Принципы сознательности и активности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эти принципы предусматривают определение путей творческого со­трудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности. Его сущность заключается в фор­мировании у индивида устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопозна­нию и самосовершенствованию. В связи с этим одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности за­нимающимся.

Из практики физического воспитания и спорта известно: если занима­ющиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потреб­ности и интересы в учебно-воспитательном процессе, то его эффектив­ность будет высокой. Поэтому изучение мотивационной сферы индивида, его интересов в сфере физической культуры является важным аспектом формирования сознательности и активности. Современные исследования показывают, что в процессе формирования потребностей индивида в вы­сокой двигательной активности существенную роль играют три основных фактора. В первом, наиболее сильном по своему влиянию факторе отра­жено влияние спортивных традиций в семье (активные занятия физичес­кими упражнениями членов семьи, личный пример родителей, а также воздействие личности преподавателя, его авторитета и уровня профессио­нальной компетенции). Второй фактор отражает взаимосвязь мотивацион­ной сферы и ожидаемых результатов от занятий физическими упражнени­ями (снижение жировой массы и повышение мышечного компонента состава тела, гармоничное телосложение, отвечающее современным эстетическим требованиям). Таким образом, влияние второго фактора на мотивационную сферу помимо биологических потребностей в двигательной активности индивида обусловлено динамикой результатов, определяющих долгосрочные цели занятий. Третий фактор отражает общие закономерности развития и самоорганизации живых систем, определяющие комплексность воздействия культурных, социальных факторов и биологических потребностей индивида в процессе формирования сознательности и активности.

Перед коллективом и конкретной личностью могут ставиться перспективные (лонгитудинальные) и текущие (ближайшие) цели. В качестве перспективных целей для контингента учащихся могут быть выполнение норм спортивного разряда, включение в состав сборных команд. Текущи­ми целями могут быть овладение техникой упражнения, достижение опре­деленного уровня развития физических способностей. Вместе с тем важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимаю­щихся ответы на вопросы: «почему?», «каким образом?», «в каком объе­ме?». Осмысленное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и рост духовности занимающегося. При этом педагогу необходимо учитывать состояние занимающихся. Состоя­ние ожидания новой информации, интерес к ней, безусловно способству­ют повышению продуктивности занятия. В то же время информационная пресыщенность индивида может стать серьезным препятствием в учебно-воспитательном процессе.

С целью формирования сознательного отношения индивида к занятию необходимо стимулировать его потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности. Для этого необходимо планировать в учебно-воспитательном процессе целенаправленные зада­ния по развитию способности к оперативному анализу состояния (с ис­пользованием методик экспресс-контроля САН, КОНТРЭКС), умению находить ошибки в технике движений, причины их возникновения и пути устранения. В процессе совершенствования этих способностей занима­ющиеся должны сопоставлять субъективные ощущения по силе, скорос­ти, времени и другим параметрам движения и состояния организма с оценкой, получаемой от преподавателя. В этих занятиях целесообразно использование приемов идеомоторной тренировки, а также тренажеров с обратной связью, обеспечивающих получение оперативной информа­ции о качественных и количественных параметрах выполняемых физиче­ских упражнений.

Активизация деятельности индивида предполагает целенаправленное формирование его индивидуальной позиции в процессе освоения ценностей физической культуры. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество. Существенную роль в раз­витии занимающихся играет пробуждение у них интереса к занятиям, си­стематическая оценка и поощрение достигнутых результатов, организация индивидуальных самостоятельных занятий. В этом процессе важно определить оптимальную меру баланса взаимодействия преподавателя и зани­мающегося, поскольку два крайних проявления управленческой роли пре­подавателя — чрезмерное доминирование и недостаточная требовательность связаны с проявлением активности индивида. Немаловажную роль здесь играет авторитет преподавателя, уровень его профессиональной компетент­ности. Опыт показывает, что высокий авторитет преподавателя обеспечи­вает харизматическую веру занимающихся в его профессиональные знания и способствует повышению темпов освоения заданий. И, наконец, боль­шое стимулирующее влияние на активность занимающихся оказывает выполнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических приемов. В различных современных формах активного досуга (шейпинге, степ-аэробике, ритмической гимнастике) с целью повышения эмоцио­нальности, а также регулирования вегетативных функций организма ши­роко используются методические приемы, предполагающие подбор музы­кального сопровождения различной целевой направленности. Композиция, темп, мощность звука фонограммы в совокупности определяют степень психофизиологического воздействия на занимающихся. Темповая, рит­мичная музыка современных танцевальных направлений значительно по­вышает активность занимающихся, мобилизует их моторную и вегетатив­ную функции к интенсивной деятельности, а также определяет ритм двигательных действий.

Принцип наглядности

Реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных действий, биомеханических закономерностей их построения. Он пре­дусматривает формирование у занимающихся точного чувственного об­раза (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физичес­ких способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом по совокупности ощущений, поступающих от других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Основны­ми формами чувственного познания в реализации принципа нагляднос­ти являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения отра­жают отдельные свойства физических упражнений (например: быстро, сильно, медленно, слабо и т.д.). В результате многолетних тренировок квалифицированные спортсмены приобретают способность к тонко диф­ференцированным ощущениям при выполнении специализированных двигательных действий. Под восприятием принято понимать процесс целостного отражения изучаемого двигательного действия (например: бег, прыжки, плавание). И, наконец, представление характеризуется мысленным воспроизведением двигательной деятельности. В практике спорта представление физических упражнений, их многократное мыс­ленное повторение используют как методический прием идеомоторной тренировки.

В процессе построения концептуального образа разучиваемого дей­ствия важную роль играет объем сенсомоторной информации, хранящей­ся в памяти индивида. Он является предпосылкой к формированию та­ких сложно дифференцированных тактильных восприятий, как «чувство воды», «чувство весла», «чувство мяча» и т.д. Чем богаче чувственный образ, тем выше интерес занимающихся к изучаемому действию, тем быстрее формируются на его основе двигательные умения и навыки. В практике занятий физическими упражнениями реализация принципа на­глядности предусматривает комплексное использование прямой и опос­редованной форм наглядности. Наряду с общепедагогическими средствами (натуральный показ двигательного действия, имитационный показ его частей и движения в целом, его образное описание, демонстрация и раз­бор ошибок - формы прямой наглядности), целесообразно использова­ние кинограмм и видеозаписей, таблиц, диаграмм - опосредованные формы наглядности, а также специализированных средств направленно­го воздействия на функции сенсорных систем (технические средства обу­чения, свето-, звуколидеры, тренажеры с обратной связью). Их комп­лексное использование в учебно-воспитательном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала.

При использовании комплексных форм наглядности необходимо учи­тывать ряд положений. Эффективность применения тех или иных средств обусловлена индивидуальными особенностями восприятия (доминирова­нием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственно­го или словесно-логического восприятия). Степень и характер примене­ния наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста, пола, подготовленности и типологических особенностей нервной систе­мы занимающихся. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно-воспитатель­ного процесса.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 252.