Судьи уставных судов субъекта Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 В Конституции РФ сказано, что судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юриди­ческое образование и стаж работы по юридической профес­сии не менее пяти лет. Но, как добавлено далее, федераль­ным законом могут быть установлены дополнительные тре­бования к судьям судов РФ. Означает ли это, что речь идет о судьях федеральных судов, к которым судьи судов субъ­ектов Федерации не относятся? Похоже, что так. Значит, для судей уставных судов субъектов Федерации дополни­тельные требования могут устанавливаться законами субъ­ектов Федерации. А в модельном законе подобные дополни­тельные требования могут, да и должны быть «прописаны». Кроме того, в Федеральном законе о статусе судей в Рос­сийской Федерации, помимо перечисленных в Конституции РФ, названы и такие требования к судье как:

а) не совершив­ший порочащих его поступков;

б) сдавший квалификацион­ный экзамен;

в) получивший рекомендацию квалификаци­онной коллегией.

Наконец, в проекте Федерального закона о назначении (избрании) народных заседателей записано, что «не могут быть назначены (избраны) народными засе­дателями лица, признанные судом недееспособными либо ограниченные судом в дееспособности, имеющие судимость, а также физические или психические недостатки, препят­ствующие в отправлении правосудия». Этот подход тоже может быть использован (с определенными коррективами) для определения квалификационных требований и цензо­вых ограничений к судьям уставных судов субъектов Феде­рации. Что касается возрастного порога, то на практике к судьям судов общей юрисдикции субъекта Федерации (т. е. второго звена системы) и арбитражных судов субъек­тов Федерации предъявляется требование быть не моложе 30 лет; 25-летний возраст достаточен для судей звена рай­онных и городских судов системы судов общей юрисдикции, военных судов и, быть может, мировых судей.

Итак, есть основания полагать, что судьей уставного суда субъекта Федерации может быть:

 а) обязательно - гражда­нин РФ, дееспособный, не моложе 30 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы не менее 5 лет, не судимый и не совершавший порочащих его поступков, сдав­ший квалификационный экзамен;

б) желательно - являю­щийся специалистом в области конституционных и муници­пальных правоотношений, оптимально - с ученой степенью, постоянно проживающий на территории данного субъекта федерации (может быть, не менее 5 лет), не имеющий очевидных недостатков физического или психического ха­рактера, по своим психофизиологическим качествам склон­ный к судейской работе.

Для судей первого «призыва» квалификационный экзамен кандидат в судьи уставного суда субъекта Федерации мо­жет сдавать объединенной квалификационной экзаменаци­онной комиссии судов субъекта Федерации - общей юрис­дикции и арбитражного; а для второго и следующих «при­зывов» - квалификационной экзаменационной комиссии са­мого уставного суда субъекта Федерации, которая к тому времени уже будет создана. Квалификационная же колле­гия судей как важный орган судейского самоуправления в уставном суде субъекта Федерации обязательно должна существовать, но не в качестве «входного контроля» для кандидата в судьи этого суда. При вступлении судьи устав­ного суда субъекта Федерации в должность он обязан при­нести присягу в присутствии других судей этого суда.

Орган представительной (законодательной) власти субъ­екта Федерации должен избрать (назначить) судей устав­ного суда этого субъекта, хотя и в соответствии с собствен­ным регламентом, но в конкурсном режиме, причем число претендентов должно не менее чем в полтора раза превы­шать количество вакансий.

 Для сложноустроенных субъектов Федерации, где в со­став одного субъекта входят другие (например, для Тюмен­ской области, в состав которой входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), целесообразно со­здавать один объединенный уставной суд. Подход здесь может быть таким:

а) прямо в законе о суде предусматри­вается квота судей от округа, в количественном отношении пропорциональная числу жителей округа в общей числен­ности жителей сложноустроенного субъекта Федерации. По такой схеме для уставного суда Тюменской области (общим числом в 9 судей) квотой для двух округов будет по трое судей;

 б) в законе предписывается периодическая ротация руководства суда, например, в первые 2-3 года председателем суда будет судья от самого сложноустроенного субъекта, а его заместителем - судья по квоте от ок­руга (судьи по квоте от округов), а на следующие 2-3 года (тоже посредством выборов) председатель - судья от окру­га, а заместитель - от сложноустроенного субъекта Феде­рации. И так далее.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 142.