Количественные показатели рынков ИТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Российский рынок информационных технологий (ИТ) в настоящее время переживает стадию раннего роста, что хорошо видно из данных таблицы 1. Из тех же данных видно, что ближе всех к России стоит Польша, где фундаментальные показатели рынка меньше всего (хотя и весьма значительно) отличаются от российских. Думается, что именно поэтому польский опыт может представлять интерес для российских компаний, работающих на рынке ИТ, как возможный образ ближайшего будущего российского рынка. В этой главе мы постараемся, как раз на опыте Польши, обрисовать дальнейшие перспективы развития высокотехнологичного рынка в России. И, как следствие, эффективность или бессмысленность финансовых вложений в это направление бизнеса.

Таблица 1.

Страна/регион Доля ИТ в валовом внутреннем продукте (1995) Расходы на ИТ на душу населения (1995), долл.США Среднегодовой темп роста рынка ИТ, 1996-98
Россия 0.4% 19 15.8%
Польша 0.9% 34 12.2%
Венгрия 1.6% 76 8.9%
Словакия 1.8% 66 10.8%
Чехия 2.8% 145 7.3%
Западная Европа 2.0% 472 7.4%

 

Источник: European Information Technology Observatory

Для фазы раннего роста характерны относительно высокие темпы роста рынка, большое количество новых игроков, пытающихся освоить рынок, и главным образом неценовые методы конкуренции. Очень часто лидер рынка выявляется уже на этой стадии. В большинстве случаев таким лидером становится фирма, которая оказывается в состоянии расти быстрее, чем рынок. Специалисты отмечают несколько основных тенденций развития рынка услуг системной интеграции в Польше:

Укрупнение проектов (табл. 2)

Промышленные предприятия, государственные организации и финансовые институты нуждаются во все более и более сложных и дорогостоящих системных решениях и располагают средствами, достаточными для приобретения таких решений.

Крупнейшие польские проекты в области ИТ

Таблица 2.

Год Заказчик Стоимость, млн.долл. Число центров Число пользователей
1992 Национальная лесная служба 12 100 1.500
1992 Агентство печати Ruch 35 100 3.000
1993 TPSA (национальный оператор связи) 90 106 4.000
1995 PKP (железные дороги) 18 340 6.000
1995 Банк BPH 30 17 1.000
1995 Министерство труда 50 400 12.000
1995 Таможенное ведомство 100 350 10.500
1995 Страховая компания PZU 110 400 18.000
1996 Страховая компания Warta 50 75 2.000
1997 Департамент социального обеспечения 185 300 23.000

 

По оценкам компании Prokom, крупнейшего в Польше системного интегратора, полная стоимость крупных ИТ-проектов в 1998-2002 годах превысит 6 миллиардов долларов. (Для сравнения: полный объем польского рынка ИТ в 1996 году оценивался в 1.3 миллиарда долларов.)

Очевидно, что в проектах такого масштаба не может быть и речи о предоплате. Оплата услуг системного интегратора осуществляется по мере реализации конкретных фаз проекта. На практике это означает, что системный интегратор должен иметь объем собственных средств, позволяющий ему автономно вести операции (включая поставку аппаратного обеспечения) в течение нескольких месяцев.

Опережающий рост рынка услуг.

Спрос на услуги в области информационных технологий (проектирование, установка, настройка, обучение, техническая поддержка, консультирование и пр.) растет гораздо быстрее, чем на аппаратное и программное обеспечение. Аналитики отмечают, что рентабельность услуг значительно выше, чем производства или торговли. В то же время, услуги значительно сложнее продавать ввиду их нематериальной природы. Эта проблема хорошо известна во всем мире, но особую остроту она имеет в посткоммунистических странах. Решить такую проблему можно только путем проведения активной (а, следовательно, дорогостоящей) программы маркетинга.

Предложение

В условиях, когда спрос растет в основном за счет крупных заказов, фирмы, предлагающие услуги системной интеграции, также вынуждены расти. При этом рост происходит как по горизонтали (фирмы способны реализовывать все более и более крупные проекты), так и по вертикали (расширяется гамма предлагаемых фирмами товаров и услуг).

Осознание необходимости быстрого роста спровоцировало волну крупных слияний и поглощений на польском рынке ИТ в 1996-98 годах:

системный интегратор Prokom приобрел компанию Koma, также занимающуюся системной интеграцией;

разработчик банковского программного обеспечения Softbank продал контрольный пакет своих акций компании ICL-Fujitsu;

группа ComputerLand приобрела компании CSBI (управленческие информационные системы) и Elba (банковское программное обеспечение);

канадская компания AGISS приобрела фирму Computer Communication Systems (поставщика сетевых решений) и две ее дочерние компании, CCS Software и CCS Cabling.

Серьезная проблема, с которой в той или иной степени столкнулись все польские системные интеграторы — это недостаток квалифицированных кадров как у самих системных интеграторов, так и у их клиентов. Единого решения этой проблемы на сегодня не найдено. В частности, Prokom готовит специалистов совместно с рядом высших и средних специальных учебных заведений Польши, а группа ComputerLand организовала в своем составе компанию OSI CompuTrain, специализирующуюся на подготовке пользователей и специалистов.

Структура рынка

По сведениям польской редакции журнала ComputerWorld, системной интеграцией в Польше в 1996 году занималась 131 фирма. Данные о десяти крупнейших системных интеграторах представлены в таблице 3.

Интересно отметить, что несмотря на явно доминирующее положение всего двух компаний, польский рынок системной интеграции все еще нельзя считать монополизированным. Индекс Герфиндала, рассчитанный автором по данным табл. 3, составил 706. Для сравнения: антимонопольное управление Министерства юстиции США считает слабо монополизированными рынки, на которых индекс Герфиндала не превышает 1400. Сильно монополизированными считаются рынки, где индекс Герфиндала превышает 1800.

Крупнейшие системные интеграторы Польши

Таблица 3

Компания Объем услуг системной интеграции (1996), млн.долл. Доля рынка Число сотрудников
Prokom/Koma 48.7 19.0% 920
ComputerLand/CSBI 39.4 15.4% 567
Apexim 13.7 5.4% 153
Optimus 10.0 3.9% 612
Digital Equipment Polska 10.0 3.9% 100
COIG 9.8 3.8% 703
IBM Polska 8.9 3.5% 184
ATM Warszawa 7.9 3.1% 106
CCS Wroclaw 6.5 2.5% 107
Lumena Warszawa 6.4 2.5% 46

Источник: ComputerWorld/Poland

По мнению аналитиков, в системной интеграции польские фирмы имеют значительное стратегическое преимущество перед иностранными конкурентами, в первую очередь благодаря отсутствию языкового барьера и наличию собственных продуктов или локализованных версий с польским интерфейсом. В самом деле, даже компания Optimus, основной род деятельности которой — производство персональных компьютеров (системная интеграция составляет 6.3% объема реализации компании), успешно удерживает долю рынка, равную Digital Equipment и большую, чем у IBM.

Следует также отметить, что относительно невысокая доля рынка иностранных системных интеграторов хорошо коррелирует с относительно небольшим размахом прямых иностранных инвестиций в Польше. Транснациональные корпорации и крупные финансовые институты пока не развернули массированных операций в Польше и, соответственно, не привели за собой системных интеграторов, связанных с ними глобальными контрактами. Одно из немногих исключений — компания Sanchez Computer, открывшая отделение в Польше после заключения глобального контракта с банком ING Barings.

Эта тенденция, кстати, имеет еще больший вес в России — по итогам 1997 года валовой объем прямых иностранных инвестиций в России сравнялся с соответствующим показателем... Перу.

Первые выводы

Первые выводы кажутся неутешительными — быть системным интегратором становится все дороже. Системный интегратор сталкивается с необходимостью финансировать оборотный капитал, программу маркетинга, подготовку кадров, а то и вовсе покупку конкурента или смежника. Возникает логичный вопрос:

Как все это финансировать.

И вот тут начинается польская реальность, которая для России пока выглядит фантастикой.

Optimus привлек 55 миллионов злотых (24.3 миллиона долларов) путем публичного предложения своих акций в августе 1994 года. Такое финансирование, не обремененное ссудными процентами, позволило компании в период 1994-96 годов наращивать объемы реализации в среднем на 68% в год. Можно предположить, что такой рост оказался возможным не в последнюю очередь благодаря торговому кредиту, который Optimus смог предложить продавцам изготовленных им компьютеров.

Группа ComputerLand, исчерпав внутренние финансовые ресурсы удвоением объемов реализации в 1994 году, провела публичное предложение своих акций в октябре 1995 года, собрав таким образом 58.3 миллиона злотых (24 миллиона долларов). Среднегодовой рост объемов реализации в 1995-96 годах составил 70%. По итогам 1996 года прирост курсовой стоимости акций ComputerLand оказался самым высоким среди всех акций, обращающихся на Варшавской фондовой бирже, за что компания получила специальную награду от исполнительного директора биржи.

И, наконец, хит сезона 1997 года — публичное предложение акций и глобальных депозитарных расписок провел Prokom. Размещение завершилось 10 декабря 1997 года, эмиссионный доход составил 202.5 миллиона злотых (57.9 миллиона долларов). Акции компании начнут котироваться на Варшавской бирже в течение восьми недель после завершения размещения, а глобальные депозитарные расписки уже котируются на Лондонской международной фондовой бирже.

Что же требуется от компании, желающей таким образом привлечь финансирование? Прежде всего, компания должна быть достаточно крупной. Однако, учитывая быстрый рост рынка ИТ, требования к размеру системного интегратора, желающего пройти публичное акционирование, могут быть значительно ниже, чем в большинстве отраслей.

Далее, компания должна юридически существовать в форме открытого акционерного общества, что позволит инвесторам свободно продавать и покупать ее акции.

И, наконец, компания и ее руководство должны быть готовы к открытым, доверительным отношениям с инвесторами. Несмотря на кажущуюся простоту, концепция открытости в отношениях с инвесторами — вещь достаточно сложная. Крупные акционеры должны иметь возможность назначить своих представителей в Совет директоров компании, а сама компания должна своевременно публиковать свою финансовую отчетность (предпочтительно с соблюдением IAS — международных стандартов бухгалтерского учета), достоверность которой подтверждена известной в международных деловых кругах аудиторской фирмой.

В большинстве случаев публичное акционирование проходит при участии инвестиционного банка — финансового посредника, специализирующегося на продаже новых выпусков ценных бумаг. Инвестиционный банк выполняет несколько основных функций в процессе проведения публичного акционирования:

подготовка к листингу акций на бирже или в торговой системе;

регистрация необходимой документации в органах государственного регулирования рынка ценных бумаг;

подготовка аналитических материалов по компании и отрасли для распространения среди потенциальных инвесторов;

представление компании потенциальным инвесторам путем проведения серии презентаций в финансовых центрах страны и мира;

Для компаний меньшего размера по-прежнему актуально выглядит продажа блокирующего или контрольного пакета акций венчурному инвестору. В этом отношении, однако, в России сегодня возможностей ничуть не меньше, чем в Польше.

Выводы и следствия

Помимо общих соображений о глобальном характере экономических законов, вызывающих к жизни разделение труда и специализацию, можно привести и более практический аргумент: сколько неработоспособных систем корпорация может позволить себе приобрести взамен нынешней неработоспособной системы? Ошибки отделов автоматизации уже сегодня стоят гораздо дороже, чем привлечение стороннего системного интегратора.

Объем российского рынка информационных технологий за ближайшие два-три года возрастет на 50%, во многом за счет крупных проектов стоимостью в десятки миллионов долларов. Этот рост рынка создаст предпосылки для возникновения нескольких по-настоящему крупных системных интеграторов, в том числе путем слияния или поглощения. Рост объемов реализации таких системных интеграторов при наличии соответствующего финансирования вполне сможет составить 50-70% в год.

Такое финансирование, в свою очередь, возможно только при проведении публичного акционирования или привлечении венчурного инвестора. Долговое финансирование (если его вообще удастся привлечь) не принесет должного эффекта ввиду высоких процентных ставок.

Компании, которые сумеют разработать грамотную маркетинговую стратегию, подкрепленную адекватным финансированием, смогут безраздельно владеть наиболее привлекательным сегментом российского рынка ИТ. Учитывая больший абсолютный размер этого рынка, можно предположить, что в группе лидеров окажется порядка пяти компаний.

Выше были изложены долгосрочные перспективы развития Интернет и электронной коммерции в России. А как же обстоят дела сегодня? Вот несколько фактов и цифр. По некоторым оценкам, уже около 1 млн. человек в нашей стране попробовало делать покупки через Интернет. Оборот электронной коммерции превысил 300 млн. долларов. В этом году, с установкой интернет-шлюзов на ведущих биржах страны, началось бурное распространение интернет-трейдинга, что в принципе создает объективные предпосылки для упрощения выхода частных инвесторов на российский фондовый рынок - естественно, при решении определенного круга вопросов, связанных в первую очередь с законодательным обеспечением коммерческой деятельности в Интернете.

Этот год стал поворотным для банков и страховых компаний, которые, осознав, что инвестиции в интернет-технологии - это не только затраты, но и новые преимущества в бизнесе, начали запускать собственные системы интернет-банкинга и онлайнового страхования. Этим же путем пошли несколько раньше и крупнейшие иностранные компании, так что можно говорить о том, что мы движемся в рамках общемировых тенденций развития рынка. В целом, итоги года для "новой экономики" в России вполне оптимистичны. Сеть становится обыденным средством связи для все большего числа людей, и это - залог дальнейшего развития. Интернет перестал быть только игрушкой и развлечением, а все активнее превращается в инструмент управления бизнес-процессами, интегрируется с локальными автоматизированными системами, позволяет повысить качество услуг. А это становится существенным аргументом в конкурентной борьбе, когда ценовые методы практические исчерпаны.

Для американского же ВТ-рынка прошедший год стал временем своеобразного "водораздела". Завышенные ожидания инвесторов на фоне общей перегретости рынка привели к резкому падению цен на бумаги компаний, как только весь рынок в целом проявил признаки неуверенности - первыми жертвами пали ВТ-фирмы. Этот вполне закономерный процесс отсеивает слабых и дает возможность сосредоточиться на самых перспективных проектах и технологиях. Каковы причины этого спада, насколько сильно эти факторы будут проявляться в ближайшем будущем, в какой мере определять динамику американского рынка - ответ на этот вопрос занял бы слишком много времени и вполне мог бы быть представлен в виде отдельного аналитического исследования. Если говорить кратко, то основным фактором, повлиявшим на развитие американского рынка "новой экономики", стало замедление темпов роста экономики США, что насторожило инвесторов. Рынки высоких технологий конкретных стран не являются изолированными сферами и входят составными частями в национальные единичные рынки, а в конечном итоге в общемировую экономическую систему. Поэтому на них оказывают влияние те же факторы, которые влияют и на традиционную экономику. Российская экономика, наоборот, в этом году развивалась достаточно стремительно, что создало благоприятные условия для отечественных ВТ-предприятий. Важно понимать, что прогресс высокотехнологических компаний напрямую зависит от ситуации в традиционном секторе экономики и не может быть самодостаточным процессом. В наступающем году нас ожидает закрытие российских компаний, изначально рассчитанных на "проедание инвестиций" - это тоже процесс вполне закономерный. Выживут сильнейшие - производители конкурентоспособных, имеющих рыночную перспективу продуктов с грамотным построением бизнес-процессов - от разработки концепции до оперативного управления. Все остальное будет зависеть от макроэкономических показателей и прежде всего от покупательной способности населения. Такие же меры требуются и для облегчения выхода ВТ-компаний на фондовый рынок, а если быть точным, то для создания условий, необходимых для его существования. Рынка акций отечественных ВТ-предприятий пока не существует.

Главную причину можно сформулировать кратко: необходимо предоставление определенных гарантий инвесторам. Без этого условия бессмысленно обсуждать перспективы развития ценных бумаг российских ВТ-компаний. Кроме того, требуется создание российской торговой системы для акций ВТ-компаний, подобной Nasdaq. Это необходимая составляющая "новой экономики", которая без нее неполноценна - "свой" фондовый рынок необходим ВТ-предприятиям в силу специфики их бизнеса. Если идея будет достойно реализована - мы, безусловно, это поддержим. При размещении акций важно не только и не столько устойчивое положение компании, сколько общая конъюнктура рынка, готовность инвесторов вкладывать деньги в этот сегмент. А доверие инвесторов зависит от целого ряда факторов, в числе которых благоприятные макроэкономические перспективы региона, надежная законодательная защита прав акционеров, общий рост рынка.

Какова ситуация на текущий момент? Положительная динамика развития экономики в России в 2000 году западными инвесторами напрямую увязывается с всплеском цен на мировых сырьевых рынках, и существуют сомнения, что при снижении цен нам удастся сохранить темпы роста. Инвесторы по-прежнему бесправны. Общие тенденции на мировых фондовых рынках можно определить как "предкризисные". Выходит, что ни одна из необходимых предпосылок пока не соблюдена, поэтому спрос отсутствует даже на акции признанных лидеров российской традиционной экономики. Кроме того, необходимым условием успешного первичного размещения акций является финансовая открытость компании, (к которой многие в России пока не готовы), а также наличие минимальных активов, которые бы служили своеобразным залогом под инвестиции. Особенностью многих ВТ-компаний, в том числе и в России, является то, что их основные активы состоят из технологий и других продуктов интеллектуальной собственности, а это в кризисных ситуациях очень малоликвидная база. Мы уже не говорим о показателе прибыльности, столь важном для оценки компании при размещении. В этом колоссальная проблема - даже компании, которые можно считать готовыми, для того, чтобы стать публичными, недооценены; а, соответственно, и выходить на рынок не будут. Вообще, в настоящее время перспективы публичного размещения акций компании как способа привлечения инвестиций выглядят достаточно неопределенными, если не сказать малопривлекательными. Потребность в инвестициях имеет любая компания, в том числе и компьютерная. И она может их привлечь при определенных условиях - если имеет прибыльный, стабильно работающий бизнес и располагает грамотным менеджментом, способным эффективно распорядиться дополнительными средствами для его развития. Но, кроме этого, есть и внешние факторы, определяющие успешность этого процесса.

До недавнего времени, например, размещение акций в США выглядело весьма перспективно. Одно словосочетание hi-tech приводило инвесторов со всего мира в благоговейный трепет: ежемесячно первичные размещения своих акций проводили десятки компаний. Время показало, что ожидания рынка были явно завышенными и не соответствовали перспективам реального бизнеса высоких технологий, который, безусловно, развивается, но не столь стремительными темпами, какие можно было предположить совсем недавно и на какие рассчитывали инвесторы. Разочарование инвесторов в этом сегменте продолжается, и пока нельзя с уверенностью говорить о том, что кризисная тенденция уже преодолена. В России сегодня вывод акций компаний "новой экономики" малоперспективен. Для этого просто нет необходимых условий. Рынок только готовится к этому. Здесь может быть интересен результат реализации заявленной федеральной целевой программы "новая экономика", которая рассматривается правительством и может быть запущена уже в следующем году. Но прогнозировать какие-либо сроки здесь затруднительно.

Российский фондовый рынок, будучи рынком развивающейся страны, пока, к сожалению, очень сильно зависит от ситуации в экономике США, которая определяет настроения инвесторов во всем мире. Эксперты все чаще указывают на тревожные тенденции в американском бизнесе и это является основополагающим сдерживающим фактором. Если новым властям США удастся удержать ситуацию под контролем, то все остальные сложности мы сможем разрешить самостоятельно и у нас появятся первые эмитенты на внутреннем фондовом рынке. Поэтому пока можно говорить только об интересе инвесторов в приобретении крупных долей российских ВТ-компаний. В ближайшее время интерес инвесторов будут привлекать те интернет-компании, которые, помимо "планов развития" и планов по "захвату рынка", имеют реально работающий прибыльный бизнес. Мы ожидали приход в Россию крупных телекоммуникационных компаний из Европы - пока неоправданно, хотя скорее всего именно они должны стать первыми в крупных инвестициях в ВТ.

Если говорить об отдельных сегментах этого рынка, то лучшие шансы на скорый возврат инвестиций имеют разработчики интернет-решений, поставщики информационных и финансовых интернет-услуг. Неплохие перспективы у интернет-предприятий, занятых в секторе "бизнес-бизнес". Говорить о телекоммуникационном рынке нет необходимости, так как этот бизнес хотя и относится к "новой экономике", уже давно является доходным. Хотя наиболее перспективным мне представляется начало предоставления услуг мобильного Интернета и спутникового двухстороннего интернет-провайдинга, особенно для регионов России. Основой для развития наших компаний пока является российский инвестиционный капитал. Его влияние традиционно сильно в банковской сфере, где ногие участники занимаются самостоятельной разработкой

Top 15 Стран по количеству людей, пользующихся Интернетом, 8 июня 20004

место страна пользователей (млн.) %
1. США 135.7 36.2
2. Япония 26.9 7.18
3. Германия 19.1 5.10
4. Англия 17.9 4.77
5. Китай 15.8 4.20
6. Канада 15.2 4.05
7. Ю. Корея 14.8 3.95
8. Италия 11.6 3.08
9. Бразидия 10.6 2.84
10. Франция 9.0 2.39
11. Австралия 8.1 2.16
12. Россия 6.6 1.77
13. Тайвань 6.5 1.73
14. Голландия 5.4 1.45
15. Испания 5.2 1.39
  Всего 374.9 100

Источник: eTForecasts

Необходимых им решений в сфере интернет-коммерции. Если говорить о привлекательности для инвестора российского рынка ВТ в краткосрочной перспективе, - о реальном бизнесе, а не о фондовых спекуляциях, которые часто неоправданно завышают или занижают оценку его перспектив, то здесь ситуация вполне благоприятна. Новые технологии, в том числе связанные с Интернетом, позволяют предприятию добиться значительных конкурентных преимуществ. Падение стоимости акций не отменяет ни технический, ни технологический прогресс. Российские ВТ-предприятия активно развиваются, и инвестиции в бизнес лидеров, безусловно, оправданны.

По количеству пользователей Интернета мы уже в 2000 году занимали уверенно 12, места и тенденция к росту продолжается.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 183.