Роль педагога в межличностных и внутригрупповых отношениях внутри творческого коллектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Танцевальное образование должно быть, по возможности, комплексным. Путь к тренированному телу лежит через социальные контакты в группе и чувствительность к группе, равно как и через развитие самооценки, готовности к партнерским отношениям и, в конце концов, самоуверенности. Любое общение или отношение всегда предполагают достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности воспитанников группы. Следующей ступенькой в развитии общения и отношений является – сотрудничество, которое объединяет детей общим делом. Сотрудничество-это, когда партнеры по взаимодействию помогают друг другу, активно способствуют достижению общих целей. Таким образом, коллектив стремиться добиться победы. Занимаясь хореографией, ребенок переживает радость творчества, отражая свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Воспитывая и обучая ребенка хореографическому творчеству, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное и однообразное, нелюбимое, навязанное взрослыми и ненужное самому ребенку. Общение со сверстниками и педагогом должно доставлять радость ребенку и удовольствие. Работая в коллективе, живя его интересами, учащиеся развивают у себя чувство ответственности за общее дело. Особый упор педагог должен делать на организацию самовоспитания каждого обучающегося, на умение осознать достоинства и недостатки как свои, так и товарищей. Педагог формирует навыки организованного поведения в условиях коллектива. Наличие этих навыков делает ребенка самостоятельным. Прежде всего, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребенка. Например, в каждой группе есть медлительный ребенок, который не сразу включается в занятия или игру, долго обдумывает свои действия, разучивая новый материал. Педагогу необходимо выбрать следующую тактику поведения: на занятиях чаще давать задания этому ребенку, требующие проявления активности, включающие его в коллективный труд. Такой меланхоличный тип темперамента требует тактичного отношения, бережного внимания и обязательно выделения похвалой перед коллективом, пусть даже за небольшие успехи. Другой тип темперамента, доставляющего наибольшие хлопоты руководителю –это холерики. Таким детям необходимо удовлетворять свою активность, получая более сложные задания, но педагог должен требовать четкого выполнения задания и доведения его до конца. От взаимоотношений между участниками коллектива зависит формирование характера и направленности развития творческих способностей личности. При этом благоприятный «эмоциональный настрой» в группе положительно влияет на самочувствие как каждого отдельно взятого ее члена, так и всего коллектива. Психологическая изоляция и неблагоприятное положение личности в группе или коллективе могут привести ее к серьезным дисциплинарным нарушениям, особенно это касается подростков, которые в период полового созревания являются наиболее морально неустойчивыми.  Уделять внимание каждому участнику коллектива. Так же важно, чтобы при работе с солистами остальные члены хореографического коллектива не чувствовали себя забытыми и ненужными. Поэтому, выстраивая свою работу с коллективом, педагог должен одинаково объединения не чувствовали себя ненужными и забытыми. Поэтому для работы с солистами необходимо включить в программу индивидуальные уроки, а во время групповых занятий поощрять успехи остальных членов коллектива (например, выстраивание в первую линию тех у кого получается лучше). Для развития творческих способностей и эффективной адаптации в условиях коллектива наиболее важным является целенаправленное руководство межличностными отношениями в коллективе, представляющем сложную структуру и оказывающем значительное влияние на формирование личностных качеств участников. Нарушение этих требований становится причиной конфликтных ситуаций и конфликтов, своевременное решение, которых необходимо для сохранения жизнеспособности коллектива. Устранение данных конфликтов возможно лишь при установлении взаимопонимания в общении участников друг с другом, в выработке норм поведения, этики взаимоотношений, умению подчинить свои личные интересы общественным. Так, например, учащиеся старшей группы оказывают влияние на младшие группы, вводя их в жизнь коллектива, знакомя с уже сложившимися правилами и традициями. Это поздравление с днем рождения всех участников коллектива, педагога, проведение капустников, совместное оформление сцены для отчетного концерта. В свою очередь средняя группа, освоившись, начинает выступать субъектами воспитания по отношению к старшим ученикам. В связи с этим для укрепления сплоченности и дисциплины, воспитывая чувства ответственности и дисциплины, руководитель может передать свои полномочия ученикам. Например, в коллективе проводятся дни самоуправления, участие в конкурсе детских хореографических работ. Таким образом, выполняется роль не только ведомых, но и ведущих. Старшие дети примеряют для себя различные роли – воспитатель, учитель, старший товарищ, помощник. Тем самым любая деятельность становится социально-значимой, формирующей ответственность и развивающей самоконтроль. Таким образом, младшие быстрее адаптируются в новой среде, потому что чувствуют поддержку и внимание со стороны старших товарищей. Восприятие действительности окружающего мира происходит у детей на каждом возрастном этапе по-разному, поэтому на каждом этапе ставятся свои развивающие задачи. - В младшем возрасте дети воспринимают мир через взрослых, которые являются проводниками. Важным показателем, связанным с эффективностью взаимодействия, является содержание норм поведения. Именно, в этом возрасте и надо закладывать правила, стандарты поведения в обществе. Принятые в группе нормы устанавливаются всеми членами группы и как бы «изнутри» регулируют поведение каждого, служат средством оценки тех или иных возможностей и способов действия отдельных детей и группы в целом. - В среднем возрасте (самый проблемный возраст в отношениях друг к другу – это 6-7 кл.) отношения воспринимаются через дружбу, через симпатии. В этом возрасте авторитетом считают не взрослых, а своих сверстников. Поэтому очень важно создать такую среду общения, чтобы ребенок благоприятно развивался. В подростковом возрасте дети начинают более сознательно формировать свои ценностные ориентации. Они стремятся быть «как все» и в тоже время они стремятся утвердить свою уникальность, быть «лучше, чем другие», что создаёт для них большую проблему. Но уже на базе, заложенных норм поведения в младших классах, у детей отношения становятся более глубокие, они прислушиваются к мнению других детей, понимают, что от этого зависит результат всей группы. - В старшей возрастной группе – партнерские отношения более стабильные и осознанные. Отношения при работе перерастают в личностные дружеские отношения. Многие дети вне Дворца дружат между собой, сочувствуют, переживают, поддерживают друг друга, и даже критикуют и устраивают разборки (в хорошем смысле слова).  На протяжении многих лет общения, время совместной деятельности является не только условием проверки симпатий и прочности отношений. Длительность общения также является фактором формирования личностных особенностей взаимоотношений. Бывает так, что за длительный период дети надоедают друг другу, бывают разногласия, не сходятся характерами, а бывает так, что при длительном общении взаимодействие накладывает часто значительный отпечаток на их характер, они иногда приобретают общие черты, становятся похожими друг на друга. Именно в этом возрасте наступает пик межличностного отношения. Особенности самооценки в подростковом периоде отражаются на поведении ребенка: При заниженной самооценке ребенок недооценивает свои возможности, стремиться к выполнению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремиться выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии личности. Пример: С каждым ребенком, мы вместе выявляем его личные проблемы или недостатки, работаем над ними, искореняем их и переводим их в достоинства (не только физические, но и личностные). Эта практика хорошо действует. Учитывая особенные отношения педагога с детьми, а именно подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки, необходимо обратить внимание на личностные особенности педагога, его ценностные ориентации. Ценностные ориентации педагога - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются, как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. Ценностные ориентации –это важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленный жизненным опытом индивида. Таким образом, организация хореографического коллектива требует наличия руководителя, способного сплотить его участников, «заразить» их своим творчеством. Активно включая участников коллектива в решение общих задач, руководитель обеспечивает многообразные формы взаимодействия. Тем самым, обуславливает возможность развития коллектива как личности.

. Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Каждый член группы занимает особое положение в системе отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а в конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества. Отношение друг к другу у детей зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения. Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие. Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус, можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе и повлиять на формирование позитивных межличностных отношений , как в группе, так и в коллективе в целом. Важным условием в формировании позитивных межличностных отношений в хореографическом коллективе является сочетание социально-психологических, общепедагогических и художественно-исполнительских задач. Решение, которых должно обеспечить формирование соответствующего уровня общей культуры и эстетического развития участников коллектива с разновозрастным составом детей. Говоря о сфере межличностных отношений, А.С. Макаренко в свое время сказал, что "дефективность личности связана с дефективностью ее отношений в обществе". Следовательно, основные воспитательные механизмы процесса надо искать в плоскости тех отношений, которые складываются у детей. В педагогическом процессе для учащихся значимы два основных вида отношений: взаимоотношения между педагогом и учениками; взаимоотношения учеников друг с другом. Это два взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга воспитательных механизма.

Деловое общение

Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела

Предметом делового общения является дело, содержанием - социально-значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации

Цель делового общения - организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности

Под функциями делового общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе совместной деятельности людей

1) информационная - процесс обмена информацией

2) эмотивная - непосредственное выражение чувств, эмоций

3) фактическая - установление контакта между людьми

4) призывная - побуждение, просьба

5) волюнтативная - воздействие, согласование, делегирование полномочий

6) конативная - усвоение, понимание, знание этикета

7)когнитивная-познавательная          функция.

Деловое общение - это, прежде всего, коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения

Под параметром понимается величина, характеризующая основное свойство устройства, системы. Деловое общение - это реальный процесс, процесс взаимосвязи и взаимовлияния людей, решающих задачи в результате совместной деятельности. Совместная деятельность совокупность общегрупповых задач, в которой участвует общность

Способы делового общения

1)коллективный (групповой)

2)парно-групповой

3)индивидуальный

Деловое общение в управленческой деятельности позволяет руководителю осуществлять анализ взаимоотношений людей, форм контактов и средств их установления, способов включения человека в коллектив, факторов, определяющих его поведение в совместной деятельности.
Таким образом, руководитель получает возможность объективно оценивать состояние функционирования системы и, при необходимости, принимать адекватное управленческое решение для перевода системы из одного состояния в другое, более высокое. В этом и заключается главная суть управленческой деятельности


Дата: 2019-05-29, просмотров: 219.