Глава 7 ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при вза­имодействии педагога и ученика. Деятельность педагога называется пре­подаванием, деятельность учеников — учением.

Процессы учения и преподавания представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные, формы деятельности, в которых функции педагога и учеников строго разграничены. Функция педагога — передача знаний, умений, навыков, руководство процессом их усвоения, развития и воспи­тания занимающихся. Функция учеников — восприятие, осмысление, переработка знаний, накопление двигательного опыта.

Специфика обучения в физическом воспитании состоит в том, что основным предметом являются разнообразные двигательные действия. При их освоении формируются знания, двигательные умения и навыки, необ­ходимые во всех сферах человеческой деятельности.

Способность человека приобретать знания и овладевать умениями и навыками называют обучаемостью. Каждый человек обладает разной сте­пенью обучаемости: один быстрее осваивает изучаемое двигательное дей­ствие, другой — медленнее. Способность к обучаемости обусловлена сле­дующими факторами:

- сложностью изучаемого упражнения (количеством движений и фаз, сложностью его ритмической структуры действия);

- двигательной одаренностью индивида;

- накопленным двигательным опытом;

- половозрастными показателями;

- эффективностью применяемых методов обучения и активностью самих занимающихся.

 

7.1. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения

Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в про­странстве и во времени.

В процессе обучения двигательным действиям человек должен овла­деть их кинематическими, динамическими и ритмическими параметрами.

Овладение двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения.

Знания принято рассматривать как обобщенное отражение в человечес­ком сознании объективного мира, окружающей действительности. •

В процессе обучения занимающиеся приобретают различные знания. К ним можно отнести следующие:

- о социальной сущности и роли физического воспитания и спорта;

- об организме человека и влиянии занятий физическими упражне­ниями на него;

- о режиме дня, отдыха, питания, сна, гигиене одежды, обуви при занятиях физическими упражнениями;

- о технике и тактике, о требованиях к ним в различных видах спорта;

- о методике обучения двигательным действиям и развития физических способностей;

- о правилах поведения на занятиях, страховке, мерах предупреждения травматизма:

- о правилах и судействе соревнований, об оборудовании, уходе за инвентарем, подготовке мест занятий;

- о методике и организации самостоятельных занятий, о самоконт­роле и т.д.

Знания являются важным инструментом познавательной и практичес­кой деятельности в области физического воспитания, спортивной трени­ровки, физической рекреации. Расширение объема и повышение качества знаний содействует: реализации принципа сознательности в обучении; вос­питанию познавательной активности занимающихся, их творческого от­ношения к выполнению учебных заданий.

Обычно выделяют два тесно взаимосвязанных вида знаний:

1. Наглядно-чувственные знания. Они выступают в форме различных представлений (зрительных, слуховых, вестибулярных, осязательных и прочих). На основе представлений формируется общий образ изучаемого действия или несколько отдельных образов, каждый из которых будет от­ражать какой-либо элемент изучаемого упражнения. Это элементарный уровень знания. Например, образ техники низкого старта будет состоять из представлений о положении тела и отдельных его частей на старте, во время выбегания со стартовых колодок, о направлении, амплитуде, дли­тельности, темпе и ритме движения.

На начальном этапе обучения ведущими в этом комплексе представле­ний являются зрительные процессы. По мере повышения уровня овладе­ния действием главная роль в управлении движениями постепенно перехо­дит к кинестетическим процессам.

2. Словесно-логические знания. Они выступают в форме понятий, зако­нов, закономерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущ­ности техники физических упражнений, ее характеристик и др. Это уже более высокий уровень знаний.

Процесс освоения знаний складывается из восприятия учебного ма­териала, его осмысления, закрепления в памяти и применения на прак­тике. Между названными этапами существует диалектическая взаимо­связь:

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.