Математический аппарат ТТ базируется на комбинаторике, теории вероятностей и математической статистике. Решение конкретных задач теории требует привлечения других разделов математики: линейной алгебры, дифференциального и интегрального исчислений, теории графов, системного анализа.
Основным инструментом исследования в ТТ является метод уравнений вероятностей состояний, основанный на принципе статистического равновесия, предложенного А. Эрлангом.
Для системы обслуживания вводится понятие состояния. В простом случае состояние системы можно характеризовать одной случайной переменной. Например, числом находящихся на обслуживании вызовов или вызовов, ожидающих обслуживания.
В большинстве случаев для описания процесса обслуживания поступающих вызовов необходима более подробная информация о работе коммутационной системы.
Состояния, определяемые одной переменной, принято называть макросостояниями системы, а двумя и более переменными – микросостояниями.
При поступлении очередного вызова или окончании обслуживания система меняет своё состояние. Интенсивности перехода из одного состояния в другое обычно известны на основании анализа свойств потоков вызовов и потоков освобождений.
Это позволяет для каждого микросостояния составить уравнение, связывающее между собой вероятности соседних состояний. Решение системы таких уравнений даёт точное решение задачи в пределах определённой математической модели.
Важное место в ТТ занимают так называемые инженерные методы, которыепозволяют быстро решать практические задачи, связанные с проектированием телефонных станций и сетей, когда отсутствуют точные методы расчёта для сложных структур коммутационных систем.
1.3 Основные термины Теории телетрафика
Основными терминами ТТ являются такие исходные понятия как: сообщение, вызов, занятие, освобождение, поток однородных событий.
Сообщение-это форма представления информации, имеющая признаки начала и конца и предназначенная для передачи через сеть связи или коммуникационную систему.
Сообщение характеризуется: объемом занимаемого канала, временем передачи, категорийностью, адресами источника и приемника сообщений, формой представления информации (аналоговая, дискретная).
Сообщениями могут быть:
- телефонный разговор;
- телеграмма;
- передача данных;
- программа радио и телевещания передаваемая по каналам связи;
- сигналы телеизмерений и повреждение аппаратуры и т.д.
Различают следующие виды сообщений:
1. Обслуженное – переданное через сеть связи приемнику;
2. Потерянное – поступившее в сеть связи и не переданное приемнику вследствие занятости, повреждения или недоступности соединительных путей, а также из за занятости или не ответа приемника;
3. Задержанное – поступившее в сеть связи и ожидающее начала передачи;
4. Условно потерянное – поступившее в сеть связи и задержанное сверх допустимого (контрольного) срока, даже если оно потом и было передано.
Вызов –требование источника на установление соединения, поступившее в сеть связи, коммутационную систему, на вход ступени искания, в управляющее устройство (УУ) с целью передачи или обслуживания сообщения.Вызов характеризуется только моментом поступления. В качестве источников вызова могут быть:
- телефонный аппарат;
- телеграфный аппарат;
- факсимильный аппарат;
- персональный компьютер (ПК);
- абонентский терминал;
- прибор или линия связи
- управляющее устройство.
В качестве приемников вызова используются аналогичные устройства. Причем часто одно и то же устройство служит источником и приемником вызова.
Вызовы также подразделяются на несколько видов:
1.Обслуженный – получивший соединение в пределах рассматриваемого пучка линий, группы приборов коммутационной системы или сети связи. При этом вызов получивший соединение с требуемым приемником следует считать полностью обслуженным, а вызов получивший соединение только на конкретном участке или коммутационной системы частично обслуженным;
2.Успешный – окончившийся передачей сообщения приемнику;
3.Потерянный – получивший отказ сети связи или коммутационной системы из-за отсутствия в момент поступления вызова свободных, доступных и исправных линий (приборов) или мест ожидания. Иногда вызовы, получившие ошибочное соединение так же относятся к потерянным;
4.Задержанный – ожидающий начала установления соединения. Причиной задержки могут быть: отсутствие в момент поступления вызова свободных, доступных и исправных линий;
5.Первичный – первый для данного сообщения вызов сети;
6.Повторный – поступивший в сеть связи через случайный или детерминированный промежуток времени после того как был потерян предыдущий вызов соответствующий тому же сообщению.
Занятие – любое использование прибора, линии, устройства с целью установления соединения независимо от того закончилось оно передачей или нет. Занятие характеризуется: моментом занятия или длительностью.
Освобождение – возвращение прибора, линии, устройства в исходное нерабочее состояние. Освобождение характеризуется моментом наступления.
С точки зрения инфокоммуникационной системы (связь+информация), процесс обмена информацией может быть представлен следующей схемой (рис.1.1).
Рисунок 1.1 – Схема процесса обмена информацией
Информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Данные –это сведения полученные путем измерения, наблюдения, логических или арифметических операциях, данные должны быть представлены в форме пригодной для постоянного хранения, передачи и автоматизированной обработке.
Объем передаваемых (принимаемых) данных может быть больше или меньше объема сообщения. Передача некоторых видов информации, предъявляется требования поддержки реального времени в частности: речь и трансляция телевизионных программ.Вводится также иногда понятия «ценности информации», зависящие от времени доставки сообщения.
В сетях электросвязи используются средства коммутации, которые в общем случае выполняют функции:
1. Распределение информации;
2. Концентрация трафика.
Распределение информации –доставка сообщения по заданному (постоянно или оперативно) адресу. В качестве адреса в телефонной сети обычно используется: номер вызываемого абонента или абонентского терминала.
Концентрация трафика – функция оборудования коммутации, которая позволяет эффективно использовать транспортные ресурсы.
Например: концентрация абонентского трафика в модуле абонентских линий (МАЛ) цифровой системы коммутации (ЦСК) в соотношении или
Для сетей телефонной связи графически модель теории телетрафика можно представить в виде рисунка 1.2.
Рисунок 1.2 - Графическая модель теории телетрафика
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.1. Дайте определение понятий:вызов,занятие,сообщение.
1.2.Что является предметом Теории телетрафика.
1.3.Для чего используется приведенная ниже формула:
- .
1.4.Что обозначает запись - .
1.5.Кто является основоположником Теории телетрафика?
Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.