ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 


                                                        -ЗАПОМИНАНИЕ                                         ЗНАНИЯ

 

 


- ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

 

Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем орга­низованного наблюдения, слушания речи педагога, чтения текста учебни­ка, практической деятельности. Их сочетание обеспечивает основатель­ную переработку сущности изучаемого. «Живое созерцание» изучаемого материала не будет результативным, если ученики не проявляют интерес к учебному материалу, не видят его практической значимости, не могут свя­зать его в уме с имеющимися знаниями и опытом. Вот почему опытные педагоги перед сообщением (показом) нового материала стремятся вызвать интерес к нему, показать его значимость с усвоенным, а также прак­тическим опытом обучаемых.

Восприятие органично связано с анализом учебного материала, который заключается в мысленном его расчленении на составные части, выде­ление в нем главного, соединяющего эти части воедино, включение изу­чаемого в систему имеющихся знаний. Проведенные таким образом анализ и синтез материала, его сравнение, обобщение и конкретизация оказыва­ют большое влияние на развитие приемов, способов и операций мысли­тельной деятельности обучаемых.

Осмысливая учебный материал, обучаемые проникают в суть соответ­ствующих явлений и процессов, преодолевают трудности при усвоении их содержания. Вдумчивое осмысление — важный момент преобразования знаний в убеждения. В этой связи побуждение учеников глубоко осмыс­ливать изучаемое, целенаправленное руководство этой их специфической деятельностью являются необходимым условием повышения воспитатель­ного и развивающего эффекта процесса обучения.

Запоминание есть одна из сторон процесса памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобре­тенным ранее. Это необходимое условие обеспечения опыта индивида но­выми знаниями и формами поведения.

Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняются далеко не все то, что оказывает воздействие на наши органы чувств. При закрепле­нии учебного материала используется непроизвольное и произвольное за­поминание. Они обладают разными возможностями в закреплении зна­ний. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает у нас активную умственную работу над ним.

Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизволь­ного запоминания знаний в обучении показало, что одним из важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной моти­вации учебной деятельности. Это достигается за счет такой специальной организации системы учебных задач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего.

Произвольное запоминание - это продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых является само запоминание. В учебной работе обучаемым важно давать дифференциро­ванные задания: что именно и как запоминать.

Повышение эффективности произвольного запоминания обусловлено рациональным использованием его приемов. К ним относятся: составление плана заучиваемого материала, сравнение, классификация, система­тизация, воспроизведение (в форме пересказывания самому себе запоми­наемого содержания - «своими словами»).

Существует несколько попыток классификации уровней усвоения.

Одной из них является четырехуровневая классификация профессора В.П. Беспалько (1970):

Первый уровень - ознакомления. Для него характерно умение узнавать, опознавать, распознавать объекты изучения без сколько-нибудь глубоких знаний об их свойствах, характеристиках.

Второй уровень - репродукции. Соответствующая ему деятельность - воспроизводящая, репродуктивная. Овладев материалом на данном уров­не, учащийся может с большей или меньшей достоверностью воспроизве­сти текст учебника, пояснения преподавателя и т.д.

Третий уровень - гностических умений, представляющий более высо­кую ступень продвижения в учении. Предполагается, что учащийся умеет применять усвоенную информацию на практике для решения познаватель­ных задач по заранее усвоенному образцу.

Четвертый уровень - трансформации или переноса, который является наиболее высоким в предложенной классификации. Ему присуще прояв­ление творчества в деятельности обучаемого. Отходя от усвоенных образ­цов, учащийся демонстрирует умение осуществлять перенос знаний из одной предметной области в другую. В вопросе деятельности вырабатывается принципиально отличные от ранее усвоенных планы и программы приня­тия решений и действий.

Любая деятельность (профессиональная, военная, спортивная и др.) может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только спе­циальными знаниями, но и двигательными умениями и навыками.

В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рас­сматривать как приобретенную возможность выполнять двигательное дей­ствие. Она возникает на основе:

- знаний о способе (технике) выполнения физических упражнений, т.е. когда имеется психический (идеальный) образ - модель будущего действия;

- наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определенного уровня физической подготовленности;

- многократных повторений изучаемых действий.

С точки зрения управления движениями двигательные умения и навыки характеризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием. Это крайние характеристики способности осуществлять двига­тельное действие, между ними лежит определенный диапазон переходных возможностей.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ- это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Характерными признаками двигательного умения являются:

- Управление движениями происходит неавтоматизированно.

- Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

- Невысокая быстрота выполнения действия.

- Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утом­ления.

- Относительная расчлененность движений.

- Нестабильность действия.

- Непрочное запоминание действия.

- В процессе дальнейшего овладения двигательным действием уме­ние превращается в навык.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК- это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизировании, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыка:

- Автоматизированное управление движениями. Сознание освобож­дается от подробного контроля над каждым движением. Однако автомати­зация процесса выполнения движений не означает неосознанности дей­ствий. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи.

- Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движе­ний в единое целое.

- Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.

- Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать дви­гательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).

- Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (на­учившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).

Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменя­ется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овла­дения действием является двигательное умение, вторым - двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного на­выка бесконечен. Его основная задача — научить ученика свободно вла­деть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.

На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигатель­ные умения высшего порядка.

Эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигатель­ных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортив­ных играх и единоборствах они теснейшим образом связаны с интеллек­туальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, раз­гадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По су­ществу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения. Схематически процесс овладения двигательным действием от­ражен на рис. 7.1.

Деление на три уровня владения двигательным действием является ус­ловным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полез­но при определении образовательных задач.

От умений и навыков следует отличать привычки. Привычки — это усвоенное в процессе какой-либо деятельности действие, ставшее потреб­ностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека. Привыч­ки бывают положительные и отрицательные. Двигательные привычки — это автоматически совершаемые движения, не связанные с целенаправ­ленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно.

 

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.