Роль педагога в межличностных и внутригрупповых отношениях внутри творческого коллектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.Профессиональные и личностные требования к руководителю творческого коллектива

5.1. Профессиональные и личностные требования к руководителю творческого коллектива

Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровки, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна склонность к работе, наличие определенных природных   данных и  нравственных качеств.

Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т. д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся:

· склонность к работе с детьми,

· коммуникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность,

· наблюдательность,

· развитое воображение,

· организаторские способности,

· высокая требовательность к себе.

Организаторские способности особенно важны в деятельности руководителя любительского коллектива.

Объект деятельности организатора - люди, их психология и практическая деятельность: «Познание психологии людей и применение познанного в практике непосредственного воздействия на них и взаимодействия с ними в процессе целевой деятельности составляет специфическую сущность деятельности организатора и определяет психологические требования к его личности».

Специфика организаторской деятельности педагога-хореографа определяет структуру организаторских способностей, которая включает «организаторское чутье», эмоционально-волевую воздейственность, склонность к организаторской деятельности.

«Организаторское чутье» представляет собой своеобразное единство трех способностей:

· психологической избирательности,

· практически-психологической направленности ума,

· психологического такта.

При этом психологическая избирательность (способность личности наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы, отдельных ее членов, их межличностные отношения) является исходным свойством для практически-психологической направленности ума и психологического такта. Последние опираются на психологическую избирательность. По ним можно судить об уровне ее развития.

«Организаторское чутье» необходимо руководителю коллектива, который должен понимать психологию людей, их взаимоотношения, обязан понимать состояние каждого исполнителя, уметь поддержать, иногда и «не заметить» ошибки, а когда нужно, призвать к исполнительскому порядку. Особенно это важно в работе с любителями.

Эмоционально-волевая воздейственность - целостное образование, также объединяющее три способности: общественную энергичность (способность организатора заряжать своей энергией организуемых, вызывать у них стенические чувства и волевое усилие); требовательность (свойство, проявляемое в смелости, с которой он выдвигает задачи, в адекватности и многообразии их форм); критичность (способность обнаружить и выразить значимые для организаторской деятельности отклонения от условий и установленных норм).

Для руководителя коллектива общественная энергичность, умение побудить людей к активности, требовательность и критичность являются важнейшими качествами. Волевой импульс, эмоционально-волевая воздейственность обеспечивают дирижеру возможность, организуя музыку и музыкантов, руководить исполнением.

Склонность к организаторской деятельности может быть определена как организаторская направленность личности. Это способность к психологической готовности и потребности в организаторской деятельности, удовлетворенность, относительная неутомляемость, стенические эмоции в процессе ее выполнения.

Особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для руководителя качество - гуманизм, т. е. отношение к человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности участника коллектива, из сочувствия, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Участники самодеятельных коллективов видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения людям.

Руководитель - это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как самодеятельный коллектив, обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Руководитель - образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец. Профессионально необходимыми качествами руководителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности руководителя участники не должны чувствовать и видеть. Еще А. С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая машина Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на участников, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере руководителя - своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние участников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние руководителя - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев.

На слагаемые педагогического мастерства руководителя самодеятельного коллектива оказывают влияние особенности художественно-педагогической работы руководителей с участниками самодеятельных коллективов. Заострим внимание на чертах, свойственных любой форме организации досуга, которые как бы очерчивают круг требований, с которыми нужно считаться руководителям.

Первая особенность. Художественно-педагогическая деятельность любителей осуществляется добровольно. Добровольность, общий признак для всех форм воспитательной досуговой практики учреждений культуры, применительно к деятельности коллективов любителей искусства и народного творчества имеет свою специфику. Скажем, если участнику не хочется выступать на концерте (гипотетически представим себе такой случай), то при всей добровольной вовлеченности в деятельность коллектива он не имеет морального права подвести остальных участников, так как связан с ними отношениями ответственной зависимости. Более того, пропуск солистом или другим участником генеральной репетиции рассматривается в коллективе как чрезвычайное происшествие и нарушение одной из важных заповедей его жизни. Отсюда нетрудно понять, что признак добровольного вовлечения в учебно-воспитательную и художественную работу проявляется качественно иначе, чем в остальных досуговых формах деятельности. Ведь дело не только в том, что деятельность участников добровольна, она еще и коллективна, общественно значима в прямом смысле. Ведь отмена, например, концерта - это подрыв доверия посетителей к авторитету учреждения культуры. Таким образом, учебно-воспитательная работа, исполнительская деятельность, оставаясь в конечном итоге делом добровольным, обязательно предполагают принятие участниками определенных обязательств. Досуговая форма занятий накладывает свой отпечаток на весь характер обучения и воспитания участников в коллективе, делая их отличными от занятий, например, в школе, профессионально-техническом училище, среднем или высшем учебном заведении. Ведь в последних учащиеся, например, выполняют контрольные ра6оты, сдают зачеты и экзамены, получая за это оценки. Некачественное выполнение заданий и упражнений грозит им не только плохой оценкой, но и лишением стипендии, отчислением из учебного заведения и т. п. Руководитель художественного коллектива не выставляет участникам никаких оценок за выполнение ими упражнений и заданий, но это, конечно, не означает, что успешный их результат никак не стимулируется. Оценка осуществляется иначе: одобрением, поощрением и т.п.

Вторая особенность. Педагогическая и художественная деятельность осуществляется не в рабочее или учебное время, а в свободное.

Третья особенность. Учебно-воспитательная и художественно-исполнительская деятельность коллектива носит безвозмездный характер. Четвертая особенность. Как отмечалось, обучение и воспитание в коллективе прямо или опосредованно связано с работой над художественным произведением и его исполнением. Можно различить моменты, когда обучение и воспитание участников непосредственно происходит в процессе освоения художественного материала и когда они относительно обособляются в самостоятельные формы учебно-воспитательной работы -танцевальный тренаж. Но даже и в этом случае обучение и воспитание в конечном итоге как бы замкнуты на работе над произведением. Исходя из вышесказанного, руководителю следует в процессе подготовки к занятиям продумать и выделить компоненты обучения и воспитания, как условия выполнения художественных задач, определив, какие из них будут включаться на ходу, а какие - в форме специально организованных занятий. Пятая особенность заключается в том, что обучение и воспитание окрашено эстетически-нравственными эмоциями и переживаниями, связанными с работой над произведениями. На первый взгляд, может показаться, что смена трудовой или учебной деятельности досуговой, когда личность активно отдыхает, имеет тот же характер эмоций и чувств. Но это на первый взгляд. Специфичность эмоций и чувств человека, занятого в самодеятельном коллективе, становится понятной, если учитывать, что в обучении и воспитании участники коллектива практически овладевают средствами художественно-эстетического воплощения образов произведения. Разве подобные эстетические переживания могут быть сравнимы с переживаниями человека, не вовлеченного в художественно-педагогический процесс? Фактически в коллективе осуществляется отдых, требующий напряжения эмоциональных, интеллектуальных, волевых, нравственно-эстетических, физических усилий.

Шестая особенность. Обучение и воспитание и коллективе связано с его художественно-исполнительской деятельностью. Поэтому какое бы место ни занимала учебно-воспитательная работа, она всегда замыкается на исполнении произведения, художественная полноценность которого выступает «лакмусовой бумажкой» эффективности не только художественной, но и педагогической деятельности.

Седьмая особенность. Обучение и воспитание средствами художественно-предметной деятельности предполагает удовлетворение и развитие нравственно-познавательных, эстетических и художественных запросов участников в определенном виде искусства и народного творчества. На этой основе коллективы формируют у них общественно-ценные потребности, интересы, ориентации, мотивы и установки. Тем самым обучение и образование в коллективе являются средствами формирования и развития ценностной направленности участников в сфере культуры и искусства. Следовательно, педагогическая деятельность выступает важным источником формирования познавательных, художественно-эстетических установок любителей, способствуя воспитанию из них более квалифицированных читателей, зрителей и слушателей концертов и спектаклей, активных посетителей вечеров отдыха и т.п. Педагогическая деятельность состоит из элементов усвоения и воспроизведения сформированных ранее знаний, умений и навыков и элементов творческой деятельности, в процессе которой участники самодеятельности учатся открывать новые для себя грани и нюансы в искусстве. Приобретенный опыт творческой деятельности закрепляется в сознании участников и в новых ситуациях воспроизводится как новые средства решения нового, как правило, более сложного класса учебно-творческих задач. Поэтому творчество - это создание нового, оригинального. В самодеятельном коллективе оно чаще всего является таковым только для данного участника или группы участников, так как в художественно - педагогической практике оно может быть известно. Вместе с тем новое обязательно наделено общественной ценностью. Оно может быть ценным с точки зрения учебно-воспитательных задач коллектива и значимым для общества, если созданное коллективом выносится на суд аудитории. По мере накопления опыта, в том числе и опыта прошлой творческой деятельности, участники могут подняться до такого уровня, когда обогащается сокровищница художественной и педагогической культуры общества. Следовательно, в коллективе художественная и педагогическая технология как бы включает в себя три «такта». Первый такт - воспроизведение художественного опыта, посредством которого художник-педагог определяет успешность предшествующей деятельности, а также уровень обученности, воспитанности, развитости участников. Второй такт - решение новых, ранее не встречавшихся участникам задач и проблем, которые для них несут черты творчества. Соответственно деятельность в художественной технологии носит художественно-творческий, а в обучении и воспитании - педагогически-творческий характер. Невозможно себе представить, чтобы участники смогли художественно-творчески воплощать и исполнять произведения, предварительно не научившись творчески работать в процессе обучения и воспитания. Третий такт - воспроизведение участниками творческого опыта художественной и педагогической деятельности, приобретенного в решении новых задач. Этот момент чрезвычайно важен, так как следует учить участников осознавать опыт прошлой творческой деятельности для того, чтобы, опираясь на него, используя его в качестве новых средств художественной и педагогической деятельности, они смогли бы решать в дальнейшем новые задачи. Итак, произведение разучено и исполнено внутри коллектива. В процессе подготовки участники приобрели опыт, позволяющий им в новой сценической ситуации исполнить произведение, адресуемое зрителям (слушателям). Это кульминация творческой деятельности участников. Именно здесь выявляется, насколько они смогли научиться свободно и раскованно владеть исполнительскими средствами и с их помощью по-новому создавать идейно-художественный образ, наделив его чертами собственного эстетически вдохновенного отношения. Исполнение завершилось. Участники уносят с собою глубокие эстетические переживания, которые они приобрели в процессе исполнения произведения, уносят ощущение общественной ценности их деятельности.
В этот цикл, таким образом, входят три такта, нелинейно сгруппированных в целое с «цепочкой» сменяющихся деятельностей: репродуктивная - продуктивная - новая репродуктивная педагогическая деятельность; репродуктивная - продуктивная - репродуктивная художественная деятельность, и, наконец, продуктивная сценическая деятельность, завершающая «кругооборот» движения коллектива.
Таким образом, эта сложная композиция художественно-педагогической деятельности развертывается в соответствии с механизмом, который гласит: источником развития коллектива является педагогическая деятельность (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой учебно-воспитательной репродуктивной деятельностью), выступающая условием художественно-технологической деятельности (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой художественно-технологической репродуктивной деятельностью), которая, в свою очередь, является предпосылкой для продуктивной сценической (исполнительской) деятельности, обладающей общественно-эстетической    ценностью.
Итак, мастерство педагогического взаимодействия руководителя и участников самодеятельного коллектива - это неразрывное единство и взаимосвязь педагогического, организаторского и художественно-творческого процессов, она имеет педагогическую направленность и обладает творческим характером и является, таким образом, сложной, комплексной.

«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия, это - судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности руководителя творческого коллектива, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень нужной    профессии.

Формирование установки на педагогическую деятельность протекает в результате прохождения нескольких этапов.

Первый этап. Для того чтобы произошло включение хореографов в педагогический процесс, необходима их заинтересованность новыми способами работы. Эта связан с развитием познавательных интересов, установкой на саморазвитие, предполагает формирование у хореографов необходимых знаний о педагогической деятельности и включает решение следующих задач:

· усиление мотивации выбора профессии;

· активизация самостоятельности, инициативности;

· осознание социальной значимости и творческого потенциала педагогической профессии.

Второй этап направлен на овладении приемами, умениями, навыками педагогической деятельности. В основе данного этапа положены следующие теоретические предпосылки: знания становятся установками, если они осознаются как практически и лично значимые, педагогическая установка формируется, если человек активизирует педагогическую деятельность.

У хореографов должна сформироваться система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать в хореографическом коллективе. При осуществлении педагогической деятельности начинающие педагоги-хореографы испытывают потребность в саморазвитии, приобретении новой информации, пополнении собственного теоретического багажа педагогических знаний, что в свою очередь способствует повышению педагогического мастерства.

Особенность третьего этапа формирования установки на педагогическую деятельность заключается в направленности педагога-хореографа на мотивацию достижения успеха хореографического коллектива под его управлением и решает следующие задачи:

самостоятельное овладение методами педагогической деятельности, общения и поведения;

самооценка собственных результатов профессионального роста;

ориентация личности в профессиональных ценностях;

проектирование собственного профессионального развития.

Данный компонент педагогической установки необходимо развивать у хореографов, начинающих педагогическую деятельность, так как у них развита направленность н себя, как на сценических исполнителей и отсутствует мотивация к повышению исполнительского уровня хореографического коллектива, под их руководством.

Изначально в структуре личности хореографа присутствует установка «Ятанцовщик», поэтому такие аспекты педагогической профессии как умение и желание работать с хореографическим коллективом, прежде всего с детьми, регулярное сочинение танцевальных композиций, не привлекают его должного внимания. Именно установка определяет способы, средства приемы удовлетворения мотивационно-ценностной сферы будущего педагога-хореографа.




Дата: 2019-05-29, просмотров: 246.