Организации — источники информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственные организации

Функции различных министерств и ведомств, связанные с получением, обработкой и распространением информации о состоянии окружающей среды, описаны в приложении 1. Теперь мы несколько подробнее рассмотрим принципы работы основных ведомств, имеющих дело с проблемами качества природных сред. Для нас здесь важно не только сообщить читателю, где может находиться та или иная полезная информация, но и на конкретном примере продемонстрировать разницу в подходах различных организаций, вытекающую из специфики задач, стоящих перед ними.

Еще раз отметим, что информация о состоянии окружающей среды тесно связана с информацией об источниках воздействия на нее. На практике получение данных о воздействиях предприятия-загрязнителя может быть одним из шагов информационного поиска, направленного на получение сведений о качестве воды и воздуха, и наоборот. В силу этих причин приводимая нами сводка затрагивает и те, и другие вопросы.

Росгидромет

Осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является прямой обязанностью этого ведомства, слово “мониторинг” входит и в его полное название — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Росгидромет обеспечивает участие России в Глобальной системе мониторинга окружающей среды. Одна из важнейших задач Росгидромета — отражать общую картину состояния окружающей среды, в том числе ее загрязнения. Пункты наблюдений этого ведомства расположены по всей территории страны. Различные пункты выполняют гидрохимические, гидрологические и гидробиологические измерения, наблюдения за качеством воздуха, за состоянием почв, растительности и т.п.

На организацию измерений в Росгидромете существенно влияет характер антропогенного загрязнения окружающей среды. Так, многие посты на реках установлены ниже сбросов крупных предприятий. Действуют также стационарные, передвижные, “подфакельные”посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха, ориентированные на выбросы таких предприятий. Программа измерений для конкретных пунктов (набор определяемых веществ) зависит, среди прочих факторов, и от приоритетных для данного места загрязняющих веществ.

Измерения в системе Росгидромета выполняются систематически и регулярно. Так, например, посты наблюдения за качеством воздуха в населенных пунктах должны проводить измерения несколько раз в день. Органы Росгидромета располагают систематизированными данными измерений, проводившихся в одних и тех же точках по единым методикам в течение многих лет. Эти ряды данных являются уникальными, по ним можно судить о долговременной динамике тех или иных показателей.

“Сетка” постов Росгидромета, проводящих измерения состояния окружающей среды, является относительно редкой. На субъект федерации приходится несколько десятков постов, и число их сокращается из-за недостатка финансирования. Поэтому данные Росгидромета могут оказаться полезными в следующих случаях:

· если проблема значима на региональном уровне, на уровне крупного города или (иногда) района;

· если речь идет о крупном предприятии, воздействие которого на окружающую среду попало в сферу внимания Росгидромета;

· если интересующий вас объект находится вблизи пункта наблюдения Росгидромета.

Загрязнение, создаваемое выбросами или сбросами относительно небольшого предприятия, или, например, состояние малой реки имеют немного шансов быть отраженными в данных Росгидромета. Тем не менее, и в связи с частной проблемой может оказаться полезным выяснение общей ситуации, фона, на котором наблюдаются частные явления. Для этой цели также могут быть использованы данные Росгидромета.

Территориальную структуру Росгидромета образуют Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), каждое из которых охватывает несколько субъектов федерации. Им подчинены центры мониторинга окружающей среды областного (краевого, республиканского) уровня. Этим центрам могут быть подчинены лаборатории, обслуживающий персонал постов, однако предоставлением информации сами лаборатории и посты не занимаются.

Предоставление информации в системе Росгидромета довольно сильно коммерциализовано, существуют установленные прейскуранты, причем система ценообразования на конкретные результаты измерений является довольно жесткой. Доступ к информации на таких условиях для общественных организаций может быть затруднен по материальным соображениям. В некоторых ситуациях диалог с держателем информации может существенно смягчить эти условия.

В любом случае, в территориальных центрах можно ознакомиться с публикациями Росгидромета, описанными ниже, и, в некоторых случаях, приобрести их. Эти публикации, взятые в совокупности, образуют систему источников, отражающую состояние окружающей среды.

Госкомэкология

Территориальные подразделения Госкомэкологии (Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды) занимаются непосредственными измерениями качества воды и воздуха лишь в незначительной степени. Эти измерения, как правило, связаны с конкретным предприятием-загрязнителем. Это соответствует и разделению обязанностей в рамках ЕГСЭМ (см. приложение 2). которое поручает Госкомэкологии “организацию мониторинга источников антропогенного воздействия”, в отличие от Росгидромета, к чьим обязанностям, как уже говорилось, относится организация мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Определение качества воды и воздуха проводится органами Госкомэкологии, прежде всего, в связи с так называемым “экономическим механизмом природопользования” — платежами предприятий за загрязнение окружающей среды, штрафами и т.п. Эти платежи устанавливаются исходя из объемов выбросов и сбросов предприятия, их соответствия установленным научно-техническим нормативам, определяющим предельно допустимые выбросы и сбросы (см. ниже раздел о предприятии-загрязнителе). В существующей системе предприятие само осуществляет контроль за своими выбросами и сбросами, основным источником для определения их объемов является статистическая отчетность предприятия. Целью же измерений, проводимых органами Госкомэкологии, являются, как правило, не систематические наблюдения, а контроль за достоверностью статистической отчетности, за выполнением требований научно-технического нормирования. По своим задачам эти измерения находятся в одном ряду с такими мероприятиями, как, например, периодические посещения предприятия с целью проверки работы очистных сооружений. Измеряются определенные параметры отходящих газов или сточных вод, а также характеристики состояния воздуха и водного объекта. Чтобы обеспечить возможность таких измерений, на областном уровне созданы или создаются аналитические инспекции, располагающие соответствующими средствами измерений. На районном уровне такие средства отсутствуют; тем не менее, районный инспектор располагает данными, полученными областной инспекцией и относящимися к предприятиям района. В целом, результаты собственных измерений системы Госкомэкологии не обладают такой степенью систематичности, как сведения Росгидромета, но могут оказаться полезными в случаях, когда в центре проблемы находится предприятие-загрязнитель.

Следует, однако, отметить, что органы Госкомэкологии могут располагать ценной информацией о состоянии окружающей среды, полученной от других ведомств. В рамках разделения обязанностей, установленного в ЕГСЭМ, именно Госкомэкология отвечает за координацию деятельности всех министерств и ведомств в области мониторинга окружающей среды (см. приложение 2). Именно в Госкомэкологию должны стекаться результаты всех видов мониторинга, связанного с окружающей средой. В какой-то мере этот механизм работает и в настоящее время. Так, данные Росгидромета, комитетов по земельным ресурсам, комитетов по геологии, органов Госсанэпиднадзора занимают существенное место в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды федерального и регионального уровней.

Госсанэпиднадзор

К компетенции системы Госсанэпиднадзора (Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения) относятся вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, вызванными воздействием факторов состояния окружающей среды. Поэтому в обязанности этого ведомства входит и мониторинг этого состояния — прежде всего, в той мере, в какой оно связано со здоровьем населения.

Органы Госсанэпиднадзора измеряют параметры качества воздуха на границе санитарно-защитной зоны хозяйственных объектов. В селитебной зоне установлены как стационарные, так и маршрутные посты. Программа измерений включает 4–5 основных химических параметров (CO, SO2, NOX), а также параметры, установленные с учетом местного перечня приоритетных загрязняющих веществ.

В области качества вод к компетенции Госсанэпиднадзора относится, прежде всего, то, что касается качества питьевой воды. Проводятся химические и бактериологические анализы воды у водозабора, после станции водоподготовки, в некоторых местах водоразборной сети. Иногда (но редко) в сферу внимания Госсанэпиднадзора попадают и колодцы. Определяется также качество воды в водоемах официально установленной рекреационной зоны (пляжи и т.п.). В сферу внимания Госсанэпиднадзора входят сбросы муниципальных очистных сооружений, а также сбросы предприятий, находящихся в пределах населенных пунктов.

Госсанэпиднадзор является единственной системой, которая занимается определением качества воздуха внутри помещений, например в рабочей зоне предприятий. К компетенции этого ведомства относятся также измерения, связанные с “экологией жилища” — прежде всего, определение качества воздуха в жилых помещениях и качества питьевой воды. Именно данные Госсанэпиднадзора рассматриваются административными органами при принятии решений в этой области. При судебных спорах, связанных с экологией жилища, в роли эксперта во многих случаях также выступает лаборатория СЭС.

Органы этой системы есть как на уровне субъекта федерации (республики, края, области), так и на уровне района. Иногда есть еще один уровень — городской. Отметим, что система Госсанэпиднадзора — единственная из ведомственных систем, которая имеет районные подразделения, оснащенные штатными средствами измерений и лабораториями.

Информация этой системы обобщается в федеральном и региональных докладах о санитарно-эпидемиологической обстановке, а также используется при составлении докладов о состоянии окружающей природной среды.

Министерство природных ресурсов

Помимо названых ведомств стоит упомянуть территориальные комитеты по водному хозяйству, входящие в систему Министерства природных ресурсов. В центре их внимания находится вода как ресурс, именно они выдают разрешения на водопользование. Комитеты по водному хозяйству также производят гидрологические и гидрохимические измерения. Характеристики загрязнения воды определяются, прежде всего, в местах, где крупные водопользователи отбирают свежую и выпускают сточную воду. Кроме собственных данных о качестве воды, комитет может располагать данными других ведомств, например Росгидромета.

К компетенции комитетов по водному хозяйству относится также наблюдение за водным балансом поверхностных вод. Эти вопросы становятся актуальными, когда речь идет о проектировании дополнительного водозабора или о строительстве предприятия, интенсивно потребляющего водные ресурсы.

Аналогичные функции по отношению к подземным водам выполняют территориальные комитеты (или управления) по геологии, также входящие в систему Министерства природных ресурсов. В их распоряжении находится информация о балансе и химическом составе подземных вод.

В настоящее время планируется издание ежегодного доклада о состоянии природных ресурсов, в котором будет представлена и обобщенная информация, собираемая территориальными подразделениями Министерства природных ресурсов.

Научные учреждения

Большим количеством информации о качестве окружающей среды располагают научные учреждения, как подчиненные описанным ведомствам, так и другие, например входящие в систему РАН. Нередко эти учреждения выполняют научно-исследовательские работы (НИР) по проблемам качества окружающей среды, выполняемые по заказу Госкомэкологии, Росгидромета и других ведомств. Эти материалы могут оказаться исключительно ценными в связи с конкретной ситуацией.

Серьезную трудность представляет собой то, что результаты НИР, даже выполненных в рамках одной ведомственной системы, находятся в распоряжении различных учреждений и организаций, входящих в эту систему — заказчиков работ. При этом единого каталога этих работ, как правило, не существует. Тем острее эта проблема, когда речь идет о НИР, выполненных в различных ведомствах. Поэтому узнать о существовании нужного исследования бывает непросто. Некоторая информация об этих работах содержится в официальных докладах федерального и территориального уровней.

Научные учреждения также выпускают ценные сборники научных трудов, материалы конференций. В качестве примера можно упомянуть ежегодный сборник “Проблемы комплексного экологического мониторинга”, издаваемый в системе Росгидромета.

Коммерческие организации

Следует сказать несколько слов и об организациях, которые занимаются определением качества воды, воздуха или почвы на коммерческой основе.

Некоторые такие фирмы организованы при подразделениях государственных организаций, например Госсанэпиднадзора. Другие действуют при научно-исследовательских институтах, или же сами институты выполняют за плату соответствующие измерения. Согласно действующим нормативным документам, для оказания услуг в области экологического мониторинга необходима лицензия [37]. В связи с этим некоторые фирмы позиционируют свою деятельность как “экологический консалтинг”, поскольку мониторинг, вообще говоря, подразумевает систематический характер наблюдений, а в данном случае речь идет о разовых измерениях. Ряд подобных организаций сотрудничает с риэлтерскими агентствами, поскольку проблема качества окружающей среды является актуальной в связи с обменом или приобретением недвижимости.

Важным фактором, который следует учитывать, принимая решение об обращении в такие организации, о выборе конкретной организации-исполнителя, является то, как предполагается использовать полученные сведения. Они, безусловно, применимы “для собственного пользования”. При принятии официальных решений, судебных спорах, как правило, более весомой оказывается информация государственных органов, уполномоченных проводить соответствующие измерения. Это, например, органы Госсанэпиднадзора, если речь идет о качестве питьевой воды или экологии жилища. Поэтому для того, чтобы добиться использования информации из негосударственных источников при принятии решений, могут потребоваться специальные усилия. Многое зависит от того, может ли организация оформить результаты измерений в виде официального документа, есть ли лицензия, на номер которой можно сослаться в таком документе.

Отметим, что общение с подобными организациями будет значительно более эффективным, если заранее представлять себе характер проблемы, а также то, о каких загрязняющих веществах в принципе может идти речь.

Литературные источники

Наиболее общим документом, отражающим состояние природных сред, является Государственный доклад “О состоянии окружающей среды в Российской Федерации” [7], который готовит Государственный комитет РФ по охране окружающей среды с использованием информации ряда других министерств и ведомств. Такой подход поможет получить представление об общей ситуации на уровне страны или региона, а также о том региональным фоне, на котором могут наблюдаться интересующие вас явления местного масштаба. В некоторых случаях в этом докладе можно найти непосредственную информация о качестве окружающей среды в конкретном населенном пункте или местности.

Так, если вас интересуют проблемы, связанные с качеством воздуха, вы, возможно, найдете название своего города (или региона в целом) в списке наиболее неблагополучных в отношении загрязнения атмосферного воздуха. Такой список обновляется и публикуется в государственных докладах с 1988 года, поэтому можно проследить характер изменения ситуации. В этом же списке указано, какие загрязняющие вещества определяют портрет города (на основании чего он внесен в список неблагополучных)1. Государственный доклад доступен в центральных библиотеках, печатается в газете “Зеленый мир”, его можно приобрести в Госкомэкологии.

В России издаются и республиканские (областные, краевые) Доклады о состоянии окружающей среды. Они, как правило, имеют построение, близкое к структуре документа федерального уровня, и содержат сведения о загрязнении атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах, состоянии поверхностных вод, размещении отходов, деградации почв. Областные комитеты по экологии не выпускают Доклады большим тиражом, но охотно предоставляют возможность ознакомиться с ними, а также публикуют некоторые разделы в своих периодических изданиях — “Экологических вестниках” и т.п. В региональном докладе можно найти значительно больше деталей местного масштаба и уточнений, а также сведений о конкретных источниках воздействия. Именно региональный доклад является тем литературным источником, с которого во многих случаях целесообразно начинать информационный поиск.

Более детальная информация о загрязнении природных сред содержится в публикациях Росгидромета.

Так, важным источником информации является “Обзор загрязнения окружающей среды в Российской Федерации”[38], выпускаемый Росгидрометом в качестве основного ежегодного доклада. В этой же системе издаются и публикации, посвященные загрязнению отдельных природных сред. Так, заслуживают внимания “Ежегодник состояния загрязнения атмосферного воздуха городов” [39] и “Ежегодник качества поверхностных вод”[40].

В этих изданиях можно найти сведения о том, какие именно загрязняющие вещества отнесены к приоритетным, о концентрациях этих веществ в соответствующей среде, об основных источниках воздействия. “Ежегодники...”, при создании которых учитываются материалы Росгидромета, Госкомэкологии, ряда ведомств, доступны в центральных библиотеках.

Более полные сведения по воде содержат издания Государственного водного кадастра, такие, как “Ежегодные данные о качестве поверхностных вод суши” [41]. Это издание аккумулирует данные гидрологического и гидрохимического характера по различным створам рек, каналов и водохранилищ. Информацию по гидробиологическим показателям можно почерпнуть из “Ежегодника состояния экосистем”[42].

Как правило, ежегодные публикации, посвященные состоянию воды и воздуха на соответствующей территории, выпускают органы Росгидромета, охватывающие несколько субъектов федерации (УГМС). В них содержится более подробная информация о состоянии окружающей среды, сведения о расположении конкретных постов наблюдения. Периодически публикуют свои результаты и многие органы Росгидромета уровня субъекта федерации, но формат и периодичность этих публикаций существенно различаются. Как правило, эти источники не издаются большим тиражом и не всегда попадают в библиотеки, но могут быть доступны в самих территориальных органах.

В отношении загрязнения почв огромное количество материалов накоплено НПО “Тайфун” (г. Обнинск), входящим в систему Росгидромета, и отражено в публикациях этой организации. Интересно, что эта организация в настоящее время распространяет часть информации в электронном виде, так как средств на издание обширных сборников у нее нет.

Кроме того, для многих областей выпущены карты загрязнения почв. Хотя масштаб этих карт не всегда достаточен для какого-либо конкретного применения, в любом случае они могут дать первичные сведения, над которыми придется задуматься и поработать.

Как видно, все источники информации уделяют особое внимание химическому загрязнению окружающей среды. Иные факторы, например физические воздействия, рассматриваются в менее значительной степени. Так, в региональных докладах часто описываются эрозионные (водные) и дефляционные (ветровые) процессы деградации почв. В ряде областей введена плата за шумовое загрязнение среды, и органы Госсанэпиднадзора располагают сведениями о наиболее проблемных шумовых зонах городов. Вопросы электромагнитного и шумового воздействия для соответствующих предприятий отражены в проектной и предпроектной документации.

Конечно, это лишь начало пути. И примеры конкретных изданий приведены лишь затем, чтобы продемонстрировать методику информационного поиска, а также дать читателю, лишь приступающему к работе над этими проблемами, некоторые ориентиры на начальном этапе.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 179.