III.1. Изучение внимания
Особенности внимания см. с.
Методики, направленные на изучение внимания*
Примерная схема психологической характеристики внимания школьника
1. Общие сведения об учащемся:
- фамилия, имя, отчество;
- пол;
- возраст;
- класс, школа.
II. Краткие сведения об использованных методах исследования.
Психологическая характеристика внимания школьника:
1. Характеристика процессуальной стороны внимания:
а) интенсивность и продолжительность ориентировочных реакций на новизну;
б) быстрота сосредоточения, интенсивность и длительность актов произвольного внимания;
в) концентрированность и распределенность внимания;
г) устойчивость внимания:
- длительность сосредоточения;
- интенсивность спонтанных колебании;
- резистентность (сопротивляемость) к помехам;
- произвольная переключаемость;
д) произвольное регулирование внимания.
2. Характеристика состояний внимания:
а) готовность внимания, проявляющаяся в степени его мобилизации и бдительности;
б) степень максимальной и рабочей (повседневной) концентрации внимания;
в) резистентность к стрессовым психическим состояниям;
г) экспрессивность выражения состояний внимания в мимике, позе, двигательной активности, темпе и ритме движения;
д) имитация состояний внимания.
3. Характеристика внимательности как свойства личности:
а) уровень сформированности непроизвольного, произвольного внимания, их соотношение;
б) особенности развития послепроизвольного внимания;
в) уровень рефлексии внимания и использование его произвольной регуляции;
г) концентрированность и распределенность внимания;
д) объективность и субъективность внимания и их соотношение;
е) широта внимания (предельное количество объектов, охватываемых вниманием одновременно, объем).
Круг объектов, охватываемых непроизвольным вниманием.
Круг объектов, игнорируемых вниманием.
Характерные особенности проявления внимания в игре, труде, общении.
4. Заключение об уровне развития внимания школьника и индивидуальных особенностях его внимательности, о профессиональной пригодности по параметру внимательности.
Педагогические меры по воспитанию внимания школьника и коррекции его учебной деятельности.
В работе учителя, школьного психолога и студента-практиканта необходимость разностороннего и углубленного изучения внимания школьников может быть обусловлена рядом обстоятельств:
* в связи с составлением психологической характеристики школьника;
* при проверке гипотезы о том, что академическая неуспеваемость школьника связана с недостаточной сформированностью у него отдельных сторон внимания;
* при определении профессиональной пригодности к работе по профессиям, предъявляющим специфические требования к вниманию человека;
* для оценки функциональных состоянии школьника.
Результаты этих исследовании используются в практической деятельности для диагностической оценки индивидуального уровня и темпа возрастного развитии школьника, коррекции его учебной деятельности, в профессиональном отборе.
Методы изучения внимания. Для изучении внимания используется обширный набор методов психологического исследовании, модифицированных применительно к специфике предмета.
* Тахистоскопическое измерение объема внимания
Объемом внимания называют предельно большое количество объектов, доступных одновременному охвату вниманием.
Тахистоскопический метод основан на кратковременной дозированной экспозиции испытуемому оптических стимулов различной конфигурации посредством тахистоскопа - устройства, позволяющего задавать время экспозиции от тысячных долей секунды до нескольких секунд.
При измерении объема внимания используются экспозиции в 1-2 сек., которые можно осуществить вручную.
Тестовый материал представляет собой комплект из 10 карточек, на каждой из которых имеется набор из 10 букв, не образующих слов, или знакомых буквосочетаний, например, БКНВРСТФГА, и не содержащий повторяющихся букв. Сочетание ЛОБНОСРУКА по этим соображениям непригодно.
Наборы букв для измерения объема внимания:
Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.