Развитие предринимательства и электронной коммерции в Росси и.
Введение.
Электронная коммерция и предпринимательство – тема не новая, но, к сожалению, очень мало изученная. Из всего обилия аналитической и статистической информации исследователь порой извлекает «крупицу» информации, да и то, она может оказаться безполезной. Однако, это не значит, что изучением электронной коммерцией не стоит заниматься. Актуальность ее на настоящий момент огромна. Все больше и больше компаний находят свое место во всемирной паутине, но им зачастую не хватает информации (звучит пародоксально, учитывая то, что Интернет – это по сути, глобальное информационное пространство), но тем не менее. В данной работе мы попытались в какой-то мере восполнить этот информационный пробел. Мы постарались «пристрастно» проанализировать теоретические и практические аспекты функционирования предприятий в ИТ – секторе. «Пристрастно» – потому что в данном случае принципиально необходимо выразить свою точку зрения на рассматриваемую проблему, а не заниматься пересказом мнений, которые опять-таки зачастую необъективны, хотя и сам автор не претендует на абсолютную объективность.
Глава I-ая посвящена теории. Мы не старались выделить какие-то общие черты, характерные для е-коммерции России, а напротив, попытались рассмотреть мнения многих экономистов и юристов на заявленный вопрос. В конце, автор попытался сформулировать собственное мнение.
Глава II – практическая. В ней освещены вопросы инвестирования в российский ИТ – сектор, что представляется автору одной из ключевых проблем рассматриваемой отрасли. Инвестиции – это «кровь» экономического организма. Мы постарались оценить перспективы решения проблем инвестирования России на примере сравнения ее с Польшей, так как рынки этих двух стран очень похожи. В данной главе дается очень много статистического материала. Автор посчитал целесообразным не выносить его в Приложение, дабы не потерялась наглядность, которая очень важна для понимания рассматриваемых вопросов. Диаграммы и таблицы даны прямо в тексте.
III-я глава теоретико-практическая, это ее название наиболее полно характеризует ее наполнение. Автору представляется невозможным давать какие-либо практические рекомендации без «вкрапления» соответствующих им теоретических аспектов. В данной главе рассмотрены также «юридические препоны», характерные для ИТ сектора.
«Глобальные» выводы сформулированы в заключении.
Автор старался как можно чаще давать в данной работе свою точку зрения, за исключением теоретических аспектов, конечно.
Целью данной работы является выявление «узких» мест в функционировании электронной коммерции в России. Из цели вытекают задачи, которые можно сформулировать следующим образом:
Рассмотреть экномические законы, согласно которым развивается ИТ –сектор в России;
Раскрыть юридическое обоснование фукционирования электронной коммерции;
Проанализировать возможные варианты развития электронной коммерции в России;
Раскрыть проблемы привлечения инвестиций в данную отрасль;
Дать авторскую позицию по тем или иным остро стоящим вопросам.
В качестве источников в данной работе в основном использовались аналитические материалы российской периодики за последние 6 лет. Электронная коммерция переживает сейчас стадию бурного развития, поэтому многотомные энциклопедии, изучающие ее фукционирование и выводящие фундаментальные законы еще не написаны. Анализировать аналитические материалы сложно, но в то же время полезно и интересно, ибо это дает понимание динамики многих процессов. От этих вводных замечаний перейдем к основной части работы.
Какие бывают инвесторы.
Прежде всего, поговорим немного о том, чего хотят инвесторы. На этот вопрос есть один простой ответ: инвесторам нужен доход. Однако, как и многие другие простые ответы, такой ответ принципиально неполный.
Большинство инвесторов полагают, что существует прямая связь между доходностью и рискованностью инвестиций. Другими словами, чем больше предполагаемый доход, тем меньше вероятность его получить. Поэтому нельзя предлагать инвестору больше, чем реально необходимо по соображениям рискованности. С другой стороны, важно понимать, что восприятие риска главы компании может отличаться от восприятия риска инвестором.
Теперь уже можно поговорить собственно об инвесторах.
Коммерческие банки
Как и любой другой инвестор, коммерческий банк заинтересован в снижении своих кредитных рисков. И Ваше предприятие может ему в этом помочь. Если у Вас есть крупный клиент, от которого стабильно поступают платежи по долгосрочному договору, у Вас есть реальная возможность получить банковский кредит под залог будущих платежей по этому договору. Банк, конечно, может потребовать открыть для таких расчетов отдельный счет и поддерживать на нем некоторый неснижаемый остаток. Соглашайтесь, но только на условиях более выгодной для Вас процентной ставки. Дайте банку понять, что более низкая доходность компенсируется значительным снижением риска.
Такое кредитование имеет очень серьезные перспективы и для предприятий, которые ведут большой объем безналичных расчетов с населением (телефонные станции, поставщики электроэнергии и газа). Банк-кредитор вполне в состоянии оценить объем и стабильность таких платежей в прошлом и сделать достаточно точный прогноз этих показателей на будущее.
Инвестиционные банки
Многие российские банки сегодня называют себя "инвестиционными", что, строго говоря, не совсем правильно. С точки зрения непрофессионала, любой банк — инвестиционный: ведь он инвестирует средства, размещенные клиентами на депозитах. Тем не менее, у инвестиционного банка есть очень точное определение — это инвестиционный институт, который занимается размещением новых выпусков ценных бумаг. Правильнее считать инвестиционный банк не инвестором, а финансовым посредником. Компания, желающая разместить (то есть продать) новый выпуск своих акций или облигаций, может привлечь инвестиционный банк для проведения публичного предложения или частного размещения этого выпуска. Очень часто инвестиционный банк привлекают к финансовым проектам на более ранних стадиях их реализации, чтобы специалисты инвестиционного банка помогли руководству компании решить, какого рода ценные бумаги и когда стоит выпускать, чтобы привлечь необходимый объем финансирования на наиболее выгодных условиях.
В мировой практике инвестиционные банки часто привлекают для привлечения финансирования при крупных реорганизациях (акционирование структурного подразделения с организацией на его базе новой компании, слияние двух компаний или поглощение одной компании другой).
Торговые банки
Торговый банк (англ. merchant bank) — явление пока для России невиданное. Торговый банк похож и на коммерческий, и на инвестиционный. Торговые банки имеют очень большой капитал, который позволяет им приобретать ценные бумаги не только для перепродажи, но и как объекты инвестиций. Кроме того, торговые банки оказывают обычные в практике коммерческих банков расчетные и кредитные услуги.
Инвестиционные фонды
Об инвестиционных фондах можно говорить много и долго. Существует великое множество различных организационно-правовых форм инвестиционных фондов. Принято выделять две основные категории инвестиционных фондов: открытые и закрытые.
Открытые фонды допускают увеличение и уменьшение доли инвесторов в них в любое время. Именно поэтому открытые фонды наиболее привлекательны для мелких инвесторов, которые не могут внести в фонд значительные средства и не хотят связывать себя обещаниями оставить эти средства в фонде на значительный срок. Соответственно, открытые фонды стремятся вкладывать деньги своих инвесторов в наиболее ликвидные финансовые инструменты, которые при необходимости очень легко обратить в деньги.
Закрытые фонды, напротив, устанавливают определенные промежутки времени, в течение которых инвестор не имеет права забрать свои деньги из фонда. Многие закрытые фонды имеют очень высокие требования к объему инвестиций и, таким образом, рассчитаны в основном на институциональных клиентов. Закрытые фонды не предъявляют высоких требований к текущей ликвидности инвестиций и поэтому часто достигают более высокой доходности в долгосрочной перспективе.
Важно помнить, что у абсолютного большинства инвестиционных фондов имеется инвестиционная декларация, в которой черным по белому написано, в какие финансовые инструменты фонд имеет право инвестировать. В мировой практике известны фонды государственных облигаций, корпоративных облигаций, денежного рынка, недвижимости и акций. Существуют также сбалансированные фонды, инвестирующие в несколько видов финансовых инструментов.
Стратегические инвесторы
Все инвесторы, о которых мы говорили выше, обладают одним общим свойством — это чисто финансовые инвесторы. Финансовые инвесторы, как правило, не стремятся приобрести крупные (тем более контрольные) пакеты акций, не сильно разбираются в специфике работы предприятий, в которые инвестируют, и не вмешиваются в оперативное управление этими предприятиями. Все это — удел стратегических инвесторов. Наиболее яркий пример стратегических инвестиций в России — это приобретение контрольного пакета акций завода "Новомосковскбытхим" американским конгломератом Procter and Gamble. Инвестор наладил на заводе массовое производство своего стирального порошка "Тайд", а также предоставил рекламную и маркетинговую поддержку новомосковскому порошку "Миф". В настоящее время Procter and Gamble занят перепрофилированием предприятия — закрытием ранее существовавшего на нем лакокрасочного производства и созданием мощностей по выпуску своих традиционных продуктов, в основном моющих и чистящих средств.
Где-то посередине между финансовыми и стратегическими инвесторами стоят венчурные капиталисты и венчурные фонды. Такие инвесторы обычно стремятся приобрести значительную долю в предприятии (обычно 20-40%, иногда больше). Венчурный инвестор, как правило, не имеет своего плана развития предприятия, но требует, чтобы руководство предприятия разработало такой план и в целом придерживалось его в течение инвестиционного цикла. Инвестиционный цикл венчурного инвестора в большинстве случаев — от трех до десяти лет. Венчурный инвестор надеется, что за это время предприятие сможет значительно увеличить свои обороты и прибыли, рыночная стоимость предприятия значительно возрастет, и инвестор сможет выгодно продать свои долю в этом предприятии.
После этих обзорных моментов перейдем собственно к рассмотрению самих инвестиций в электронную коммерцию (или как часто ее называеют в ИТ -–сектор российской экономики).
Как все это финансировать.
И вот тут начинается польская реальность, которая для России пока выглядит фантастикой.
Optimus привлек 55 миллионов злотых (24.3 миллиона долларов) путем публичного предложения своих акций в августе 1994 года. Такое финансирование, не обремененное ссудными процентами, позволило компании в период 1994-96 годов наращивать объемы реализации в среднем на 68% в год. Можно предположить, что такой рост оказался возможным не в последнюю очередь благодаря торговому кредиту, который Optimus смог предложить продавцам изготовленных им компьютеров.
Группа ComputerLand, исчерпав внутренние финансовые ресурсы удвоением объемов реализации в 1994 году, провела публичное предложение своих акций в октябре 1995 года, собрав таким образом 58.3 миллиона злотых (24 миллиона долларов). Среднегодовой рост объемов реализации в 1995-96 годах составил 70%. По итогам 1996 года прирост курсовой стоимости акций ComputerLand оказался самым высоким среди всех акций, обращающихся на Варшавской фондовой бирже, за что компания получила специальную награду от исполнительного директора биржи.
И, наконец, хит сезона 1997 года — публичное предложение акций и глобальных депозитарных расписок провел Prokom. Размещение завершилось 10 декабря 1997 года, эмиссионный доход составил 202.5 миллиона злотых (57.9 миллиона долларов). Акции компании начнут котироваться на Варшавской бирже в течение восьми недель после завершения размещения, а глобальные депозитарные расписки уже котируются на Лондонской международной фондовой бирже.
Что же требуется от компании, желающей таким образом привлечь финансирование? Прежде всего, компания должна быть достаточно крупной. Однако, учитывая быстрый рост рынка ИТ, требования к размеру системного интегратора, желающего пройти публичное акционирование, могут быть значительно ниже, чем в большинстве отраслей.
Далее, компания должна юридически существовать в форме открытого акционерного общества, что позволит инвесторам свободно продавать и покупать ее акции.
И, наконец, компания и ее руководство должны быть готовы к открытым, доверительным отношениям с инвесторами. Несмотря на кажущуюся простоту, концепция открытости в отношениях с инвесторами — вещь достаточно сложная. Крупные акционеры должны иметь возможность назначить своих представителей в Совет директоров компании, а сама компания должна своевременно публиковать свою финансовую отчетность (предпочтительно с соблюдением IAS — международных стандартов бухгалтерского учета), достоверность которой подтверждена известной в международных деловых кругах аудиторской фирмой.
В большинстве случаев публичное акционирование проходит при участии инвестиционного банка — финансового посредника, специализирующегося на продаже новых выпусков ценных бумаг. Инвестиционный банк выполняет несколько основных функций в процессе проведения публичного акционирования:
подготовка к листингу акций на бирже или в торговой системе;
регистрация необходимой документации в органах государственного регулирования рынка ценных бумаг;
подготовка аналитических материалов по компании и отрасли для распространения среди потенциальных инвесторов;
представление компании потенциальным инвесторам путем проведения серии презентаций в финансовых центрах страны и мира;
Для компаний меньшего размера по-прежнему актуально выглядит продажа блокирующего или контрольного пакета акций венчурному инвестору. В этом отношении, однако, в России сегодня возможностей ничуть не меньше, чем в Польше.
Выводы и следствия
Помимо общих соображений о глобальном характере экономических законов, вызывающих к жизни разделение труда и специализацию, можно привести и более практический аргумент: сколько неработоспособных систем корпорация может позволить себе приобрести взамен нынешней неработоспособной системы? Ошибки отделов автоматизации уже сегодня стоят гораздо дороже, чем привлечение стороннего системного интегратора.
Объем российского рынка информационных технологий за ближайшие два-три года возрастет на 50%, во многом за счет крупных проектов стоимостью в десятки миллионов долларов. Этот рост рынка создаст предпосылки для возникновения нескольких по-настоящему крупных системных интеграторов, в том числе путем слияния или поглощения. Рост объемов реализации таких системных интеграторов при наличии соответствующего финансирования вполне сможет составить 50-70% в год.
Такое финансирование, в свою очередь, возможно только при проведении публичного акционирования или привлечении венчурного инвестора. Долговое финансирование (если его вообще удастся привлечь) не принесет должного эффекта ввиду высоких процентных ставок.
Компании, которые сумеют разработать грамотную маркетинговую стратегию, подкрепленную адекватным финансированием, смогут безраздельно владеть наиболее привлекательным сегментом российского рынка ИТ. Учитывая больший абсолютный размер этого рынка, можно предположить, что в группе лидеров окажется порядка пяти компаний.
Выше были изложены долгосрочные перспективы развития Интернет и электронной коммерции в России. А как же обстоят дела сегодня? Вот несколько фактов и цифр. По некоторым оценкам, уже около 1 млн. человек в нашей стране попробовало делать покупки через Интернет. Оборот электронной коммерции превысил 300 млн. долларов. В этом году, с установкой интернет-шлюзов на ведущих биржах страны, началось бурное распространение интернет-трейдинга, что в принципе создает объективные предпосылки для упрощения выхода частных инвесторов на российский фондовый рынок - естественно, при решении определенного круга вопросов, связанных в первую очередь с законодательным обеспечением коммерческой деятельности в Интернете.
Этот год стал поворотным для банков и страховых компаний, которые, осознав, что инвестиции в интернет-технологии - это не только затраты, но и новые преимущества в бизнесе, начали запускать собственные системы интернет-банкинга и онлайнового страхования. Этим же путем пошли несколько раньше и крупнейшие иностранные компании, так что можно говорить о том, что мы движемся в рамках общемировых тенденций развития рынка. В целом, итоги года для "новой экономики" в России вполне оптимистичны. Сеть становится обыденным средством связи для все большего числа людей, и это - залог дальнейшего развития. Интернет перестал быть только игрушкой и развлечением, а все активнее превращается в инструмент управления бизнес-процессами, интегрируется с локальными автоматизированными системами, позволяет повысить качество услуг. А это становится существенным аргументом в конкурентной борьбе, когда ценовые методы практические исчерпаны.
Для американского же ВТ-рынка прошедший год стал временем своеобразного "водораздела". Завышенные ожидания инвесторов на фоне общей перегретости рынка привели к резкому падению цен на бумаги компаний, как только весь рынок в целом проявил признаки неуверенности - первыми жертвами пали ВТ-фирмы. Этот вполне закономерный процесс отсеивает слабых и дает возможность сосредоточиться на самых перспективных проектах и технологиях. Каковы причины этого спада, насколько сильно эти факторы будут проявляться в ближайшем будущем, в какой мере определять динамику американского рынка - ответ на этот вопрос занял бы слишком много времени и вполне мог бы быть представлен в виде отдельного аналитического исследования. Если говорить кратко, то основным фактором, повлиявшим на развитие американского рынка "новой экономики", стало замедление темпов роста экономики США, что насторожило инвесторов. Рынки высоких технологий конкретных стран не являются изолированными сферами и входят составными частями в национальные единичные рынки, а в конечном итоге в общемировую экономическую систему. Поэтому на них оказывают влияние те же факторы, которые влияют и на традиционную экономику. Российская экономика, наоборот, в этом году развивалась достаточно стремительно, что создало благоприятные условия для отечественных ВТ-предприятий. Важно понимать, что прогресс высокотехнологических компаний напрямую зависит от ситуации в традиционном секторе экономики и не может быть самодостаточным процессом. В наступающем году нас ожидает закрытие российских компаний, изначально рассчитанных на "проедание инвестиций" - это тоже процесс вполне закономерный. Выживут сильнейшие - производители конкурентоспособных, имеющих рыночную перспективу продуктов с грамотным построением бизнес-процессов - от разработки концепции до оперативного управления. Все остальное будет зависеть от макроэкономических показателей и прежде всего от покупательной способности населения. Такие же меры требуются и для облегчения выхода ВТ-компаний на фондовый рынок, а если быть точным, то для создания условий, необходимых для его существования. Рынка акций отечественных ВТ-предприятий пока не существует.
Главную причину можно сформулировать кратко: необходимо предоставление определенных гарантий инвесторам. Без этого условия бессмысленно обсуждать перспективы развития ценных бумаг российских ВТ-компаний. Кроме того, требуется создание российской торговой системы для акций ВТ-компаний, подобной Nasdaq. Это необходимая составляющая "новой экономики", которая без нее неполноценна - "свой" фондовый рынок необходим ВТ-предприятиям в силу специфики их бизнеса. Если идея будет достойно реализована - мы, безусловно, это поддержим. При размещении акций важно не только и не столько устойчивое положение компании, сколько общая конъюнктура рынка, готовность инвесторов вкладывать деньги в этот сегмент. А доверие инвесторов зависит от целого ряда факторов, в числе которых благоприятные макроэкономические перспективы региона, надежная законодательная защита прав акционеров, общий рост рынка.
Какова ситуация на текущий момент? Положительная динамика развития экономики в России в 2000 году западными инвесторами напрямую увязывается с всплеском цен на мировых сырьевых рынках, и существуют сомнения, что при снижении цен нам удастся сохранить темпы роста. Инвесторы по-прежнему бесправны. Общие тенденции на мировых фондовых рынках можно определить как "предкризисные". Выходит, что ни одна из необходимых предпосылок пока не соблюдена, поэтому спрос отсутствует даже на акции признанных лидеров российской традиционной экономики. Кроме того, необходимым условием успешного первичного размещения акций является финансовая открытость компании, (к которой многие в России пока не готовы), а также наличие минимальных активов, которые бы служили своеобразным залогом под инвестиции. Особенностью многих ВТ-компаний, в том числе и в России, является то, что их основные активы состоят из технологий и других продуктов интеллектуальной собственности, а это в кризисных ситуациях очень малоликвидная база. Мы уже не говорим о показателе прибыльности, столь важном для оценки компании при размещении. В этом колоссальная проблема - даже компании, которые можно считать готовыми, для того, чтобы стать публичными, недооценены; а, соответственно, и выходить на рынок не будут. Вообще, в настоящее время перспективы публичного размещения акций компании как способа привлечения инвестиций выглядят достаточно неопределенными, если не сказать малопривлекательными. Потребность в инвестициях имеет любая компания, в том числе и компьютерная. И она может их привлечь при определенных условиях - если имеет прибыльный, стабильно работающий бизнес и располагает грамотным менеджментом, способным эффективно распорядиться дополнительными средствами для его развития. Но, кроме этого, есть и внешние факторы, определяющие успешность этого процесса.
До недавнего времени, например, размещение акций в США выглядело весьма перспективно. Одно словосочетание hi-tech приводило инвесторов со всего мира в благоговейный трепет: ежемесячно первичные размещения своих акций проводили десятки компаний. Время показало, что ожидания рынка были явно завышенными и не соответствовали перспективам реального бизнеса высоких технологий, который, безусловно, развивается, но не столь стремительными темпами, какие можно было предположить совсем недавно и на какие рассчитывали инвесторы. Разочарование инвесторов в этом сегменте продолжается, и пока нельзя с уверенностью говорить о том, что кризисная тенденция уже преодолена. В России сегодня вывод акций компаний "новой экономики" малоперспективен. Для этого просто нет необходимых условий. Рынок только готовится к этому. Здесь может быть интересен результат реализации заявленной федеральной целевой программы "новая экономика", которая рассматривается правительством и может быть запущена уже в следующем году. Но прогнозировать какие-либо сроки здесь затруднительно.
Российский фондовый рынок, будучи рынком развивающейся страны, пока, к сожалению, очень сильно зависит от ситуации в экономике США, которая определяет настроения инвесторов во всем мире. Эксперты все чаще указывают на тревожные тенденции в американском бизнесе и это является основополагающим сдерживающим фактором. Если новым властям США удастся удержать ситуацию под контролем, то все остальные сложности мы сможем разрешить самостоятельно и у нас появятся первые эмитенты на внутреннем фондовом рынке. Поэтому пока можно говорить только об интересе инвесторов в приобретении крупных долей российских ВТ-компаний. В ближайшее время интерес инвесторов будут привлекать те интернет-компании, которые, помимо "планов развития" и планов по "захвату рынка", имеют реально работающий прибыльный бизнес. Мы ожидали приход в Россию крупных телекоммуникационных компаний из Европы - пока неоправданно, хотя скорее всего именно они должны стать первыми в крупных инвестициях в ВТ.
Если говорить об отдельных сегментах этого рынка, то лучшие шансы на скорый возврат инвестиций имеют разработчики интернет-решений, поставщики информационных и финансовых интернет-услуг. Неплохие перспективы у интернет-предприятий, занятых в секторе "бизнес-бизнес". Говорить о телекоммуникационном рынке нет необходимости, так как этот бизнес хотя и относится к "новой экономике", уже давно является доходным. Хотя наиболее перспективным мне представляется начало предоставления услуг мобильного Интернета и спутникового двухстороннего интернет-провайдинга, особенно для регионов России. Основой для развития наших компаний пока является российский инвестиционный капитал. Его влияние традиционно сильно в банковской сфере, где ногие участники занимаются самостоятельной разработкой
Top 15 Стран по количеству людей, пользующихся Интернетом, 8 июня 20004
место | страна | пользователей (млн.) | % |
1. | США | 135.7 | 36.2 |
2. | Япония | 26.9 | 7.18 |
3. | Германия | 19.1 | 5.10 |
4. | Англия | 17.9 | 4.77 |
5. | Китай | 15.8 | 4.20 |
6. | Канада | 15.2 | 4.05 |
7. | Ю. Корея | 14.8 | 3.95 |
8. | Италия | 11.6 | 3.08 |
9. | Бразидия | 10.6 | 2.84 |
10. | Франция | 9.0 | 2.39 |
11. | Австралия | 8.1 | 2.16 |
12. | Россия | 6.6 | 1.77 |
13. | Тайвань | 6.5 | 1.73 |
14. | Голландия | 5.4 | 1.45 |
15. | Испания | 5.2 | 1.39 |
Всего | 374.9 | 100 | |
Источник: eTForecasts |
Необходимых им решений в сфере интернет-коммерции. Если говорить о привлекательности для инвестора российского рынка ВТ в краткосрочной перспективе, - о реальном бизнесе, а не о фондовых спекуляциях, которые часто неоправданно завышают или занижают оценку его перспектив, то здесь ситуация вполне благоприятна. Новые технологии, в том числе связанные с Интернетом, позволяют предприятию добиться значительных конкурентных преимуществ. Падение стоимости акций не отменяет ни технический, ни технологический прогресс. Российские ВТ-предприятия активно развиваются, и инвестиции в бизнес лидеров, безусловно, оправданны.
По количеству пользователей Интернета мы уже в 2000 году занимали уверенно 12, места и тенденция к росту продолжается.
Глава III . Рекомендации по инвестированию в российский ИТ – сектор.
В течение последних двух-трех лет в России складывалась достаточно благоприятная экономическая ситуация. За это время большие средства были вложены компаниями в информационные технологии. Сегодня руководители часто говорят о том, что отдача от этих вложений чрезвычайно мала. Возникает необходимость принятия каких-то мер, которые обеспечили бы сохранность вложенных средств. В условиях стремительного развития технологий очевидна необходимость обновления техники, сетевого оборудования. Руководители готовы платить за это, но требуют реальной отдачи от своих инвестиций. В этой связи возрастает роль компаний, занимающихся консалтингом, внедрением и сопровождением корпоративных систем и т. д.
В 1995-1997 годах многие предполагали, что восприятие ИТ, расходы на ИТ, структура закупок сильно различаются в рамках отраслевой сегментации рынка - нефтегазовый сектор, фармацевтика, металлургия, банки и т. д. Позже стало очевидно, что во многих случаях большее влияние оказывает не отраслевая принадлежность предприятия, а его величина. Предполагалось, что более крупные предприятия уделяют ИТ большее внимание. Сейчас специалисты (и автор согласен с этой точкой зрения) склоняются к тому, что ни отраслевая сегментация, ни сегментация по величине не оказывают столь весомого влияния на использование ИТ, как уровень организационной зрелости предприятия. Сегодня этот показатель становится крайне важным для восприятия новых информационных технологий и инноваций в целом. Этот параметр определяется рядом характеристик (менеджмент, повторяемость, прописанность бизнес-процессов, позиция CIO и т. д.). Еще одна тенденция связана с тем, что в России появляются настоящие CIO и приходит четкое понимание того, что это за позиция. В отличие от ИТ-менеджера, ИТ-директора, технического директора, CIO - это внутренний консультант и project manager, бизнесмен, который действительно влияет на бизнес компании. Появление таких специалистов в российских компаниях - огромное достижение. И такая практика должна использоваться на всех предприятиях так или иначе задействованных в ИТ – секторе.
Каковы же перспективы развития электронной коммерции в России сегодня? Сегодня уже все компании, у которых есть необходимые средства, вышли в интернет. Поэтому ожидать стремительного роста не стоит. Необходимо развивать инфраструктуру. Активности следует ожидать из регионов со стороны предприятий малого и среднего бизнеса. Проблема в том, что руководители в регионах еще не готовы вкладывать средства в интернет, и наша задача - объяснить им преимущество этих технологий. Сегодня многие ИТ-компании уже предлагают свои услуги в регионах, проводят региональные образовательные программы. Так, в частности, с целью разъяснения практической выгоды интернета для бизнеса РОЦИТ начал проект региональных семинаров в Твери, Перми и Нижнем Новгороде.
Для того чтобы грамотно оценить перспективы работы в интернете, получить четкую формулировку дальнейшей стратегии на этом рынке, компании необходимо в первую очередь провести детальный анализ соответствующих процессов самостоятельно или обратившись к профессиональным консультантам. Дать универсальные рекомендации очень сложно. Многое зависит от отрасли, от региона, от того сегмента рынка, на котором работает компания, от ее потенциальных потребителей. Множество нереализованных ожиданий, лопнувших «мыльных пузырей» вызвало закономерное скептическое отношение многих компаний к интернету. Конечно, хорошей иллюстрацией является конкретный пример. Однако уровень развития рынка интернет-проектов еще настолько низкий, что не всегда удается найти подходящий пример успешно реализованного проекта в конкретной отрасли. Сегодня многие компании являются «первопроходцами» в своей индустрии. Полагаю, в большинстве компаний понимают, что за интернетом будущее, но не знают, как эти перспективы реализовать для себя, как оценить новые возможности, открываемые интернетом. Здесь необходима помощь профессионала.
Хотелось бы привести в качестве такого примера опыт компании Cisco. Весь ее бизнес построен на интернете. У компании есть четыре направления интернет-бизнес-решений: электронная коммерция, обслуживание заказчиков, управление поставками и оптимизация рабочей силы. По данным аналитиков Cisco, финансовый эффект от использования интернет-решений в компании в прошлом финансовом году составил $1,7 млрд. (при обороте чуть более $20 млрд.). Опыт общения компании с заказчиками позволяет утверждать: из перечисленных направлений сегодня наиболее активно в России и в мире в целом применяется оптимизация рабочей силы - внедрение интернет-решений с целью повысить эффективность своей компании путем сокращения операционных расходов. Характерно, что, видя такую перспективу, компании вкладывают средства и в инфраструктуру.
Наиболее интересными быстроразвивающимися приложениями в корпоративных сетях являются построение внутренних корпоративных порталов и в целом перевод приложений на рельсы интранета и Web, а также электронное обучение, объединяющее весь комплекс мер по использованию информационных технологий в образовании - электронный деканат, регистрацию на курсах, логистику, связанную с обучением, подготовку контента и его доставку, тестирование.
Несколько слов относительно того, как компании должны внедрять интернет-решения У Cisco для этого существует специальный подход, в основе которого лежит так называемый принцип трех троек: нормальный интернет-проект должен быть внедрен не больше чем за 3 - 6 месяцев, силами не более трех человек и должен стоить не дороже $300 тыс. Если проект выходит за эти рамки, он прекращается. Этот принцип позволяет очень быстро реализовывать проекты и видеть отдачу уже через 3-6 месяцев, что очень важно в интернете. Непосредственно рекомендуемый процесс внедрения интернет-решений в компании состоит из пяти частей: «евангелизация» (разъяснение преимуществ интернета внутри компании), Net Readiness (определение степени готовности компании к применению интернета), создание списка интернет-ининциатив в компании, их приоритизация и непосредственное внедрение тех или иных интернет-проектов. Сочетание принципа трех троек и подобного пятистадийного подхода позволяет компаниям спокойно и четко использовать интернет-решения. Важно, что внедрение интернета при таком подходе происходит постепенно, существуют измеряемые стадии, которые позволяют на каждом этапе иметь реальный результат и затем уже наращивать функциональность.
Автор считает, что интернет в России пока не будет существенно влиять на рост числа клиентов компаний. В нынешней ситуации мы не видим такого потенциала. В первую очередь интернет - это мощное средство сокращения издержек и повышения эффективности бизнеса.
Решение об использовании интернета в бизнесе должно зависеть от поставленной цели компании. При этом использование интернета в проекте не должно быть самоцелью и может принести пользу только в том случае, если проводится соответствующая реорганизация бизнес-процессов, реинжиниринг.
Конечно, примеры использования интернета в больших компаниях, подобных Cisco, вряд ли следует рассматривать как типичные для России. Относительно перспектив развития интернета в целом можно предположить, что в ближайшее время каких-то всплесков не будет. Получение прибыли собственно от использования интернета вероятно только в очень узких нишах. Если оценить инфраструктуру интернета в сочетании с макроэкономическими параметрами - доля персональных компьютеров, мобильных устройств, подключенность к интернету по отношению к общему числу населения - эти параметры в России крайне незначительны. ИТ-Россия, интернет-Россия очень мала. Она меньше Венгрии, Польши. Показатели «проникновения» ИТ в России колеблются в пределах 2-3%. Для стран Восточной Европы этот показатель составляет около 20%, Западной Европы - около 40%. Существенного изменения этих макроэкономических параметров в ближайшей перспективе не произойдет. Поэтому все успешные решения будут сосредоточены лишь в очень узких нишевых сегментах.
Российский рынок програмного обеспечения (ПО) в значительной степени уже поделен. Есть круг потребителей в банковском и телекоммуникационном секторах, в сырьевых, металлургических компаниях. Как правило, у них уже есть свои поставщики ПО. Конечно, появляются новые компании, но занять нишу на этом рынке очень сложно. Поэтому для компаний, работающих на рынке ПО, ориентация на Запад вполне естественна. С другой стороны, у отечественных разработчиков есть стимул расти и на нашем рынке. Прежде всего, конкуренция с западным ПО - в России сегодня предлагается достаточно много западных решений, которые необходимо адаптировать, локализовать и т. д. С этим придется конкурировать, что заставляет повышать функциональность, возможности ПО и уровень поддержки.
Российский рынок сильно отличается от зарубежного тем, что предприятия на Западе очень консервативны. Ставится одна платформа, затем другая, ПО от различных производителей. Поэтому там очень жестко стоит вопрос интеграции унаследованных систем. В этой связи сильно востребованы заказные уникальные разработки по интеграции. В России рынок технической оснащенности предприятий намного более революционный. Проблемы интеграции не возникает, так как автоматизация часто происходит «с нуля». Поэтому значительной потребности в интеграции, в оригинальных разработках нет, больше нужны готовые решения. В целом же насыщенность российского рынка ПО крайне низка. Однако стремительного роста еще не ожидается, так как основная масса российских предприятий пока не готова востребовать эти продукты. Необходимо развивать эти предприятия. В этой связи опять возникает важный вопрос работы с регионами. У региональных предприятий большой потенциал, однако активного спроса на ПО следует ожидать несколько позже, когда позволят экономические условия.
Российский ИТ-рынок перешел в зрелую стадию и теперь будет развиваться по законам нормальной индустрии, без резких скачков и катаклизмов. В 2002 году эволюционное развитие ИТ-бизнеса продолжится, а его рост будет обеспечен главным образом за счет появления у заказчиков новых потребностей в расширении и совершенствовании своих ИТ-решений. Сейчас на наиболее успешных российских предприятиях, завершивших первый этап автоматизации, начал, на наш взгляд, формироваться спрос на сервисные ИТ-услуги. Под "сервисом" имеется в виду не банальная техническая поддержка решений, которая присутствовала всегда, а услуги, связанные с консалтингом, разработкой ИТ-стратегии, управлением закупками, проектами, аутсорсингом и т. д.
На рынке ERP-решений и так называемых решений по учету финансово-хозяйственной деятельности предприятий, по всей вероятности произойдет замедление темпов роста. На западном рынке этот сегмент уже довольно давно стагнирует и растет не более чем на несколько процентов в год. Многие российские предприятия тоже уже прошли стадию автоматизации базовых бизнес-процессов, и теперь перед ними будут стоять совсем другие задачи. Ведь реально ERP-решения покрывают не более 30% информационных потоков предприятия, а 70 - 80% остаются свободными для автоматизации на базе других приложений. На рынке программных средств это прежде всего решения для автоматизации взаимоотношений с клиентами (я сознательно не употребляю аббревиатуру CRM, поскольку CRM - только один из классов таких решений).
Рынок сетевых технологий вышел на стадию постепенного снижения темпов роста, по-видимому, еще раньше, и сегодня он достаточно стабилен. Мы предполагаем, что в России реальным спросом будут пользоваться традиционные технологии, в первую очередь для внутрикорпоративных локальных сетей.
Рынок кабельных систем, практически полностью перешел на категорию 5e после того, как с помощью кабелей этой категории стали доступны гигабитные приложения: начиная с января - февраля 2001 г. она даже в продажах "АйТи" практически полностью вытеснила категорию 5. При этом категория 6 остается в зоне единичного спроса - платить дополнительные деньги за такие решения массовый заказчик пока не готов.
На рынке корпоративных заказов в 2001 году очень серьезным игроком было государство. Мы рассчитываем, что и в 2002 году госструктуры останутся в числе основных потребителей информационных технологий. Причем это будут уже не только центральные министерства, но и органы управления регионального уровня. Прежде всего государственным органам, по-видимому, понадобится инфраструктура, т.е. компьютеры, сети, телекоммуникационные системы, доступ к интернету и т. д. Затем, безусловно, - автоматизация ключевых бизнес-процессов, в частности документооборота.
Что касается других вертикальных рынков, то среди основных потребителей ИТ активно растет доля предприятий машиностроения и оборонного комплекса, что вполне объяснимо в связи с подъемом машиностроения. Пожалуй, в первую очередь машиностроители заинтересованы в реализации АСУ ТП, которые должны разрабатываться узкоспециализированными фирмами, ориентирующимися на данную отрасль. Следующий этап - АСУ. По-прежнему большого количества заказов ожидается от предприятий металлургической и нефтяной, а также нефтехимической промышленности.
А теперь, в качестве обобщающих выводов рассмотрим, какие же препоны существуют на путим электронной коммерции в России и как их, эти препоны, обходить:
Электронная подпись.
Одним из явных препятствий на пути распространения электронной коммерции в России является общепринятая практика, требующая подписывать договор от руки и скреплять его печатью для того, чтобы он имел силу. Однако такого требования российское законодательство не содержит. Принципы создания договорных отношений в Гражданском кодексе РФ в действительности вполне гибкие и позволяют заключать договоры, ставя под ними электронную подпись. Реально существующий пробел в законодательстве состоит в том, как установить легитимность этой подписи. До сих пор стороны сделки в сфере электронной коммерции сами устанавливают, каким образом подтверждается подлинность каждой подписи. Подобное саморегулирование подвергается критике как не имеющее соответствующей правовой базы. Поэтому в проекте закона об электронной подписи предусматривается некий «центр удостоверения», который должен будет устанавливать подлинность всех электронных подписей при совершении сделок. Чтобы выполнить эту функцию, все центры удостоверения должны иметь государственную лицензию.
Возникает вопрос: что дает создание таких лицензированных центров удостоверения? Подтверждая все подписи, центр удостоверения должен повышать доверие людей к надежности электронной сделки. Однако в тех случаях, когда в России уже был введен надзор, схожий за надзором за электронными сделками (например в сфере ценных бумаг или банковского регулирования), требование об обязательном лицензировании необязательно делало узаконенный надзор более эффективным или более гибким. Наиболее характерными примерами являются банковское дело и рынок ценных бумаг. Следует также заметить, что большинство других стран не выдвигало требование об обязательном лицензировании, подобное тому, которое имеется в проекте закона об электронных подписях.
По этой причине нельзя сказать, что отсутствие лицензированного центра удостоверения является крупным препятствием на пути развития электронной коммерции. По этому поводу следует заметить, что очевидной и, пожалуй, предпочтительной альтернативой центру удостоверения был бы саморегулирующийся орган, который установил был бы определенные стандарты для провайдеров доступа в Интернет.
Защита данных.
Все записи частного характера, к которым получают доступ участники электронной сделки, пользуются защитой, предоставляемой им Конституцией Российской Федерации и Законом об информации. Эти личные сведения не могут поэтому распространяться без согласия соответствующих физических лиц или судебного приказа. Гораздо большую озабоченность вызывает возможность государства получать доступ к такой информации. Законодательство в его нынешнем виде предоставило большому числу государственных органов – включая налоговую полицию и пограничную службу – доступ к электронной почте и другим электронным сообщениям. Несмотря на то, что в России по-прежнему требуется санкция суда, вся история российского государства, свидетельствующая о неуважении к тайне частной переписки, может отбить охоту, особенно у западных компаний, пользоваться Интернетом в России. Совершенно ясно, что, если существуют намерения развивать Интернет и электронную коммерцию в этой стране, ограничение возможности российских государственных органов иметь доступ к просмотру электронных сообщений должно уважаться таким образом, который бы укреплял доверие.
Требования о регистрации.
Одним из основных преимуществ электронной коммерции является возможность заключения всех сделок в электронной форме, т.е. без оформления их на бумаге. Поэтому следует препятствовать возникновению – будь то в проекте закона об электронной подписи или в нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет или налогообложение – законодательного требования, чтобы договоры или иные документы по сделкам оформлялись в письменном виде на бумаге. В противном случае Россия не сможет в полной мере пользоваться преимуществами электронной коммерции.
Охрана интеллектуальной собственности.
Хотя в России принята большая часть необходимых законодательных актов по охране интеллектуальной собственности, отсутствие соответствующих правоприменительных механизмов (в особенности в отношении физических лиц) является фактором, сдерживающим инвестиции в инновационные российские компании. Другими словами, права интеллектуальной собственности в России не станут для инвесторов привлекательным объектом капиталовложения, если не будут предусмотрены действенные уголовные санкции против физических лиц, нарушающих авторские и патентные права.
Заключение.
Итак, в данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты развития электронной коммерции и предпринимательства в России. Мы также постарались осветить не только экономические, но юридические аспекты функционирования предприятия в данном секторе российской экономики. Это представляется очень важным, поскольку развитие нормального демократического рынка не может происхлжить без солидной законодательной базы. Нестабильностью этой базы, к сожалению, «грешит» Россия. Но, думается, что это временное явление. По крайней мере, на это хочется надеятся.
Но, как видно из анализов, проведенных нами в данной работе, препятствия для развития электронной коммерции, могут быть преодолены. Можно создать специальный саморегулирующийся орган для отслеживания электронных подписей, можно заставить работать уже существующие законы, регулирующие защиту данных и т.д. Хотя чрезмерное регулирование продолжает вызывать обеспокоенность, проблемы правового характера, с которыми сталкиваются компании, занимающиеся электронной коммерцией, характерны для всех новых российских компаний. Новые компании в области электронной коммерции нуждаются в доступе к рынкам капитала. Для их успешной работы необходима правовая система, надежно защищающая права интеллектуальной собственности и права акционеров, не имеющих контрольного пакета акций. Появятся российские компании, которые в конечном итоге найдут доступ к западным рынкам, но свое настоящее развитие электронная коммерция получит лишь в том случае, если будут успешно разрешены все главные проблемы российской правовой системы.
Сегодня лишь немногие сомневаются в потенциале и перспективах развития межфирменной электронной коммерции (сферы «бизнес - бизнес», или В2В). Проведенный недавно агентством «Эксперт РА» опрос показал, что 89% российских производителей либо уже осуществили значительные инвестиции в развитие информационных технологий, либо собираются это сделать в ближайшее время. По прогнозу этого агентства объём В2В-продаж в России к 2005 г. превысит 2,5 млрд долл. Так что перспективы у электронной коммерции в России есть, и это не может не радовать.
Список литературы
Богдановская И.Ю. Правовое регулирование электронной коммерции: зарубежная практика, по материалам конференции: «Интернет право», - М.: 2002
Крючков М.Ю Перспективы внедрения электронной коммерции в России, - М.: Экспресс – бюллетень Московской Торгово промышленной палаты № 1/2001
Серго А. П. Правовое регулирование электронной коммерции, - М.: «Мир ПК», № 4, 2000
Муравец Д. В. Перспективы инвестирования средств в электронную экономику в России, - Самара: Самарская государственная экономическая академеия, 2000
Успенский И.В. Энциклопедия Интрнет бизнеса: электронная коммерция, - М.: «Эксмо», 2001
Дэвид Козье Электронная коммерция, - М.: «Русская редакция», 1999
Головная П. О. Электронная торговля в России, - М.: «Ведомости», 18/07/2000
Поздняков В.В. Интернет-торговля сегодня, - М.: «Альянс – медиа», №6, 2001
Новиков М.И. Start-up и инвестиции, - М.: «Мир Интернет», № 11, 2002
Пьянченков В. П. Электронная коммерция - дорога в завтрашний день. – М.: «Мир Интернет», № 1, 1999,
Макс Гутборд Может ли электронная коммерция стать бизнесом в России? –М.: «Технологический бизнесъ», № 5, 1999
Баско Ф. А. В2В в России: проблемы и перспективы.- М, 2001
Развитие предринимательства и электронной коммерции в Росси и.
Введение.
Электронная коммерция и предпринимательство – тема не новая, но, к сожалению, очень мало изученная. Из всего обилия аналитической и статистической информации исследователь порой извлекает «крупицу» информации, да и то, она может оказаться безполезной. Однако, это не значит, что изучением электронной коммерцией не стоит заниматься. Актуальность ее на настоящий момент огромна. Все больше и больше компаний находят свое место во всемирной паутине, но им зачастую не хватает информации (звучит пародоксально, учитывая то, что Интернет – это по сути, глобальное информационное пространство), но тем не менее. В данной работе мы попытались в какой-то мере восполнить этот информационный пробел. Мы постарались «пристрастно» проанализировать теоретические и практические аспекты функционирования предприятий в ИТ – секторе. «Пристрастно» – потому что в данном случае принципиально необходимо выразить свою точку зрения на рассматриваемую проблему, а не заниматься пересказом мнений, которые опять-таки зачастую необъективны, хотя и сам автор не претендует на абсолютную объективность.
Глава I-ая посвящена теории. Мы не старались выделить какие-то общие черты, характерные для е-коммерции России, а напротив, попытались рассмотреть мнения многих экономистов и юристов на заявленный вопрос. В конце, автор попытался сформулировать собственное мнение.
Глава II – практическая. В ней освещены вопросы инвестирования в российский ИТ – сектор, что представляется автору одной из ключевых проблем рассматриваемой отрасли. Инвестиции – это «кровь» экономического организма. Мы постарались оценить перспективы решения проблем инвестирования России на примере сравнения ее с Польшей, так как рынки этих двух стран очень похожи. В данной главе дается очень много статистического материала. Автор посчитал целесообразным не выносить его в Приложение, дабы не потерялась наглядность, которая очень важна для понимания рассматриваемых вопросов. Диаграммы и таблицы даны прямо в тексте.
III-я глава теоретико-практическая, это ее название наиболее полно характеризует ее наполнение. Автору представляется невозможным давать какие-либо практические рекомендации без «вкрапления» соответствующих им теоретических аспектов. В данной главе рассмотрены также «юридические препоны», характерные для ИТ сектора.
«Глобальные» выводы сформулированы в заключении.
Автор старался как можно чаще давать в данной работе свою точку зрения, за исключением теоретических аспектов, конечно.
Целью данной работы является выявление «узких» мест в функционировании электронной коммерции в России. Из цели вытекают задачи, которые можно сформулировать следующим образом:
Рассмотреть экномические законы, согласно которым развивается ИТ –сектор в России;
Раскрыть юридическое обоснование фукционирования электронной коммерции;
Проанализировать возможные варианты развития электронной коммерции в России;
Раскрыть проблемы привлечения инвестиций в данную отрасль;
Дать авторскую позицию по тем или иным остро стоящим вопросам.
В качестве источников в данной работе в основном использовались аналитические материалы российской периодики за последние 6 лет. Электронная коммерция переживает сейчас стадию бурного развития, поэтому многотомные энциклопедии, изучающие ее фукционирование и выводящие фундаментальные законы еще не написаны. Анализировать аналитические материалы сложно, но в то же время полезно и интересно, ибо это дает понимание динамики многих процессов. От этих вводных замечаний перейдем к основной части работы.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 234.