Глава III . Анализ прибыли и рентабельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прибыль и ее формы

 

Прибыль занимает важное место в экономической системе. Именно прибыль обеспечивает экономическую устойчивость фирмы и ее финансовую независимость.

Чтобы подсчитать прибыль, надо из той выручки, которую получает предприятие вычесть издержки предприятия.

Выручка может быть представлена как:

h общая выручка – это полная сумма выручки от реализации всех производственных единиц товара;

h средняя выручка равна цене единицы товара;

h предельная выручка – это приращение всей выручки при увеличении количества выпускаемой продукции на одну единицу.

Следует различать два подхода к понятию прибыли:

1. Бухгалтерский. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и денежными (явными) издержками.

2. Экономический. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и явными издержками плюс неявными издержками.

Для бухгалтеров прибыль - это то, что остается от общей выручки фирмы после уплаты отдельными лицами и другими фирмами стоимости материалов, которые были использованы данной фирмой. Такая трактовка прибыли включает только явные издержки, т.е. платежи характеризуют эффект от предпринимательской деятельности..

Из бухгалтерской прибыли надо вычесть процент на капитал, установленный в данный момент рынком капиталов, ренту за землю, и помещение, плату за управление. Если в результате такого вычитания остается прибыль, то эта прибыль и будет экономической.

Различаются валовая и чистая прибыль. Валовая прибыль определяется как разность между ценой реализации и продукции и полной себестоимостью. После уплаты из валовой прибыли процентов за кредит, налогов, арендной платы и других платежей остается часть средств, образующих чистую прибыль.

Чистая прибыль используется на производственные и социальные нужды предприятия, в т.ч. на накопление, на экологию, на подготовку и переподготовку кадров, на уплату дивидендов и другие цели.

Для оценки уровня эффективности предприятия используется показатель рентабельности, характеризующий прибыльность или убыточность предприятия за определенный период времени (как правило, год). В хозяйственной практике используется несколько показателей рентабельности: рентабельность производства (плановая и фактическая, общая и расчетная).

Например, общая рентабельность производства определяется отношением валовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств.

Факторами роста прибыли являются как те, которые непосредственно связаны с данным предприятием (организация производства, НТП) так и внешние условия (изменение экономической конъюнктуры, получение выгодного госзаказа и т.д.). Сегодня обеспечение прибыльности предприятия следует рассматривать как самую главную для российской экономики. À

3.2. Рентабельность как обобщающий показатель
эффективной деятельности предприятия

Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.

Динамичность рыночных отношений обуславливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль - сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.

Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных предприятий. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:

h операционную (основную);

h инвестиционную (вложения средств в акции, другие  ценные бумаги, капитальные вложения);

h финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т.д.).

Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется следующими показателями:

h рентабельность реализации (оборота, продаж);

h рентабельность выпущенной продукции).

Рентабельность реализации (оборота, продаж) определяется отношением величины годовой балансовой прибыли предприятия к величине годовой выручки от продажи продукции без НДС и акцизов, выраженным в процентах:


Дата: 2019-05-29, просмотров: 165.