Учитывая наличие проблем управления прибылью и рентабельностью производства, подход к механизму управления должен носить комплексный характер. В первую очередь, это непосредственно связано с эффективным управлением операционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства продукции предприятия.
От руководителя требуется прежде всего умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каждом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, первый путь кажется нереальным. Однако, тщательный экономико-организационный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.
При неизменных экономических условиях легче было планировать и прорабатывать программу. Все функции по реализации программы перекладывались на предприятия. Однако многое меняется и предприятие находится в динамических условиях, постоянно изменяться. Проанализировав ситуацию, необходимо создавать программу в комплексе для ее лучшей реализации. Главный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны). В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации.
Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время , недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия.
Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Так как нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать прежде всего ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя они и взаимосвязаны).
Таким образом, в настоящее время необходимо, чтобы руководство предприятием не столько на получение максимальной прибыли, сколько на получение максимального дохода. Как же упоминалось, максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях незамедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.
Современное производство должно соответствовать следующим параметрам:
1. Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.
2. Технология производства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.
3. Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выпускать хорошую продукцию, необходимо еще думать об организации послепродажного обслуживания, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.
4. Резко изменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно касается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место в разработке управления ею в рамках предприятия в целом.
Особой проблемой является и повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю. Естественно, что такой подход требует совершенно иного в управлении качеством продукции и организации поставок.
Осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известных изделиях, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов продаж и доходов. Необходимо уметь управлять доходами, а следовательно и прибылью.
При рассмотрении прибыли сталкиваются интересы различных сторон: государства, которое рассчитывает на рост производства и реализацию продукции, увеличение прибыли, что означает нарастание налоговых отчислений в казну; трудового коллектива, который рассчитывает на свою долю прибыли; банков, которых беспокоит платежеспособность фирмы, возвратность полученных ссуд и обеспечение представления новых; руководства предприятия, стремящегося как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве ресурса, резерва, позволяющего укреплять основы самофинансирования.
Руководителю придется так планировать распределение прибыли, чтобы не нанести ущерба ни одной стороне, и в тоже время обеспечить благосостояние предприятия.
На деятельность предприятий должно большое внимание оказывать гибкое государственное регулирование с использованием экономических рычагов. В странах Запада государство воздействует на них через систему стимулирующих мер. Ускоренная амортизация обеспечивается за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. Этим методом государство регулирует рентабельность в различных секторах экономики. Наиболее быстрая амортизация предусмотрена в передовых отраслях индустрии. Помимо прочего, такая политика подталкивает предприятия к ускоренному обновлению основного капитала, оборудования, выпускаемой продукции.
Оборот производственных фондов есть непрерывный, периодически повторяющийся процесс, в результате которого авансированная стоимость полностью возвращается к своей исходной форме. В результате обеспечивается процесс воспроизводства. Скорость оборота измеряется числом его оборотов, совершаемых в течение года. Его ускорение означает сокращение времени производства или времени обращения и свидетельствует о повышении эффективности используемого капитала. Кроме того, ускорение влияет на: прибыль в сторону ее повышения, на снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства.
Таким образом, к основным факторам, влияющим на прибыль относятся:
1. Конкурентоспособность выпускаемой продукции, в силу того, что предприятие должно существовать для потребителя и только клиенты, потребности которых удовлетворяются, дают предприятию возможность выжить на рынке и получить доход.
2. Высокая мобильность на рынке, свобода экономического маневра, делающая объективно необходимыми учет рыночной конъюнктуры, гибкое маневрирование всеми имеющимися ресурсами для достижения эффекта.
3. Ритмичность и гибкость производства, способность быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителей.
4. Разработка мер по улучшению выпускаемой продукции, способность предприятия дать потребителю товар более высокого качества или обладающий какими-либо новыми свойствами, причем за туже цену, при тех же издержках производства.
Все эти факторы являются важными для эффективного функционирования предприятия, только с их помощью предприятие сможет получить максимальную прибыль. Однако, ведущим является производство товаров более высокого качества, иными словами, удовлетворение на потребности потребителей и определение набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке. Товар, спрос на который существует, считается рентабельным и будет приносить предприятию больше дохода, а высокий уровень рентабельности при наличии свободной конкуренции служит символом для перелива капиталов и вложения средств в отрасли с более высокой нормой прибыли (рентабельности). Для рынка неприемлемы регулируемые цены, но уровнем рентабельности монополистов производителей, их можно регулировать.
Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия на результат предприятия, поскольку позволяет из стихийного получения доходов перейти к регулируемым доходам.
Управление прибылью должно носить государственный характер. Необходима четко проработанная налоговая политика государства, так как она является необходимым инструментом проводимой реформы. Налоговая система должна быть гибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производств, а налоги должны быть четкими и стабильными. Именно стабильность приведет к увеличению прибыли (дохода) предприятия.
С целью совершенствования экономического механизма управления прибылью необходимо:
1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в производстве престижных и наиболее нужных для рынка изделий.
2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.
3. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.
4. Снижение непроизводительных расходов и потерь.
5. Внедрение в практику оперативного учета затрат на производство продукции.
6. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для решения задач анализа прибыли и рентабельности.
7. Совершить перенос акцентов в управлении прибылью на управление доходом предприятия.
Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления прибылью на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие. Для реальной оценки уровня прибыльности предприятия провели анализ прибыли и рентабельности, а также выявили основные факторы, повлиявшие на изменение прибыли и рентабельности.
В 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась доля прибыли от продажи продукции на 220,73 %, а в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 42,54 % от прочих операционных и внереализационных доходов, а также от процентов к получению. Отрицательной оценки заслуживает увеличение доли прочих операционных и внереализационных расходов и уменьшение в обороте доли чистой прибыли. Хотя надо заметить, что в 2004 г. доля прочих операционных расходов и чистой прибыли были увеличены.
Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась только за счет изменения объема продаж (+16832,7,7 тыс. руб.), уменьшения коммерческих расходов (11404 т.р.) и роста цен на товары (работы, услуги) (+326946 тыс. руб.). Остальные факторы — увеличение себестоимости продаж, управленческих расходов, а также изменение структуры продаж — привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму 323978,7 тыс. руб.
Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации, управленческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.
В 2004 году по сравнению с 2003 годом затраты предприятия возросли на 359620 тыс. руб., или на 16,69 %, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – на 703942 тыс.руб., или на 28 %. Абсолютное повышение затрат произошло почти по всем экономическим элементам. Наибольший темп роста в 2003 году отмечен по прочим затратам и затратам на оплату труда, а в 2005 году – по материальным затратам, амортизации и отчислениям на социальные нужды. Хотя в 2005 году произошло уменьшение прочих затрат на 37,7 %.
В 2004 году по предприятию наблюдается ухудшение в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в 2004 году прибыли меньше, чем в 2003 году. Если раньше каждый вложенный в имущество рубль приносил 2,98 коп. прибыли, то в 2004 году — 1,43 коп. А в 2005 году - 1,44 коп.
Рентабельность собственного капитала повысилась как за 2004 год, так и за 2005 года на 0,04 процентных пункта. Рентабельность продаж по чистой прибыли уменьшилась. Причиной отрицательных сдвигов в уровне рентабельности стали темпы роста прибыли, полученной от результатов финансово-хозяйственной деятельности (прибыли до налогообложения) и чистой прибыли, по сравнению с темпами роста стоимости имущества и объема продаж. Уменьшение рентабельности продаж может означать снижение спроса на продукцию, ухудшению ее конкурентоспособности.
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывают влияние факторы, формирующие прибыль предприятия: объем выпуска, цена, качество и структура продукции, затраты на производство и реализацию продукции. Результаты факторного анализа показали, что повышение себестоимости единицы продукции оказало на уровень рентабельности наибольшее влияние, чем рост объема продаж.
Проведенные исследования позволяют дать некоторые рекомендации по увеличению прибыли предприятия:
провести мероприятия по оптимизации ценовой политики;
провести мероприятия по снижению материальных затрат (за счет конструкторско – технологических мероприятий, снижения затрат на закупки ТМЦ);
увеличить объемы производства и реализации;
провести мероприятия по снижению затрат на оплату труда (за счет трудоемкости и численности);
расширение рынка продаж и др.;
рациональное управление денежными потоками (приводит к повышению уровня финансовой гибкости предприятия, повышению ликвидности баланса предприятия, созданию надежной базы для оценки эффективности работы структурных подразделений предприятия, возможность высвобождения денежных ресурсов для инвестирования их в более доходные объекты при относительно невысоких расходах на обслуживание долга);
следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, т.к. значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и привлечения дополнительно дорогостоящих источников финансирования;
повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю;
Выполнение указанных выше рекомендаций позволит увеличить прибыль, пополнить собственный оборотный капитал и достичь, более оптимальной структуры баланса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрютина М.С. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. – М.: Дело и Сервис, 1998.
2. «Анализ хозяйственной деятельности» / Под ред. В.И.Стражева. - М.: Высшая школа, 1998.
3. Артеменко В.Г. «Финансовый анализ». – М.: Изд. «ДИС», 1999.
4. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Методика экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2000.
5. Донцова Л.В. , Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: изд – во «Дело и Сервис», 2001. – 304 с.
6. Ермолович Л.Л. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: БГЭУ, 2001.
7. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1998.
8. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2000.
9. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
10. Курс экономического анализа / Под ред. М.И.Баканова и А.Д.Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 1997.
11. Любушин Н.П., Лещева В.Б. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 1999.
12. Пясталов С.М. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Мастерство, 2001.
13. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности». - Минск: ООО «Новое знание», 2001.
14. 14.Сорокин А.А. Экономический анализ: Учеб. пособие. – М.: ГИНФО, 2000. – 240 с.
15. Экономический анализ / Под ред. Л.Т.Гиляровской. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 527 с.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 219.