Характеристика процесса памяти см. с
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методики, направленные на изучение памяти *

 

* Сравнение продуктивности произвольной и непроизвольной памяти

Эксперимент может проводиться коллективно. В качестве стимульного материала для запоминания используются два списка слов одинаковой длины и частотности употребления в речи:

1) книга, ящик, голова, молоко, птица, буква, село, корень, лагерь, трава, лето, дорога, рыба, стена, небо;

2) река, окно, лампа, портфель, дерево, рама, ручка, шапка, дверь, диван, текло, часы, завод, дерево, забор.

Инструкция:

Слушайте внимательно список слов, сосчитайте, сколько и нем слов среднего рода.

Слова читаются ровным голосом с интервалом около одной секунды. Затем испытуемым предлагается написать в любой последовательности те слова, которые удалось запомнить. Через 20-30 минут дается вторая инструкция: Сейчас Вам будет прочитан такой же список, слов, сосчитайте в нем слова среднего рода и постарайтесь запомнить весь список.

Результаты двух опытов сопоставляются и используются для беседы о произвольной и непроизвольной памяти, об индивидуальных вариантах их соотношения. Обращается внимание на возможность использования полученных выводов для усовершенствования своей памяти.

 

* Определение преобладающего типа памяти

Тип памяти обусловливается модальностью материала, с которым память работает наиболее продуктивно. Для определения преобладающего типа памяти испытуемым предъявляется для запоминания однородный стимульный материал через слуховой, зрительный и комбинированно, через слуховой, зрительный и двигательный анализаторы.

В качестве материала для запоминания можно использовать ряды двузначных чисел, обыденных слов или бессмысленных слогов. В одном ряду достаточно иметь 10 - 12 стимулов, например а) 28 14 32 46 84 73 19 96 23 37; б) бак, нос, дом, пар, кот, бор, воз, ров, год, жар; в) рон, дюш, фиб, пун, гяп, гом, тюш, зур, чед, бен.

Инструкция:

Вам будет прочитан ряд чисел (слов, слогов). Внимательно слушайте и запоминайте. После этого напишите все, что Вам удалось запомнить.

Показателем продуктивности памяти служит количество правильно воспроизведенных слов. Порядок слов может быть любым. Затем проводится сверка воспроизведенных стимулов с исходным списком. Чтобы исключить влияние на результаты процессов интерференции памяти, между последовательными опытами необходим перерыв не менее 20 - 30 минут. Таким же образом сообщаются ряды стимулов для запоминания через зрительный анализатор путем предъявления каждого элемента на отдельных карточках. В смешанном варианте материал для запоминания показывается на карточках - зрительно; одновременно экспериментатор читает карточки, а испытуемые «пишут» пальцем на столе предъявляемые числа, слова или слоги. Результаты трех опытов сопоставляются и делается вывод о преобладании одного из типов памяти или отсутствии такого преобладания. Одновременно измеряется объем оперативной памяти для каждой модальности.

 

Кто лучше помнит? *

Цель: установить уровень развития слуховое и зрительной механической памяти.

Ход эксперимента. При слуховом предъявлении чисел. Учитель говорит: «Я сейчас назову 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Ничего записывать во время чтения нельзя. Когда я кончу читать, надо по моему сигналу записать все запомненные числа в любом порядке».

Затем учитель читает в течение примерно 30 секунд ряд чисел с короткими паузами.

При зрительном предъявлении ряд из 12 двузначных чисел должен быть написан на плакате. Этот плакат демонстрируется в течение небольшого времени (чем старше класс, тем время должно быть меньше, но не менее 30 секунд), а затем убирается, и учащиеся по памяти записывают все числа.

Обработка полученных данных. Подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если при слуховом предъявлении оно не меньше 7, а при зрительном - не меньше 9, то уровень развития механической памяти хороший. Можно также сравнивать индивидуальные результаты со средним значением для класса.

· Смысловые пары

Цель: установить уровень развития у учащихся смысловой памяти.

 Ход эксперимента. Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например, таких: шум - вода, стол - обед, мост - река, рубль - копейка, лес - медведь, дуб - желудь, дичь - выстрел, рой - пчела, час - время, гвоздь - доска. Затем через небольшой перерыв он читает лишь первое из слов каждой пары, и ученики должны припомнить вторые слова и записать эти пары на листке бумаги.

Обработка полученных данных. Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

 

* Зависимость продуктивности памяти от характера материала

Испытуемым предлагается для запоминания и последующего воспроизведения стимульные ряды разного рода:

числа: 19, 47, 28, 72, 61, 35, 14, 93, 59, 81, 68, 43;

конкретные слова: утюг, диван, вечер, небо, луна, мыло, лыжи, нож, тетрадь, стол, окно, мяч;

абстрактные понятия: сущность, качество, отношение, стоимость, истина, категория, значение, принцип, доверие, тенденция, аналогия, мощность;

геометрические понятия: прямоугольник, диаметр, угол, плоскость, катет, биссектриса, медиана, диагональ, дуга, отрезок, ромб, радиус;

исторические понятия: рыцарь, феодал, император, стачка, матриархат, опричнина, князь, рабство, жрец, гладиатор, галера, оброк;

географические названия: Цейлон, Амазонка, Гонконг, Ганг, Севан, Альпы, Гоби, Чад, Ильмень, Уфа, Амур, Волга.

После предъявления каждого ряда стимулов испытуемые воспроизводят его письменно. Затем производится сверка, исключаются ошибки и подсчитывается число верно воспроизведенных членов ряда.

Сопоставлением результатов определяют, какой материал запоминается наиболее и наименее успешно. Вследствие различия материала интерференция следов памяти предполагается незначительной и перерывы между отдельными опытами не нужны.

Эксперимент может проводиться в форме игры-состязания.

 

 

III.3. Изучение мышления

Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.