В Конституции РФ сказано, что судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Но, как добавлено далее, федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Означает ли это, что речь идет о судьях федеральных судов, к которым судьи судов субъектов Федерации не относятся? Похоже, что так. Значит, для судей уставных судов субъектов Федерации дополнительные требования могут устанавливаться законами субъектов Федерации. А в модельном законе подобные дополнительные требования могут, да и должны быть «прописаны». Кроме того, в Федеральном законе о статусе судей в Российской Федерации, помимо перечисленных в Конституции РФ, названы и такие требования к судье как:
а) не совершивший порочащих его поступков;
б) сдавший квалификационный экзамен;
в) получивший рекомендацию квалификационной коллегией.
Наконец, в проекте Федерального закона о назначении (избрании) народных заседателей записано, что «не могут быть назначены (избраны) народными заседателями лица, признанные судом недееспособными либо ограниченные судом в дееспособности, имеющие судимость, а также физические или психические недостатки, препятствующие в отправлении правосудия». Этот подход тоже может быть использован (с определенными коррективами) для определения квалификационных требований и цензовых ограничений к судьям уставных судов субъектов Федерации. Что касается возрастного порога, то на практике к судьям судов общей юрисдикции субъекта Федерации (т. е. второго звена системы) и арбитражных судов субъектов Федерации предъявляется требование быть не моложе 30 лет; 25-летний возраст достаточен для судей звена районных и городских судов системы судов общей юрисдикции, военных судов и, быть может, мировых судей.
Итак, есть основания полагать, что судьей уставного суда субъекта Федерации может быть:
а) обязательно - гражданин РФ, дееспособный, не моложе 30 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы не менее 5 лет, не судимый и не совершавший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен;
б) желательно - являющийся специалистом в области конституционных и муниципальных правоотношений, оптимально - с ученой степенью, постоянно проживающий на территории данного субъекта федерации (может быть, не менее 5 лет), не имеющий очевидных недостатков физического или психического характера, по своим психофизиологическим качествам склонный к судейской работе.
Для судей первого «призыва» квалификационный экзамен кандидат в судьи уставного суда субъекта Федерации может сдавать объединенной квалификационной экзаменационной комиссии судов субъекта Федерации - общей юрисдикции и арбитражного; а для второго и следующих «призывов» - квалификационной экзаменационной комиссии самого уставного суда субъекта Федерации, которая к тому времени уже будет создана. Квалификационная же коллегия судей как важный орган судейского самоуправления в уставном суде субъекта Федерации обязательно должна существовать, но не в качестве «входного контроля» для кандидата в судьи этого суда. При вступлении судьи уставного суда субъекта Федерации в должность он обязан принести присягу в присутствии других судей этого суда.
Орган представительной (законодательной) власти субъекта Федерации должен избрать (назначить) судей уставного суда этого субъекта, хотя и в соответствии с собственным регламентом, но в конкурсном режиме, причем число претендентов должно не менее чем в полтора раза превышать количество вакансий.
Для сложноустроенных субъектов Федерации, где в состав одного субъекта входят другие (например, для Тюменской области, в состав которой входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), целесообразно создавать один объединенный уставной суд. Подход здесь может быть таким:
а) прямо в законе о суде предусматривается квота судей от округа, в количественном отношении пропорциональная числу жителей округа в общей численности жителей сложноустроенного субъекта Федерации. По такой схеме для уставного суда Тюменской области (общим числом в 9 судей) квотой для двух округов будет по трое судей;
б) в законе предписывается периодическая ротация руководства суда, например, в первые 2-3 года председателем суда будет судья от самого сложноустроенного субъекта, а его заместителем - судья по квоте от округа (судьи по квоте от округов), а на следующие 2-3 года (тоже посредством выборов) председатель - судья от округа, а заместитель - от сложноустроенного субъекта Федерации. И так далее.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 174.