Семинар для воспитателей на тему «Развитие творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности. Современные подходы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Детское творчество - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Эту проблему исследовали и продолжают исследовать педагоги, психологи, музыканты. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Театрально-игровая деятельность доставляет ребенку немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так как в ее арсенале – замечательные выразительные средства; интересные персонажи, красочное оформление, музыка и т.д. Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка, но эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют желание творить и радость от процесса творчества. Дети впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою. Театр развлекает и воспитывает детей, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе, создает соответствующий эмоциональный настрой, поэтому очень важно в детском коллективе создать атмосферу доверия и доброжелательности, уважительного отношения к себе и друг к другу. Одной из возможностей познакомить детей с театральным искусством является проведение праздников, в основе которых – игра- драматизация по мотивам авторской или народной сказки. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто-то показывает себя в большой роли, кто-то - в совсем крошечной. Вместе с детьми участвуют и взрослые- воспитатели, родители. Дети не только приобретают знания, умения, навыки, развивают творческие способности, у них расширяется круг общения, взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры. Игра связывает между собой детей, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять нам, взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Как уже отмечалось, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Итак, театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков.
  • Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
  • Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет
  • Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей. .
  • Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Неудача – это тоже хорошо, ее не надо бояться. Такие ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу. А это так важно в нашей жизни!
Таким образом, совместная театрализованная деятельность, направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.). Особенности содержания работы по развитию театрально - игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада. Младшая группа. Занятия я организовываю так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читаю сама 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Считаю, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью провожу игры «Наседка и цыплята», разыгрываем с ними сценки по литературным произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, используем потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, я раздаю детям игрушки, предметы. Дети повторяют по образцу. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок. Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное- сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. В работе я использую различные обучающие упражнения и мимические этюды. С группой детей мы драматизируем простейшие сказки, используя различные виды театра; драматизируем произведения с небольшим количеством действий. Усложняются методы и приемы, используемые в младшей группе. Для самостоятельного показа используем произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок». В процессе театрализованной деятельности с детьми я стараюсь уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. В театрализованных играх я поощряю желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, я в свою очередь учу их самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства. Использую мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм (углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, интерес к театральной культуре. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность в театрализованной игре с помощью различных средств выразительности. На конкретных примерах я стараюсь помочь ребенку понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев. Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра- драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова. В подготовительной группе, наряду с упражнениями на развитие воображения, используем задания на напряжение и расслабление. Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, использую три типа подготовительных упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, формирующих умение играть любую роль. Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Это упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы»), развивают умение на основе ассоциаций создавать образы. Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, находить средства выразительности для выражения своего настроения с помощью мимики; подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику. Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.. При обучении детей средствам выразительности речи использую знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты из сказок использую как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложняю задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми. Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним. Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности. Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. На занятиях по театрализованной деятельности я стараюсь пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы. Одним из главных правил успешной драматизации считаю индивидуальный подход к каждому ребенку. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей. Хочется отметить, что важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.