Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №7 города Беслан».
Самообразование
Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность. Сказка как источник творческого развития ребёнка».
Воспитатель: Беркаева А.Ю.
квалификационная категория: 1
стаж работы в должности: 8лет.
2015
Цель: определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
Изучить процесс развития творческих способностей.
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования
Разработать перспективный план работы с детьми
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
Организовать работу кружка в группе.
Провести консультацию для воспитателей на тему «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Выступить на педагогическом совете на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей ребёнка»
Принять участие в семинаре «Развитие творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности. Современные подходы»
Предполагаемый результат: формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если:
- в работе с детьми использовать театрализованную деятельность.
Этапы самообразования
1.Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: ноябрь - апрель.
4.Представление опыта работы по теме: май 2015г.
Изучение методической литературы
Список литературы
1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
2. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981
4. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
5. Годфруа Ж., Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992.
6. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей . - Дошкольное воспитание. - 1967
7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. –М.: Просвещение, 2000
8. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992
9. Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей . -1995
10. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
11. Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1978.
12. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. М.-2003
13. Полуянов Д., Воображение и способности . - М.:3нание, 2004.
14. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. – 1996
15. Ро Г.Л. Театр в жизни. Сб. "Эстетическое воспитание в семье". – М.: Искусство, 2001
16. Халабузарь П., Методика музыкального воспитания – М., 2003
17. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Воспитание детей в школе. – 2002, - № 7.
Вырезки, копии, цитаты
Методики диагностики творческих способностей у детей дошкольного возраста
Мониторинг уровня развития театральных способностей у детей (диагностика) проводится 2 раза в год (в начале и конце учебного года).
Уровни развития театральных способностей у детей шестого года жизни.
Первый уровень (низкий)
У ребенка неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в театрализованной деятельности. Эмоциональный отклик на произведения незначительный. Ребенок затрудняется в воспроизведении театральных движений, часто допускает ошибки в ответах, не умеет действовать с куклами. Узнает и называет распространенные виды театра, вычленяя некоторые их особенности. Познавательное отношение к видам театра неустойчивое. Словарь беден, при ответах использует простые короткие предложения.
Второй уровень (средний)
Интерес к театрализованной деятельности неустойчив. Участвует ребенок в театрализованной деятельности по инициативе педагога. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют настроению и теме произведения. Ребенок часто отвлекается. В движениях копирует других детей, не проявляет фантазию. Затрудняется ответить на вопросы, не в полной мере владеет системными знаниями о видах театра. Отвечает на вопросы после повторного объяснения или с подсказкой педагога.
Третий уровень (высокий)
Ребенок вслушивается в музыку, характеризующую героя сказки, запоминает и узнает знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения и эмоциональные отклики на характер и настроение персонажа, активен в театрализованной деятельности, владеет знанием большинства видов театра.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»
А. С.Макаренко
«Игра – школа воли. Игра – школа морали»
Л. С. Выгодский
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений
С. А.Шмаков
1. Создавайте в группе благоприятные социально-психологические условия для активной и творческой деятельности дошкольников.
2. Совместно с детьми пополняйте атрибуты и оборудование для игровой деятельности.
3. Учите детей использовать разные материалы, содержащиеся в предметно-игровой среде.
4. Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения.
5. Учите детей придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов.
6. Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.
7. Обучайте детей учитывать интересы сверстников, проявлять сочувствие к ним.
8. Старайтесь найти индивидуальный подход к детям «разрушителям». «сочинителям», и детям «наблюдателям», активизируйте «исполнителе», обеспечивая комфортность в игре каждому.
9. Помогайте детям овладевать планирующими, поясняющими, обозначающими действиями, направленными на согласование замысла игры.
10. Изучайте и выявляйте особенности развития игровой деятельности детей, корректируйте и направляйте её в продуктивное русло.
Возраст | Харак-р игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета |
3-4 года | Отдельные игровые действия, носящие условный характер | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4-5 лет | Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер | Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль | Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5-6 лет | переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры | Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6-7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна | Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до её начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
ПЯТЬ ПРАВИЛ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР: ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из неё трудные правила, выполнить которые нелегко.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дёргайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время. Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.
ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ: не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождётесь! не торопите ребёнка, не проявляйте своё нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребёнком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазёры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьёзное и нельзя превращать её в уступку ребёнку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №7 города Беслан».
Самообразование
Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность. Сказка как источник творческого развития ребёнка».
Воспитатель: Беркаева А.Ю.
квалификационная категория: 1
стаж работы в должности: 8лет.
2015
Цель: определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
Дата: 2019-04-23, просмотров: 337.