Культурологический аспект проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культура человека зарождается с самого начала его формирования. Человек по своему биологическому происхождению является органичес­кой частью природы — позвоночное, теплокровное, прямоходящее суще­ство, беспомощное, пока еще не обладающее достоинствами homo sapiens — «человека разумного». Больше того, он, будущий «царь природы», во многом уступает своим «младшим братьям» — не такой сильный, как му­равей, видит хуже, чем сова, бегает медленнее, чем леопард, менее вы­нослив, чем верблюд, и т.п.

Животные, как правило, через несколько минут после рождения уже могут самостоятельно вставать, двигаться находить «пункт питания».

Человеку все это недоступно. Необходимые физические силы для эле­ментарного передвижения по земле в вертикальном положении он приоб­ретает только через много месяцев, а необходимые ему двигательные на­выки (на элементарном уровне) — через много лет и то только с помощью других, взрослых людей. Эти процессы начинаются, правда, с первых дней его жизни, но протекают крайне медленно. Животные к 3—5 годам достигают половой зрелости и могут зачать потомство. Человеческий дете­ныш в это время еще находится на стадии раннего детства, хотя его двига­тельная активность достаточно велика, отражает «зов природы» и реализу­ется в форме игр, единоборств, различных развлечений спонтанного характера.

Но именно к этим годам у ребенка уже сформированы основы его психики, характера, минимального количества простейших двигательных навыков и их элементарный уровень.

Однако все это пока еще в основном «работа» природы, генетики, реализация природной «данности». Уровень и объем «обработки», «возде­лывания» ребенка извне пока еще очень невелик, но он крайне необходим и важен для его постоянного развития «вперед и вверх».

В этот период ребенок функционирует на уровне поведения, в основе которого лежат условные и безусловные рефлексы: он пока еще не вышел на уровень деятельности, но именно в этот период складываются помимо всего прочего привычки, которые впоследствии станут «натурой» челове­ка. Это положение имеет чрезвычайно важное значение для формирова­ния в будущем потребностей, а значит, и деятельности по их реализации.

Все это в полной мере относится и к механизму формирования культу­ры личности вообще и ее физической культуры в частности. Привычка (например, чистить зубы, умываться, делать зарядку) постепенно, на протяжении многих лет превращается в потребность, культуру человека. Она начинает формироваться в семье, затем углубляется в дошкольных учреждениях, продолжает совершенствоваться в школе, средних и высших учебных заведениях, в армии, на производстве.

Воспитание осознанной потребности в занятиях физическими упраж­нениями и другими видами двигательной деятельности — одна из самых главных и важнейших проблем в сфере физической культуры.

Уровень физической культуры лиц молодежного возраста определяется ее предшествующим опытом, уровнем неспециалъного физкультурного образования и реальной потребностью в двигательной деятельности. Она реализуется в процессе организации и проведения учебных занятий в сред­ней и высшей школе, физической подготовки в армии самостоятельных занятий рекреационной направленности и в процессе напряженных спортив­ных тренировок в сборных командах различного уровня.

Важнейшее значение имеет формирование объективной потребности взрослых в двигательной деятельности. Все внешние воздействия со сто­роны специалистов могут не дать результатов, если сам человек не проявит достаточной инициативы и воли заниматься своим культурным ростом, физическим самосовершенствованием. Самовоспитание - важнейшая часть общего воспитания и всего процесса физического и духовного развития человека, в основе его лежит внутренняя потребность в самосовершен­ствовании личности. Но она возникает только при достаточно высоком развитии сознания, стремлении к самоутверждению, умении осуществ­лять самооценку и самоанализ.

Главным механизмом сверхприродного, культурного развития являет­ся процесс разрешения динамичного противоречия между человеческими постоянно возвышающимися потребностями и неизбежно усложняющейся в этом случае человеческой деятельностью. Отсутствие потребностей или невозможности их удовлетворения в процессе деятельности означает стаг­нацию, застой, в развитии или даже движение вспять, снижение уже до­стигнутых результатов. Это хорошо видно в спорте. Если человек, полу­чивший данный спортивный разряд, не испытывает потребности получить более высокий или в силу различных причин не в состоянии осуществить тренировочную деятельность на уровне более высокого спортивного разря­да, то он постепенно теряет свою спортивную квалификацию и опускается на уровень более низкого разряда.

К началу первого периода зрелого возраста в основном заканчиваются участие мужчин и женщин в спортивных соревнованиях высокого ранга и тренировочный процесс к ним. Основная масса бывших спортсменов либо переходит на тренерскую работу, либо становится деятелями сферы ме­неджмента и маркетинга, либо пополняет ряды спортивных болельщиков, либо идет на работу в правоохранительные органы. Многие занимаются физическими упражнениями в сфере рекреации либо на производстве про­фессионально-прикладной физической подготовкой. Эти тенденции остаются и во втором периоде зрелости людей. Состоятельная часть людей зрелого возраста посещает различные тренажерные залы, плавательные бассейны, русские бани, финские сауны. Основная их установка - укрепление здоровья, сдерживание процессов инволюции.

В пожилом возрасте на первое место выходят индивидуальные и груп­повые рекреационные занятия, -как правило, либо в группах здоровья, либо дома и на природе (прогулки пешком, на лыжах, на лодках, бег трусцой, рыбалка и т.п.). Главная психологическая доминанта - сдерживание процессов инволюции, использование физических упражнений, различных, в том числе бытовых, видов двигательной деятельности в ка­честве лечебных и профилактических средств различных заболеваний (ос­теохондроза, склеротических проявлений, радикулита и т.п.).

В старческом возрасте объем двигательной деятельности резко сокра­щается. Чаще всего это связано с болезнями суставов ног, стенокардией, гипертонией и другими болезнями.

 

20.2. Общеподготовительное и рекреационное направления физической культуры взрослых

Среди взрослых культивируются все виды физической культуры, удов­летворяющие личностные и общественные потребности в таком виде куль­туры, как деятельность, направленная на физическое совершенствование. К ним относятся неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование (физическое воспитание), спорт, физическая рекреация, дви­гательная реабилитация, адаптивная физическая культура.

20.2.1. Неспециальное физкультурное образование взрослых (НФО)

Оно предполагает формирование каждым человеком своего собствен­ного представления об уровне своего физического развития, о степени владения двигательными навыками, знания элементарных основ методики своего физического совершенствования.

Это дает ему возможность самому разработать собственную программу физического развития и укрепления здоровья, методику ее выполнения. Этот вид образования может осуществляться самостоятельно, на основе изучения литературы, получения знаний из средств массовой информа­ции, консультаций со специалистами, в процессе занятий в группах здо­ровья, секциях, командах. Родители, основываясь на собственном опыте и объеме знаний, полученных в процессе самообразования, осуществляют такое образование своих детей, формируя у них двигательные навыки, развивая физические способности, помогают в овладении специальными физкультурными знаниями. Важно, чтобы это образование носило дей­ственный, реальный, а не декларативный характер.

Видом неспециального физкультурного образования является самоде­ятельная профессионально-прикладная физическая подготовка, посколь­ку она имеет целью овладение человеком знаниями, умениями и навыка­ми, необходимыми ему в данной профессии, развития специфичных для нее физических способностей и удовлетворяет потребности повышения производительности труда, его качества и сохранения здоровья человека. Другими словами - она по своему содержанию и направленности полнос­тью совпадает с функциями неспециального физкультурного образования.

НФО осуществляется в процессе самостоятельной индивидуальной твор­ческой деятельности взрослых, а также в процессе физкультурных заня­тий, в армии, в производственных физкультурных коллективах и коман­дах, в группах здоровья, туристических походах, экскурсиях и т.п. Важными способами формирования НФО являются: чтение популярной литературы по вопросам физического воспитания, спорта, организации физкультурно-оздоровительной работы, физической рекреации и т.п. Образователь­ной информацией на уровне НФО люди обмениваются в процессе обще­ния, делясь своим личным опытом использования различных физкультурных занятий в целях укрепления здоровья (массажи, бани, сауны и т.п.). В известной степени к непрофессиональному физкультурному образованию относится профессионально-прикладная подготовка.

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Ее надо рассматривать в двух аспектах: а) как один из видов профессионального физкультурного образования; б) как один из видов неспециальное (непрофессионального) физкультурное образования (НФО).

В первом случае, являясь одним из разделов профессионального об­разования, она включена в систему теории и методики физической куль­туры, в которой отражается ее содержание, структура, специфические характеристики. Ее место и значение в общей структуре физкультурного образования определяется потребностями производства, характером и ус­ловиями труда, особенностями его технологии, требованиями к качеству его результатов.

В стране существует более 4 тысяч профессий и свыше 40 000 специ­альностей, и количество их постоянно увеличивается. По сути, каждая из них предъявляет свои специфические требования к работнику данной про­фессии, а порой оказывая на него неблагоприятное воздействие.

Поэтому возникает необходимость специальной физической подготов­ки работников любой профессии к его профессиональной деятельности.

Профессионально-прикладная подготовка — один из видов физкуль­турного образования, направленный на формирование физических качеств, двигательных навыков, знаний и умений, необходимых людям в их труде.

Этот вид деятельности способствует удовлетворению потребности лич­ности в совершенствовании телесных и психических способностей к выполнению ее специфических профессиональных функций, а также потребности общества в повышении производительности и качества результатов труда.

Цель ППФП - содействовать формированию и совершенствованию культуры движений в сфере профессиональной деятельности, снижению утомления в процессе работе и повышению качества результатов труда, а также сокращению времени адаптации к специфике профессиональной деятельности.

Задачи ППФП

- развитие физических способностей;

- формирование необходимых в данной профессии (специальности) двигательных навыков;

- воспитание воли, настойчивости, организованности, трудолюбия;

- создание основ для противодействия влияния неблагоприятных факторов и условий труда на человека;

- формирование теоретических основ знаний о роли и значения физической культуры для сохранения здоровья человека и повышения произво­дительности его труда.

На основе современных исследований проблем труда и профессиональной деятельности определяется рейтинг (последовательность степени важности, преимуществ), физических упражнений и других средств ППФП.

Для одних профессий приоритетными являются силовые или скоростно-силовые способности, для других - координационные, для третьих - выносливость, для четвертых - гибкость и т.п.

Нередко трудовая деятельность проходит в довольно сложных небла­гоприятных условиях, отрицательно действуют на человека (задымленность, вибрация, высокие или низкие температуры в зоне труда), или частая и резкая их смена (кузнецы, металлурги, шахтеры), задымленность, высо­кий уровень шума (ткацкое производство).

Все это необходимо учитывать при определении порядка и приорите­тов в развитии физических способностей.

Базой ППФП является общая физическая подготовка (ОФП). Чем она выше, тем лучше в физическом отношении подготовлен человек и тем быстрее развиваются его приоритетные для конкретной специальности физические качества и способности. Более того, на базе достаточно высо­кой ОФП быстрее и эффективнее формируются и развиваются специфи­ческие профессиональные двигательные навыки. Особенно большое зна­чение в этом аспекте имеет опыт, сформированный в сфере спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол и др.).

Теория и методика ППФП основывается на общей теории и методики физкультурного образования. В ППФП используются в основном те же средства, что и в ОФП, те же методы, методические приемы. Однако они реализуются в специфическом плане с учетом особенностей профес­сии, специальности, которая содержит характеристику данной профес­сии, ее специфику, требования к специалистам данного профиля и т.п. Из бесчисленного количества физических упражнений используются по преимуществу такие, которые развивают физические качества, необходи­мые в данной профессии. МЧС — лазанье, преодоление препятствий, упражнения, развивающие силу, силовую выносливость, быстроту. Для ППФП подразделений правоохранительных органов используются такие виды спорта, как различные виды борьбы, бокса и т.п.

Содержание ППФП излагается в учебных программах по теории и ме­тодики физической культуры и в практическом аспекте ориентируются на специфику конкретных профессий. Но поскольку профессий сотни и ты­сячи, то они сводятся в определенный блок (газовики и нефтяники, мон­тажники, такелажники и грузчики и т.п.).

Физкультурное образование по ППФП получают специалисты в про­цессе обучения в средних и высших специальных физкультурных заведени­ях, после окончания которых они могут работать по ППФП на предприя­тиях, в фирмах, учреждениях и т.п. в качестве инструкторов, методистов, организаторов работы в данном направлении.

Что касается непосредственных членов производственных коллекти­вов, различных учреждений, учебных заведений, сфер обслуживания, подразделений медицины и т.п. личного состава вооруженных сил, команд и подразделений пожарных и др., то их ППФП осуществляется либо под руководством специалистов, имеющих соответствующее образование, либо самостоятельно, индивидуально по системе неспециального (непрофесси­онального) физкультурного образования.

Его содержание формируется на основе личного опыта профессиональ­ной деятельности или опыта других, в процессе наблюдений, информа­ции, полученной из газет, журналов, телевизионных или радиопередач, а также в процессе индивидуальной или групповой рекреационной деятель­ности. Но поскольку сбор, обработка, систематизация и реализация всей этой информации, полученной из различных источников, носит несисте­матический, порой случайный характер, то практический эффект ее весь­ма высок.

Дело усугубляется еще и тем, что в этом случае, как правило, информация ложиться на слабую теоретическую платформу или ее полное отсутствие.

Все это приводит к тому, что процесс адаптации человека и своей профессиональной деятельности затягивается, совершенствование профес­сионально-прикладных навыков осуществляется медленно, человек быстрее устает в процессе работы и медленнее восстанавливается, а качество результатов его профессиональной деятельности остается на довольно низ­ком уровне. Это часто отражается и на величине заработной платы, а порой и в увольнении работника в связи с его профнепригодностью.

20.2.2. Физическая рекреация

Физическая рекреация (рекреация - отдых, развлечение) — исполь­зование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. Особенностью ее является полное подчинение интересам, вкусам, наклонностям данного человека или группы людей. В связи с этим - полная свобода выбора вида и характера занятий, их периодичности и про­должительности, времени суток, содержания, средств, методов и форм организации. Здесь человек сам конструктор и архитектор, методист и тренер, контролер и ответчик. Все это как раз и является одним из крите­риев и показателей его общей и физической культуры.

Общая цель физической рекреации укрепление физического и психи­ческого здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физи­ческого труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от лич­ных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в крат­ковременной реализации отдыха в течение 5—15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец занятия в конце неде­ли, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на дея­тельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом — смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник — в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способ­ствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выпол­няют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широ­ко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).

Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса явля­ются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти заня­тия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мус­кулатуру, убрать живот и т.п. Женщины — быть стройной, гибкой, изящ­ной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную поход­ку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с ис­пользованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспанде­ры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им так же помогают физические упражнения.

Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции так же является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохране­нию его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людь­ми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упраж­нениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возмож­ность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнени­ями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это отно­сится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве, этому способствует физической рекреации.

Многим видам физической рекреации сопутствует большое удоволь­ствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различны­ми играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмо­циональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по ини­циативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

Развитие индивидуально привлекательных физических способностей. Одни - «качают» силу, другие развивают по преимуществу гибкость, тре­тьи - выносливость и т.д. В целом же люди развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них - гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п.

За последние годы появились новые увлечения, которые носят рекре­ационный характер - дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэро­бика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Занятия им организуются в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фаб­риках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, раз­личных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предель­ных показателей в двигательной деятельности.

Физическая рекреация может осуществляться в организованных фор­мах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям лю­бой общественной среды - одиночек или группы людей, их пола, воз­раста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из крите­риев культуры личности.

В официальных документах, в сообщениях средств массовой инфор­мации эту область деятельности часто называют массовой физкультурой. Это неверно. Во-первых, самой массовой является та деятельность по физической культуре, которая осуществляется в учебных заведениях и ар­мии. Именно там присутствует масса. Во-вторых, физическая рекреация должна ориентироваться не на массу, а на каждого человека, исходя из его вкусов, интересов, наклонностей, и именно он лично определяет виды, формы, продолжительность занятий физическими упражнениями.

Можно согласиться с тем, что существуют массовые формы физической культуры, которые ориентированы на привлечение большого количества людей как в качестве участников, так и зрителей (спартакиады, забеги, праздники и т.п.). Они выполняют важную агитационно-пропагандистс­кую функцию, способствуют вовлечению в занятия двигательной деятель­ностью многих людей.

В сфере физической рекреации используются общие методы, однако с акцентом на индивидуальные особенности (пола, возраста, наклоннос­тей, вкусов, состояния здоровья и степени физического развития занима­ющихся) и строгим дозированием нагрузки. Особое значение при инди­видуальных занятиях физическими упражнениями и в группах старшего и пожилого возраста, в специальных медицинских группах в местах обще­ственного отдыха и лечения приобретает постоянный самоконтроль и регу­лярный медицинский контроль.

Основными формами занятий физическими упражнениями взрослых в рекреации являются: гигиеническая гимнастика, шейпинг, аэробика, прогулки (на лыжах, велосипедах, пешком), туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, производственная гимнастика, плавание, катание на коньках, различные игры с мячами (футбол, волейбол, тен­нис), воланами (бадминтон), шарами (биллиард) и т.п.

Все виды и формы физической рекреации осуществляются на дому, в спортзалах, бассейнах, саунах, клубах, местах отдыха, на производствен­ных предприятиях, в местах отдыха и лечения, во время службы в армии.

Людям старшего и пожилого возраста следует уделить больше внима­ния дыхательным упражнениям, локомоциям, быть предельно осторож­ными с упражнениями, связанными с наклонами, резкими движениями, вращениями. Продолжительность бега может быть от 5 до 30 мин, рассто­яние от 1 до 5 км. При появлении одышки упражнения следует немедлен­но прекратить и восстановить нормальное дыхание или обратиться к врачу.

В группах здоровья целесообразно использовать комплексно различ­ные виды упражнений (гимнастика — легкая атлетика — игры).

Одна из главных задач физической культуры в пожилом и старческом возрасте — сдерживание старения, процессов инволюции в организме,

создать основы для нормальной, активной по возрасту деятельности человека.

Для пожилых людей весьма важно сохранить и проявлять доброжелательность, положительные эмоции, «держать себя в руках», не поддаваясь пессимизму, который возникает из-за недугов, частичной потери обще­ния, неустроенности жизни. Необходимо беречь родственные связи и дру­зей, коллег, бороться с чувством одиночества, отчужденности.

В решении многих из этих проблем огромное значение имеет физическая рекреация, ибо она связана с положительными эмоциями, с удоволь­ствием от движений, с общением, радостью бытия, несмотря на трудности и проблемы. Это не означает, что она в полной мере решает их, но она помогает в значительной степени снизить их негативное воздействие на по­жилого человека, не замыкаться в себе, на своих бедах и неприятностях.

Важное значение для пожилых людей имеет уровень их фактического неспециального физкультурного образования, т.е. совершенствования их физических способностей, двигательных навыков как бытовых (ходьба, бег, плавание), так и более сложных (езда на велосипеде, гребля и т.п.), зна­ние элементарных, простейших основ теории и методики физической рек­реации, гигиены, режима труда, питания, отдыха. Двигательная деятель­ность, посильный бытовой труд (уборка снега, заготовка дров, работа на садоводческом участке) имеют важнейшее значение для сохранения здо­ровья и борьбы со старением.

Физические упражнения и двигательная деятельность в целом благо­творно влияют на психику, на все вегетативные функции — газообмен, пищеварение, сердечно-сосудистую и выделительную системы, железы внутренней секреции. Они создают основу для здорового образа жизни, помогают бороться с вредными привычками и увеличивают способности организма сопротивляться утомлению и болезням.

Наиболее общими положениями методики физических упражнений, которыми совершенно необходимо руководствоваться пожилым людям, являются следующие.

Перед началом занятий гигиенической гимнастикой необходимо на­строиться, расслабить мускулатуру, провести несколько дыхательных дви­жений и потягиваний. Чередование упражнений для рук, ног, туловища, начиная с мелких и постепенно вовлекая крупные группы мышц (например, начиная с упражнений для шеи, кистей рук, а позднее — для рук, ног, туловища). Повышать и снижать нагрузку следует постепенно, пик ее должен быть в середине или в самом начале последней трети занятий.

Этими рекомендациями необходимо в общих чертах пользоваться и при всех других занятиях физическими упражнениями (бег трусцой, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).

Недопустимы максимальные нагрузки, появления глубокого чувства усталости, изнурения («ноги-руки дрожат»), чрезмерные эмоциональные нагрузки, натуживания, быстрые изменения позы, повороты, наклоны, ускорения. Драматизм старости заключается в том, что желания сохраня­ются, а возможности угасают, поэтому нельзя увлекаться, переоценивать свои возможности, ибо это ведет порой к трагическим последствиям (ин­сульты, инфаркты, разрывы мышц и связок, переломы).

Физические упражнения, любые виды двигательной деятельности сле­дует сочетать с водными и закаливающими процедурами (душ, ванна, ку­пание), массажем, тепловыми процедурами (сауна, русская баня).

Недопустимо активное занятие пожилых людей физическими упраж­нениями без постоянного врачебного контроля и самоконтроля, их гра­мотного, сознательного отношения к состоянию своего здоровья. В со­держание самоконтроля входят общеизвестные положения — наблюдение за самочувствием, сном, аппетитом, весом, частотой сердечных сокра­щений (пульс). В покое он составляет 60 - 80, а при пике нагрузки 100— 120 уд/мин. Весьма интересно и полезно вести дневник самоконтроля, в котором фиксировать динамику функционирования организма, необыч­ность субъективных ощущений.

Большую популярность имеют у людей зрелого возраста и молодых индивидуальные, самостоятельные занятия физическими упражнениями (аэробика, шейпинг, бег трусцой, атлетическая гимнастика). Они прово­дятся в домашних условиях, в учреждениях и на предприятиях, в трена­жерных залах и бассейнах. Их содержание и форма подбираются по вкусу самих занимающихся и проводятся в удобное для них время.

Особенно важное значение здесь приобретает умение контролировать нагрузку, «слушать» свой организм, постоянно осуществлять самоконтроль и вовремя обращаться за консультацией к специалисту или врачу, Элементарной формой самоконтроля является наблюдение за пульсом, его нормальными (в покое) и максимальными величинами, У человека среднего возраста и среднего физического развития они составляют от 63 уд/мин в покое до 140-160 (у пожилых до 130-140) уд/мин после нагрузки. Кроме этого, весьма информативной является методика подсчета пульса спустя 1, 3, 5 мин после окончания занятий физическими упражнениями. При нормальной, не болезненной реакции частота пульса постепенно снижа­ется и после 3-5 мин покоя приходит в норму.

Индивидуальные занятия проводятся в полном соответствии с состоянием здоровья, степенью физического развития, полом, возрастом зани­мающихся. В настоящее время существует обширная литература, в кото­рой излагаются вопросы содержания, методики самостоятельных занятий.

В занятиях, в которых преследуется цель увеличения мышечной мас­сы, используются средние отягощения (50-60% от максимально возмож­ных), позволяющие выполнить упражнение 5-7 раз. Для увеличения силы мышц целесообразно использовать отягощения 75-85% от максимально возможного и выполнять движения 2-3 раза. Для снижения объема жиро­вой ткани в теле целесообразно использовать небольшое отягощение (20-40% от максимума) и выполнять в быстром темпе 10-12 движений. Каж­дое упражнение выполнять в 2-4 подходах. Для женщин целесообразно использовать упражнения на «растягивание», ритмические под музыку, с предметами на голове, у балетного станка (стула, стола, стенки), по возможности перед зеркалом. Это позволяет совершенствовать осанку, уве­личивать гибкость, подвижность в суставах, гармоничность и пластичность движений.

Каждому занимающемуся целесообразно и интересно вести дневник самоконтроля, в котором он отмечает свое самочувствие, динамику раз­вития физических способностей (силы, гибкости, выносливости), сон, аппетит, объемы частей тела (рук, ног, талии, груди). В дневник можно записывать самозадания (план) на занятия физическими упражнениями и подводить итоги за неделю, месяц, год.

Одной из важных проблем, которые решает человек в течение рабоче­го дня, является сохранение физической и умственной работоспособнос­ти, противодействие психическому утомлению. Одним из важнейших средств ее решения является смена характера деятельности, отвлечение от ее профессиональных видов и форм, переключение на другие виды. По­этому существуют различные виды занятий физическими упражнениями, имеющие сугубо рекреационный характер. К ним относятся вводная гим­настика, физкультпаузы, физкультминутки, занятия физическими упраж­нениями в обеденный перерыв и после работы.

В достаточно богатых учреждениях, на предприятиях существуют спе­циальные места для таких занятий, оборудованные инвентарем и оборудо­ванием (площадки для игры в волейбол, столы для настольного тенниса, тренажеры, велоэргометры, бильярд).

Вводная гимнастика проводится в течение 5-10 мин перед началом работы. При подборе упражнений в ней ориентируются на характер труда и биомеханику трудовых действий и движений, характер рабочих поз. Поэтому включаются упражнения, способствующие быстрейшей адаптации, врабатываемости, повышающие физиологические функции организма.

Физкультпаузы и физкультминутки вводятся для предупреждения раз­вития утомления и действуют по механизму смены вида деятельности. Они проводятся за час-два до обеденного перерыва или окончания рабочего дня и способствуют улучшению функционального состояния организма, под­держиванию внимания, позволяют снизить неблагоприятное влияние ра­бочей позы («расправиться, потянуться»), снизить влияние гиподинамии, обездвиженности. Необходимо заранее определить время рабочего дня, когда выполнение движений даст наилучший эффект. Влияние упражнений усилится, если они будут сопровождаться музыкой. Необходимо учитывать пол, возраст и степень физической подготовленности занимающихся.

Упражнения выполняются в медленном или умеренном темпе, с глу­боким и акцентированным на выдохе дыхании. Их комплексы целесооб­разно менять один раз в месяц.

В ряде профессий невозможно сделать перерыв даже на 3—5 мин (дис­петчеры, машинисты). В таких случаях целесообразно провести два-три упражнения в течение 1—2 мин, направленных на те группы мышц, которые требуют смены характера их функционирования. Целесообразно использовать, с учетом рабочей позы и характера функционирования групп мышц, упражнения в потягивании, наклонах, поворотах, маховые дви­жения с широкой амплитудой.

В обеденный перерыв предпочтительно организовать активный отдых. В его содержание можно включить упражнения и игры. Комплекс может состоять из 5—7 упражнений, выполняемых в медленном или умеренном темпе вместе с глубоким и акцентированным дыханием, и ходьбы в тече­ние 10—20 мин. В качестве игр можно использовать бадминтон, настоль­ный теннис, бильярд. Игры заканчивать за 5—10 мин до конца обеденно­го перерыва. В содержание активного отдыха можно включать водные процедуры, самомассаж, аутотренинг.

После работы также в целях перемены вида деятельности и рекреации (в широком смысле слова), либо на рабочем месте, либо в специально отведенных помещениях (площадках, бассейнах, тренажерных залах, в профилакториях) полезно заняться физическими упражнениями, играми, развлечениями в свое удовольствие и по своему вкусу. Это могут быть как организованные, так и самостоятельные занятия, групповые или индиви­дуальные. Они могут с достаточной эффективностью проводиться и дома, тем более если есть видео или магнитофонные записи упражнений (шей-пинг, аэробика, цигун) ритмической и привлекательной музыки.

Большие возможности для физической рекреации имеются в домах и базах отдыха и санаториях. Там индивидуально или группами проводятся все указанные выше виды и формы занятий физическими упражнениями, играми, развлечениями. Преимущество заключается в том, что там боль­ше свободного времени и реальных возможностей для этого, включая пла­вание, терренкуры, пешие и лыжные походы, возможность заниматься в группах здоровья.

Спорт

Как самостоятельный вид физической культуры рассматривается: спорт высших достижений, «олимпийский», «элитарный» и, в сущности, профессиональный спорт. Его главная цель — раскрытие биологических ре­зервов, адаптационных возможностей организма на предельных или око­лопредельных уровнях. Его социально-политическое значение заключатся в утверждении престижа, соответствующего рейтинга национальных ко­манд. Вместе с тем он является важным средством международного обще­ния и сопереживания людей, взаимопонимания, борьбы за мир. Спорт в ряде случаев напрямую, непосредственно не отражает уровень культуры государства, которое представляют его спортсмены. Вместе с тем он дает возможность спортсменам любых по уровню развития культуры стран бо­роться за призовые места.

На первых ступенях профессионального спорта стоят специализиро­ванные детско-юношеские школы спорта (ДЮСШ), школы олимпийского резерва (ДЮСШОР) и другие организации. Несмотря на то что в них дается общее среднее образование, психологической доминантой учащих­ся является спорт.

Спортивные тренировки проводятся порой 2—3 раза в день и 5—6 дней в неделю. Это требует особого режима, настроя, организованности и воли, которые, не идут ни в какое сравнение с рекреационным спортом в вузах, армии, на предприятиях и учреждениях.

В последние годы в разряд элитного спорта вошел и спорт инвали­дов, по которому проводятся первенства стран и даже специальные Олим­пийские игры.

Профессиональные спортсмены участвуют в розыгрыше первенств своей страны, континентов, мира и Олимпийских игр. Структура спорта по его видам достаточно сложна: его средства, содержание, методы спортивной тренировки изложены в соответствующих главах данного учебника. Необ­ходимо только указать на то, что в существующей литературе есть различ­ные точки зрения на спорт, классификацию его видов, соотношение по­нятий физической культуры. Некоторые авторы, органы управления и средства массовой информации считают их однопорядковыми явлениями («физкультура и спорт»). С этим нельзя согласиться. Исходя из теории деятельности и реального положения можно утверждать, что элитный, профессиональный спорт является самостоятельным видом физической культуры. Он имеет свои специфические функции, свои структуру и функции, цели, задачи и место в сфере физической культуры. Он своими сред­ствами удовлетворяет такие конкретные потребности личности и общества, какие никакой другой вид физической культуры удовлетворять не может.

Рекреационный спорт не является самостоятельным видом физической культуры, поскольку он удовлетворяет те потребности общества и личнос­ти, которые лежат в сфере физической рекреации (перемена деятельнос­ти, активный отдых, удовольствие от движений и т.п.). Он не является видом профессиональной деятельности, им занимаются в свободное от непреложных занятий время, решая оздоровительные задачи, разумного использования досуга и физического совершенствования людей на опти­мальном уровне для их жизни и труда.

Двигательная реабилитация

Двигательная реабилитация (реабилитация — восстановление) удов­летворяет потребности людей в лечении различных травм, ушибов, пси­хических срывов в результате стрессовых ситуаций и т.п. Многолетний опыт, особенно опыт Великой Отечественной войны, показывает, что использование движений, физических упражнений, наряду с хирургичес­кими и фармацевтическими методиками, позволяет быстрее и эффектив­нее восстанавливать здоровье травмированных людей.

Первой особенностью двигательной реабилитации является прямая за­висимость ее средств и методов от характера, тяжести травмы и этапов лечения (начальный, последующий, завершающий).

Вторая особенность заключается в том, что специалист по физической культуре либо сам должен иметь медицинское образование, либо обеспечить регулярный и постоянный контроль врача по лечебной физкультуре. Вместе с этим необходимо обучать пострадавших методам осуществления самоконтроля. В содержание занятий включаются сведения из области неспециального физкультурного образования, общеразвивающие упраж­нения и специально, точно сориентированные на характер и состояние травмы или психического состояния больного.

На первом этапе реабилитации ставится задача постепенной адапта­ции организма и личности больного к ее средствам и методам. В дальней­шем идет реальное освоение и сознательное использование всего комплек­са процедур, связанных с лечением. В их число могут входить лекарства, движения, массаж, барокамера, тепловые процедуры (баня, сауна, ван­ны), физио- и электротерапия (соллюкс, искусственное солнце и т.п.).

Спецификой методики двигательной реабилитации является строгая регламентированность упражнений, точная дозировка нагрузки и отдыха, осторожное повышение нагрузки с учетом динамики состояния травмиро­ванного человека. На каждом занятии должен осуществляться грамотный педагогический и медицинский контроль.

Двигательная реабилитация может осуществляться в диспансерах, боль­ницах, госпиталях. В редких случаях, когда травмы не сложные и не требуют госпитализации, реабилитация может осуществляться и по месту жительства, в поликлиниках (амбулаторно).

Мотивы выбора способов использования своего свободного времени у людей связаны с уровнем их общей культуры, с творческими качествами личности, степенью ее социальной зрелости. Содержание и формы про­ведения досуга, использование в нем в разумных пределах физических уп­ражнений, игр, развлечений — показатель общей и нравственной культу­ры людей. Двигательная деятельность в свободное время характеризуется полной свободой выбора содержания, времени, места проведения заня­тий, их продолжительности, партнеров. В основе мотивации таких заня­тий лежат сугубо личные, индивидуальные вкусы, интересы, потребнос­ти. Весьма привлекательным является сочетание элементов игры и соревнования, простота инвентаря и оборудования, отсутствие строгого регламента. Однако, несмотря на все это, интерес к двигательной дея­тельности снижается.

Основными причинами снижения интереса людей к занятиям физическими упражнениями являются недостаточная физкультурная образованность, недостаток свободного времени или неумение рационально его организовать и использовать, отсутствие достаточно комфортных условий для занятий, слабое обеспечение спортивными базами, инвентарем и оборудованием, одеждой и обувью, неустроенность быта, серьезные экономические трудности и некоторые другие причины. Все это затрудняет внедрение физических упражнений в быт. Достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычку.

В конце XX века из двигательной реабилитации отпочковывались самостоятельная учебно-научная дисциплины «адаптивная физическая культура» (АФК), которая имеет свои цели, задачи, содержание, методы, структуру.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 294.