерпевает значительные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы.

Важным средством познания природы государства является научная типология. Типология – это специфическая классификация государств, деление их на определённые виды на основе устойчивых и существенных признаков. Понятие типа государства многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. М.: Омега-Л, 2008.

2. Теория государства и права: конспект лекций/ С.А. Жинкин. – Изд. 9-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 218 с.

3. Теория государства и права: Краткий курс / О.А.Кудинов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2008. – 160 с.

4. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учеб. пособие / А.В.Малько. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 144 с.

 5. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие/ А.В.Малько, В.В.Нырков, К.В.Шундриков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 240 с.

6. Теория государства и права. Элементарный курс: учеб. пособие / М.Н.Марченко. – 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – 384 с.

7. Теория государства и права: учебник / Л.А.Морозова. М.: Эксмо, 2009.

8. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / Н.А.Недоцук. 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 80 с.

9. Теория государства и права. Завтра экзамен / А.В. Попова. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

10. Теория государства и права: конспект лекций / В.Н.Протасов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 155 с.

11. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. / Под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Изд. «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. 382 с.


[1] Гегель. Философия права. М. , 1990. С.279.

[2] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.171-172.

[3] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб. , 1984. С.240.

[4] Денисов А. И. Основы марксистско-ленинской теории государства и права. М. , 1948. С.53.

[5] Теория государства и права. М. , 1985. С.38.

[6] См.: Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. С. 35-37.


ВВЕДЕНИЕ

С общецивилизационных позиций государственность – фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Государственная организация человеческого общежития обеспечивает последовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социального прогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости, полноценное и гармоничное развитие личности.

Каждый шаг вперёд по пути культуры, отмечал Ф. Энгельс, является шагом к свободе. Государственное общение возникло и функционирует как форма и средство достижения свободы личности и её сообщества.

Государство – основной институт политической системы классового общества. Государство призвано воплощать в законы, реализовывать в жизнь правовые начала высшего, общесоциального порядка.

Тема моей курсовой работы: «Сущность и типы государства». Нет более спорного вопроса, чем вопрос о государстве, его природе и роли в общественной жизни. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связано с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

В курсовой работе, как было отмечено, говорится о типах государства. На данный момент известно два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизованный.

Для написания курсовой работы были использованы несколько источников учебной литературы: учебное пособие «Теория государства и права» М.Н. Марченко; учебник «Теория государства и права» Л.А. Морозова; учебник «Теория государства и права» В.Н. Хропанюк и другие.

Данная работа предполагает достижение нескольких целей: во-первых, исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения государства; во-вторых, получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и получить представление о типах государств, характеризующихся общими сущностными признаками.

Рассмотрение вопроса государства имеет особое значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.

 



ГЛАВА I . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Дата: 2019-05-29, просмотров: 174.