Аналитический обзор электронной коммерции и предпринимательства в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономисты видят в Интернет-коммерции значительный потенциал для развития в России частного предпринимательства. Несмотря на негативные последствия августовского кризиса, российская Интернет-коммерция развивается и совершает переход от лабораторных экспериментов к созданию инфраструктуры и устойчивых пилотных проектов. При этом, наряду с внешними факторами, затрудняющими развитие И-коммерции (отсутствие эффективной межрегиональной системы доставки, отсутствие у потенциальных покупателей кредитных карточек, отсутствие традиции приобретения товаров по каталогу), внутренние проблемы российской Интернет-коммерции представляются им не менее существенными:

Слабая связь существующих проектов с бизнесом и бизнесменами. Электронную коммерцию в России, в основном, продвигают специалисты по созданию веб-страниц и эксперты по информационным технологиям, а не специалисты по торговле и эксперты по организации бизнеса. В результате - много экспериментальных разработок и крайне незначительное количество Интернет-магазинов, которыми не слишком удобно пользоваться и покупателям и продавцам.

Отставание регионов. Продвижением И-коммерции занимается в настоящая время небольшая группа экспертов из Москвы и Санкт -Петербурга. Кроме упущенных возможностей для развития бизнеса в регионах это может создать препятствия для создания инфраструктуры, необходимой для развития электронной коммерции в России (межрегиональных систем доставки товаров, ассоциаций предпринимателей и т.п.).

Недостаток инвестиций. После августовского кризиса предприниматели крайне осторожно делают инвестиции в долгосрочные проекты. Особенно трудно им решиться на инвестиции в новые и необычные для них Интернет-технологии, без того чтобы "пощупать все собственными руками" и убедиться в их практической применимости.

Розничная электронная торговля в России растет гораздо быстрее, чем ожидали аналитики. В связи с этим финансисты начинают преодолевать свое скептическое отношение к инвестиционным возможностям Интернет-индустрии. О появлении акций интернет-компаний на фондовом рынке говорить пока еще рано, но следить за этим сектором необходимо.

До последнего времени инвестиционные компании почти не реагировали на интернет-бум, наблюдавшийся в России с начала 2000 г. Все инвестиции совершались от имени венчурных капиталистов. Опыта публичных инвестиций в этом секторе нет.

Впрочем, за последние месяцы сразу две инвестиционные компании - Brunswick UBS Warburg и Тройка-Диалог - выпустили объемные отчеты о развитии Интернета в России, и в особенности электронной коммерции. Финансисты оговариваются, что конкретные планы по выходу Интернет-компаний на публичный фондовый рынок строить пока рано. Но приучать инвесторов к Интернет-бизнесу пора. Мы твердо верим, что в последующие годы наиболее впечатляющие инвестиционные возможности в России появятся в этом пока не изученном секторе, - пишут специалиста Brunswick UBS Warburg.

По оценке этой компании, в прошлом году вся Интернет-экономика в России имела оборот всего $250 млн, причем 80% этой суммы - плата за доступ в Сеть. $2 млн пришлось на баннерную рекламу $3 млн - на электронную коммерцию (так называемый сектор business to customer, B2C).

На порядок больше - $30 млн - составил оборот электронного бизнеса между предприятиями (сектор business to business, B2B), в основном это продажи информационных услуг и оргтехники. Однако внимание аналитиков привлекла именно розничная торговля в Интернете - бизнес более прозрачный и более динамичный.

Прогнозы обеих компаний на ближайшее будущее и даже на текущий год сильно различаются. По данным Тройки-Диалог, траты россиян в Сети в этом году будут расти в связи с тем, что потребители начнут делать покупки через Интернет. Однако этот рынок быстро будет исчерпан, рост прекратится - просто из-за того, что прирост новых пользователей будет невелик. Пессимистический прогноз Тройки-Диалог обещает оборот сектора B2C в размере $15,9 млн в 2000 г. и $61,2 млн в 2003 г. (оптимистический прогноз этой компании составляет $19,4 млн и $160 млн соответственно). По мнению специалистов Brunswick UBS Warburg, эти цифры должны быть выше: $17 млн и $900 млн соответственно.

Несмотря на то что в секторе B2B ожидаются в несколько раз большие обороты, аналитики считают розничную торговлю в Интернете перспективным объектом инвестиций. Причем, по мнению Тройки-Диалог, наиболее привлекательны чисто сетевые магазины, а не Интернет-приложения к офлайновым торговым фирмам. Причина в том, что их бизнес может легко масштабироваться, приспосабливаться к резкому увеличению числа посетителей.

Отмечается, что в России имеется более 400 электронных магазинов, причем в ближайшее время появится еще 50. Из них не более половины реально ведут бизнес и только 20 имеют месячный доход более $5000, Крупнейшим из них мог бы считаться Depo.ru (доход $300 000 в месяц), однако его создатели, группа компаний IBS, упорно отказываются называть его электронным магазином. Они относят Depo.ru к классу B2B на том основании, что он не работает с частными лицами, а оплата товара принимается только по безналичному расчету.

На этом фоне неожиданностью стало сообщение холдинга eHouse о том, что оборот входящих в него магазинов Dostavka, Megashop, Bolero и Wstore составил $5,7 млн за первую половину 2000 г. Это гораздо больше, чем мы могли ожидать, - говорится в отчете Тройки-Диалог.

Несмотря на общий скептический настрой аналитиков относительно ближайших перспектив сектора B2C, они отмечают, что главным препятствием является неразвитость инфраструктуры Интернета.

Постоянные перемены - это единственная неизменная характеристика данного рынка, - пишут аналитики Brunswick UBS Warburg. - Преимущество первопроходцев и сильные рыночные позиции в настоящий момент никому не гарантируют лидерства в будущем.

В целях обеспечения экономического развития и внесения необходимых изменений в соответствующее законодательство необходимо оценить те преимущества, которые могут быть получены от возможного развития рассматриваемой отрасли. Преимущества электронной коммерции довольно широки: от повышения качества социальных программ до увеличения базы налогообложения.

Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей силы. Развитие электронной торговли окажет позитивное влияние на структуру и функционирование российского рынка труда. Во всем мире электронная торговля служила мощным импульсом к созданию новых рабочих мест. Так, например, в США с 1993 г. в рамках индустрии высоких технологий было создано более миллиона новых рабочих мест. Россия располагает высококвалифицированной рабочей силой технического профиля. По мере развития отечественные кадровые ресурсы смогут быстро и эффективно адаптироваться с учетом необходимых изменений в осуществлении бизнеса, создав большие возможности для увеличения объема валового национального продукта (ВНП); возрастет доход на душу населения, увеличится размер налогооблагаемой базы, а также снизится вероятность «утечки мозгов» из России. За счет электронной торговли существенно увеличится объем занятости по следующим специальностям: технические программисты, web-дизайнеры и сервис-провайдеры, а также логисты, товароведы и прочие специалисты по web-рекламе.

Рост экспортного капитала. Потенциал экспорта товаров и услуг может многократно увеличиться, при условии, что этому не будут препятствовать законодательные ограничения. После финансового кризиса августа 1998 г. многие российские производители получили преимущества, позволяющие им конкурировать с иностранными компаниями, осуществляющими импортные поставки товаров. Эти преимущества сначала были связаны с ценой товара, а впоследствии большие поступления вырученных средств привели к увеличению капиталовложений и улучшению качества товара (в особенности это касается производства продуктов питания). По мере укрепления позиций национальной промышленности и повышения качества товаров российские компании могут распространять свою продукцию и в других странах. Электронная коммерция может сыграть решающую роль в маркетинге и продаже товаров российских компаний за рубеж, а в итоге национальные предприятия получат возможность расширяться, увеличив тем самым базу налогов и доходов государства.

Расширение видов деятельности. Электронная коммерция помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и найти способы наименьших затрат. В США малые предприятия, использующие Интернет, растут на 46% быстрее чем те, которые его не использует. Электронная коммерция также полезна для производителей и потребителей в силу того, что она помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Компаниям уже не требуется поддерживать излишний персонал. Виртуальные магазины и торговые площадки, а также контактные адреса в Интернете позволяют приблизить места хранения товаров к месту их непосредственного производства, тем самым ускоряя их распространение и уменьшая связанные с этим затраты. Интернет и электронная коммерция увеличивают рекламные возможности по всему миру, в результате все легче становится рекламировать товары, а сама реклама становится все более глобальной. Данное обстоятельство может быть особенно важным для российских предприятий, которые традиционно испытывают трудности в поиске покупателей за рубежом. Еще одним положительным моментом для России является то, что электронная коммерция позволяет осуществлять ряд работ, таких как разработка программного обеспечения и технические услуги, непосредственно по месту нахождения консультантов, а не в той стране, в которой требуются соответствующие услуги. Это облегчит продажу российских услуг, которые до последнего времени значительно отставали ввиду ограничений, связанных с передвижением физических лиц. В итоге российские граждане получат новые рабочие места и более высокую заработную плату, а государство получит больше налогов с физических и юридических лиц и чистую прибыль. Помимо существенной суммы сделок электронной коммерции (которая с учетом наметившихся тенденций в 2001 г. должна в России превысить 6 млн. долл. США), Интернет-экономика сформирует свою инфраструктуру: аппаратное компьютерное обеспечение, услуги менеджеров, обеспечение безопасности, бухгалтерское обеспечение и обслуживание клиентов. Преимущества электронной коммерции очевидны. Тем не менее, важно отметить, что ее развитие не обходится без потенциальных рисков, среди которых мошенничество, уклонение от налогообложения, несоблюдение конфиденциальности, нарушение прав интеллектуальной собственности. Хотя эти риски характерны и не только для электронной коммерции. Несмотря на то, что эти риски реальны и потенциально они могут осложниться по мере развития электронной коммерции. В настоящее время компаниям и правительствам разных стран удается регулировать их таким образом, который не дает разрушить электронную коммерцию. Правительства и частные лица во всем мире уже формируют коалиции с целью совместной выработки соответствующих решений для урегулирования потенциальных угроз электронной коммерции.

Преимущества для государственного бюджета. Целью развития экономической структуры России является создание более широкой базы получения доходов. По мере того, как участие России в электронной торговле будет расширяться, увеличение доходов от налоговых поступлений может стать одним из многих прямых преимуществ. Для того, чтобы расширить базу налогообложения, России предстоит разрешить еще много вопросов. Первым из них станет вопрос о поддержании тонкого баланса между сохранением базы налогообложения при наличии не отслеживаемых электронных сделок и одновременным стимулированием развития электронной коммерции на местном уровне. Феномен электронной коммерции повлек за собой целый блок налоговых вопросов международного характера. Государства быстро осознали, что осуществление электронных сделок создает много трудностей для действующих налоговых органов ввиду анонимности электронной торговли, отсутствия возможности отследить сделки, а также пресечения границ с помощью телефонных линий. Многие государства предприняли меры против потенциального снижения налоговых поступлений, и многие занимаются изучением данного вопроса. Несмотря на то, что эти проблемы пока еще далеки от разрешения, большинство из них четко определены, и международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрабатывают рекомендации глобального характера. ОЭСР, США, Великобритания и ЕС разработали и утвердили четыре основных принципа, а именно: 1. Развитие электронной коммерции должно быть использовано главным образом частным сектором в качестве конкуренции рыночным силам. 2. Государственное вмешательство, по мере его необходимости, должно способствовать созданию стабильного международного правового регулирования, предусматривать справедливое распределение дефицитных ресурсов и защищать общественные интересы. Оно может осуществляться только там, где это необходимо, и при этом должно быть ясным, прозрачным, объективным, не дискриминационным, соразмерным, гибким и технологически нейтральным. 3. Электронная коммерция по своей природе имеет глобальный характер. Государственная политика, касающаяся этой области деятельности, должна быть скоординированной и согласованной на международном уровне, а также должна создавать благоприятные условия для международного сотрудничества, основанного на принципах добровольности и консенсуса, с целью ее стандартизации. 4. Налогообложение сделок, осуществляемых в рамках электронной коммерции, должно быть нейтральным по сравнению со сделками, осуществляемыми без использования электронных средств. Налогообложение электронной коммерции должно соответствовать установившимся, международно принятым обычаям и должно осуществляться с наименьшими затратами. С учетом четырех вышеизложенных принципов следующим шагом для России должно стать изучение действующих налогов и схем налогообложения в той мере, в какой это касается электронной коммерции.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 171.