Факторный анализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовой прочности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особое внимание в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую и существенную статью их формирования — прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее (см. таблицу 3). Данные этой аналитической таблицы показывают, что если в 2004 году прибыль от продаж составляла 553,77 % от прибыли до налогообложения, а в сравнении с чистой прибылью — 1786,94 %, то в 2005 году — соответственно 596,30 % и 2210,56 %, т.е. прибыль до налогообложения и чистая прибыль формируются преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины. Поэтому рекомендуется проводить анализ прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, учитывая ее изменение под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние. В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов: объема выручки (нетто) от реализации товаров, продукции (работ, услуг); структуры реализации; себестоимости проданных товаров, продукции; коммерческих расходов; управленческих расходов; цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг). Для проведения факторного анализа используем форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и необходимую информацию табл. 3, исходные данные которых позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг).

 

Таблица 5

Исходные данные для проведения факторного анализа прибыли от продаж за 2004-2005 гг.

Показатель Преды-дущий год (2004) Реализация отч. года по ценам и расходам пред. года Отчет-ный год (2005)
А 1 2 3
1. Выручка от продаж, тыс.руб. N 2643174 2970121 3297067
2. Себестоимость проданных товаров, тыс.руб. S пер 2243215 2559382 2875546
3. Коммерческие расходы, тыс.руб. КР 89276 77872 66468
4. Управленческие расходы, тыс.руб. УР 181201 187881 194367
5. Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. Р 129482 144986 160686
6. Темп роста выручки от продаж, расчитанный в ценах предыдущего года, % 2643174 2970121 113

Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж.

Расчет прироста прибыли от продаж (∆Р): 160686 – 129482 = +31204 т.р.

Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах:

2970121 / 2643174 * 100 = 113 %, тогда темп прироста объема продаж составил 13 %.

Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж на 13% (113 – 100):

 ∆Р (N) = (+13 * 129482) / 100 = +16832,7 т.р.

 Итак, влияние первого фактора изменения объема продаж на прирост прибыли от продаж составил + 16832,7 т.р.

Расчет изменения себестоимости продукции: 2875546 – 2559382 = +316164 т.р. Это означает, что прибыль от продаж уменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости товаров, т.е. ∆Р (S) составит -316164 т.р.

Расчет изменения коммерческих расходов при неизменном объеме продаж: 66468 – 77872 = -11404 т.р. Этот фактор (третий) увеличил прибыль от продаж на 11404 т.р., т.е. ∆Р (КР) составил +11404 т.р.

Расчет изменения управленческих расходов (четвертый фактор) при неизменном объеме продаж: 194367 – 187881 = +6486 т.р. За счет увеличения управленческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 6468 т.р., т.е. ∆Р (УР) составил -6486 т.р.

Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию (пятый фактор). Сравним два объема продаж отчетного года, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов: 3297067 – 2970121 = +326946 т.р. Это свидетельствует о том, что продавали продукцию по более высоким ценам и получили в связи с этим прибыль ∆Р (Ц) на сумму +326946 т.р.

Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров) на изменение прибыли от продаж (шестой фактор). Для этого выполним расчет по предлагаемой методике: 144986 – (129482 * 1,13) = 144986 – 146314,7 = -1328,7 т.р. Расчеты показывают, что в организации уменьшилась прибыль от продаж на 1328,7 т.р. в связи с изменением структуры продаж, в частности, за счет увеличения объема продаж нерентабельных товаров ∆Р (стр) на сумму -1328,7 т.р.

Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом:

31204 т.р. = +16832,7 + (-316164) + (+11404) + (-6486) + (+326946) + (-1328,7) = 31204 т.р.

Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась только за счет влияния следующих факторов: изменения объема продаж (+16832,7,7 тыс. руб.), уменьшения коммерческих расходов (11404 т.р.) и роста цен на товары (работы, услуги) (+326946 тыс. руб.). Остальные факторы — увеличение себестоимости продаж, управленческих расходов, а также изменение структуры продаж — привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму 323978,7 тыс. руб. [(-316164 + (-6486) + (-1328,7)].

Обобщим результаты факторного анализа прибыли от продаж в табличной форме (табл. 6).

 

Таблица 6

Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг)

Факторы изменения прибыли от продаж   Порядок расчета по данным табл. 3   Результаты расчета, тыс. руб.   Оценка влияния фактора на из-менение прибыли от продаж, тыс. руб. (+, - )
А 1 2 3
А. Общее изменение (±) прибыли от продаж В том числе за счет факторов: п. 5, гр. 3 - п. 5, гр. 1   160686 – 129482 = =+31204   -    
1. Изменения объема продаж   2. Изменение себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг) 3. Изменение коммерческих расходов 4. Изменение управленче-ских расходов 5. Изменение цен на проданные товары, продукцию (работы, услуги) 6. Изменение структурных сдвигов в объеме продаж п. 5, гр. 1 х Прирост продаж, % ––––––––––––––– 100 п. 2, гр. 3 - п. 2, гр. 2     п. 3, гр. 3 - п. 3, гр. 2    п. 4, гр. 3 - п. 4, гр. 2    п. 1, гр. 3 - п. 1, гр. 2     п. 5, гр. 2 - п. 1, гр. 1 х х 113 : 100 +13 * 129482 ––––––––––– = 100 16832,7   2875546 – 2559382 = =+316164   66468 – 77872 = -11404   194367 – 187881 = +6486   3297067 – 2970121 = =+326946   144986–(129482 * 1,13) = =-1328,7   +16832,7     - 316164     +11404   -6486   +326946     -1328,7
Б. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж В гр. 3, табл. 4 сложить рассчитанные результаты влияния факторов   +16832,7+(-16164) +(+11404)+ (-6486) +(+326946)+(-1328,7) = + 31204

 

Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации, управленческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.

Используя данные ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» — табл.1, можно рассчитать ряд показателей оценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатов (деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких, как: маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли (МД), тыс. руб.; точка критического объема продаж (r), тыс. руб.; запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб.

Оптимальное значение этого показателя - свыше 60% от объема продаж.

Порядок исчисления названных показателей представлен в табл. 7.

 

Таблица 7

Расчет показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов

Показатели

Код строки ф.2

Сумма, тыс.руб.

Отклонения

2003 2004 2005 2004 к 2003 2005 к 2004
1. Выручка от продаж, N 010 2274391 2643174 3297067 +368783 +653893
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, Sпер 020 1987477 2243215 2875546 +255738 +632331
3. Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 - п. 2) 029 286914 399959 421521 +113045 +21562
4. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, Л (п. 3 : п. 1) - 0,87 0,85 0,87 -0,02 +0,02
5. Постоянные и условно-постоянные затраты, Sпост 030+040 152246 270477 260835 +118231 -9642
6. «Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности) (п. 5 : п. 4), г - 174996 318209 299810 +143213 -18399
7. Запас финансовой прочности (п. 1 - п. 6) - 2099395 2324465 2967257 +225570 +672292
8. То же, % к объему продаж (п. 7 : п. 1) - 92,3 88,0 90,0 -2,3 +2,0
9. Прибыль (убыток) от продаж 050 134668 129482 160686 -5186 +31204
10. Прибыль от продаж, в % к ЗФП (п. 9 : п. 7) - 6,4 5,6 5,4 -0,8 -0,2

 

Данные табл. 7 свидетельствуют, что валовая прибыль (маржинальный доход) в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросла на 39,4 % (399959 / 286914 * 100), в 2005 году по сравнению с 2004 годом - на 105,4 % (421521 / 399959 * 100). А выручка от продаж в 2004 г. – на 16 %, в 2005 г. – 24,7%. Критическая точка объема продаж, или, как еще ее называют, «точка безубыточности» (порог рентабельности), в 2003 году составляла 174996 тыс. руб., в 2004 году - 318209 тыс. руб. Значит, объем продаж, превышающий этот порог, был безубыточен и рентабелен. А в 2005 году объем продаж был убыточен, так как порог рентабельности составил 299810 тыс.руб.

Запас финансовой прочности (ЗФП) в процентах к объему продаж соответственно составил 92,3%, 88% и 90%. В 2004 году по сравнению с 2003 годом ЗФП несколько уменьшился — на 2,3 пункта, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 2 пункта. ЗФП оставался на высоком уровне, был выше нормативного значения (нормативное значение находится в пределах 60—70%). Достигнутый в 2004 году процент ЗФП достаточно высок. Его следует поддерживать на этом уровне на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.