Общепризнанно, что лесные ресурсы и связанные с ними земли должны управляться так, чтобы удовлетворять социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности настоящих и будущих поколений. Кроме того, по мере осознания обществом угрозы деградации и разрушения лесов, потребители захотели иметь гарантию того, что, покупая продукцию лесного комплекса, они не вредят и не уничтожают леса, а скорее наоборот, содействуют сохранению лесных ресурсов для будущего. В ответ на эти требования на рынке стали появляться программы сертификации и самосертификации лесной продукции. Лесной попечительский совет, ЛПС (Forest Stewardship Council, FSC) - это международная организация, которая аккредитует сертифицирующие организации, гарантируя таким образом, что проведение сертификации будет соответствовать ее требованиям. Во всех случаях процесс сертификации должен быть добровольным и инициироваться самими лесовладельцами или лесопользователями, обратившимися за услугами к сертифицирующей организации. Целью ЛПС является поддержка экологически ответственного, социально выгодного и экономически жизнеспособного управления мировыми лесами путем разработки общепризнанных, заслуживаемых доверия стандартов ухода за лесом. "Принципы и критерии ЛПС" применимы ко всем типам лесов: тропическим, умеренным и бореальным (см. Принцип 9 и прилагаемый словарь). Многие из этих принципов применимы также к лесам полностью или частично созданным путем искусственного лесоразведения. Более детальные стандарты для этих и других типов растительности могут быть разработаны на национальном и местном уровнях. Организации, желающие получить аккредитацию ЛПС, должны включить в свою систему оценок и стандартов "Принципы и критерии ЛПС". Хотя "Принципы и критерии" разработаны в основном для лесов, используемых для получения древесной продукции, они также могут применяться в отношении лесов, используемых для получения недревесной продукции и других целях. "Принципы и критерии" представляют собой единое целое. Последовательность, в которой они изложены, не означает преимущество одного принципа перед другим. Данный документ должен применяться совместно с Уставом ЛПС, Порядком аккредитации сертифицирующих организаций и Руководством для сертифицирующих организаций. ЛПС и организации, аккредитованные ЛПС для проведения сертификации, не требуют абсолютного выполнения "Принципов и критериев ЛПС". Вместе с тем, серьезные отклонения от любого из Принципов, как правило, приведут к отказу в получении кандидатом сертификата или, вообще, лишению такового. Эти решения принимаются сертифицирующими организациями с учетом выполнения каждого критерия, а также с учетом тяжести нарушений и их последствий. В зависимости от местных условий, допускается определенная гибкость. При проведении сертификации учитывают масштаб и интенсивность использования лесных ресурсов, их уникальность и относительную экологическую уязвимость. Разночтения и трудности, возникающие при интерпретации "Принципов и критериев ЛПС", должны разрешаться в национальных и местных стандартах. Данные стандарты должны разрабатываться для каждой страны или региона, вовлеченного в процесс сертификации, и должны оцениваться сертифицирующими организациями и другими заинтересованными и затронутыми сторонами на предмет соответствия целям сертификации в каждом конкретном случае. В случае необходимости, в ходе оценки может быть задействован принятый в ЛПС механизм обсуждения спорных решений. Более подробная информация и инструкции о порядке проведения сертификации и аккредитации содержатся в Уставе ЛПС, "Порядке аккредитации сертифицирующих организаций" и "Руководстве для сертифицирующих организаций". "Принципы и критерии ЛПС" должны применяться в соответствии с национальными и международными законодательными и нормативными актами. В своей деятельности ЛПС стремится не подменять, а скорее дополнять любые другие инициативы, направленные на поддержание ответственного лесопользования во всем мире. ЛПС предполагает ведение просветительской деятельности, направленной на осознание общественностью важности:
T совершенствования ведения лесного хозяйства;
T включения всех затрат, связанных с ведением хозяйства в цену лесной продукции;
T содействия наиболее полному и эффективному использованию лесных ресурсов;
T снижения ущерба и потерь;
T недопущения чрезмерного потребления и уровня заготовок.
ЛПС обращается с рекомендациями, в том числе с предложениями по улучшению законодательства и политики лесопользования, к лицам, ответственным за формирование политики в этих вопросах.
Принцип 1.
Соответствие законодательству и принципам ЛПС
Ведение лесного хозяйства должно учитывать законодательство страны, в которой оно осуществляется, международные договора и соглашения, подписанные данной страной, а также соответствовать "Принципам и критериям ЛПС".
1.1 Ведение лесного хозяйства должно учитывать все национальные и региональные законодательные акты и административные требования.
1.2 Должны производиться все виды сборов, отчислений, налогов и другие платежи, предусмотренные действующим законодательством.
1.3 В странах, подписавших международные соглашения, такие как "Конвенция по международной торговле угрожаемыми видами дикой фауны и флоры" (CITES), "Конвенции Международной организации труда" (ILO Conventions), "Соглашение по торговле древесиной тропических лесов" (ITTA), "Конвенция по биологическому разнообразию", должны учитываться положения, предусмотренные данными соглашениями.
1.4 Противоречия между местными законодательством и нормативными документами и "Принципами и критериями ЛПС" должны рассматриваться в каждом конкретном случае с точки зрения достижения целей сертификации и при участии сертифицирующей организации и всех заинтересованных или затронутых сторон.
1.5 Лесохозяйственные участки должны быть защищены от незаконных рубок, заселения и других неразрешенных видов деятельности.
1.6 Субъекты лесохозяйственной деятельности должны демонстрировать свою постоянную приверженность "Принципам и критериям ЛПС".
Принцип 2. Права и обязанности владельцев и пользователей
Долговременные права на владение и пользование земельными и лесными ресурсами должны быть четко определены, задокументированы и оформлены в установленном законом порядке.
2.1 Должны быть четко определены долговременные права на пользование лесными ресурсами на определенной территории (например, право собственности на землю, право традиционного природопользования либо право аренды).
2.2 Местные общины, имеющие юридические или традиционные права на владение или пользование ресурсами, должны осуществлять контроль лесохозяйственной деятельности с целью защиты своих прав и ресурсов, за исключением случаев, когда право контроля добровольно и осознанно передано другим организациям.
2.3 Для разрешения спорных вопросов относительно права владения и пользования должны применяться соответствующие механизмы. В случае важности таких споров, их обстоятельства и суть должны всесторонне рассматриваться в ходе сертификации. Наиболее острые споры, затрагивающие интересы многих сторон, как правило, являются основанием для отказа в сертификации.
Принцип 3. Права коренных народов
Юридические и традиционные права коренных народов на владение, пользование и управление их землями, территориями и ресурсами должны признаваться и уважаться.
3.1 Коренные народы должны контролировать ведение лесного хозяйства на их землях и территориях, за исключением случаев, когда это право добровольно и осознанно передано ими другим организациям.
3.2 Лесохозяйственная деятельность не должна прямо или косвенно вести к истощению ресурсов или ограничивать права владения коренных народов.
3.3 Места особой культурной, экологической, экономической и религиозной ценности коренных народов должны быть выявлены при их участии, признаны и взяты лесопользователем под охрану.
3.4 Коренные народы должны получать компенсацию за использование их традиционных знаний в отношении лесных видов и систем ведения хозяйства при лесохозяйственных мероприятиях. Эта компенсация должна быть официально согласована с ними при их добровольном и осознанном участии до начала лесохозяйственной деятельности.
Принцип 4. Отношения с местным населением и права работников
Лесохозяйственная деятельность должна быть ориентирована на поддержание и улучшение социально-экономического благополучия работников лесного хозяйства и местного населения.
4.1 Местному населению, живущему в пределах или вблизи территорий, включенных в лесохозяйственную деятельность, должна быть предоставлена возможность получения работы, обучения и других услуг.
4.2 Ведение лесного хозяйства должно соответствовать требованиям действующего законодательства, регламентирующего вопросы здоровья и безопасности работников и членов их семей, или превышать эти требования.
4.3 Права работников на ведение свободных переговоров со своими работодателями должны гарантироваться в соответствии с Конвенциями 87 и 98 Международной организации труда.
4.4 Планирование и проведение лесохозяйственных мероприятий должны учитывать возможные социальные последствия. С населением и людьми, интересы которого(-ых) были непосредственно затронуты в результате хозяйственных мероприятий, должны проводиться консультации.
4.5 Для рассмотрения жалоб и обеспечения справедливой компенсации местным жителям в случае потерь или ущерба, наносимого их юридическим и традиционным правам, собственности, ресурсам и условиям жизни, должны задействоваться соответствующие механизмы. Для предотвращения подобных потерь и ущерба должны приниматься соответствующие меры.
Принцип 5. Использование леса
Лесохозяйственные мероприятия должны быть направлены на эффективное многоцелевое использование продуктов и функций леса с целью повышения экономической жизнеспособности и получения широкого спектра экологических и социальных выгод.
5.1 Ведение лесного хозяйства должно быть направлено на поддержание экономической жизнеспособности, но принимая во внимание все экологические, социальные и производственные затраты. Оно должно поощрять вложение средств, способствующих поддержанию экологической продуктивности леса.
5.2 Мероприятия по ведению лесного хозяйства и маркетингу должны способствовать оптимальному использованию разнообразных лесных продуктов и их переработке на месте.
5.3 Лесохозяйственная деятельность должна способствовать уменьшению отходов во время лесозаготовок и переработки и не должна наносить ущерб другим видам лесных ресурсов.
5.4 Лесохозяйственная деятельность должна быть направлена на укрепление и диверсификацию местной экономики во избежание ее зависимости от одного вида лесной продукции
5.5 Лесохозяйственная мероприятия должны признавать, поддерживать и, где возможно, способствовать улучшению функций леса, таких как водоохранная и рыбохозяйственная, а также способствовать увеличению его ресурсов.
5.6 Объемы заготовок лесной продукции не должны превышать уровня, обеспечивающего неистощительное лесопользование.
Принцип 6. Воздействие на окружающую среду
Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать сохранение биологического разнообразия и связанных с лесом ресурсов, водных, почвенных, а также уникальных и ранимых ландшафтов и, таким образом, поддерживать экологические функции и целостность лесной экосистемы.
6.1 Должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду с учетом масштаба и интенсивности лесохозяйственных мероприятий, а также уникальности ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность. Такая оценка должна быть встроена в систему ведения лесного хозяйства и должна учитывать непосредственное воздействие механизмов, любого другого оборудования и технологических приемов, в том числе их воздействие на уровне ландшафта. Оценка воздействия на окружающую среду должна проводиться до начала любых мероприятий, приводящих к нарушению ландшафта.
6.2 Должна быть создана система защиты редких, угрожаемых и исчезающих видов и мест их обитания (например, мест гнездования и кормления). Запретные зоны и охраняемые территории должны создаваться в зависимости от масштаба и интенсивности ведения лесного хозяйства, а также уникальности ресурсов, вовлекаемых в сферу хозяйствования. Охота, рыболовство, ловля животных и собирательство должны находиться под контролем.
6.3 Экологические функции и ценности леса должны поддерживаться в первоначальном виде, улучшаться или восстанавливаться. Это включает:
а) лесовозобновление и естественное развитие (сукцессии) леса;
б) разнообразие на генетическом, видовом и экосистемном уровнях;
в) естественные циклы, которые влияют на продуктивность ресурсов, вовлекаемых в сферу хозяйствования.
6.4. Эталонные (репрезентативные) участки экосистем в пределах ландшафта должны быть взяты под охрану в их естественном состоянии и нанесены на карту с учетом масштаба и интенсивности лесохозяйственных мероприятий, а также уникальности ресурсов, вовлекаемых в сферу хозяйствования.
6.5 Для контроля за эрозией, минимизации воздействия на лес во время заготовок, строительства дорог и других механических нарушений и охраны водных ресурсов должны быть разработаны и использованы соответствующие документы.
6.6 Система хозяйствования должна содействовать развитию и внедрению экологически безопасных нехимических методов контроля численности вредителей; использования пестицидов желательно избегать. Не допускается использование следующих препаратов: пестициды типа 1А и 1В по классификации Всемирной организации здравоохранения; хлорорганические пестициды; пестициды, которые устойчивы, токсичны или чьи продукты распада остаются биологически активными и накапливаются в пищевых цепях, вызывая побочные эффекты; любые другие пестициды, запрещенные в соответствии с международными соглашениями. В случае применения химических препаратов, для минимизации риска здоровью людей и окружающей среде, должно использоваться соответствующее оборудование, а персонал должен пройти соответствующее обучение.
6.7 Химические препараты, емкости, жидкие и твердые неорганические отходы, включая ГСМ, должны удаляться с территории, где ведутся лесохозяйственные мероприятия, экологически приемлемым способом в специально оборудованные места.
6.8 Использование биологических средств контроля должно документироваться. Эти средства должны применяться в минимальном количестве при строгом контроле в соответствии с национальным законодательством и всемирно признанными научными рекомендациями. Использование генетически измененных организмов запрещается.
6.9 Использование интродуцентов должно тщательно контролироваться и активно отслеживаться во избежание неблагоприятных экологических последствий.
Принцип 7. План мероприятий по ведению хозяйства
План мероприятий по ведению лесного хозяйства, составленный с учетом масштаба и интенсивности проводимых работ, должен существовать в письменном виде, исполняться и своевременно уточняться. В нем должны быть четко сформулированы долгосрочные цели и задачи ведения лесного хозяйства, а также способы их достижения.
7.1 План мероприятий по ведению хозяйства и вспомогательные документы должны содержать:
а)задачи ведения хозяйства;
б) описание лесных ресурсов, которые предполагается использовать, экологических ограничений, характера землепользования и землевладения, социально-экономических условий, а также характер использования прилегающих территорий;
в) описание лесоводственной и/или другой системы управления лесными ресурсами, основанной на экологических характеристиках данного леса и информации, полученной в результате инвентаризации ресурсов;
г) обоснование уровня ежегодной заготовки лесных ресурсов и выбора заготавливаемых видов;
д)условия для мониторинга динамики прироста древесины;
е) меры экологической безопасности, основанные на результатах проведенной оценки воздействия на окружающую среду;
ж) план выявления и взятия под охрану редких, угрожаемых и исчезающих видов;
з) карты, описывающие месторасположение лесных ресурсов, включая границы особо охраняемых территорий, планируемых лесохозяйственных мероприятий и карты с информацией о характере землевладения;
и) описание и обоснование использования соответствующей заготовительной техники и оборудования.
7.2 План мероприятий по ведению хозяйства должен регулярно пересматриваться по результатам мониторинга или по поступлению новой научно-технической информации, а также с учетом изменений экологических и социально-экономических условий.
7.3 Для успешного выполнения плана по ведению лесного хозяйства работники лесного комплекса должны пройти соответствующую подготовку и надлежащим образом контролироваться.
7.4 Уважая конфиденциальность информации, субъект лесного хозяйства должен доводить до сведения общественности основные элементы плана мероприятий по ведению хозяйства, включая положения, перечисленные в пункте 7.1.
Принцип 8. Мониторинг и оценка
В соответствии с масштабом и интенсивностью лесохозяйственных мероприятий должен вестись мониторинг за состоянием леса, выходом лесохозяйственной продукции, цепочкой от заготовителя до потребителя, лесохозяйственными мероприятиями и их социальными и экологическими последствиями.
8.1 Периодичность и характер мониторинга должна зависеть от масштаба и интенсивности лесохозяйственных мероприятий, а также от относительной сложности и уязвимости окружающей среды. Процедура мониторинга должна быть обоснованной и воспроизводимой во времени для получения сравнимых результатов и оценки изменений.
8.2 Лесохозяйственные мероприятия должны предусматривать научные исследования и сбор информации необходимой для мониторинга по крайней мере следующих показателей:
а) объем изъятия всех видов лесных ресурсов;
б) темпы прироста, лесовозобновление, состояние лесов;
в) состав и наблюдаемые изменения флоры и фауны;
г) экологические и социальные последствия лесозаготовок и других лесохозяйственных мероприятий;
д) стоимость, производительность и эффективность ведения лесного хозяйства.
8.3 Субъект лесохозяйственной деятельности, обязан предоставлять сертифицирующим и контролирующим организациям документацию, позволяющую отслеживать движение любой лесной продукции от места ее происхождения - процесс известный как цепочка "заготовитель-потребитель".
8.4 Результаты мониторинга должны использоваться при выполнении плана хозяйственных мероприятий, а также при его пересмотре.
8.5 Уважая конфиденциальность информации, хозяйствующий субъект обязан предоставить общественности краткий отчет о результатах мониторинговых работ по определенным показателям, включая показатели, перечисленные в пункте 8.2.
Принцип 9. Сохранение лесов, имеющих высокое природоохранное значение
Ведение лесного хозяйства в лесах, имеющих высокое природоохранное значение, должно способствовать поддержанию или улучшению соответствующих характеристик этих лесов. Принятие решений в отношении лесов, имеющих высокую природоохранную значимость, должно планироваться с особой осторожностью, тщательно учитывая возможные последствия.
9.1 Исследования на предмет наличия признаков лесов, имеющих высокую природоохранную значимость, должны проводиться в соответствии с масштабом и интенсивностью лесохозяйственных мероприятий.
9.2 В рамках консультативной части сертификации, особое внимание должно уделяться выявленным признакам таких лесов и возможности их поддержания в дальнейшем.
9.3. План лесохозяйственных мероприятий должен включать мероприятия по поддержанию или улучшению природоохранных признаков таких лесов. Эти мероприятия должны планироваться с особой осторожностью, тщательно учитывая возможные последствия. Эти мероприятия должны быть полно перечислены в кратком плане лесохозяйственных мероприятий, доступном для общественности.
9.4. Для оценки эффективности мер, направленных на поддержание и улучшение признаков лесов, имеющих высокую природоохранную ценность, должен проводиться ежегодный мониторинг.
Принцип 10. Лесные культуры. Мероприятия по выращиванию лесных культур должны планироваться и осуществляться в соответствии с принципами 1-9, а также принципом 10 и его критериями. Лесные культуры могут обеспечить ряд социальных и экономических выгод и способствуют удовлетворению мировых потребностей в лесохозяйственной продукции, они должны дополнять систему хозяйствования в и снижать нагрузку, способствовать восстановлению и сохранению естественных лесов.
10.1 Цели создания лесных культур, в число которых входит сохранение и восстановление естественных лесов, должны быть четко сформулированы в плане хозяйственных мероприятий. Их выполнение должно четко соблюдаться при осуществлении этого плана.
10.2 Проектирование и размещение лесных культур должно обеспечивать охрану и восстановление естественных лесов и не должно увеличивать нагрузку на эти леса. В соответствии с масштабом лесохозяйственных мероприятий, при размещении лесных культур должны быть предусмотрены "зеленые коридоры" для миграции видов, приречные лесные полосы, мозаичность насаждений с разными возрастами и оборотом рубки. Размер и размещение участков лесных культур должны соответствовать структуре естественно-природных насаждений характерных для данных ландшафтов.
10.3 Для повышения экономической, экологической и социальной стабильности предпочтительнее иметь разнообразие в составе лесных культур. Это разнообразие может включать размеры и пространственное распределение хозяйственных выделов лесных культур в пределах рассматриваемого ландшафта; численность и генетический состав видов; возрастное распределение и структуру.
10.4 При выборе видов для создания лесных культур должно учитывать, насколько они в целом соответствуют данному месту и как это отвечает целям ведения лесного хозяйства. При проектировании лесных культур и восстановлении деградированных экосистем аборигенные виды должны иметь преимущество перед видами-интродуцентами для лучшего сохранения биологического разнообразия. Интродуценты (которые могут замещать аборигенные виды только в случае их более высокой значимости) должны находится под тщательным контролем для своевременного выявления аномальных уровней смертности и заболеваний, вспышек численности насекомых и других негативных экологических последствий.
10.5 На части территории, где используются лесные культуры, в зависимости от размеров посадок лесных культур, ведение лесного хозяйства должно способствовать восстановлению естественного лесного покрова и должно регулироваться региональными стандартами. Доля таких участков должна зависеть от общей площади лесных культур.
10.6 Должны приниматься меры по сохранению или улучшению структуры почв, их плодородия и биологической активности. Используемая техника, объемы заготовок, строительство и эксплуатация дорог и волоков, а также выбор видов для создания лесных культур не должны в долговременной перспективе приводить к деградации почв или ухудшению качества и количество воды, или к изменению распределения речного стока.
10.7 Должны приниматься меры по предотвращению и ограничению вспышек численности насекомых-вредителей, распространения болезней и пожаров, неконтролируемого распространения интродуцентов. Комплексный контроль численности насекомых-вредителей должен предусматриваться лесохозяйственным планом. Предпочтение должно отдаваться превентивным и биологическим методам контроля по сравнению с использованием синтетических пестицидов и удобрений. При формировании лесных культур должно делаться все возможное, чтобы избежать использования удобрений и синтетических пестицидов, в том числе в питомниках. Вопрос о применении химических препаратов рассматривается также в п.п. 6.6 и 6.7.
10.8 В дополнение к соответствующим системам мониторинга, обозначенным в принципах 8, 6 и 4, мониторинг лесных культур должен включать регулярную оценку потенциальных экологических и социальных последствий этих мероприятий (например, характер естественного возобновления, влияние на состояние водных ресурсов и плодородие почв, наличие выгод и изменение благосостояния местного населения) как на территории, где проводятся лесотехнические мероприятия, так и вне нее. Такой мониторинг должен соответствовать масштабам и разнообразию мероприятий. Не допускается широкомасштабное использование тех видов, для которых не создавалось местных опытных лесных культур и/или нет данных, свидетельствующих о том, что эти интродуценты хорошо адаптируются к местным условиям, не будут иметь тенденции к неконтролируемому распространению и не окажут негативного воздействия на другие экосистемы. При отводе земель под лесные культуры особое внимание должно уделяться социальным аспектам, в особенности, когда это касается соблюдения прав местного населения на владение, пользование и доступ к ресурсам.
10.9 Как правило, лесные культуры, созданные на месте естественных лесов после ноября 1994 г., не должны сертифицироваться. Однако, лесные культуры сертификат могут быть сертифицированы, если есть достаточно свидетельств тому, что владелец/пользователь не несет ответственности прямо или косвенно за эту смену.
Заключение
Очевидно, что сегодня именно лесопромышленнику необходима система поддержки принятия решений, потому что стандартная не удовлетворяет здравого человека никак. При этом лесопромышленник не обязан разбираться во всех тонкостях лесного дела - это функция лесника, лесопромышленнику достаточно четко сформулировать свои экономические интересы, понимать очередность вкладывания денег, ему, по сути дела, нужен хороший бизнес-план для того, чтобы грамотно инвестировать свой бизнес. И гарантировать бизнес лесопромышленники смогут только одним способом, если у них будет возможность самостоятельно вести полный цикл хозяйства. Только заинтересованный человек будет правильно сажать, только заинтересованный человек будет вкладывать в рубки ухода за лесом, потому что они приносят прибыль. Пойти и срубить - это не бизнес, сейчас это понимает большинство лесозаготовителей.
То, что лесное хозяйство как цикл, как бизнес не организовано, несет очень большую угрозу нашему лесному бизнесу. Однако чтобы активно переводить его на интенсивную модель, понадобятся немалые инвестиции, которые должны иметь гарантии окупаемости. Это, естественно, тормозит наших промышленников, они, хотя и желают, но не спешат вкладывать средства в долгосрочный лесной бизнес, в то время как лесхоз, для которого фактическим источником дохода являются рубки ухода, подрывает на корню всю экономическую пирамиду. Сложился порочный круг, из которого непременно нужно вырываться, иначе вскоре лесной фонд будет доведен до критического состояния, организация лесного бизнеса в России станет на порядок тяжелее и будет под силу только крупным российским или международным компаниям, которые имеют возможность работать на перспективу.
Уже сейчас в модельном лесу подготовлены демонстрационные участки по разным видам рубок и возобновления как примеры будущей технологии. К весне следующего года проект "Псковский модельный лес" сможет предложить лесопромышленнику схему ведения хозяйства по полному циклу с конкретными рекомендациями по системе долгосрочного планирования. Будут разработаны: технологическая схема рубок и восстановления; районированные нормативы проведения рубок ухода по интенсивной модели. Будут даны рекомендации по всем вопросам, связанным с экологической политикой лесопромышленника. Будут просчитаны инвестиции и обязательно учтен социальный аспект. Этой схемой ведения лесного хозяйства смогут пользоваться не только участники проекта, но, при определенных уточнениях, все, кто заинтересован в развитии своего бизнеса.
Список литературы:
1. Астратова Г., Семин А. Маркетинг как инструмент потребительского рынка продовольственных товаров//Маркетинг. — 1998. — № 4. — с. 3—5.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
3. Оптовый вестник (справочник) — № 46. — 1999.
4. Робинсон К. То, что Вы всегда хотели знать о маркетинговых исследованиях, но никогда не решались спросить//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1996. — № 1. — с. 8—10.
5. Россия. Торговля: справочник. — М.: Бизнес-карта. — 1998. — 125 с.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.