Информация о типичных экологических проблемах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информация о типичных экологических проблемах

В этой главе мы рассматриваем источники, методы и приемы получения информации, которые могут быть использованы в связи с той или иной экологической проблемой — качеством окружающей среды, деятельностью предприятия-загрязнителя и т.п. Одна из задач такого изложения — показать, как эти методы и источники могут применяться совместно, дополняя друг друга. Из-за ограниченного объема книги мы не можем обсудить весь круг возможных проблем. Например, за пределами нашего рассмотрения осталась информация о таких важных вопросах, как сохранение биоразнообразия, глобальные экологические проблемы. В целом, мы ориентировались на те проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются начинающие организации или инициативные группы, хотя некоторые сведения, приводимые в этой главе, могут представлять интерес и для организаций, уже имеющих опыт работы в этих областях.

Организации — источники информации

Государственные организации

Функции различных министерств и ведомств, связанные с получением, обработкой и распространением информации о состоянии окружающей среды, описаны в приложении 1. Теперь мы несколько подробнее рассмотрим принципы работы основных ведомств, имеющих дело с проблемами качества природных сред. Для нас здесь важно не только сообщить читателю, где может находиться та или иная полезная информация, но и на конкретном примере продемонстрировать разницу в подходах различных организаций, вытекающую из специфики задач, стоящих перед ними.

Еще раз отметим, что информация о состоянии окружающей среды тесно связана с информацией об источниках воздействия на нее. На практике получение данных о воздействиях предприятия-загрязнителя может быть одним из шагов информационного поиска, направленного на получение сведений о качестве воды и воздуха, и наоборот. В силу этих причин приводимая нами сводка затрагивает и те, и другие вопросы.

Росгидромет

Осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является прямой обязанностью этого ведомства, слово “мониторинг” входит и в его полное название — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Росгидромет обеспечивает участие России в Глобальной системе мониторинга окружающей среды. Одна из важнейших задач Росгидромета — отражать общую картину состояния окружающей среды, в том числе ее загрязнения. Пункты наблюдений этого ведомства расположены по всей территории страны. Различные пункты выполняют гидрохимические, гидрологические и гидробиологические измерения, наблюдения за качеством воздуха, за состоянием почв, растительности и т.п.

На организацию измерений в Росгидромете существенно влияет характер антропогенного загрязнения окружающей среды. Так, многие посты на реках установлены ниже сбросов крупных предприятий. Действуют также стационарные, передвижные, “подфакельные”посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха, ориентированные на выбросы таких предприятий. Программа измерений для конкретных пунктов (набор определяемых веществ) зависит, среди прочих факторов, и от приоритетных для данного места загрязняющих веществ.

Измерения в системе Росгидромета выполняются систематически и регулярно. Так, например, посты наблюдения за качеством воздуха в населенных пунктах должны проводить измерения несколько раз в день. Органы Росгидромета располагают систематизированными данными измерений, проводившихся в одних и тех же точках по единым методикам в течение многих лет. Эти ряды данных являются уникальными, по ним можно судить о долговременной динамике тех или иных показателей.

“Сетка” постов Росгидромета, проводящих измерения состояния окружающей среды, является относительно редкой. На субъект федерации приходится несколько десятков постов, и число их сокращается из-за недостатка финансирования. Поэтому данные Росгидромета могут оказаться полезными в следующих случаях:

· если проблема значима на региональном уровне, на уровне крупного города или (иногда) района;

· если речь идет о крупном предприятии, воздействие которого на окружающую среду попало в сферу внимания Росгидромета;

· если интересующий вас объект находится вблизи пункта наблюдения Росгидромета.

Загрязнение, создаваемое выбросами или сбросами относительно небольшого предприятия, или, например, состояние малой реки имеют немного шансов быть отраженными в данных Росгидромета. Тем не менее, и в связи с частной проблемой может оказаться полезным выяснение общей ситуации, фона, на котором наблюдаются частные явления. Для этой цели также могут быть использованы данные Росгидромета.

Территориальную структуру Росгидромета образуют Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), каждое из которых охватывает несколько субъектов федерации. Им подчинены центры мониторинга окружающей среды областного (краевого, республиканского) уровня. Этим центрам могут быть подчинены лаборатории, обслуживающий персонал постов, однако предоставлением информации сами лаборатории и посты не занимаются.

Предоставление информации в системе Росгидромета довольно сильно коммерциализовано, существуют установленные прейскуранты, причем система ценообразования на конкретные результаты измерений является довольно жесткой. Доступ к информации на таких условиях для общественных организаций может быть затруднен по материальным соображениям. В некоторых ситуациях диалог с держателем информации может существенно смягчить эти условия.

В любом случае, в территориальных центрах можно ознакомиться с публикациями Росгидромета, описанными ниже, и, в некоторых случаях, приобрести их. Эти публикации, взятые в совокупности, образуют систему источников, отражающую состояние окружающей среды.

Госкомэкология

Территориальные подразделения Госкомэкологии (Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды) занимаются непосредственными измерениями качества воды и воздуха лишь в незначительной степени. Эти измерения, как правило, связаны с конкретным предприятием-загрязнителем. Это соответствует и разделению обязанностей в рамках ЕГСЭМ (см. приложение 2). которое поручает Госкомэкологии “организацию мониторинга источников антропогенного воздействия”, в отличие от Росгидромета, к чьим обязанностям, как уже говорилось, относится организация мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Определение качества воды и воздуха проводится органами Госкомэкологии, прежде всего, в связи с так называемым “экономическим механизмом природопользования” — платежами предприятий за загрязнение окружающей среды, штрафами и т.п. Эти платежи устанавливаются исходя из объемов выбросов и сбросов предприятия, их соответствия установленным научно-техническим нормативам, определяющим предельно допустимые выбросы и сбросы (см. ниже раздел о предприятии-загрязнителе). В существующей системе предприятие само осуществляет контроль за своими выбросами и сбросами, основным источником для определения их объемов является статистическая отчетность предприятия. Целью же измерений, проводимых органами Госкомэкологии, являются, как правило, не систематические наблюдения, а контроль за достоверностью статистической отчетности, за выполнением требований научно-технического нормирования. По своим задачам эти измерения находятся в одном ряду с такими мероприятиями, как, например, периодические посещения предприятия с целью проверки работы очистных сооружений. Измеряются определенные параметры отходящих газов или сточных вод, а также характеристики состояния воздуха и водного объекта. Чтобы обеспечить возможность таких измерений, на областном уровне созданы или создаются аналитические инспекции, располагающие соответствующими средствами измерений. На районном уровне такие средства отсутствуют; тем не менее, районный инспектор располагает данными, полученными областной инспекцией и относящимися к предприятиям района. В целом, результаты собственных измерений системы Госкомэкологии не обладают такой степенью систематичности, как сведения Росгидромета, но могут оказаться полезными в случаях, когда в центре проблемы находится предприятие-загрязнитель.

Следует, однако, отметить, что органы Госкомэкологии могут располагать ценной информацией о состоянии окружающей среды, полученной от других ведомств. В рамках разделения обязанностей, установленного в ЕГСЭМ, именно Госкомэкология отвечает за координацию деятельности всех министерств и ведомств в области мониторинга окружающей среды (см. приложение 2). Именно в Госкомэкологию должны стекаться результаты всех видов мониторинга, связанного с окружающей средой. В какой-то мере этот механизм работает и в настоящее время. Так, данные Росгидромета, комитетов по земельным ресурсам, комитетов по геологии, органов Госсанэпиднадзора занимают существенное место в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды федерального и регионального уровней.

Госсанэпиднадзор

К компетенции системы Госсанэпиднадзора (Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения) относятся вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, вызванными воздействием факторов состояния окружающей среды. Поэтому в обязанности этого ведомства входит и мониторинг этого состояния — прежде всего, в той мере, в какой оно связано со здоровьем населения.

Органы Госсанэпиднадзора измеряют параметры качества воздуха на границе санитарно-защитной зоны хозяйственных объектов. В селитебной зоне установлены как стационарные, так и маршрутные посты. Программа измерений включает 4–5 основных химических параметров (CO, SO2, NOX), а также параметры, установленные с учетом местного перечня приоритетных загрязняющих веществ.

В области качества вод к компетенции Госсанэпиднадзора относится, прежде всего, то, что касается качества питьевой воды. Проводятся химические и бактериологические анализы воды у водозабора, после станции водоподготовки, в некоторых местах водоразборной сети. Иногда (но редко) в сферу внимания Госсанэпиднадзора попадают и колодцы. Определяется также качество воды в водоемах официально установленной рекреационной зоны (пляжи и т.п.). В сферу внимания Госсанэпиднадзора входят сбросы муниципальных очистных сооружений, а также сбросы предприятий, находящихся в пределах населенных пунктов.

Госсанэпиднадзор является единственной системой, которая занимается определением качества воздуха внутри помещений, например в рабочей зоне предприятий. К компетенции этого ведомства относятся также измерения, связанные с “экологией жилища” — прежде всего, определение качества воздуха в жилых помещениях и качества питьевой воды. Именно данные Госсанэпиднадзора рассматриваются административными органами при принятии решений в этой области. При судебных спорах, связанных с экологией жилища, в роли эксперта во многих случаях также выступает лаборатория СЭС.

Органы этой системы есть как на уровне субъекта федерации (республики, края, области), так и на уровне района. Иногда есть еще один уровень — городской. Отметим, что система Госсанэпиднадзора — единственная из ведомственных систем, которая имеет районные подразделения, оснащенные штатными средствами измерений и лабораториями.

Информация этой системы обобщается в федеральном и региональных докладах о санитарно-эпидемиологической обстановке, а также используется при составлении докладов о состоянии окружающей природной среды.

Министерство природных ресурсов

Помимо названых ведомств стоит упомянуть территориальные комитеты по водному хозяйству, входящие в систему Министерства природных ресурсов. В центре их внимания находится вода как ресурс, именно они выдают разрешения на водопользование. Комитеты по водному хозяйству также производят гидрологические и гидрохимические измерения. Характеристики загрязнения воды определяются, прежде всего, в местах, где крупные водопользователи отбирают свежую и выпускают сточную воду. Кроме собственных данных о качестве воды, комитет может располагать данными других ведомств, например Росгидромета.

К компетенции комитетов по водному хозяйству относится также наблюдение за водным балансом поверхностных вод. Эти вопросы становятся актуальными, когда речь идет о проектировании дополнительного водозабора или о строительстве предприятия, интенсивно потребляющего водные ресурсы.

Аналогичные функции по отношению к подземным водам выполняют территориальные комитеты (или управления) по геологии, также входящие в систему Министерства природных ресурсов. В их распоряжении находится информация о балансе и химическом составе подземных вод.

В настоящее время планируется издание ежегодного доклада о состоянии природных ресурсов, в котором будет представлена и обобщенная информация, собираемая территориальными подразделениями Министерства природных ресурсов.

Научные учреждения

Большим количеством информации о качестве окружающей среды располагают научные учреждения, как подчиненные описанным ведомствам, так и другие, например входящие в систему РАН. Нередко эти учреждения выполняют научно-исследовательские работы (НИР) по проблемам качества окружающей среды, выполняемые по заказу Госкомэкологии, Росгидромета и других ведомств. Эти материалы могут оказаться исключительно ценными в связи с конкретной ситуацией.

Серьезную трудность представляет собой то, что результаты НИР, даже выполненных в рамках одной ведомственной системы, находятся в распоряжении различных учреждений и организаций, входящих в эту систему — заказчиков работ. При этом единого каталога этих работ, как правило, не существует. Тем острее эта проблема, когда речь идет о НИР, выполненных в различных ведомствах. Поэтому узнать о существовании нужного исследования бывает непросто. Некоторая информация об этих работах содержится в официальных докладах федерального и территориального уровней.

Научные учреждения также выпускают ценные сборники научных трудов, материалы конференций. В качестве примера можно упомянуть ежегодный сборник “Проблемы комплексного экологического мониторинга”, издаваемый в системе Росгидромета.

Коммерческие организации

Следует сказать несколько слов и об организациях, которые занимаются определением качества воды, воздуха или почвы на коммерческой основе.

Некоторые такие фирмы организованы при подразделениях государственных организаций, например Госсанэпиднадзора. Другие действуют при научно-исследовательских институтах, или же сами институты выполняют за плату соответствующие измерения. Согласно действующим нормативным документам, для оказания услуг в области экологического мониторинга необходима лицензия [37]. В связи с этим некоторые фирмы позиционируют свою деятельность как “экологический консалтинг”, поскольку мониторинг, вообще говоря, подразумевает систематический характер наблюдений, а в данном случае речь идет о разовых измерениях. Ряд подобных организаций сотрудничает с риэлтерскими агентствами, поскольку проблема качества окружающей среды является актуальной в связи с обменом или приобретением недвижимости.

Важным фактором, который следует учитывать, принимая решение об обращении в такие организации, о выборе конкретной организации-исполнителя, является то, как предполагается использовать полученные сведения. Они, безусловно, применимы “для собственного пользования”. При принятии официальных решений, судебных спорах, как правило, более весомой оказывается информация государственных органов, уполномоченных проводить соответствующие измерения. Это, например, органы Госсанэпиднадзора, если речь идет о качестве питьевой воды или экологии жилища. Поэтому для того, чтобы добиться использования информации из негосударственных источников при принятии решений, могут потребоваться специальные усилия. Многое зависит от того, может ли организация оформить результаты измерений в виде официального документа, есть ли лицензия, на номер которой можно сослаться в таком документе.

Отметим, что общение с подобными организациями будет значительно более эффективным, если заранее представлять себе характер проблемы, а также то, о каких загрязняющих веществах в принципе может идти речь.

Литературные источники

Наиболее общим документом, отражающим состояние природных сред, является Государственный доклад “О состоянии окружающей среды в Российской Федерации” [7], который готовит Государственный комитет РФ по охране окружающей среды с использованием информации ряда других министерств и ведомств. Такой подход поможет получить представление об общей ситуации на уровне страны или региона, а также о том региональным фоне, на котором могут наблюдаться интересующие вас явления местного масштаба. В некоторых случаях в этом докладе можно найти непосредственную информация о качестве окружающей среды в конкретном населенном пункте или местности.

Так, если вас интересуют проблемы, связанные с качеством воздуха, вы, возможно, найдете название своего города (или региона в целом) в списке наиболее неблагополучных в отношении загрязнения атмосферного воздуха. Такой список обновляется и публикуется в государственных докладах с 1988 года, поэтому можно проследить характер изменения ситуации. В этом же списке указано, какие загрязняющие вещества определяют портрет города (на основании чего он внесен в список неблагополучных)1. Государственный доклад доступен в центральных библиотеках, печатается в газете “Зеленый мир”, его можно приобрести в Госкомэкологии.

В России издаются и республиканские (областные, краевые) Доклады о состоянии окружающей среды. Они, как правило, имеют построение, близкое к структуре документа федерального уровня, и содержат сведения о загрязнении атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах, состоянии поверхностных вод, размещении отходов, деградации почв. Областные комитеты по экологии не выпускают Доклады большим тиражом, но охотно предоставляют возможность ознакомиться с ними, а также публикуют некоторые разделы в своих периодических изданиях — “Экологических вестниках” и т.п. В региональном докладе можно найти значительно больше деталей местного масштаба и уточнений, а также сведений о конкретных источниках воздействия. Именно региональный доклад является тем литературным источником, с которого во многих случаях целесообразно начинать информационный поиск.

Более детальная информация о загрязнении природных сред содержится в публикациях Росгидромета.

Так, важным источником информации является “Обзор загрязнения окружающей среды в Российской Федерации”[38], выпускаемый Росгидрометом в качестве основного ежегодного доклада. В этой же системе издаются и публикации, посвященные загрязнению отдельных природных сред. Так, заслуживают внимания “Ежегодник состояния загрязнения атмосферного воздуха городов” [39] и “Ежегодник качества поверхностных вод”[40].

В этих изданиях можно найти сведения о том, какие именно загрязняющие вещества отнесены к приоритетным, о концентрациях этих веществ в соответствующей среде, об основных источниках воздействия. “Ежегодники...”, при создании которых учитываются материалы Росгидромета, Госкомэкологии, ряда ведомств, доступны в центральных библиотеках.

Более полные сведения по воде содержат издания Государственного водного кадастра, такие, как “Ежегодные данные о качестве поверхностных вод суши” [41]. Это издание аккумулирует данные гидрологического и гидрохимического характера по различным створам рек, каналов и водохранилищ. Информацию по гидробиологическим показателям можно почерпнуть из “Ежегодника состояния экосистем”[42].

Как правило, ежегодные публикации, посвященные состоянию воды и воздуха на соответствующей территории, выпускают органы Росгидромета, охватывающие несколько субъектов федерации (УГМС). В них содержится более подробная информация о состоянии окружающей среды, сведения о расположении конкретных постов наблюдения. Периодически публикуют свои результаты и многие органы Росгидромета уровня субъекта федерации, но формат и периодичность этих публикаций существенно различаются. Как правило, эти источники не издаются большим тиражом и не всегда попадают в библиотеки, но могут быть доступны в самих территориальных органах.

В отношении загрязнения почв огромное количество материалов накоплено НПО “Тайфун” (г. Обнинск), входящим в систему Росгидромета, и отражено в публикациях этой организации. Интересно, что эта организация в настоящее время распространяет часть информации в электронном виде, так как средств на издание обширных сборников у нее нет.

Кроме того, для многих областей выпущены карты загрязнения почв. Хотя масштаб этих карт не всегда достаточен для какого-либо конкретного применения, в любом случае они могут дать первичные сведения, над которыми придется задуматься и поработать.

Как видно, все источники информации уделяют особое внимание химическому загрязнению окружающей среды. Иные факторы, например физические воздействия, рассматриваются в менее значительной степени. Так, в региональных докладах часто описываются эрозионные (водные) и дефляционные (ветровые) процессы деградации почв. В ряде областей введена плата за шумовое загрязнение среды, и органы Госсанэпиднадзора располагают сведениями о наиболее проблемных шумовых зонах городов. Вопросы электромагнитного и шумового воздействия для соответствующих предприятий отражены в проектной и предпроектной документации.

Конечно, это лишь начало пути. И примеры конкретных изданий приведены лишь затем, чтобы продемонстрировать методику информационного поиска, а также дать читателю, лишь приступающему к работе над этими проблемами, некоторые ориентиры на начальном этапе.

Радиоактивное загрязнение

Предприятие-загрязнитель

Основные понятия

Прежде чем перейти к анализу основных источников информации, отражающих воздействие предприятия на окружающую среду, рассмотрим важнейшие понятия, используемые в этих источниках.

В научно-технической литературе под воздействием на окружающую среду понимают любые потоки вещества, энергии и информации, непосредственно образующиеся в окружающей среде или планируемые в результате антропогенной деятельности и приводящие к отрицательным изменениям окружающей среды и последствиям этих изменений [48].

Основные источники воздействия на окружающую среду подразделяют на:

· источники выбросов загрязняющих веществ — те, что связаны с рассеиванием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в том числе при размещении и захоронении отходов;

· источники сбросов загрязняющих веществ, то есть связанные с поступлением и разбавлением загрязняющих веществ в поверхностных и/или подземных водах, а также в канализационных коллекторах, в том числе при размещении отходов;

· источники физико-химического воздействия на окружающую среду — источники шума, вибраций, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, источники сброса и выброса тепла;

· источники биологического загрязнения окружающей среды.

В принятой терминологии применительно к атмосфере можно говорить только о выбросах, а применительно к водным объектам — о сбросах. Отметим еще, что термин загрязнитель может относиться только к предприятию, а не к веществу. Вещество может быть названо загрязняющим, вредным или токсичным.

В свою очередь различают стационарные и подвижные источники воздействия на окружающую среду. Положение подвижных источников в пространстве изменяется в рассматриваемый период их действия; в качестве примеров можно упомянуть движущиеся транспортные средства, разливы жидкостей.

Стационарные источники выброса и сброса загрязняющих веществ делятся на организованные и неорганизованные (площадные, диффузные, объемные). Это источники, соответственно, имеющие или не имеющие фиксированного устья. Под фиксированным устьем понимают часть конструкции организованных источников выбросов или сбросов загрязняющих веществ, существенно ограничивающую область их перехода в окружающую среду, как правило, круглой или прямоугольной формы; к устью принято относить все характеристики источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Примером организованного источника выбросов может служить заводская труба или канал выпуска очищенных сточных вод. В качестве неорганизованного источника загрязнения может рассматриваться, например, промышленная площадка предприятия в целом. Вредные вещества из проливов нефтепродуктов, агрессивных жидкостей, из просыпей сырьевых материалов или продуктов могут поступать в воздух и попадать в водные объекты (например, с дождевыми водами).

Отходы — остатки сырья, материалов, некондиционные и побочные продукты, использованная и потерявшая свои первоначальные потребительские качества готовая продукция, размещаемые в определенных местах по определенным правилам, с последующим обязательным использованием, переработкой или ликвидацией, захоронением; в зависимости от источника образования различают отходы производства и отходы потребления.

Сами по себе отходы не обязательно являются источниками воздействия на окружающую среду, но образуют их в процессе размещения и удаления. Под организованным размещением отходов понимают регламентированные и осуществляемые в соответствии с установленными нормами и правилами процессы выделения, концентрирования, сбора, транспортировки, накопления, складирования, временного хранения отходов, предусматривающие возможность их дальнейшего использования, переработки или ликвидации, захоронения.

В свою очередь, неорганизованное размещение отходов осуществляется с нарушением установленных норм и правил. Типичными примерами такого размещения служат стихийные свалки на обочинах дорог, опушках лесов, в оврагах.

Удаление отходов — рассматриваемые совместно процессы размещения, переработки, использования, ликвидации или захоронения отходов. При удалении отходов всегда возможны альтернативные варианты, такие как переработка или ликвидация, использование или захоронение отходов.

Проекты томов ПДВ и ПДС

Нормативы воздействия на окружающую среду для хозяйственных объектов разрабатываются в форме проектов томов ПДВ и ПДС [49]. Эти нормативы связаны со стандартами качества окружающей среды, но в отличие от них устанавливаются не в терминах (единицах) концентраций загрязняющего вещества, а в терминах массы вещества, сбрасываемого (выбрасываемого) в единицу времени в окружающую среду.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) — масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени. Предельно допустимый сброс (ПДС) — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени. Нормы ПДВ и ПДС устанавливаются для каждого источника загрязнения на предприятии и для каждой примеси с учетом комбинированного воздействия.

Общий принцип установления нормативов ПДС и ПДВ состоит в том, что в результате выбросов (сбросов) не должны превышаться установленные нормативы качества воздуха или воды. Для выбросов это ПДКмр, (максимальная разовая), для сбросов — санитарные или рыбохозяйственные нормативы в зависимости от водного объекта.

В основе определения ПДВ (ПДС) лежит методика расчета концентраций загрязняющих веществ, создаваемых источником в контрольных пунктах с учетом рассеяния (разбавления), вклада других источников, перспектив развития (проектируемые источники) и т.д.

В случае, если значения ПДВ (ПДС) по объективным причинам не могут быть достигнуты, для таких предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы (сбросы) вредных веществ (ВСВ и ВСС) и вводится поэтапное снижение показателей выбросов (сбросов) вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ (ПДС). Для хозяйственных объектов, вновь вводимых в действие, установление временно согласованных нормативов не допускается.

Проекты томов ПДВ и ПДС отражают нормативы выбросов (сбросов), установленные для каждого источника загрязнения и каждого вещества. Эти документы готовятся, как правило, уже на стадии рабочего проектирования и должны пересматриваться в случае изменения мощности, технологии производства или режима работы предприятия, но не реже одного раза в 5 лет. Проекты томов ПДВ и ПДС подлежат утверждению в территориальных органах Госкомэкологии, на их основе предприятие получает разрешение на выброс (сброс) загрязняющих веществ.

Здесь же следует упомянуть и такой документ, как проект лимитов размещения отходов. Лимитирование размещения твердых промышленных отходов осуществляется на основании “Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ” [50].

Статистическая отчетность

Обязанностью предприятия является также представлять отчеты о природоохранной деятельности в соответствии с формами государственной статистики.

Основные виды экологической статистической отчетности включают следующие формы:

Форма № 2-тп (воздух). Отчет об охране атмосферного воздуха. Представляется ежегодно и включает данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации; данные о выбросе в атмосферу специфических загрязняющих веществ; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов.

Форма № 2-тп (водхоз). Отчет об использовании воды. Представляется ежегодно и включает данные о забранной из природных источников, полученной от других предприятий (организаций), использованной и переданной воды; данные о водоотведении, системах оборотного и повторного водоснабжения; установленные лимиты забора воды.

Форма № 2-тп (токсичные отходы). Отчет об образовании и удалении токсичных отходов. Представляется ежегодно и включает данные об отходах I, II, III и IV классов опасности (наличие, образование, поступление от других предприятий, использование, обезвреживание, организованное и неорганизованное складирование, захоронение).

Форма № 1-канализация. Отчет о работе канализации. Включает данные о наличии канализационных сооружений и их работе за год.

Форма № 1-водопровод. Отчет о работе водопровода. Включает данные о наличии водопроводных сооружений и их работе за год.

Форма № 4-ОС. Отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах.

Все формы статистической отчетности подаются в органы Госкомстата. Описанные формы, кроме этого, непременно поступают в территориальные комитеты по охране окружающей среды.

Итак, все документы, перечисленные выше, находятся в территориальном Комитете по охране окружающей среды и могут быть доступны общественным организациям. Важно отметить, что список материалов, отражающих характер технологических процессов и воздействия хозяйственных объектов на окружающую среду, далеко не ограничивается этими документами. Для каждого объекта разработаны регламенты, так называемые технологические карты, схемы производственной канализации и другие материалы, ведутся различные журналы учета. Однако реальные возможности граждан и общественных организаций, как правило, ограничиваются доступом к экологическим паспортам, проектам томов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС), проектам лимитов размещения отходов и к формам государственной статистической отчетности.

Следует отметить, что описанная документация содержит весьма ценный массив сведений, который при умелом использовании оказывается ценным источником информации об экологических аспектах деятельности предприятия. В то же время следует осознавать и ограничения, свойственные этим источникам. Проекты томов ПДВ и ПДС содержат расчетные показатели. Хотя при запуске предприятия должна быть проведена, например, инвентаризация выбросов, представители территориальных органов Госкомэкологии во многих случаях не имеют необходимых инструментальных средств. Даже если инструментальные замеры были проведены и подтвердили сделанные расчеты, объемы выбросов могут существенно измениться не только при изменении технологического цикла или выпускаемой продукции, но и при замене используемого сырья или топлива. Наконец, расчеты выполняются при условии работы очистных установок и сооружений. В то же время именно эти установки нередко оказываются первой жертвой экономии электроэнергии на предприятии.

Что же касается данных экологического паспорта и статистической отчетности, то в большинстве случаев основной массив содержащихся в них сведений строится на расчетных показателях. На практике предприятие, как правило, не имеет возможности реально фиксировать объемы своих выбросов и сбросов. Поэтому источником данных выступают те же проекты томов ПДВ и ПДС. При этом часто предполагается, что объем выбросов и сбросов пропорционален объему выпускаемой продукции, что тоже не всегда соответствует действительности.

Эти соображения важно иметь в виду не только при анализе документов конкретного предприятия, но и при работе с различными обобщающими докладами и обзорами. Все данные о количестве выбросов и сбросов для этих документов получаются путем обобщения статистической отчетности предприятий. Для того, чтобы проиллюстрировать эти утверждения, приведем несколько примеров из работы [51], посвященной анализу доклада “О свинцовом загрязнении окружающей среды Российской Федерации и его влиянии на здоровье населения”.

Суммарное потребление свинца промышленностью России можно оценить как 2-3% от мирового. В то же время выбросы свинца в атмосферу от стационарных источников, согласно данным Доклада, составляют примерно 0,7% от мировых выбросов. Хотя приведенные значения носят оценочный характер, их очевидным следствием является то, что относительные потери свинца в российской промышленности в 3–4 раза меньше мировых, что вряд ли соответствует действительности.

Тщательный анализ материальных потоков на одном из предприятий, производящих аккумуляторы, показал, что реальные потери свинца в 10 раз превосходят отраженные в отчетности.

Согласно статистической отчетности, в области В. в 1995 году было сброшено в водные объекты около 60 кг свинца. Фактически, эта цифра складывается из отчетов двух стекольных предприятий одного района, декларировавших сброс соответственно 28 и 33 кг свинца. Все остальные отрасли промышленности и предприятия, среди которых заведомо есть использующие соединения свинца, по-видимому, просто не представили сведений.

Еще один показательный пример несоответствия между отчетностью, основанной на расчетных показателях, и реальной ситуацией приведен в следующем разделе.

Декларация о намерениях

59]. Хотя декларация содержит лишь сведения самого общего характера, в предлагаемой форме содержатся, например, разделы о возможных воздействиях намечаемой деятельности на окружающую среду, сточных водах, отходах и обращении с ними. Сама по себе декларация не требует какого-либо согласования или утверждения. Смысл ее подготовки состоит в том, что на основе этого документа начинается официальный диалог по поводу намечаемой деятельности между заказчиком и органами власти, а также органами контроля и надзора.

Действующая нормативная база не содержит специальных гарантий доступа общественности к декларации. Тем не менее, сам характер этого документа, достаточно общего и предназначенного для обсуждения намечаемой деятельности с широким кругом лиц, не подразумевает наличия в нем конфиденциальной информации.

Авторам неизвестны прецеденты, когда региональная или местная администрация отказала бы общественности в доступе к декларации, имевшейся в наличии (на практике во многих случаях заказчик не подает декларацию). Проблему, однако, представляет отсутствие механизма распространения информации о подаче деклараций, — публикация сведений об этом не является обязанностью ни заказчика, ни административных органов. В результате удачный момент для открытого обсуждения основных характеристик намечаемой деятельности оказывается упущен, что создает предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в дальнейшем. Отметим, что создание такого механизма на местном уровне могло бы стать предметом для обсуждения общественными организациями с соответствующими органами власти.

Согласования

Иногда актуальным оказывается вопрос о том, с какими органами согласована проектная документация. Каждый проект проходит согласования со множеством органов контроля и надзора. Перечень этих органов приведен в “Разъяснениях...”, изданных Минстроем РФ [61]. Некоторые из этих органов согласуют условия природопользования или землепользования. Документы, отражающие различные согласования, как правило, образуют один из разделов ТЭО. Ознакомившись с этим разделом, можно составить ясное представление о том, с какими инстанциями проект согласован, а с какими — нет.

Заключение государственной экологической экспертизы

Этот документ непосредственно предшествует окончательному решению по проекту. Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным [56, ст.18]. К сожалению, Закон “Об экологической экспертизе” требует лишь информировать общественность о результатах проведения экспертизы, и не содержит гарантий доступа к заключению. На практике такое “информирование”может свестись к простому сообщению о положительном или отрицательном результате экспертизы.

С нашей точки зрения, отказ в предоставлении общественности заключения государственной экологической экспертизы со ссылкой на то, что закон не содержит специального положения о доступности этого документа, не является законным. Безусловно, заключение содержит информацию, затрагивающую конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, и, следовательно, должно быть доступно в соответствии, например, со статьей 24 Конституции РФ [25, ст.24, п.2] (см. главу 4). Возможна, конечно, ситуация, когда заключение содержит информацию, доступ к которой ограничен на основании действующего законодательства (упомянутая статья 24 Конституции содержит оговорку к положению о доступности документов: “если иное не предусмотрено законом”). Однако эти проблемы должны решаться применительно к каждому конкретному документу. В любом случае, отсутствие специальной нормы о предоставлении общественности заключения экспертизы не является основанием для ограничения доступа к нему.

Здоровье населения

Вопросы здоровья человека и состояния окружающей среды тесно связаны между собой. Именно воздействие на здоровье факторов окружающей среды является тем аспектом экологических проблем, который волнует значительную часть населения в наибольшей степени. Поэтому мы рассматриваем эти проблемы в книге, посвященной работе с экологической информацией.

Основные понятия

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Однако любое определение здоровья, включая и это, не может претендовать на абсолютную точность. Различают здоровье индивидуума, то есть отдельного человека, и здоровье населения. Понятие “здоровье индивидууманельзя определить точно, так как оно связано с большой широтой колебаний важнейших показателей жизнедеятельности человека, с состоянием приспособительных возможностей организма. В связи с этим возникло понятие “практически здоровый человек; под этим подразумевается, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся существенно на самочувствии и работоспособности человека, не могут еще расцениваться как болезнь [62].

Здоровье населения в целом или здоровье групп людей (общественное здоровье) принято описывать комплексом санитарно-статистических показателей, таких, как:

· рождаемость;

· смертность;

· детская смертность;

· заболеваемость;

· уровень физического развития людей;

· средняя продолжительность жизни.

На здоровье населения оказывают влияние разнообразные биологические, природные и социальные факторы. Здоровье населения зависит в большой мере от социальной среды и образа жизни людей, в том числе от величины реальной заработной платы, условий труда, питания, жилищных условий, развития здравоохранения, состояния окружающей среды.

В течение продолжительного времени сведения о влиянии факторов окружающей среды на состояние здоровья населения оставались недоступными. В начале 90-х годов статистические данные о состоянии здоровья населения становятся достоянием гласности. В 1992 году в национальном докладе СССР [63], подготовленном к конференции ООН по окружающей среде и развитию, было отмечено, что в нездоровой экологической обстановке проживали около 50–70 миллионов человек. Площадь неблагополучных районов составляла около двух миллионов квадратных километров [64]. В том же докладе содержалась официальная концепция отнесения территорий к категориям, отражающим степень экологического неблагополучия. Всего было определено четыре зоны (по нарастающей степени неблагополучия):

· критической экологической ситуации;

· острокритической экологической ситуации;

· чрезвычайной экологической ситуации;

· экологического бедствия.

Привлечение специалистов

В некоторых случаях общественной организации, которая занимается проблемами здоровья населения, приходится прибегать к помощи независимых центров или специалистов, нередко на платной основе. Иногда таким образом проводятся довольно масштабные комплексные исследования, включающие как медицинскую компоненту (обследования, анализ медицинской статистики), так и измерения параметров состояния окружающей среды. Часто важным элементом таких проектов является и сотрудничество с местными медицинскими учреждениями (например, поликлиниками), в которых хранится первичная информация о здоровье населения.

Такая ситуация является частным случаем работы с экспертами или консультантами, и к ней применимы соответствующие рекомендации, содержащиеся в главе 7 данной книги. Особо отметим лишь один момент взаимного непонимания, характерный для подобных ситуаций. Нередко специалист стремится ограничиться добросовестным описанием частных случаев, избегая выводов общего характера. В то же время организация — инициатор проекта ожидает от него далеко идущих выводов и обобщений. Этот вопрос — характер возможных выводов — должен быть обсужден заранее. Конечно, специалист не может еще до начала исследования принять обязательство установить причинно-следственную связь между заболеваемостью и состоянием окружающей среды. Тем не менее, практически в любом случае можно, например, сравнить полученную картину с известными данными для экологически неблагополучных и относительно благополучных территорий — и необходимость такого сравнения может быть зафиксирована заранее.

В заключение авторы хотели бы еще раз предостеречь организации или группы, не работающие профессионально в данной области, от поспешных, недостаточно обоснованных, но категоричных заявлений относительно причинно-следственной связи между загрязнением окружающей среды и тем или иным заболеванием. Достоверные выводы такого рода могут быть сделаны лишь на основании серьезных исследований. Не углубляясь специально в такие исследования, можно ограничиться выводами о том, что наблюдаемая концентрация вредного вещества (при данном пути поступления в организм и времени воздействия) может представлять опасность для здоровья или может быть причиной наблюдаемой заболеваемости.

Недоказанность причинно-следственной связи не означает ее отсутствия. Поэтому обоснованных соображений о возможности такой связи может оказаться достаточно для того, чтобы сформулировать проблему для органов государственной власти, представителей предприятия-загрязнителя. Основанием для постановки проблемы могут быть, например, случаи, описанные в специальной литературе, или то, что такая связь была достоверно установлена в более или менее сходной ситуации.

 

Список литературы:

" Экологическая информация и принципы работы с ней " Авторы: Т.В.Гусева, С.Ю.Дайман, М.В.Хотулева, В.Н.Виниченко, Е.В.Веницианов, Я.П.Молчанова, Е.А.Заика.

Информация о типичных экологических проблемах

В этой главе мы рассматриваем источники, методы и приемы получения информации, которые могут быть использованы в связи с той или иной экологической проблемой — качеством окружающей среды, деятельностью предприятия-загрязнителя и т.п. Одна из задач такого изложения — показать, как эти методы и источники могут применяться совместно, дополняя друг друга. Из-за ограниченного объема книги мы не можем обсудить весь круг возможных проблем. Например, за пределами нашего рассмотрения осталась информация о таких важных вопросах, как сохранение биоразнообразия, глобальные экологические проблемы. В целом, мы ориентировались на те проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются начинающие организации или инициативные группы, хотя некоторые сведения, приводимые в этой главе, могут представлять интерес и для организаций, уже имеющих опыт работы в этих областях.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 201.