Специфика субъектного опыта личности:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

* психолого-биографические особенности, представления о жизненном пути и планах;

* уровень сформированности основных видов деятельности, устойчивые привычки, поведенческая целостность;

* качество учебных знаний и умений (понятийность, концептуальность, уровень усвоения, прочность, осознанность, действенность, гибкость, обновляемость, мера обобщенности и др.)

Уровень сформированности учебной деятельности школьника:

* уровень сформированности учебно-познавательного интереса.;

* уровень сформированности целеполагания;

* уровень сформированности учебных действий;

* уровень сформированности действий контроля;

* уровень сформированности действия оценки.

 

Общие выводы и психологические рекомендации, в которых подчеркиваются основные достоинства и недостатки (недоработки, трудности) формирующейся личности, анализируются их причины, намечаются направления возможного развития, оказания психологической поддержки и помощи.

На основе предложенной схемы составляется характеристика школьника!

Недостатки, встречающиеся при составлении школьных характеристик*

Изучение школьных характеристик показывают, что при их составлении встречается немало трудностей, ведущих к ошибкам и неточностям. Часто характеристики слабо отражают индивидуальные и личностные особенности учеников и содержат порой противоречивые или же недостаточно обоснованные суждения о них. Некоторые характеристики отличаются неконкретностью, написаны общими, мало о чем говорящими фразами, за которыми лишь угадываются контуры психолого-педагогического портрета школьника.

Анализ особенностей подготовки и написания школьных характеристик позволил выделить ряд типичных недостатков, встречающихся при их составлении. Рассмотрим их.

Поверхностный взгляд на ученика проявляется в том, что классный руководитель, составляя характеристику, обращает внимание, главным образом, на внешние видимые стороны личности школьника: его внешний облик, физическое развитие, сферы увлечений т.д. Для характеристики учащихся обычно используются такие выражения: «хорошо развит физически», «следит за своим внешним обликом», «увлекается спортом (музыкой, театром и т.д.)», «веселый», «общительный» или же, напротив, «грубый», «задиристый» ... При таком подходе классный руководитель обычно составляет мнение об ученике по информации, лежащей на поверхности: по отдельным поступкам ученика, по отрывочным отзывам о нем его одноклассников и учителей, по некоторым своим (достаточно поверхностным) наблюдениям и умозаключениям. В этом случае классный руководитель не интересуется причинами совершаемых учеником поступков, не учитывает особенностей ситуаций, в которых они проявляются, не затрудняет себя заботой о понимании психических процессов и состояний, происходящих в сознании и душе школьника.

Неконкретность характеристик проявляется в том, что они написаны общими фразами, по шаблону, не раскрывая и не отражая психологических и личностных особенностей того или иного ученика. Для таких характеристик присущи такие фразы: «учится средне», «всеми необходимыми учебными умениями и навыками владеет», «принимает участие в общественной жизни класса», «посещает различные кружки» и т.п. Составляющий такие характеристики классный руководитель, как правило, слабо представляет себе потребности и интересы своих учеников, их половозрастные, психологические и личностные особенности и новообразования, межличностные отношения и положение конкретного ученика в детском сообществе и п.р. Возможно, что классный руководитель не создал в классе условий для раскрытия и проявления особенностей и способностей учеников в различных видах учебной деятельности, мало общался с ними за пределами уроков, не интересовался их досугом, их жизнью вне школы и т.п.

Чрезмерная негативная ориентация характеристик проявляется в том, что классный руководитель делает акцент в основном на отрицательных качествах, присущих личности школьника. В этом случае в характеристике присутствует ряд характерных выражений: «учится не в полную меру своих способностей», «занимается без желания», «не проявляет активности в общественной работе», «пропускает уроки без уважительных причин» и пр. Положительные же стороны личности школьника либо вообще не затрагиваются в характеристике, либо оттесняются в ней на задний план. Очевидно, что классный руководитель с подобной ориентацией не верит в учеников, не видит в них тех положительных качеств, которые имеются у школьников и не стремится к созданию ситуаций, способствующих их проявлению. Такой классный руководитель в разговорах с коллегами, учениками и их родителями обращает внимание, главный образом, на недостатки школьников, любит подчеркнуть их слабые стороны, стремится уличить их в нечестности, обмане, лицемерии и т.д.

Завышено позитивная ориентация характеристик проявляется в том, что классный руководитель отмечает только положительные стороны личности, не обращая внимание на отрицательные, низко нравственные, а порой и безнравственные поступки своих воспитанников. В такой характеристике ученик обязательно «имеет хорошие способности» или «обладает определенными способностями в той или иной области», «активно участвует в общественных делах класса», «принимает активное участие в дежурстве, в субботниках, в шефской работе» и т.п. Причинами чрезмерного преувеличения достоинств школьников могут быть: недостаточно хорошее знание класса и некритический подход классного руководителя к своим ученикам, чрезмерный педагогический либерализм, нежелание прислушаться к имению своих коллег в членов детского коллектива. В таких характеристиках каждый ученик предстает как личность, не имеющая недостатков и слабых сторон, которой не над чем работать в плане самовоспитания.

Ситуативность характеристик проявляется в том, что они чаще всего составлены классным руководителем, находящимся под сильным впечатлением того или иного события, происшедшего с учеником в последнее время. От особенностей позитивного или же негативного поступка школьника, от его воздействия на эмоциональную сферу классного руководителя зависит и тон характеристики, и ее язык, и своеобразный «удельный вес» положительных или же, напротив, отрицательных качеств у характеризуемого ученика. Такая характеристика пишется, как показывает практика, «на одном дыхании», а потому отличается избирательностью в отражении тех или иных сторон личности школьника. Поводом для написания подобной характеристики может послужить, например, определенный вклад школьника в победу команды класса на спортивных соревнованиях или конкурсах, но может послужить и негативный поступок, совершенный учеником на уроке или вне школы. Ситуативные характеристики чаще всего характерны для классных руководителей, отличающихся повышенной импульсивностью поведения, чрезмерной впечатлительностью и ситуативностью в принятии решений, не занимающихся систематическим изучением учащихся.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 186.