III. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

III.1. Изучение внимания

Особенности внимания см. с.

 

Методики, направленные на изучение внимания*

Примерная схема психологической характеристики внимания школьника

1. Общие сведения об учащемся:

- фамилия, имя, отчество;

- пол;

- возраст;

- класс, школа.    

II. Краткие сведения об использованных методах исследования.

Психологическая характеристика внимания школьника:

1. Характеристика процессуальной стороны внимания:

а) интенсивность и продолжительность ориентировочных реакций на новизну;

б) быстрота сосредоточения, интенсивность и длительность актов произвольного внимания;

в) концентрированность и распределенность внимания;

г) устойчивость внимания:

- длительность сосредоточения;

- интенсивность спонтанных колебании;

- резистентность (сопротивляемость) к помехам;

- произвольная переключаемость;

д) произвольное регулирование внимания.

2. Характеристика состояний внимания:

а) готовность внимания, проявляющаяся в степени его мобилизации и бдительности;

б) степень максимальной и рабочей (повседневной) концентрации внимания;

в) резистентность к стрессовым психическим состояниям;

г) экспрессивность выражения состояний внимания в мимике, позе, двигательной активности, темпе и ритме движения;

д) имитация состояний внимания.

3. Характеристика внимательности как свойства личности:

а) уровень сформированности непроизвольного, произвольного внимания, их соотношение;

б) особенности развития послепроизвольного внимания;

в) уровень рефлексии внимания и использование его произвольной регуляции;

г) концентрированность и распределенность внимания;

д) объективность и субъективность внимания и их соотношение;

е) широта внимания (предельное количество объектов, охватываемых вниманием одновременно, объем).

Круг объектов, охватываемых непроизвольным вниманием.

Круг объектов, игнорируемых вниманием.

Характерные особенности проявления внимания в игре, труде, общении.

4. Заключение об уровне развития внимания школьника и индивидуальных особенностях его внимательности, о профессиональной пригодности по параметру внимательности.

Педагогические меры по воспитанию внимания школьника и коррекции его учебной деятельности.

В работе учителя, школьного психолога и студента-практиканта необходимость разностороннего и углубленного изучения внимания школьников может быть обусловлена рядом обстоятельств:

* в связи с составлением психологической характеристики школьника;

* при проверке гипотезы о том, что академическая неуспеваемость школьника связана с недостаточной сформированностью у него отдельных сторон внимания;

* при определении профессиональной пригодности к работе по профессиям, предъявляющим специфические требования к вниманию человека;

* для оценки функциональных состоянии школьника.

Результаты этих исследовании используются в практической деятельности для диагностической оценки индивидуального уровня и темпа возрастного развитии школьника, коррекции его учебной деятельности, в профессиональном отборе.

 

Методы изучения внимания. Для изучении внимания используется обширный набор методов психологического исследовании, модифицированных применительно к специфике предмета.

 

* Тахистоскопическое измерение объема внимания

Объемом внимания называют предельно большое количество объектов, доступных одновременному охвату вниманием.

Тахистоскопический метод основан на кратковременной дозированной экспозиции испытуемому оптических стимулов различной конфигурации посредством тахистоскопа - устройства, позволяющего задавать время экспозиции от тысячных долей секунды до нескольких секунд.

При измерении объема внимания используются экспозиции в 1-2 сек., которые можно осуществить вручную.

Тестовый материал представляет собой комплект из 10 карточек, на каждой из которых имеется набор из 10 букв, не образующих слов, или знакомых буквосочетаний, например, БКНВРСТФГА, и не содержащий повторяющихся букв. Сочетание ЛОБНОСРУКА по этим соображениям непригодно.

 

 

Наборы букв для измерения объема внимания:

Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.