Основные проблемы организации и деятельности уставных судов субъекта Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как уже говорилось выше, с вступлением в действие с 1 января 1997 г. Федерально­го конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" у субъектов Федерации появилась возможность создавать свои уставные суды. И хотя в самом законе ска­зано « … может создаваться», - нет сомнений в том, что в подавляющем большинстве субъектов Федерации такие суды, причем в довольно близком будущем, будут созда­ны. Тем более что в ряде республик, входящих в состав РФ, и даже в нескольких областях подобные судебные или контролирующие органы уже несколько лет действуют - речь идет о конституционных судах, комитетах конститу­ционного контроля, уставных палатах и тому подобных структурах, судебных или квазисудебных, которые обоб­щенно можно охарактеризовать как конституционно-судеб­ные органы.

С принятием в субъекте Федерации решения о создании своего уставного суда возникает ряд вопросов общего и част­ного характера, причем в рамках ограничений, определен­ных, с одной стороны, самим Федеральным конституцион­ным законом о судебной системе в Российской Федерации (прежде всего его ст. 27), а с другой - уставом края, облас­ти, автономного округа. Вопросы эти в значительной части можно свести к следующим: какова правовая природа ново­го судебного органа и где его место в судебной системе России; каков может быть объем его правомочий и нельзя ли его свести к компетенции федерального Конституцион­ного Суда, спроецированной на уровень субъекта Федера­ции, каковы должны быть формальные квалификационные требования и цензовые ограничения к кандидатам на до­лжность судьи этого органа, по каким процедурам целесо­образно выдвигать и избирать (назначать) судей (и кем) и в каком количестве; по каким процедурам избирать предсе­дателя суда и его заместителей (и опять же - по каким критериям и в каком количестве); какова должна быть структура суда; каковы должны быть этапы судопроизвод­ства, как должны обеспечиваться гарантии независимости суда и судей; как должны приводиться в исполнение судеб­ные акты суда и многое другое.

Остроту поставленных вопросов предопределяют следу­ющие обстоятельства:

 а) создание и деятельность моносу­дов, не входящих в систему федеральных судов, но являю­щихся судами государственными, а не третейскими, - для нас дело исключительно новое, на каких-либо организаци­онных и законотворческих традициях не базирующееся и научного обеспечения не имеющее;

б) значение уставных судов субъектов Федерации исключительно велико, а их роль в гармонизации политических, социальных, экономи­ческих и правовых отношений в субъекте Федерации весь­ма значительна, в отдельных случаях - определяющая. По­давляющему большинству субъектов Федерации работу как по созданию своих уставных судов, так и по созданию за­конодательной базы их организации, формированию и дея­тельности придется начинать с «чистого листа». Да и в тех немногих субъектах Федерации, где конституционно-судеб­ные органы созданы и действуют (до 1 января 1997 г на ос­нове исключительно законодательства самих субъектов Фе­дерации) придется (а можно сказать - появилась счастли­вая возможность) в связи с частичной регламентацией этого вопроса Федеральным конституционным законом о судеб­ной системе РФ свою собственную законодательную базу для уставных судов менять и притом радикально Видимо, федеральный законодатель не должен стоять в стороне от этих процессов, но как ему на них влиять без какого-либо вмешательства в права субъектов Федерации?

Прямое федеральное законодательное урегулирование здесь вряд ли подойдет. Более приемлемым представляется раз­работка модельного законодательного акта, подобного разра­батываемым Межпарламентской Ассамблеей СНГ модель­ным законодательным актам для государств Содружества. В следующих вопросах рассматриваются возможные базовые положения этого акта.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 172.