Творческие игры как вид театрализованной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: в - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей (2, 21).

А умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Это  способствует  развития  творческих  способностей , проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших [5,40].

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.(5,41). Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Анализ программы М.А. Васильевой «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства».

Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М.А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М.А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современными требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы: с какого возраста обучать детей театральной деятельности? чему учить и как учитывать возрастные особенности? и т.д.

Ответы на эти и другие вопросы следует, по нашему мнению, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики, накопленном К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быковым и др., одинаково эффективном для всех возрастных периодов человеческой жизни, способном с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. Секрет эффективности их театральной методики, прежде всего в сближении игры актера и игры ребенка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.

Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития творческой индивидуальности ребенка-дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы "театра переживания", требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театральной деятельности. Кроме того, иной смысл приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как это было принято ранее, ограничивающая творческую активность и самостоятельность ребенка, а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.

Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства", разработанном с учетом возрастных особенностей детей.

Название курса основано на принятии:

1. принципа гуманизма;

2. принципа индивидуального, личностно ориентированного подхода к воспитанию и образованию дошкольника;

3. принципа преподавания курса посредством профессионально-творческой учебно-воспитательной деятельности.

Основной целью программы по театральной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи программы:

Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.

Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства.

Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Данная программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, поскольку это возраст более совершенных психических процессов, развивающегося творческого освоения детьми различных видов деятельности.

В основу программы положен опыт воспитания ребенка как АРТИСТА - ТВОРЦА-ИСПОЛНИТЕЛЯ с позиции театральной "школы переживания", созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень его психофизического развития.

Содержание образования, согласно педагогической системе Станиславского, строится по трем разделам:

1. Актерское мастерство (с элементами сценического движения и пантомимики).

2. Сценическая речь (техника речи, выразительность речи).

3. Искусство театра (история и специфика театрального искусства).

Механизм обеспечения эффективности программы базируется на рефлексии педагога и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на каждом учебном занятии - действе, организованном по специально созданной режиссерской модели, включающей в себя разработку замысла и воплощения педагогической идеи как содержания образования. Такая предварительная подготовка обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность активного сотворчества, соигры, события педагога и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных условий образовательной среды. Таким образом, программное содержание представляет собой действенно-игровое по характеру познания и отражения действительности, где в системе ТВОРЕЦ - ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗРИТЕЛЬ развиваются критические суждения, познавательно-аналитические способности и внутренняя эмоциональная активность дошкольника. Поэтому программа "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы гуманизации образования ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в виде отдельного учебно-развивающего предмета или в виде интегративной части образовательного блока.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 205.