Источником вторичных данных служили издания периодической печати [3], [4], [6]. Сбор первичной информации проводился с использованием метода глубинного интервью с директорами и топ-менеджерами фирм, выступающих на рынке дикорастущей пищевой продукции леса, прошедшей первичную переработку. Данный метод выбран по следующим причинам:
w тема затрагивает личные взгляды (например, взгляд на переспективы развития рынка дикорастущей пищевой продукции леса, прошедшей первичную переработку);
w тема касается способности к индивидуальному принятию решений (например, покупка товаров промышленного назначения, сырья для производства);
w “популяция” слишком мала и труднодоступна (руководящие работники высшего звена).
При анализе специализированных периодических изданий [3], [4], [6] были найдены телефоны и адреса 40 фирм разных форм собственности, выступающих на рынке плодоовощной продукции г. Москвы. Сбор первичной информации начался с телефонного опроса найденных фирм. Были выявлены те из них, которые имеют в ассортименте дикорастущие грибы и ягоды или продукцию из них. Опрос показал, что лишь 6 из 40 (т.е. 15%) фирм, выступающих на рынке плодоовощной продукции г. Москвы, являются покупателями дикорастущей пищевой продукции леса, прошедшей первичную переработку. Дальнейший сбор информации происходил в процессе личного общения с руководителями этих фирм, которым были заданы следующие вопросы:
1. Назовите средний годовой объем закупки/продажи дикорастущих грибов и ягод по видам.
2. Как распределяются закупки/продажи дикорастущих грибов и ягод по сезонам в процентах от годового объема?
3. Каковы закупочные цены на дикорастущие ягоды и грибы, закупаемые вашей организацией (по видам и по сезонам)?
4. Что вы можете сказать о насыщенности данного рынка?
5. Как, по-вашему, изменится спрос вашей организации на грибы и ягоды при повышении цены на них, например, на 20%?
6. Назовите наиболее перспективные товарные позиции.
7. По каким товарным позициям вы хотели бы расширить свой ассортимент?
Результаты обработки полученных ответов таковы. Емкость исследуемого рынка составляет: солено-отварных грибов — 200 т/год; сушеных грибов — 10 т/год; клюквы — 250 т/год; брусники — 200 т/год; черники — 100 т/год; рябины красной — 50 т/год.
Закупка дикорастущей пищевой продукции распределяется по сезонам следующим образом: лето — 25%, осень — 70%, зима — 5%.
Значительное колебание цен объясняется сезонной динамикой продаж и высокими затратами на хранение. Поэтому зимой они могут вырастать более чем в 2 раза по сравнению с осенне-летним периодом.
По оценкам наших респондентов, спрос на дикорастущую пищевую продукцию леса, прошедшую первичную переработку, предъявляемый оптовыми покупателями, вследствие ненасыщенности рынка и значительного потребительского спроса на розничном рынке является неэластичным.
Наибольшим спросом у оптовиков среди грибов пользуются солено-отварные белые, маслята, лисички и рыжики, что объясняется пищевой ценностью этих грибов, а также более высоким сроком их хранения в обработанном виде. Чуть меньшим спросом пользуются те же грибы в сушеном или замороженном виде, солено-отварные волнушки, моховики, белые и черные грузди. Среди ягод наиболее популярны у оптовиков замороженная черника, замороженные и свежие морошка, земляника и голубика.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
— на рынке дикорастущих грибов и ягод, прошедших первичную переработку, спрос на сегодняшний день превышает предложение;
— существует значительный спрос на солено-отварные белые грибы и мороженые морошку, голубику, землянику. Несмотря на это, перечисленные ягоды на рынке практически отсутствуют.
Необходимо отметить еще некоторые особенности рынка дикорастущей продукции леса, полученные из личных бесед с руководителями оптовых фирм:
— основной объем оптовых закупок производится в осенне-летний период. Пик продаж приходится на период с Нового года до Пасхи, что объясняется необходимостью пополнения рациона витаминами, национальными и религиозными особенностями (великий пост);
— рынок дикорастущих грибов и ягод, прошедших первичную переработку, является в настоящий момент растущим. По некоторым экспертным оценкам, в ближайшее время следует ожидать значительного увеличения товарооборота и появления на рынке большого количества новых коммерческих структур.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.